Динамика численности, структура популяции и состав пищи бурого медведя острова Итуруп

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:50, дипломная работа

Описание работы

Цели и задачи работы:
показать влияние химического загрязнения и антропогенного давления на экологию некоторых представителей ихтиофауны оз. Ханка в течение периода 2003-2009 г.г.
На основании цели исследования сформировались следующие задачи:
1) Изучить эколого-биологическую характеристику некоторых представителей ихтиофауны оз. Ханка.
2) Изучить влияние антропогенного давления на экосистему оз. Ханка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 4
1. Обзор литературы……………………………………………………………. 6
1.1. Физико-географическая характеристика острова Итуруп………… 6
1.2. Характеристика экосистемы оз. Ханка ……………………………...13
2. Материал и методы исследования...……………………………………... 15
3. Результаты исследования и их обсуждения…………………………...... 18
3.1. Видовой состав экосистемы, биологическая характеристика некоторых представителей ихтиофауны озера Ханка ………………… 18
3.1.1.Характеристика видов объектов исследования……………….. 18
3.1.2. Влияние антропогенного давления на экосистему оз. Ханка.. 20
3.2. Анализ экологического мониторинга на оз. Ханка за период с 2003 – 2009 г.г. ………….…………………………………………………….......... 26
3.2. 1. Оценка загрязнения оз. Ханка тяжелыми металлами и сточными водами ……………………………………………………….. 26
3.2.2. Экологический мониторинг состояния представителей ихтиофауны оз. Ханка ………………………………………………...... 32
4. Рекомендации по охране экосистемы оз. Ханка ………………….……. 38
Выводы….……………………………………………………………………. 39
Список литературы ...………………………………………………………. 40
Приложение 1 ……………………………………………………………….. 43
Приложение 2 ……………………………………………………………….. 54

Работа содержит 1 файл

КИРЬЯНОВ-Дипломная .doc

— 943.00 Кб (Скачать)

 

 

 

Водоросли

 

Высшие         растения

 

Детрит

 

Зоо-фитопланктон

 

 

 

 

 

3.1.2. Влияние антропогенного давления на экосистему оз. Ханка

В настоящее время воздействие человеческой деятельности, промышленного и браконьерского лова привело к значительному сокращению численности и видового состава рыб бассейна озера Ханка. Так, сельское хозяйство, используя ядохимикаты, минеральные удобрения подвергает загрязнению водоемы, что губительно действует на ихтиофауну. Определенное отрицательное влияние на численность рыб водоемов оказало рисоводство.  В пору наибольших его масштабов в Приморье (1970–1990 гг.) общая посевная площадь достигала 60 тыс. га, на которые закачивалось воды до 870 млн. куб. м/год. Тогда ежегодная потенциальная потеря уловов, по самым скромным подсчетам, оценивалась в 0,9–1,6 тыс. т. В последующие годы происходило сокращение посевных площадей вплоть до минимума в 2002 г. (5 тыс. га). В ближайшие годы, судя по всему, рисоводство начнет возрождаться. Уже к 2011 г. намечается расширение посевных площадей до 15 тыс. га. Это означает, что воздействие рисоводства на рыбное хозяйство будет усугубляться. Сильно загрязняют водоемы поверхностно-активные вещества, моющие средства, применяемые в быту и промышленности. Это загрязнение приводит к гибели планктонных организмов и замору рыб, замедляет естественное самоочищение водоемов.

На численность и видовой состав ихтиофауны озера Ханка влияет преднамеренное и непреднамеренное вселение рыб человеком.  Инвазии водных животных, в том числе рыб и беспозвоночных, осуществляемые стихийно или целенаправленно человеком в экосистему оз. Ханка, рассматриваются как элемент антропогенного давления на сообщество гидробионтов этого водоема. Вместе с тем, учитывая хозяйственную значимость объектов инвазии, их гастрономические качества и наличие в озере значительных недоиспользованных кормовых организмов фито- и зоопланктона, необходимо рассматривать возможность использования некоторых из этих вселенцев как объекты пастбищного рыбоводства и, в целом, увеличения рыбопродуктивности озера. До 1970-х гг. экспедициями ТИРХа, МГУ, Хф ТИНРО и ДВГУ вселенцев в оз. Ханка практически не отмечали. За период порядка 30 лет зарегистрировано не менее 7 видов рыб и 1 вид ракообразных: судак (Sander lucioperca), толстолобик пестрый (Aristichthysnobilis), толстолобик белый (Hypophthalmichthysmolitrix), лапша рыба (Protosalanx hyalocranius), охетобиус (Ochetobius elongatus), зеленый пунтиус (Puntius semifasciolatus), веслонос (Polyodon spathula), японский мохнаторукий краб (Eriocheirjaponicus). Кроме того, обнаружены украинские породы карпа – чешуйчатый и голый, японский цветной карп (кои), золотая рыбка (Carassius auratus), а также некоторые виды горчаков (подсем.Acheilognathinae) [1, 2, 5, 9, 26].

