Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:39, реферат
Задолго до появления автомобиля люди уже изобретали разнообразные самодвижущиеся экипажи. Причем многие модели были не только действующими, но и весьма эффективными.
К примеру, рассказывает в книге «История автомобиля» А. Моравский, еще в середине IV века до н.э. для Дионисия младшего, тирана Сиракуского, был построен некий «Гамаксион» – машина, передвигавшаяся с помощью мускульной силы человека. Как уверяют предания, «Гамаксион» успешно состязался с конными колесницами. Деметрий Фалернский 308 году до н.э. соорудил трехколесную повозку, где в качестве двигателя использовалось беличье колесо. Вместо белки в колесе, естественно перебирал ногами человек. Мускулоходный экипаж имелся и у римского императора Коммода (176–192 гг. н.э.). В триумфальных шествиях римляне использовали также педальные колесницы (педали вертели, разумеется, рабы).
Задолго до появления
автомобиля люди уже изобретали разнообразные
самодвижущиеся экипажи. Причем многие
модели были не только действующими, но
и весьма эффективными.
К примеру, рассказывает
в книге «История автомобиля»
А. Моравский, еще в середине IV века
до н.э. для Дионисия младшего, тирана Сиракуского,
был построен некий «Гамаксион» – машина,
передвигавшаяся с помощью мускульной
силы человека. Как уверяют предания, «Гамаксион»
успешно состязался с конными колесницами.
Деметрий Фалернский 308 году до н.э. соорудил
трехколесную повозку, где в качестве
двигателя использовалось беличье колесо.
Вместо белки в колесе, естественно перебирал
ногами человек. Мускулоходный экипаж
имелся и у римского императора Коммода
(176–192 гг. н.э.). В триумфальных шествиях
римляне использовали также педальные
колесницы (педали вертели, разумеется,
рабы).
В XV веке мускулоходы
заново изобретают в Европе. Они
вызывают изумление и восхищение,
их приобретают монархи. Скажем, император
Священной Римской империи
Затем пришла очередь
пружиномобилей. Первая такая машина.
созданная французом Жаком де Вокансоном
(1709–1782), легко трогалась с места, двигалась
и останавливалась. Швейцарский священник
Жаневуа в 1760 году изобрел экипаж, в котором
роль ключа для завода пружинных двигателей
исполняли крылья наподобие тех, что имеются
у ветряных мельниц. В Новом Орлеане в
1870 году построили пружинный омнибус мощностью
около 16 л.с., который мог перевозить десяток
пассажиров. Кстати, в конце ХК века в США
было довольно много энтузиастов, полагавших,
что пружиномобиль способен обогнать
автомобиль…
Популярными тогда
были и пневмомобили – машины, работающие
на сжатом воздухе. Первую из них англичанин
Ман построил еще в 1823 году, но широкое
распространение пневмомобили получили
лишь на исходе столетия, когда появились
баллоны высокого давления для сжатого
воздуха. Пневмогрузовики и пневмокары
в немалых количествах строили в Великобритании,
Франции, США. Слово «автомобиль» означает
«самодвижущийся» – сам от латинского
– движущийся». В наше время автомобиль
– самое распространенное средство механического
транспорта. В России в в ряду имен изобретателей
одним из первых должен быть назван дворцовый
крестьянин из Казанской губернии Леонтий
Лукьянович Шамшуренков (1687–1758), в 1752 г.
создавший четырехколесный экипаж, приводившийся
в движение мускульной силой двух человек.
Интенсивные поиски новых видов транспорта
велись в более развитых странах Запада.
Русский механик-самоучка
Иван Петрович Кулибин (1735–1818) еще в
1791 г. изготовил педальную повозку-
Практическое, применение
автомобиля как транспортного средства
начинается с появлением принципиально
более простого, компактного и экономичного
двигателя внутреннего сгорания (ДВС).
Опыты по созданию
автомобилей, паромобилей и электромобилей
проходили в разных странах в разных
масштабах. Нельзя не отметить, что уже
в 1899 г. русский инженер И.В. Романов разработал
оригинальную конструкцию электробуса.
И хотя в это время направление развития
безрельсового сухопутного транспорта
окончательно не определилось, а будущие
автомобили еще занимали весьма скромное
место в ряду с электро- и паромобилями,
промышленное производство безрельсовых
транспортных средств (БТС) неуклонно
росло, а главное – повышалась экономическая
потребность в них, особенно в таких территориально
обширных странах как Россия и США.
