Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:25, контрольная работа
Основной целью работы является изучение видов органов государственного управления природопользованием и охраны окружающей среды.
В соответствии с данной целью в работе были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть цели и задачи управления экологией и природопользованием.
2. Исследовать структуру органов управления экологией и природопользованием на федеральном уровне.
3. Рассмотреть основные полномочия органов управления в сфере экологии, природопользования и охраны окружающей среды и их полномочия.
Введение…………………………………………………………………….2
Органы управления по использованию и охране природных ресурсов и объектов……………………………………………………………….…....5
Роль органов местного самоуправления в охране окружающей природной среды………………………………………………………….19
Заключение………………………………………………………………..23
Литература………………………………………………………………...25
Руководство деятельностью Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) осуществляет Правительство.
Служба
является федеральным органом
Управление в сфере экологии, природопользования и охраны окружающей среды 8 осуществляют также Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Министерство сельского хозяйства, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральное агентство геодезии и картографии и некоторые др.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. №401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» была утверждено Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения с отходами производства и потребления), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии, безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является:
– органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;
– специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности;
– органом государственного горного надзора;
– специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы в установленной сфере деятельности;
– органом государственного энергетического надзора;
– специально уполномоченным органом в области охраны атмосферного воздуха. 1 февраля 2006 г. Постановлением Правительства Российской Федерации Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору уполномочена осуществлять государственный строительный надзор9.
Задачи
государственного строительного надзора
– предупреждение, выявление и
пресечение допущенных застройщиком,
заказчиком, лицом, осуществляющим строительство
на основании договора с застройщиком
или заказчиком, нарушений соответствия
выполняемых в процессе строительства,
реконструкции, капитального ремонта
объектов капитального строительства
работ требованиям технических
регламентов, иных нормативных правовых
актов и проектной
Природоохранные полномочия органов местного самоуправления представляют собой определяемую федеральными законами и законами субъектов РФ, уставом муниципального образования и договорами совокупность прав и обязанностей этих органов по осуществлению деятельности, направленной на сохранение и восстановление окружающей среды, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на эту среду и ликвидацию последствий такого рода деятельности.
Классификация природоохранных полномочий органов местного самоуправления выглядит следующим образом.
Во-первых,
по видам нормативных правовых актов
можно выделить полномочия по охране
окружающей среды, определяемые законами
и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации, ее субъектов,
а также закрепляемые в нормативных
правовых актах муниципальных
Во-вторых, по видам муниципальных органов власти можно выделить полномочия представительных органов, исполнительных органов и главы муниципального образования, а также полномочия органов местного самоуправления специальной компетенции. В силу различия структур органов местного самоуправления в каждом муниципальном образовании существует свой набор таких органов. Распределение полномочий между этими органами также индивидуально.
В-третьих, по порядку закрепления полномочия органов местного самоуправления в природоохранной сфере можно разделить на собственные полномочия, государственные полномочия, которые переданы путем делегирования или наделения, а также полномочия, возникшие в результате заключения специальных договоров. При закреплении за органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий в законодательстве субъектов Российской Федерации в ряде случаев отсутствуют нормы, закрепляющие необходимость финансирования соответствующих полномочий.
В-четвертых, по своему характеру экологические полномочия органов местного самоуправления можно разделить на общие и специальные.
Общие полномочия определяются правовыми актами трех видов:
а) Конституцией Российской Федерации и конституциями (уставами) ее субъектов;
б) законами РФ и ее субъектов о местном самоуправлении;
в) уставами и иными нормативными правовыми актами муниципальных образований.
Особенность общих полномочий в том, что они могут реализовываться не только в природоохранной деятельности муниципальных органов, но и применительно к иным сферам деятельности (управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета и т.д.). Некоторые из перечисленных правомочий органов местного самоуправления, являясь общими, часто могут выступать одновременно условием и средством реализации специальных природоохранных полномочий.
Общие
полномочия муниципальных органов
конкретизируются в перечне специальных
экологических полномочий непосредственно
в процессе осуществления природоохранной
деятельности. Специальные полномочия
фиксируются как
В-пятых, по предмету природоохранной деятельности органов местного самоуправления их полномочия можно разделить на четыре группы. В первую включаются полномочия по охране окружающей природной среды в целом (как комплексного объекта). Во вторую – по охране отдельных видов природных объектов. Третья группа включает полномочия по созданию особо охраняемых природных территорий и объектов местного значения. Четвертая группа включает полномочия по охране окружающей среды при осуществлении различных видов деятельности (в сельском хозяйстве, градостроительстве, при обращении с бытовыми отходами и т.д.).
Общие
положения о полномочиях
В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» органы местного самоуправления призваны осуществлять непосредственную природоохранительную деятельность на своей территории.
Ст. 10 Закона «Об охране окружающей среды» определяет, что «управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления».
Не перечисляя полномочий органов местного самоуправления в отдельной статье, указанный Закон все же закрепляет ряд обязанностей этих органов: принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха при осуществлении хозяйственной и иной деятельности (ч. 1 ст. 55); учитывать мнение населения или результаты референдума при принятии решения о размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде (ч. 2 ст. 13); оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды и др.
Заключение
Действующая
в настоящее время в Российской
Федерации система управления в
области охраны окружающей среды
и природопользования не может быть
признана эффективной. Сохранение такого
состояния системы может
Кроме того, создается прямая угроза экологической безопасности Российской Федерации и, следовательно, национальной безопасности.
Рассматривая
несовершенства в управлении природопользованием
государственным аппаратом
Структуру органов управления в области охраны окружающей среды и природопользования можно признать несовершенной. Нестабильность государственной стратегии в области охраны окружающей среды и природопользования, неопределенность властных полномочий органов исполнительной власти порождает серьезные проблемы при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды и обеспечения ее благоприятного качества.
В
управлении природопользованием
Никакое, самое дробное покомпонентное управление отдельными видами пользования отдельными элементами природы, не обеспечит системного, комплексного, ответственного, рационального управления развитием ситуации в целом.
Постоянная
реорганизация органов
Управлять
природопользованием должен один орган
управления, поскольку объем управления
Природа – один, неразделим, а
процесс природопользования, несмотря
на видовую дробность – также
один. Отдельные, конкретные виды, использования
отдельных видов природных
Одна из главных функций органа управления природопользованием должна состоять в координации отдельных видов деятельности по использованию отдельных компонентов Природы в рамках единой над ведомственной общественно ориентированной государственной политики природопользования.