Воспитание нравственности на экологических занятиях детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 16:17, контрольная работа

Описание работы

Рассмотрим основные типы экологических занятий, которые принципиально отличаются друг от друга дидактическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения.

Занятия первично-ознакомительного типа. На протяжении дошкольного периода значительная доля первоначальных экологических сведений о разных сторонах жизни природы и деятельности человека передается детям на занятиях первично-ознакомительного типа.

Работа содержит 1 файл

контрольная работа по экологии.doc

— 78.00 Кб (Скачать)

     Экскурсии отличаются от похода меньшим объемом  всех его параметров: продолжительности пребывания на природе, количества педагогических задач, видов деятельности, уровня подготовки и оснащения. Они легче в организации, поэтому могут проводиться чаще, чем походы.

     Походы  и экскурсии с детьми в природу дают им ни с чем несравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, осенней листвы, о разноголосом пении птиц, о причудливой форме белых кучевых облаков, о сверкающих на солнце изумрудных капельках дождя и т.д.

     Старших дошкольников можно включить в природоохранительные акции - социально значимые мероприятия, которые могут быть проведены в дошкольном учреждении совместно сотрудниками и детьми, а возможно, и при участии родителей. Акции, как правило, приурочены к каким-либо датам, сообщениям, имеющим общественное значение, поэтому они имеют широкий резонанс, сильно воспитательное воздействие на дошкольников, служат хорошей экологической пропагандой среди родителей.

     Дети  старшего дошкольного возраста могут  принять участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, жизнедеятельность. К ним, относятся, например, «Зеленая елочка - живая иголочка» - акция по сбережению живого дерева, против бессмысленной массовой их вырубки к Новому году.

     Доступные и понятные для детей акции  можно провести к таким значительным международным событиям, как День воды, День Земли. Дети много пользуются водой и к старшему дошкольному возрасту могут уже понять ее ценность, значение для жизни всех живых существ. Поэтому акция в защиту воды, бережно и экономного ее расходования окажет влияние не только на них, но и на их родителей.

     Педагогический  смысл праздников и досугов заключается  в том, чтобы вызвать у детей  положительный эмоциональный отклик на природное содержание. Эмоции рождают  отношение, воздействуют на личность ребенка в целом, поэтому праздники и досуги следует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой-либо содержательный блок (но не чаще одного раза в 1,5 - 2 месяца). В сценариях этих мероприятий используется тот материал, который детям хорошо знаком.

     Один  из наиболее значимых - праздник, посвященный  Дню Земли: он создает масштаб  общего видения планеты, ее значения для людей, зарождает любовь к  своей Родине и природе, как ее важной части.

     Большие возможности в воспитании экологических  чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических.

     Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь  ребенка в активное освоение окружающего  мира, помочь ему овладеть способами  познания связей между предметами и  явлениями позволит именно игра. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. При придумывании их воспитатель ориентируется на знание детьми жизненных ситуаций и особенностей поведения человека, животных. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и как ее участник. Игра требует от ребенка включенности в свои правила: он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения, - ребенок учится играя.

     Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали  общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога является оградить малыша от мира жестокости и грубости, познакомить ребенка с принципами морали и этики, формировать нравственные представления и понятия.

     Основным  стержнем в общей системе всестороннего  развития личности является нравственное воспитание. Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.

     Задача  нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство. В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Я глубоко убеждена, что прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья.

     Восприятие  природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

     Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Если приучить детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, просторами полей замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, у ребенка развевается художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками.

     Природа полна необыкновенных чудес. Она  никогда не повторяется, поэтому  следует учить детей искать и  находить новое в уже известном, виденном.

     Приобщение  ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребенка, ее гуманистической направленности, волевых качеств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Конспект занятия по экологическому воспитанию «Берегите воду!» 

         Цель: Показать значение воды в жизни живой природы. Закрепить знания о том, как человек использует воду. Формировать привычку бережно и разумно использовать воду. Воспитывать любовь к природе и заботу о ней.

         Материал: Аудиозапись со звуками воды и «Песенкой Водяного»; приборы для проведения опыта по фильтрованию воды (4 пластиковые бутылки с отрезанным горлышком, 4 воронки, камни, салфетка, вата, марля); игровой персонаж – Водяной; модели взаимосвязи воды с растениями и животными; глобус; яблоко; 2 стакана с водой – морская (соленая) вода и пресная вода; трехлитровая банка с небольшим количеством воды.

     Ход:

          Дети сидят полукругом.

          - Ребятки, я хочу загадать вам  загадку, отгадав которую вы  поймете о чем наше занятие: 

     Я и туча и туман,

     И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! (Вода) 

          - Правильно, это вода. А теперь  закройте глаза и внимательно  послушайте. (Включить запись со  звуком журчащего ручейка). Что  вы услышали? А вот еще. Кто  сейчас с вами разговаривает? (Плеск волн). Еще раз закройте глазки. Что слышите? (Шум волн). А теперь? (Шторм).

