Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 14:52, курсовая работа
Земля – ресурс особого рода, один из важнейших компонентов окружающей среды. Контроль над ней является важнейшим условием государственности. Статьей 9 Конституции РФ определено, что «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Земля – основа жизни и деятельности любого человеческого общества. Она представляет собой главный объект хозяйственной деятельности человека1.
ВВЕДЕНИЕ
Земля – ресурс особого рода, один из важнейших компонентов окружающей среды. Контроль над ней является важнейшим условием государственности. Статьей 9 Конституции РФ определено, что «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Земля – основа жизни и деятельности любого человеческого общества. Она представляет собой главный объект хозяйственной деятельности человека1.
В процессе своего развития человечество поставило под угрозу существование естественных экологических систем и природных комплексов, которые являются необходимым условием сохранения биологического разнообразия и экологического баланса планеты. Этот факт ставит под сомнение дальнейшее существование самого человечества.
В части 4 указа Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 года № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» особо охраняемым природным территориям отводится важная роль в сохранении, защите и восстановлении экосистемы Земли. В части 6 указа Президента Российской Федерации от 10 января 1996 года «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» отмечена необходимость продолжить усилия по развитию и совершенствованию системы особо охраняемых природных территорий в рамках перехода мирового сообщества к устойчивому развитию. В части 1 Экологической доктрины Российской Федерации указано, что сохранение природы и улучшение качества окружающей среды являются приоритетными направлениями деятельности государства и общества. В названных актах подчеркивается важность развития особо охраняемых природных территорий. Но, анализ действующего законодательства, определяющего правовой режим государственных природных заповедников и национальных парков, позволяет говорить о том, что оно не достигло того уровня, при котором охрана заповедуемой природы могла бы осуществляться эффективно2.
Согласно некоторым подсчетам, различными формами охраняемых территорий и уникальных природных комплексов охвачено ныне до 15 процентов площади суши.
В России исторически сложилось так, что при выделении первых уникальных и охраняемых природных комплексов явно превалировал не эстетический, а ресурсный подход: первые охраняемые территории в начале столетия создавались в основном для восстановления подорванных запасов соболя и других ценных охотничьих животных.
К сожалению, несмотря
на неоспоримую актуальность, процесс
выявления и организации
Здесь же отметим, что для урбанизированных районов выявление и организация охраны уникальных природных комплексов имеет особое значение потому, что именно они выполняют дополнительно целый ряд актуальных задач, не связанных непосредственно с организацией рекреационной деятельности. Это оздоровление среды обитания и регуляция природных процессов, улучшение эстетического облика загородного ландшафта, охрана культурного наследия и выполнение разного рода социокультурных функций, поддержание высокого уровня биологического и ландшафтного разнообразия, возобновление биоресурсов и т.д.
Глава 1. РЕФОРМИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ЗЕМЕЛЬ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ
В настоящее время земельное законодательство насчитывает более сотни законодательных актов - законов, указов, постановлений, подзаконных нормативно-правовых документов, которые в той или иной степени затрагивают вопросы регулирования земельных отношений в Российской Федерации. Перемены в жизни общества, вызванные перестройкой экономических отношений, появление частной собственности и других форм собственности, высветили большой ряд проблем в развитии земельного законодательства и земельных отношений.
История развития теории и практики заповедного дела в 20 веке являет собой пример поистине «выживания». Исследований в данной области, проведенных биологами, географами, юристами и другими специалистами, достаточно много. Поэтому, касаясь истории, осветим лишь наиболее значимые, на мой взгляд, моменты развития законодательства в сфере заповедной охраны природы.
Сохранение отдельных участков и объектов природы, начавшееся еще в античные времена по религиозным мотивам или в интересах сосредоточения высшей власти в руках правящего класса и продолженное в средние века, было направленно, главным образом, на сохранение промысловых животных, а также решение некоторых иных задач.
В России, например, с 16 века был установлен заповедный характер оборонительных засек, служивших средством защиты от набегов татар. В 17 веке по указу царя Алексея Михайловича под охрану были взяты семь островов у Мурманского побережья, где водились добываемые для царской охоты лучшие кречеты. Петр Первый своими указами запретил отстрел лосей в Санкт-Петербургской губернии. Также в Шацком уезде запрещалось охотиться на оленей, а в подмосковных местах - в Соколиной роще и под селом Хвили запрещалось бить зверей и птиц.
Отношения по охране
и использованию
Согласно п. 2 ст. 1 Закона об особо охраняемых природных территориях отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством РФ и законодательством субъектов РФ3.
Пункт 1 ст. 2 Закона об особо охраняемых природных территориях устанавливает различные категории особо охраняемых природных территорий, на основе учета их режима и статуса находящихся на них природоохранных учреждений4. К числу таких категорий относятся государственные природные заповедники, в том числе биосферные, национальные парки и др. Все они являются особо охраняемыми природными территориями и все без исключения относятся к объектам общенационального достояния.
Как уже отмечалось, государственные национальные природные парки, заповедников и пр. в соответствии с действующим законодательством, рассматриваются не только как особо охраняемые природные территории, но и как государственное природоохранное, научно-исследовательское и эколого-просветительское учреждение5.
В соответствии с п. 7 ст. 2 Закона об особо охраняемых природных территориях территории заповедников и национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения, а п. 6 ст. 2 говорит, что особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов власти. Государственные природные заповедники и национальные парки призваны обеспечить качественное функционирование естественных экологических систем и природных комплексов, заключенных в их границы, кроме того, они обеспечивают качество окружающей среды на региональном и глобальном уровнях.