Слово «автомобиль»
означает «самодвижущийся» (от греческого
autos – сам и латинского mobilis движущийся).
В наше время автомобиль – самое
распространенное средство механического
транспорта. Во всем мире насчитывается
более 300 млн. автомобилей.
Первые попытки
создать самодвижущуюся повозку
были сделаны еще два века назад.
Зарождение отечественного
автотранспорта
В ряду имен изобретателей
одним из первых должен быть назван
дворцовый крестьянин из Казанской
губернии Леонтий Лукьянович Шамшуренков
(1687–1758), в 1752 г. создавший четырехколесный
экипаж, приводившийся в движение мускульной
силой двух человек. Интенсивные поиски
новых видов транспорта велись в более
развитых странах Запада.
Русский механик-самоучка
Иван Петрович Кулибин (1735–1818) еще в 1791
г. изготовил педальную повозку-самокатку.
В ней он использовал маховое колесо, коробку
скоростей, подшипники качения, тормоза,
рулевой механизм. Таким образом, повозка
Кулибина, приводившаяся в движение человеком,
стоявшим на запятках, содержала в себе
ряд новых технических усовершенствований,
впервые применявшихся в истории техники.
Практическое, применение
автомобиля как транспортного средства
начинается с появлением принципиально
более простого, компактного и
экономичного двигателя внутреннего сгорания
(ДВС).
Опыты по созданию
автомобилей, паромобилей и электромобилей
проходили в разных странах в
разных масштабах. Нельзя не отметить,
что уже в 1899 г. русский инженер
И.В. Романов разработал оригинальную
конструкцию электробуса. И хотя в это
время направление развития безрельсового
сухопутного транспорта окончательно
не определилось, а будущие автомобили
еще занимали весьма скромное место в
ряду с электро- и паромобилями, промышленное
производство безрельсовых транспортных
средств (БТС) неуклонно росло, а главное
– повышалась экономическая потребность
в них, особенно в таких территориально
обширных странах как
В 1769–1770 гг. французский
изобретатель Ж. Кюньо построил трехколесный
тягач для передвижения артиллерийских
орудий. «Тележку Кюньо» считают предшественницей
не только автомобиля, но и паровоза, поскольку
она приводилась в действие силой пара.
Паровые тележки для обычных дорог строились
также и в Англии, и в России, однако были
они тяжелыми, неудобными для пользования
и потому широкого распространения не
получили.
Появление легкого,
компактного и достаточно мощного
двигателя внутреннего сгорания
открыло широкие возможности
для развития автомобиля. В 1885 г. немецкий
изобретатель Г. Даймлер, а в 1886 г. его
соотечественник К. Бенц начали производство
первых самодвижущихся экипажей с бензиновыми
двигателями. Немалый вклад в широкое
распространение автомобильного транспорта
внес американский изобретатель и промышленник
Г. Форд. В России автомобили появились
в конце XIX в.
Первый советский
автомобиль был выпущен в 1924 г. С
этого времени начинается развитие
автомобильной промышленности в
СССР.
По своему назначению
автомобили бывают транспортные (для
перевозки пассажиров, грузов), специальные
(санитарные, пожарные, автолавки, автокраны
и др.) и гоночные (для спортивных соревнований).
В свою очередь, транспортные автомобили
делятся на легковые, грузовые и автобусы.
В 1895 г. по улицам Санкт-Петербурга к Марсову
полю проследовал первый автомобиль, приобретенный
за границей. Началом зарождения автомобильного
транспорта в России, как отрасли народного
хозяйства, считается 11 сентября 1896 г.,
когда Министерство путей сообщения издало
обязательное постановление «О порядке
и условиях перевозки грузов и пассажиров
по шоссе в самодвижущихся экипажах».
1 августа 1899 г. в Санкт-Петербурге на Марсовом
поле состоялась проба автомобилей для
перевозки пассажиров.
В основном автомобили
покупали для частного владения. Грузовые
использовались для перевозки случайных
грузов заказчиков. Так, уже с 1908 г. в Москве
осуществлялась перевозка топлива на
собственных автомобилях для городских
учреждений.
Как правило, автотранспортные
подразделения создавались при
предприятиях промышленности, связи
и др. Первое относительно крупное
автохозяйство (14 автофургонов) начало
работать в столичном Санкт-Петербургском
почтамте с сентября 1903 г.
