Виды органов государственного управления природопользованием и охраны окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:25, контрольная работа

Описание работы

Основной целью работы является изучение видов органов государственного управления природопользованием и охраны окружающей среды.
В соответствии с данной целью в работе были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть цели и задачи управления экологией и природопользованием.
2. Исследовать структуру органов управления экологией и природопользованием на федеральном уровне.
3. Рассмотреть основные полномочия органов управления в сфере экологии, природопользования и охраны окружающей среды и их полномочия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
Органы управления по использованию и охране природных ресурсов и объектов……………………………………………………………….…....5
Роль органов местного самоуправления в охране окружающей природной среды………………………………………………………….19
Заключение………………………………………………………………..23
Литература………………………………………………………………...25

Работа содержит 1 файл

к.р экологическое право.docx

— 48.16 Кб (Скачать)

     Содержание

     Введение…………………………………………………………………….2

  1. Органы управления по использованию и охране природных ресурсов и объектов……………………………………………………………….…....5
  2. Роль органов местного самоуправления в охране окружающей природной среды………………………………………………………….19

    Заключение………………………………………………………………..23

    Литература………………………………………………………………...25 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Введение

       Государственное управление использованием и охраной  природных ресурсов осуществляют различные  государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие  на разных уровнях. Их можно подразделить на три вида: органы общей компетенции, органы специальной компетенции, функциональные органы.

     В юридическом смысле под властью  обычно подразумевают право, возможность  и полномочия субъекта (органа, должностного лица, представителя власти) подчинять  кого-либо своей воле; распоряжаться  чьими-либо действиями.

     Государственная власть опирается на законодательство, государственный аппарат, материальные ресурсы, денежные средства, механизмы  убеждения и принуждения. При  этом она должна быть носительницей  определенной идеи, иметь нравственное оправдание, обладать легитимностью, т.е. общественным признанием.

     Деятельность  исполнительной власти по своему содержанию есть не что иное, как выполнение общих функций, возникающих в  процессе совместного труда, а по способу осуществления — это  властная деятельность. Наличие власти означает, что ее субъект может  односторонне определять поведение  подчиненных и просто зависимых  от него, добиваться выполнения заранее  определенной цели усилиями других людей, которые подчиняют свою деятельность вышестоящей воле. На всех этапах развития человеческого общества мы можем  видеть проявление власти в разнообразных  группах людей, объединенных какими-либо интересами.

     В обществе, где существует господство, воля государственной власти воплощается  в юридических актах.

     Но  для обеспечения единства действий недостаточно издавать нормы, в которых  закреплена господствующая воля, необходимо обеспечить подчинение граждан и организаций содержащимся в них правилам. Работу по реализации правовых предписаний проводят многочисленные государственные и негосударственные органы.

     Актуальность  темы заключается в том, что управление в сфере экологии и природопользования представляет собой важнейший элемент  организационно-правового воздействия  на рациональное природопользование и  охрану окружающей среды, обладающий необходимым  механизмом такого воздействия, включающим цели управления, формы, методы, принципы управления.

     Если  формы управления природопользованием  и охраной окружающей среды остаются в основном неизменными, то на различных  этапах развития общества менялся приоритет  того или иного метода управления.

     Управление  в сфере экологии и природопользования — это деятельность не только по осуществлению прав органов управления, но и деятельность по выполнению ими  обязанностей по обеспечению рационального  природопользования и охраны окружающей среды. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения по управлению природопользованием  и охраной окружающей среды, выступает  как правовой институт экологического права.

     Основной  целью работы является изучение видов органов государственного управления природопользованием и охраны окружающей среды.

     В соответствии с данной целью в  работе были поставлены следующие задачи:

     1. Раскрыть цели и задачи управления  экологией и природопользованием.

     2. Исследовать структуру органов  управления экологией и природопользованием  на федеральном уровне.

     3. Рассмотреть основные полномочия  органов управления в сфере экологии, природопользования и охраны окружающей среды и их полномочия.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Органы  управления по использованию  и охране природных  ресурсов и объектов

     Государственное управление использованием и охраной  природных ресурсов осуществляют различные  государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие  на разных уровнях. Их можно подразделить на три вида: органы общей компетенции, органы специальной компетенции, функциональные органы.

     Особенность управления природопользованием и  охраной окружающей среды органами общей компетенции заключается  в том, что они осуществляют эту  деятельность наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции, – развитие экономики, управление развитием  социальной сферы (здравоохранение, образование  и др.), культуры, обороны, космоса  и т.д.

     Деятельность  органов общей компетенции в  области природопользования и охраны окружающей среды на уровне субъектов  Российской Федерации регулируется как федеральным законодательством, так и нормативными правовыми  актами субъектов РФ. Она включает обеспечение реализации государственной  экологической политики; координацию  деятельности министерств и ведомств в данной сфере; планирование рационального  природопользования и охраны окружающей среды; организацию ведения кадастров  природных ресурсов на уровне субъектов; осуществление государственного контроля за природопользованием и охраной окружающей среды и др.