СУДАК. Вид интродуцирован в озеро на базе биообоснования сотрудников Центральной производственно-акклиматизационной станции Главрыбвода [15]. С 1971 по 1976 г. в Приморье завозилась живая икра из Куршского залива Балтийского моря. После доинкубации в оз. Ханка интродуцировано 425 тыс. личинок и молоди судак. С 1976 г. стал отмечаться нерест судака в озере. К настоящему времени произошла натурализация этого вида. Вылов судака в отдельные годы составлял: 1995 г. – 4.8 т, 1996 г. – 24 т, 1997 г. – 14 т, 1998 г. – 3.5 т. Объем его вылова сопоставим с выловом аборигенных хищников, например, таких как щука и амурский сом. По опросным данным судак в настоящее время спустился в район порта Маго (Нижний Амур), который находится на расстоянии около 1500 км от места выпуска, а поднялся вверх по Амуру до г. Благовещенска. В р. Сунгача отмечается молодь судака размером от 0.5 до 2 см, мигрирующая из оз. Ханка в р. Уссури. Ее количество оценивалось порядка 12 тыс. экз.[22, 23]. Численность судака в оз. Ханка подвержена значительной флюктуации и зависит от паводкового режима [17]. В настоящее время численность вида в Ханке стабилизировалась. Часто в уловах отмечается молодь судака длиной около 20 см. Из-за низкого уровенного режима р. Амур, припойменные озера, потенциальные места размножения судака, стоят практически без воды, поэтому значительного увеличения численности судака в ближайшее время в реке не предвидится. Есть опасения насчет влияния судака на численность покатной молоди тихоокеанских лососей (кеты, горбуши, симы), а также других видов рыб. Например, в Артёмовском водохранилище (р. Артёмовка, бассейн залива Петра Великого, Японское море) он полность уничтожил жилую форму симы, ленков и других видов рыб,  обитавших в водоеме. В общем виде судак вписался в рыбное население оз. Ханка и р. Амур, несмотря на наличие в этой системе большого количества аборигенных видов хищных рыб (верхогляда Chanodichthys erythropterus, желтощёка Elopichthys bambusa, окуня-аухи  Siniperca chuatsi, амурской щуки Esox reichertii, змееголова Channa argus и др.) и натурализовался, пройдя все стадии акклиматизации.

ПЕСТРЫЙ ТОЛСТОЛОБИК. Появление вида связано с деятельностью рыбоводных хозяйств КНР. Заметное увеличение численности вида в оз. Ханка отмечено с середины 1980-х гг. Рост пестрого толстолобика чрезвычайно высок. В Ханке отдельные особи по массе превышают 50 кг. Он образует довольно плотные скопления, особенно в зимнее время, и является объектом промысла. В конце 1990-х гг. суммарный вылов всеми видами лова, главным образом промышленным и браконьерским, пестрого толстолобика зимой достигал порядка 700–1000 т. Вместе с тем, нерест этого вида в озере не отмечен. Численность пестрого толстолобика в оз. Ханка целиком зависит от выпуска его молоди китайскими рыбоводами. В последние годы этот выпуск значительно сократился, и вид стал малочисленным. В целом пестрый толстолобик хорошо вписался в экосистему озера как  зоопланктофаг. Однако, в связи с тем, что его нерест неэффективен в бассейне водоема, численность данного вида легко регулировать. Пестрый толстолобик может считаться перспективным объектом пастбищного рыбоводства в озере.

