Виды органов государственного управления природопользованием и охраны окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:25, контрольная работа

Описание работы

Основной целью работы является изучение видов органов государственного управления природопользованием и охраны окружающей среды.
В соответствии с данной целью в работе были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть цели и задачи управления экологией и природопользованием.
2. Исследовать структуру органов управления экологией и природопользованием на федеральном уровне.
3. Рассмотреть основные полномочия органов управления в сфере экологии, природопользования и охраны окружающей среды и их полномочия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
Органы управления по использованию и охране природных ресурсов и объектов……………………………………………………………….…....5
Роль органов местного самоуправления в охране окружающей природной среды………………………………………………………….19
Заключение………………………………………………………………..23
Литература………………………………………………………………...25

Работа содержит 1 файл

к.р экологическое право.docx

— 48.16 Кб (Скачать)

     Руководство деятельностью Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) осуществляет Правительство.

     Служба  является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг  в области гидрометеорологии  и смежных с ней областях, мониторинга  окружающей природной среды, ее загрязнения, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы. Положение о Службе утверждено Постановлением Правительства №372 от 23 июля 2004 г.7

     Управление  в сфере экологии, природопользования и охраны окружающей среды 8 осуществляют также Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Министерство сельского хозяйства, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральное агентство геодезии и картографии и некоторые др.

     Постановлением  Правительства Российской Федерации  от 30 июля 2004 г. №401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» была утверждено Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.

     Федеральная служба по экологическому, технологическому и  атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения с отходами производства и потребления), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии, безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.

     Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является:

     – органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;

     – специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности;

     – органом государственного горного надзора;

     – специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы в установленной сфере деятельности;

     – органом государственного энергетического надзора;

     – специально уполномоченным органом в области охраны атмосферного воздуха. 1 февраля 2006 г. Постановлением Правительства Российской Федерации Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору уполномочена осуществлять государственный строительный надзор9.

     Задачи  государственного строительного надзора  – предупреждение, выявление и  пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, лицом, осуществляющим строительство  на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений соответствия выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта  объектов капитального строительства  работ требованиям технических  регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации. 
 
 

    1. Роль  органов местного самоуправления в  охране окружающей природной  среды

     Природоохранные полномочия органов местного самоуправления представляют собой определяемую федеральными законами и законами субъектов РФ, уставом муниципального образования  и договорами совокупность прав и  обязанностей этих органов по осуществлению  деятельности, направленной на сохранение и восстановление окружающей среды, предотвращение негативного воздействия  хозяйственной и иной деятельности на эту среду и ликвидацию последствий  такого рода деятельности.

     Классификация природоохранных полномочий органов  местного самоуправления выглядит следующим  образом.

     Во-первых, по видам нормативных правовых актов  можно выделить полномочия по охране окружающей среды, определяемые законами и иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации, ее субъектов, а также закрепляемые в нормативных  правовых актах муниципальных образований.

     Во-вторых, по видам муниципальных органов  власти можно выделить полномочия представительных органов, исполнительных органов и  главы муниципального образования, а также полномочия органов местного самоуправления специальной компетенции. В силу различия структур органов  местного самоуправления в каждом муниципальном  образовании существует свой набор  таких органов. Распределение полномочий между этими органами также индивидуально.

     В-третьих, по порядку закрепления полномочия органов местного самоуправления в  природоохранной сфере можно  разделить на собственные полномочия, государственные полномочия, которые  переданы путем делегирования или  наделения, а также полномочия, возникшие  в результате заключения специальных  договоров. При закреплении за органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий в законодательстве субъектов Российской Федерации в ряде случаев отсутствуют нормы, закрепляющие необходимость финансирования соответствующих полномочий.

     В-четвертых, по своему характеру экологические  полномочия органов местного самоуправления можно разделить на общие и специальные.

     Общие полномочия определяются правовыми  актами трех видов:

     а) Конституцией Российской Федерации  и конституциями (уставами) ее субъектов;

     б) законами РФ и ее субъектов о местном  самоуправлении;

     в) уставами и иными нормативными правовыми  актами муниципальных образований.

     Особенность общих полномочий в том, что они  могут реализовываться не только в природоохранной деятельности муниципальных органов, но и применительно  к иным сферам деятельности (управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета и т.д.). Некоторые из перечисленных  правомочий органов местного самоуправления, являясь общими, часто могут выступать  одновременно условием и средством  реализации специальных природоохранных  полномочий.