     К органам общей компетенции, осуществляющим государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, относятся: Федеральное Собрание РФ; Президент России; Правительство  России; администрация субъектов  РФ; органы местной администрации.

     С учетом действия принципа разделения властей роль Федерального Собрания РФ в государственном управлении природопользованием и охраной окружающей среды минимальна. Она сводится, в частности, к принятию решения об объявлении зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия в соответствии с Законом «Об охране окружающей среды».

     Кроме того, на парламент возлагается ряд  контрольных полномочий, предусмотренных  Конституцией РФ, которые имеют косвенное  отношение к рассматриваемой  сфере. Причем в основном они принадлежат  Государственной Думе.

     Природоохранительная  деятельность Президента России регулируется многими актами, включая Конституцию  РФ. К важнейшим функциям управленческой деятельности Президента, предусмотренных Конституцией, можно отнести определение основных направлений внутренней и внешней экологической политики государства; нормотворчество; организацию системы центральных органов исполнительной власти России; гарантии соблюдения прав граждан в области природопользования и охраны окружающей среды; обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в области природопользования и охраны окружающей среды.

     Компетенция Правительства РФ и правительств субъектов РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды определена многими нормативными правовыми  актами – как общими, так и  экологическими. В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ:

     * обеспечивает проведение в Российской  Федерации единой государственной  политики в области экологии;

     * осуществляет управление федеральной  собственностью на природные  ресурсы;

     * проводит меры по обеспечению  законности, осуществлению экологических  прав граждан и др.

     Более подробно полномочия Правительства  РФ регламентированы в Законе «Об  охране окружающей среды», иных актах  законодательства об окружающей среде. В частности, Правительство РФ:

     * обеспечивает разработку и реализацию  государственных экологических  программ;

     * координирует деятельность министерств  и ведомств на территории РФ  в области охраны окружающей  среды;

     * устанавливает порядок образования  и использования федерального  внебюджетного экологического фонда;

     * организует подготовку и распространение  ежегодного государственного доклада  о состоянии окружающей природной  среды;

     * устанавливает порядок разработки  и утверждения экологических  нормативов выбросов и сбросов  загрязняющих веществ в окружающую  природную среду, лимитов использования  природных ресурсов, размещения  отходов;

     * устанавливает порядок определения  платы и ее предельных размеров  за пользование природными ресурсами,  загрязнение окружающей природной  среды, размещение отходов, другие  виды вредного воздействия;

     * принимает решения об организации  особо охраняемых природных территорий  и объектов и включении их  в природно-заповедный фонд Российской  Федерации;

     * организует систему всеобщего  непрерывного экологического воспитания  и образования граждан и др.

     В решении задач обеспечения рационального  природопользования и охраны природы  велика роль специализированных органов  управления, действующих на разных уровнях. На них возложены наиболее ответственные функции, связанные  с экологическим нормированием, лицензированием, сертификацией, контролем  и т.д.

     К специализированным относятся органы, созданные исключительно для решения задач в сфере взаимодействия общества и природы. Поскольку власть этих органов по специальным вопросам охраны природы и рациональному природопользованию распространяется на всё отрасли народного хозяйства и сферы деятельности, их часто называют межотраслевыми или над ведомственными органами.

     Структура органов управления в области  охраны окружающей среды 
и природопользования, начиная с начала 90-х годов прошлого века, претерпевала постоянные изменения. Изменялось как количество органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, так и их полномочия. Крупные и незначительные реорганизации проходили с периодичностью от одного до четырех лет.

     Административная  реформа началась в 2004 году и продолжается до последнего времени.1

     Указ  Президента РФ №314 от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» радикально изменил структуру государственной власти и управления на федеральном уровне. Была введена трехуровневая структура органов власти и управления: Министерства, службы, агентства.

     Изменения затронули как властные отношения  по вертикали (федеральные органы государственной  власти – органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  – органы местного самоуправления), так и по горизонтали (между федеральными органами государственной власти).

     Особое  значение имело реформирование Министерства природных ресурсов Российской Федерации (передача подавляющего большинства  правоприменительных полномочий вновь  образованным подведомственным органам: Росприроднадзору, Росводресурсам, Рослесхозу, Роснедрам), Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (образование Россельхознадзора, Росрыболовства), создание Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (передача последней ряда полномочий реорганизованных и ликвидированных федеральных органов исполнительной власти) и др.

     20 мая 2004 г. Указом Президента Российской Федерации Федеральная служба по технологическому надзору и Федеральная служба по атомному надзору преобразованы в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

     Таким образом, вместо одного органа – Министерства природных ресурсов России было создано  три – Министерство природных  ресурсов России, Ростехнадзор (которая напрямую подчиняется премьеру), Росприроднадзор (которая находится в ведении министра природных ресурсов). Причем каждое из этих ведомств имеет свои территориальные органы в каждом субъекте Российский Федерации.

Информация о работе Виды органов государственного управления природопользованием и охраны окружающей среды