БЕЛЫЙ ТОЛСТОЛОБИК. В озере существует собственное малочисленное стадо белого толстолобика. Вместе с тем, в озере имеются белые толстолобики, выпущенные китайскими рыбоводами. Нерестилища в бассейне оз. Ханка у белого толстолобика аборигенного происхождения незначительны, поэтому его естественная численность всегда была низка. Результаты интродукции показывают, что при соответствующих мерах регулирования промысла пестрого и белого толстолобиков пастбищное рыбоводство этих видов может оказаться перспективным. По расчетным данным, продукция рыб-зоопланктофагов в озере, при годовой соматической продукции массовых видов зоопланктона от 200 до 700 тыс. т и более, может составлять от 12 до 51.8 тыс. т. При этом на долю толстолобиков может приходиться минимум 6 тыс. т, а их суммарный вылов сможет составлять не менее 1.5 тыс. т ежегодно. Однако есть опасность, что при очень высокой концентрации толстолобиков в озере они станут основным лимитирующим фактором для аборигенных промысловых видов рыб-пелагофилов (верхогляда, монгольского краснопёра и др.), у которых икра и личинки развиваются  толще воды.

ЛАПША-РЫБА. Этот вид обитает в Корее и умеренных водах Китая, как в морском прибрежье, так и эстуариях и пресных водах. В Китае его расселяют по озерам и водохранилищам. Достигает около 15 см длины. Впервые лапша-рыба отмечена в оз. Ханка в 2006 г. Численность вида в короткий срок значительно выросла и уже в настоящее время при обловах прибрежной части акватории довольно часто встречается молодь размерами 6–8 см. По опросным данным, в текущем году поздней весной лапша-рыба образовывала скопления, облавливаемые  местным населением сачками. Роль этого вида пока не ясна. Вместе с тем, рыба рано начинает вести хищный образ жизни. Есть опасения, что объектами питания лапши-рыбы станут личинки и мальки аборигенных промысловых видов рыб, что может значительно подорвать их запасы. Благодаря высокому уровню воспроизводства, лапша-рыба активно завоевывает различные биотопы озера, встречаясь не только в самом озере, но и на рисовых чеках и в реках, впадающих в Ханку. Известны единичные случаи поимки таких рыб, как охетобиус (обнаружен в 1975 г.), зеленый пунтиус (обнаружен в 1987 г.), веслонос (обнаружен в 2009 г.), золотая рыбка  (обнаружена в 1990х гг.).

КАРПЫ И ГИБРИДНЫЕ ФОРМЫ С САЗАНОМ. Появление в озере карпов и гибридных форм карпа с сазаном в разных сочетаниях связано, прежде всего, с деятельностью Ханкайского рыбхоза (1972–1982 гг.), в результате которой неоднократно происходил случайный уход рыбы из хозяйства. Под давлением местных властей производился несанкционированный и недокументи- рованный выпуск молоди карпов и гибридов в р. Мельгуновку, по которой они попадали в оз. Ханка. Выживаемость живого материала породных групп и гибридных форм в природных условиях очень низкая. Элиминация, вследствие несовместимости геномов представителей пород и гибридных форм, начинается уже на стадии гаметогенеза и раннего онтогенеза. Последующая естественная гибридизация всегда оказывает пагубное деструктивное воздействие на чистые виды, в том числе и сазана, снижает их репродукционный потенциал. В ряд случаев естественная гибридизация может привести к нежелательны последствиям – гибридной интрогрессии и появлению новых сочетаний гибридов [8]. В любом случае появление в озере карпов и гибридных форм может рассматриваться как самое вредное антропогенное воздействие на аборигенные популяции амурского сазана.

ЯПОНСКИЙ МОХНАТОРУКИЙ КРАБ. Впервые этого краба в оз. Ханка нашли в 1970-х гг. Вероятно, это было связано с работой рыбаков Ханкайского рыбокомбината в эстуарных системах япономорского побережья, после которой сети привозились и разбирались на берегу озера, а попавшие, зачастую живые, крабы выбрасывались. Позднее, с середины 1990-х гг., когда появился коммерческий спрос на этот вид в соседнем Китае, его стали в массе перевозить через границу. Изъятых на таможне животных выпускали в реки, впадающие в Ханку, из-за чего они стали довольно обычными в сетных уловах, особенно в районе истока р. Сунгача. Следует отметить, что, несмотря на довольно большое количество крабов в озере, размножаться в нем они не могут, так как для этого им необходима соленая вода [5]. Этот вид в экосистеме озера – временный элемент и большого влияния на сообщество не оказывает, в основном поедает попавшую в сети рыбаков рыбу.

