Безопасность и устойчивое развитие социально-экономической системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:16, доклад

Описание работы

Можно считать, что уже в Декларации Первой конференции ООН об окружающей среде (Стокгольм, 1972 г.) также была отмечена связь экономического и социального развития с проблемами окружающей среды. В такое понимание развития важный вклад внесли научные доклады Римского клуба, и особенно доклад “Пределы роста” (1972 г.), в которых формулировались идеи перехода цивилизации от экспонциального экономического роста к состоянию “глобального динамического равновесия”, от количественного роста – к “органическому” (качественному) и “новому мировому экономическому порядку”.

Работа содержит 1 файл

Доклад по экологии.docx

— 25.63 Кб (Скачать)

    Именно  поэтому реальный переход к устойчивому  развитию начнется только тогда, когда  на уровне государственного управления решения по обеспечению безопасности станут приниматься одновременно с  решениями по основным видам деятельности. Устойчивое развитие – это не только системное единство экономических, социальных и экологических видов  и аспектов деятельности, но и имманентная  взаимосвязь развития и безопасности, это обеспечение безопасности через  развитие и развитие через обеспечение  безопасности.

    В свете сказанного важно во всех разделах проекта обсуждаемой стратегии  связать переход к устойчивому  развитию с обеспечением национальной и других видов безопасности (как  это сделано в отношении экологии и процесса экологизации). Это важно прежде всего для того, чтобы не поступили “как всегда” и, приняв стратегию, через некоторое время не стали разрабатывать стратегию ее защиты, т.е. ее безопасной реализации.

    В настоящее время во всех странах  мира, обеспечение безопасности мыслится и реализуется в соответствии с моделью неустойчивого развития. Такая традиционная ориентация в  области безопасности сталкивается со все большими трудностями и в принципе бесперспективна, несмотря на все возрастающие финансовые и административно-организационные ресурсы, вкладываемые в это направление человеческой деятельности. Важно концептуально-мировоззренчески осознать неэффективность традиционного подхода к обеспечению безопасности во всех видах деятельности и для всех объектов (для человечества, биосферы, государства, личности и социума) и разработать новый теоретико-методологический подход к решению этой жизненно важной проблемы.

    Переход к устойчивому развитию предполагает обеспечение безопасности во всех отношениях, а всеобщая безопасность, как уже  отмечалось, также реализуется на пути устойчивого развития. Столь  тесная взаимосвязь всеобщей (и глобальной) безопасности страны и мирового сообщества и устойчивого развития и определяет особенности дальнейшего человеческого  существования. В качестве методологической основы подобного видения должны использоваться все средства исследования будущего, включая прогностические, футурологические, системные, ноосферные и другие подходы, определяющие специфику проблемы безопасности.

    Безопасность  – это некоторый инвариант  существования и развития, который  характерен для любой модели развития цивилизации. Даже в рамках модели неустойчивого  развития необходимо добиться определенного  уровня стабильности и безопасности, для того чтобы можно было осуществлять переход к стратегии устойчивого  развития. В годовом докладе о  работе ООН за 1999 г. “Предотвращение  войн и бедствий: глобальный вызов  растущих масштабов” Генеральный секретарь  ООН отметил, что “справедливое  и устойчивое развитие является одним  из необходимых условий обеспечения  безопасности, однако обеспечение минимальных  стандартов безопасности, в свою очередь, является одной из предпосылок развития. Стремление решить одну задачу в отрыве от другой не имеет большого смысла” .

    Вот почему существуют принципы обеспечения  безопасности, которые специфичны для  модели неустойчивого развития и  для модели устойчивого развития. Существуют также принципы, общие  для обоих моделей. Так, например, основные принципы обеспечения безопасности, упомянутые в федеральном законе “О безопасности”, характерны как для традиционно понимаемой модели развития, так и для модели устойчивого развития. Среди них – законность, соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства, взаимная ответственность личности, общества и государства в отношении обеспечения безопасности, интеграция с международными системами безопасности.

    Выделение этих принципов диктовалось переходом  от прежнего, советского, типа общества и государства к демократическому и правовому. Теперь же в свете концепции обеспечения безопасности через устойчивое развитие требуется выделение новых основных принципов.

    В рамках новой стратегии безопасность и развитие (саморазвитие) оказались  настолько взаимосвязанными, что  обеспечение безопасности цивилизации  в принципе невозможно без перехода на путь устойчивого развития. И  наоборот, устойчивое развитие, т.е. сохранение человеческой культуры и биосферы, невозможно без обеспечения их совместной безопасности. Рассмотрим далее ряд  принципов обеспечения безопасности через устойчивое развитие, на которых  мы подробно останавливались в другой работе . 

    Соответствие  измерений устойчивого  развития

    и видов безопасности

    В рамках модели неустойчивого развития все различия в уровне развития стран  привязаны к экономике. Такое  одномерное, экономическое, измерение  лежит в основе деления стран  на развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой. В этом смысле модель неустойчивого развития с полным правом можно именовать  рыночной, или экономической моделью  по типу критериев (индикаторов, лежащих  в основе такой классификации).

    В отличие от модели неустойчивого  развития (экономической) в модели устойчивого  развития прежде всего и наряду с экономическими индикаторами (которые остаются) появляются индикаторы развития социальной сферы и экологической деятельности. На этом увеличение “системной мощности” модели устойчивого развития не завершается, поскольку в дальнейшем количество измерений (групп индикаторов) будет лишь возрастать, все более преодолевая одномерность рыночно-экономической модели. При ноосферной ориентации устойчивого развития добавится группа индикаторов, отражающих информационно-духовные характеристики развития, которые в перспективе будут становиться все более весомыми по сравнению с упомянутыми тремя группами “материальных” индикаторов.

    На  пути движения к устойчивому развитию все страны становятся развивающимися, но не в традиционном экономическом  понимании. В рамках трехиндикаторной модели устойчивого развития (экономика, социальная сфера, экология) важно соблюдать баланс развития по всем трем группам (измерениям) параметров, а не только по одной из них, подтягивая отстающие индикаторы до уровня, соответствующего новой цивилизационной модели. В последней со временем будет предложена иная классификация типов государств с учетом трехмерности групп индикаторов такого развития, и в рамках этой новой модели развитыми окажутся другие страны, нежели в рамках модели неустойчивого развития (в частности, США здесь уже не будут лидировать).

    Очень важный момент – возможная классификация, касающаяся обеспечения безопасности. В рамках упомянутой трехмерной модели устойчивого развития предполагается лишь экологическая безопасность. Однако безопасность и устойчивое развитие настолько взаимосвязаны, что обеспечение  безопасности мыслится по всем трем указанным  измерениям, а в принципе – по всем другим измерениям, которые будут  появляться и затем приниматься  мировым сообществом. Отсюда следует  важный методологический вывод: концепция  (доктрина) безопасности того или иного государства, да и мирового сообщества в целом должна соответствовать новой модели развития. Этот вывод (и принцип) означает, что принятая тем или иным государством концепция безопасности (а она так или иначе формируется, если даже называется иначе) должна по всем видам безопасности дополняться соответствующей концепцией (стратегией) устойчивого развития. В перспективе, когда высшее политическое руководство страны полностью осознает необходимость реальных действий, направленных на переход к устойчивому развитию, это должна быть единая Концепция перехода к устойчивому развитию и обеспечения безопасности. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Безопасность и устойчивое развитие социально-экономической системы