     Общие полномочия муниципальных органов  конкретизируются в перечне специальных  экологических полномочий непосредственно  в процессе осуществления природоохранной  деятельности. Специальные полномочия фиксируются как законодательством  о местном самоуправлении, так  и законодательством об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об охране и использовании животного  мира, о земле, о недрах, лесным, водным законодательством.

     В-пятых, по предмету природоохранной деятельности органов местного самоуправления их полномочия можно разделить на четыре группы. В первую включаются полномочия по охране окружающей природной среды в целом (как комплексного объекта). Во вторую – по охране отдельных видов природных объектов. Третья группа включает полномочия по созданию особо охраняемых природных территорий и объектов местного значения. Четвертая группа включает полномочия по охране окружающей среды при осуществлении различных видов деятельности (в сельском хозяйстве, градостроительстве, при обращении с бытовыми отходами и т.д.).

     Общие положения о полномочиях органов  местного самоуправления в области  охраны окружающей среды как комплексного объекта закреплены в Федеральном  законе от 6.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Федеральном законе от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды», а также в соответствующих законах субъектов РФ.

     В соответствии с Федеральным законом  «Об охране окружающей среды» органы местного самоуправления призваны осуществлять непосредственную природоохранительную деятельность на своей территории.

     Ст. 10 Закона «Об охране окружающей среды» определяет, что «управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления».

     Не  перечисляя полномочий органов местного самоуправления в отдельной статье, указанный Закон все же закрепляет ряд обязанностей этих органов: принимать  необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха при осуществлении хозяйственной и иной деятельности (ч. 1 ст. 55); учитывать мнение населения или результаты референдума при принятии решения о размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде (ч. 2 ст. 13); оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды и др.

 

      Заключение

     Действующая в настоящее время в Российской Федерации система управления в  области охраны окружающей среды  и природопользования не может быть признана эффективной. Сохранение такого состояния системы может привести к ухудшению качества окружающей среды, и, как следствие, ухудшение  состояния здоровья населения, что  не позволит обеспечить конституционное  право граждан на благоприятную  окружающую среду.

     Кроме того, создается прямая угроза экологической  безопасности Российской Федерации  и, следовательно, национальной безопасности.

     Рассматривая  несовершенства в управлении природопользованием  государственным аппаратом России в середине первого десятилетия  XXI века, можно выделить следующие, не исчерпывающие проблему, но определяющие некоторые основные направления для принятия мер по ликвидации изъянов в системе этого управления в целом.

     Структуру органов управления в области  охраны окружающей среды и природопользования можно признать несовершенной. Нестабильность государственной стратегии в  области охраны окружающей среды  и природопользования, неопределенность властных полномочий органов исполнительной власти порождает серьезные проблемы при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды  и обеспечения ее благоприятного качества.

     В управлении природопользованием отсутствует  функциональный орган, должный обеспечить единство управления единым объектом пользования; обеспечить биосферный, геосистемный, экосистемный подход к анализу, оценкам и выработке комплексных решений для регулирования природопользования в целом.

     Никакое, самое дробное покомпонентное управление отдельными видами пользования отдельными элементами природы, не обеспечит системного, комплексного, ответственного, рационального управления развитием ситуации в целом.

     Постоянная  реорганизация органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, несогласованность действий органов управления, отсутствие нормативной  правовой и нормативной технической  базы не позволяют осуществлять эффективный  экологический контроль, как предупредительный (экологическая экспертиза), так  и текущий.

     Управлять природопользованием должен один орган  управления, поскольку объем управления Природа – один, неразделим, а  процесс природопользования, несмотря на видовую дробность – также  один. Отдельные, конкретные виды, использования  отдельных видов природных ресурсов могут и должны управляться отдельными ведомствами и администрациями  предприятиями. Процесс природопользования, то есть использования обществом  в целом природы в целом  – также целостен.

     Одна  из главных функций органа управления природопользованием должна состоять в координации отдельных видов  деятельности по использованию отдельных  компонентов Природы в рамках единой над ведомственной общественно ориентированной государственной политики природопользования.

Информация о работе Виды органов государственного управления природопользованием и охраны окружающей среды