По сравнению с Амуром, где последние несколько лет обнаружено почти 15% вселенных из разных регионов видов рыб от общего количества представителей ихтиофауны реки [23], в оз. Ханка рыб-вселенцев около 10%. Тенденция к увеличению количества видов сохраняется по мере развития рыбоводной деятельности, главным образом, китайской стороной, которая не согласует свои работы с российской стороной на пограничных водоемах. Источники инвазий последних лет связаны с антропогенным фактором, при этом мотивации интродукции гидробионтов и рыб имеют разные причины: а) целенаправленная интродукция с целью акклиматизации и повышения рыбопродуктивности озера (судак); б) выпуск в озеро рыб из-за нежелания содержания в домашних условиях (обывательский альтруизм) – золотая рыбка; в) законодательно несанкционированная интродукция под давлением чиновников местной администрации (различные породы карпа и сазана); г) случайная и целенаправленная инвазия, как результат сброса воды из рыбоводных хозяйств КНР (охетобиус, толстолобики белый и пестрый, зеленый пунтиус, лапша-рыба, некоторые виды горчаков) и России (различные породы и гибридные формы карпа и сазана, веслонос); д) халатность профессиональных рыбаков, нежелающих перебирать сети после работы на реках, впадающих в Японское море, и работников таможенной службы, не задумывающихся над последствиями выбрасывания в реки бассейна оз. Ханка, изъятых на таможне пресноводных крабов (японский мохнаторукий краб). Не все инвазионные виды могут считаться вредными для экосистемы озера – их можно условно разделить на три группы:

1. Нейтральные, когда вид присутствует в экосистеме озера непродолжительное время и никаких нарушений при его попадании не происходит (охетобиус, зеленый пунтиус, веслонос);

2. Благоприятные, когда вид, попавший в экосистему, обогащает ее, занимая определенную экологическую нишу (белый и пестрый толстолобики);

3. Нежелательные, когда вид, попавший в экосистему, может нарушить сформировавшееся равновесие и нанести серьезный ущерб сложившимся связям и структуре популяций рыб (судак, лапша- рыба, различные породы карпов). Таким образом, из всех рыб, по тем или иным причинам оказавшихся в бассейне озера, натурализацию прошли два вида – судак и лапша-рыба. Их значимость в рыбном населении озера еще далеко не ясна. Дальнейшая судьба остальных вселенцев весьма проблематична.

 

 

 

 

55

 



3.2. Анализ экологического мониторинга состояния представителей ихтиофауны оз. Ханка за период с 2003-2009 г.г.

 

3.2.1. Оценка загрязнения оз. Ханка тяжёлыми металлами и сточными водами.

 

Из тяжёлых металлов в бассейне оз. Ханка наибольшие концентрации отмечаются для меди. Их концентрация постоянно обнаруживается на уровне, большем ПДК.

Основным источником поступления меди являются сточные воды предприятий химической, металлургической промышленности, шахтные воды, альдегидные реагенты, используемые для уничтожения водорослей. Медь относится к числу активных микроэлементов. Избыточные её концентрации оказывают неблагоприятные воздействия на растительные и животные организмы. Предельно допустимая концентрация меди в рыбохозяйственных водоёмов - 0,01 мг/л. От лета к осени и зиме происходит нарастание весовых содержаний меди во взвешенных веществах, как в речных, так и в озёрных водах, но уменьшение взвешенной меди в целом (в мг/л) в связи с общим уменьшение мутности в эти периоды опробования. Закономерных различий в содержаниях меди в поверхностном и придонном горизонтах озерных вод не отмечено. Содержание взвешенной и растворенной формы миграции меди сопоставимы. В озерной воде, в связи с увеличением мутности, роль взвешенной меди, как правило, возрастает. Около 30-40% взвешенной меди находится в подвижной форме, связанной в большей степени с гидроокислами железа и марганца и несколько меньше с органическим веществом, а также в поверхностно-сорбированном состоянии [7, 13].

Изменение среднегодовых концентраций меди представлены в таблице 3 и на рис. 3.

 

 

 

Таблица 3

Среднегодовые концентрации меди в воде озера Ханка

и его притоков за2003-2009гг. в мг\л

Годы

Озеро Ханка

Река Илистая

Река Комиссаровка

Река Спассовка

2003

3,0

6,2

2,2

5,8

2004

2,2

1,6

1,5

5,9

2005

17,7

21,6

19,7

16,8

2006

17,9

22,3

19,9

18,2

2007

18,3

23

21

19,4

2008

19

23,5

22

21,5

2009

19,4

23,9

22,6

22,3

Информация о работе Динамика численности, структура популяции и состав пищи бурого медведя острова Итуруп