В преамбуле Экологической доктрины Российской Федерации от 31 августа 2002 г. подчеркнуто, что сохранение и восстановление должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества.
В пункте 3 сказано, что для сохранения и восстановления ландшафтного и биологического разнообразия, достаточного для поддержания способности природных систем к саморегуляции и компенсации последствий антропогенной деятельности, необходимо «создание и развитие особо охраняемых природных территорий разного уровня и режима, формирование на их основе, а также на основе других территорий с преобладанием естественных процессов природно-заповедного фонда России в качестве неотъемлемого компонента развития регионов и страны в целом, сохранение уникальных природных комплексов»6.
В пункте 4 указа Президента «О государственной стратегии Российской Федерации но охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» от 4 февраля 1994 г. № 236 говорится, что развитие и совершенствование системы особо охраняемых природных территорий является одним из элементов сохранения, защиты и восстановления экосистемы Земли.
Таким образом, особо охраняемые природные территории имеют, своего рода, двойное предназначение. Если в Экологической доктрине говорится, что особо охраняемые природные территории являются неотъемлемым компонентом для сохранения природы на уровне региона, то в соответствии с названной стратегией они имеют глобальное значение, что подтверждается в ч. 6 указа Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». Кроме того, в концепции указано, что для оздоровления окружающей среды предлагается постепенное восстановление естественных экосистем до уровня, гарантирующего стабильность окружающей среды (ч. 1)7.
Казалось бы, все основания для развития особо охраняемых природных территорий имеются, как существует и необходимость этого. Распоряжением Правительства РФ от 23 апреля 1994 г. № 572-р был одобрен перечень государственных природных заповедников и национальных парков, рекомендуемых для организации на территории РФ в 1994-2005 гг. Перечень предусматривал создание в Российской Федерации 72 государственных природных заповедников общей площадью свыше 16 млн. га и 42 национальных парка общей площадью свыше 10 млн. га. Общая площадь государственных природных заповедников и национальных парков должна была составлять 3,2% от всей территории страны (54,5 млн. га). Однако из 114 запланированных к созданию особо охраняемых природных территорий, создано было всего 23, а аналогичным распоряжением Правительства РФ от 23 марта 2001 г. № 725-р «О перечне государственных природных заповедников и национальных парков которые предусматриваются организовать на территории Российской Федерации в 2001-2010 годах» предыдущее распоряжение было вовсе отменено. Вместо 91 особо охраняемой природной территории, предусмотренной к организации заповедников и национальных парков, вновь принятым распоряжением предусматривалось создать всего 21. Однако, и это распоряжение реализовано не было.
Необходимо отметить, что в России до сих пор не предусмотрена обязательная для исполнения, программа развития особо охраняемых природных территорий, в которой устанавливались бы сроки реализации и участки природы, предназначенные под создание особо охраняемых природных территорий.
Сегодня основным препятствием совершенствования и развития государственных природных заповедников и национальных парков является недостаток бюджетного финансирования. Об этом официально сообщает Министерство финансов Российской Федерации.
При определении
границ и природной составляющей
любой категории особо охраняемой природной
территории решающее значение имеет ее понятие.
В законодательстве понятие
«особо охраняемые природные территории» не
дает ясного представления о том, каковы
пространственно-
По моему мнению, отраслевое законодательство не обеспечивает в полной мере правовой режим заповедников и национальных парков.
Научно-исследовательские и эколого-просветительские мероприятия должны проводиться способами, не нарушающими естественный ход природных процессов заповедников и национальных парков.
Закон об особо охраняемых природных территориях содержит положения, на основании которых на территориях государственных природных заповедниках разрешается выделять участки частичного хозяйственного использования9. Это приводит к нарушению естественного хода природных процессов и к фрагментарной охране природы. Такие участки могут выделяться в охранных зонах заповедников, но не в самих заповедниках.
Все действия, которые запрещены на территории заповедников и национальных парках, закреплены в индивидуальных положениях, а не в Законе об особо охраняемых природных территориях, а это приводит к злоупотреблениям в отношении дозволительных мероприятий, проводящихся на территориях. Закрытый перечень запретов и дозволений должен содержаться в базовом законе.
Глава 2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЗЕМЕЛЬ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТНРРИТОРИЙ
В соответствии со ст. 7 ЗК земли особо охраняемых территорий и объектов являются самостоятельной категорией земель. Ранее земли данной категории выделялись в земельном законодательстве под названием «земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения». Новый Земельный Кодекс сохранил эту категорию земель, но изменил ее название.
Ст. 94 Земельного кодека относит к этой категории земли, которые «…имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
К землям особо охраняемых территорий относятся земли:
1. особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
2. природоохранного назначения;
3. рекреационного назначения;
4. историко-культурного назначения;
5. иные особо
ценные земли в соответствии
с настоящим Кодексом,
федеральными законами».10
Данный перечень не является исчерпывающим. Пункт 5 ст. 94 ЗК разрешает Правительству РФ, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления устанавливать иные виды земель особо охраняемых территорий и допускает включение в их состав земель, на которых находятся пригородные зеленые зоны, городские леса, городские парки, охраняемые береговые линии, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники, другие виды земель.