История становления
и развития автомобильного транспорта
в России тесно переплетается
с формированием экономического
потенциала страны, состоянием и прогрессом
гужевого, железнодорожного и водного
транспорта.
Изучая разнообразную
литературу, постепенно отходишь от стереотипов,
что царская Россия была отсталой,
полуфеодальной, аграрной страной, «не
имевшей даже автомобильного транспорта».
Накануне первой
мировой войны Российская империя по территории
и количеству населения была одной из
самых крупных держав, что требовало мощной
сети транспортных коммуникаций, особенно
автомобильных, в регионах, в которых не
было железнодорожного транспорта.
Предвоенная дореволюционная
Россия имела передовые для своего времени
формы индустриального капитализма. Она
находилась на подъеме (1909–1913 гг.), занимая
в 1913 г. по производству промышленной продукции
четвертое место в Европе и пятое место
в мире. Так, добыча нефти в 1913 г. составила
10,3 млн. т, угля – 29,2 млн. т (этот уровень
был обеспечен лишь в 30-е годы). Такое же
положение было с производством чугуна,
стали, проката черных металлов, добычей
железной руды. Это создавало материально-сырьевые
предпосылки для развития автомобилестроения.
Столь бурному
прогрессу в немалой степени
способствовало быстрое развитие транспорта,
в первую очередь, и главным образом
железнодорожного, благодаря дальновидной
инвестиционной политике министра финансов
С.Ю. Витте. Перевозка пассажиров возрастала
ежегодно на 10, а грузов – на 7%. В России
уже с 1906 г. быстрыми темпами начал развиваться
автомобильный транспорт, в том числе
грузовые автомобильные перевозки. В основном
подвижной состав завозился из-за рубежа.
К 1910 г. в России
с учетом выбытия был 3501 автомобиль,
в основном в городах (2109); мотоциклов –
1155, в том числе в городах 460. Следует иметь
в виду, что городов было крайне мало, в
них проживало лишь 18% всего населения
(в 2004 г. – 73,1%). Наибольшее число автомобилей
находилось в промышленно развитых губерниях.
Это были главным образом легковые автомобили
для личных поездок, развлечений, спорта
и туризма. Грузовых автомобилей было
крайне мало. Зарождающийся автомобильный
транспорт еще не играл существенной роли
в экономической и социальной жизни страны.
Основная тяжесть перевозок грузов и пассажиров
ложилась на железнодорожный транспорт.
Русские промышленники
считали, что развитие автомобилестроения
и автомобильного транспорта для
России является преждевременным из-за
отсутствия надлежащих дорог, водителей,
неприспособленности улиц городов для
автобусных перевозок, многовековой привычки
к сложившимся видам перевозок. Однако
экономика России и опыт западных стран
опровергали эти концепции. Прежде всего,
следует проанализировать дорожные условия,
которые в ряде губерний, особенно западных
(Польша, Литва, Прибалтийский (Остзейский)
край, западные районы нынешней Российской
Федерации), были относительно удовлетворительными.
Хотя объективности ради надо отметить,
что в целом дороги оказывались пригодными
лишь для гужевого транспорта.
Что же касается
кадрового обеспечения, то эта проблема
требовала своего решения. В автотранспортной
отрасли работала незначительная доля
трудоспособного населения. В 1913 г.
на всех видах транспорта (в основном
на железнодорожном) и в связи было лишь
2% занятого населения. Шоферы считались
привилегированной прослойкой рабочего
класса. В среднем шофер получал 100 руб.
в месяц, что по масштабам цен 1913–1917 гг.
было достаточно высокой оплатой. Средний
месячный заработок рабочего составлял
20–25 руб.
В городах России
главным образом работал
Различаются легковые
автомобили и по типу кузова. Наиболее
распространен среди легковых автомобилей
закрытый кузов седан (у большинства
машин – у «Волги», «Москвича»,
«Жигулей»). У некоторых автомобилей
этих марок кузова без багажника
– типа универсал. Автомобили «Чайка»
и ЗИЛ-117 имеют кузов лимузин с внутренней
перегородкой, отделяющей место водителя
от пассажирских сидений. У автомобилей
ГАЗ-69, УАЗ-469 и некоторых других кузов
типа фаэтон со складывающейся брезентовой
крышей.