          Появление Водяного под музыку  «Песенка Водяного», он очень  расстроен.

          - Ой, ребята, кто это к нам пришел? (Водяной). А кто это такой? Почему  его так называют? Давайте спросим, почему он плачет. Здравствуй, водяной! Ты почему такой печальный, что случилось?

          Водяной: Ох, здравствуйте, ребята…  Беда ко мне пришла: гибнуть  стали растения в моем подводном  царстве, а рыбы стали покидать  его. Не знаю, что мне теперь  делать? Вот что я стал находить в своей реке вместо рыб. (Достает и показывает пустые консервные банки и прочий мусор). Почему все это происходит? Может быть вы, ребята, знаете, как мне помочь?

          - Ребята, давайте попробуем помочь  Водяному. Ты, Водяной, не переживай, возвращайся в свой водоем, а мы тебе обязательно поможем.

          Водяной: Ну, раз говорите, что поможете, значит, я спокоен. Пойду пока в свое Царство, посмотрю, как там дела. (Уходит).

          - Ребята, давайте решать проблему  Водяного. Рассмотрим сначала наши модели. Что на них изображено? (Растения, животные, река). Покажите взаимосвязь между ними стрелочками. Молодцы! Ребята, а почему в реке у Водяного стали гибнуть растения и рыбы? (Потому что люди загрязняют реки). А как они их загрязняют? (Бросают туда мусор, моют автомобили, выпускают выбросы и т.д.). Значит, загрязнение воды приводит к исчезновению растений, что в свою очередь не дает жить животным. (По ходу рассказа перевернуть карточки черной стороной вверх, исчезновение всех обитателей водоема).

         - А что нужно сделать, чтобы река Водяного снова ожила? Почистить воду в ней – переворачивается карточка со значком воды, тогда снова появляются растения – переворачивается карточка со значком растений, приплывут рыбы – переворачивается соответствующая карточка). Значит водоем начнет жизнь сначала.

          - Тогда давайте попробуем очистить  воду в этой реке. А как мы  это сделаем?

          Проводится опыт «Фильтрование воды».

          - А пока наша вода очищается,  давайте отдохнем.

          Проводится игра-имитация «Чистая вода».

          - Представьте, что вы пришли  искупаться на речку, а вода  там холодная. Дотроньтесь до  воды. (Дети имитируют движения: трогают  воду, плещутся в ней, плавают). Какие вы теперь мокрые! Вытритесь  полотенцем. А теперь помогите  друг другу вытереться. Встряхнитесь. Ну вот мы и освежились в прохладной чистой воде.

          - Вы знаете, а я летом слышала  такой разговор между мальчиками (включить аудиозапись с диалогом  мальчиков):

          « - Петя, привет! А мы с ребятами  так здорово сейчас играли! Налили  полную ванну воды и пускали там кораблики. А потом наполнили водой водяные пистолеты, и пошли на улицу.

          - Кран-то закрыли?

          - Зачем? Воды итак много, пусть  себе течет, потом закроем.

          - А что потом делали?

          - Стали брызгать друг в друга  из водяных пистолетов. Столько воды налили! Зато весело было!»

          - Ребята, как бы вы оценили  поведение мальчиков? Хорошо ли  они поступили? (Нет, воду надо беречь).

          Чтение детьми стихотворения  «Вы слыхали о воде?»

          - Ребята, а кому нужна вода? (Деревьям, птицам, животным, людям). А нам в детском саду нужна вода? Для чего? (Умываться, поливать растения, поить животных, стирать белье, мыть посуду и пол, готовить обед и т.д.). Да, без воды все живое на Земле погибнет. Вода – это жизнь, и воду надо беречь, правильно и разумно ее расходовать.

         Опыт с яблоком.

          - Давайте посмотрим, что у меня  в руках? (Глобус). Каким цветом  на глобусе обозначена вода? Покажите  на глобусе воду. Много или  мало воды на планете? У меня  в руке яблоко. Представьте, что  это наша планета. Четвертая ее часть – это суша, а вот эта большая часть – вода. Значит мы убедились, что воды на Земле много. Но вся ли она пригодна для питья? Давайте проверим.

         Опыт с пресной и морской водой.

          Подвести детей к столу, где  стоят 2 стакана: в одном вода соленая, «морская», в другом – обычная из-под крана, отстоянная, пресная.

          Попробуйте, ребята, сначала из этого  стакана воду. Какая она нам  вкус? (Соленая, невкусная, морская). Можно ее пить? Готовить пищу  на ней? А теперь попробуйте  вот из этого стакана воду. Какая она на вкус? (Чистая, несоленая, пресная, вкусная).

          - Где в природе есть пресная  вода? (В реках, озерах). Покажите  на глобусе реки. Много их или  мало? Давайте представим, что вся  вода на планете поместится  в трехлитровой банке, а пресной хватит всего на пол стакана. Так много или мало пресной воды на планете? (Мало). Значит, как нужно относиться к воде? (Разумно, бережно, экономно).

Информация о работе Воспитание нравственности на экологических занятиях детей дошкольного возраста