Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 10:26, курсовая работа
Понятие и сущность экологического контроля. Правовая база проведения экологического контроля на современном этапе. Характеристика отдельных видов экологического контроля. Компетенция уполномоченных органов в сфере проведения экологического контроля.
Введение
1. Общая характеристика экологического контроля
1.1 Понятие и сущность экологического контроля
1.2 Виды экологического контроля
2. Характеристика отдельных видов экологического контроля
2.1 Государственный экологический контроль
2.2 Общественный экологический контроль
3. Пути совершенствования проведения экологического контроля
3.1 Правовая база проведения экологического контроля на современном этапе
3.2 Компетенция уполномоченных органов в сфере проведения экологического контроля
Заключение
Список использованной литературы
Если государственный инспектор по охране природы не уполномочен принимать решения о привлечении нарушителей к ответственности, он представляет Протокол вышестоящему государственному инспектору для принятия решения в 15-дневный срок.
Предписание об устранении экологического правонарушения является обязательным для исполнения нарушителями в установленные сроки.
Постановление о наложении штрафа за административное правонарушение составляется и принимается в отношении каждого нарушителя в отдельности (юридического лица, должностного лица, гражданина). В случае обжалования нарушителем постановления в суде сумма штрафа уплачивается не позднее 15 дней со дня уведомления нарушителя о том, что его жалоба остается без удовлетворения. При неуплате штрафа виновным лицом в течение 15 дней со дня вручения ему постановления (или со дня уведомления об оставлении его жалобы без удовлетворения) сумма штрафа взыскивается в порядке, установленном законодательством РФ.
В соответствии со ст. 84 (п. 3) Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» наложение штрафов на виновных в экологических правонарушениях не освобождает их от возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде. Постановление о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде юридическими лицами и гражданами и является обязательным для исполнения. При наличии нескольких правонарушителей постановление принимается в отношении каждого виновного в отдельности.
Предписание об ограничении (приостановлении) хозяйственной и иной деятельности направляется нарушителю при ведении им хозяйственной и иной деятельности с нарушением природоохранительного законодательства, нормативных правовых актов и причиняющей вред окружающей природной среде. Предписание является обязательным для исполнения всеми юридическими и физическими лицами.
Предписание о прекращении финансирования хозяйственной и иной деятельности, причиняющей вред окружающей среде, направляется в соответствующий финансово-кредитный орган одновременно с предписанием об ограничении (приостановлении) хозяйственной и иной деятельности.
Для привлечения должностных лиц, виновных в экологических правонарушениях, к дисциплинарной ответственности (невыполнение планов и мероприятий по охране окружающей природной среды и рациональному природопользованию, нарушение нормативов качества окружающей природной среды и требований природоохранительного законодательства, вытекающих из трудовой функции или должностного положения) государственный инспектор по охране природы направляет руководству предприятия, организации, учреждения (или вышестоящему органу, если виновным является руководитель) представление о наложении на виновных определенного вида дисциплинарного взыскания.
Представления о привлечении физических лиц к уголовной ответственности за экологические преступления направляются государственным инспектором по охране природы в следственные органы.
Министерство природных ресурсов РФ и его территориальные органы осуществляют государственный контроль за использованием и охраной недр и водных ресурсов Курцев, Н.П., Завидов, Б.Д. Экологическое законодательство России: Сборник нормативных актов. - М.: Орионт, 1996. -259С.
.
Государственный комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству и его территориальные органы осуществляют государственный контроль за использованием и охраной земель. Он проверяет соблюдение предприятиями, организациями, учреждениями (в том числе оборонными с учетом режима их посещения) и гражданами требований земельного законодательства по использованию и охране земель.
Федеральная служба лесного хозяйства России и ее территориальные органы организуют и осуществляют государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов. Такой контроль проводится Федеральной службой во взаимодействии с Госкомэкологией России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 76 ЛК РФ его задачей является обеспечение соблюдения всеми гражданами и юридическими лицами установленного порядка пользования лесным фондом, правил отпуска древесины на корню, рубок главного пользования, рубок промежуточного пользования и прочих рубок, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, а также иных требований, установленных законодательством России.
Государственный экологический контроль и надзор, осуществляемый функциональными и иными органами.
Помимо специально уполномоченных органов в области природопользования и охраны окружающей среды, специальными функциями по осуществлению экологического контроля и надзора наделены следующие функциональные министерства и ведомства.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ через свои департаменты по управлению охотничьими ресурсами и рыболовству проводит государственный контроль за использованием и охраной охотничьих животных и ведением охотничьего хозяйства; осуществляет надзор за соблюдением правил охоты, выдачу удостоверений на право охоты и разрешений (лицензий) на добычу охотничьих животных в РФ. Минсельхозпрод России осуществляет также государственный контроль за охраной и использованием водных биологических ресурсов; контролирует: целевое использование рыбохозяйственными предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности выделяемых им государственных средств; работу рыбопропускных и рыбозащитных сооружений; выполнение обязательств по межправительственным соглашениям, конвенциям и другим договоренностям в области регулирования рыболовства, охраны и воспроизводства водных биологических ресурсов.
Федеральная пограничная служба РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 29 августа 2007 г. «О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере» осуществляет государственный контроль за охраной биологических ресурсов территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.
Министерство здравоохранения РФ (Минздрав России) через систему органов санэпиднадзора осуществляет государственный надзор за обеспечением мер по санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Министерство внутренних дел РФ через Государственную автомобильную инспекцию проводит надзор за соблюдением владельцами автотранспортных средств правовых требований об охране окружающей среды от загрязнения выхлопными газами.
Министерство строительства РФ (Минстрой России) осуществляет государственный контроль за соблюдением норм и правил планировки и застройки городов и других поселений и установленного порядка использования территорий с особым режимом градостроительной деятельности, за использованием и охраной земель в городах и других поселениях и применяет установленные законодательством санкции.
Федеральная служба геодезии и картографии России осуществляет:
государственный геодезический надзор и контроль за соблюдением установленных требований при проведении в РФ топографо-геодезических и картографических работ предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также за реализацией результатов этих работ;
надзор за соблюдением предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм установленных требований и порядка проведения топографо-геодезических и картографических работ;
контроль за правильным отображением в картографических материалах Государственной границы РФ, границ континентального шельфа, исключительной экономической зоны РФ, субъектов РФ и границ иностранных государств, а также другой информации о местности, включая наименования населенных пунктов и других географических объектов.
Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) проводит государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил метрологии и сертификации.
Государственный таможенный комитет РФ осуществляет таможенный контроль за ввозом и вывозом продукции, требующей для этого специальных лицензий Ерофеев, Б.В. Экологическое право: Учебник. - 2-е изд., доп. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. - 226 С.
.
Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России) организует и проводит государственный горный надзор, чтобы обеспечить соблюдение всеми пользователями недр законодательства РФ, утвержденных в установленном порядке требований (правил и норм) по безопасному ведению работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую природную среду, объекты народного хозяйства, а также по охране недр. Госгортехнадзор России лицензирует отдельные виды деятельности, связанные с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ, а также обеспечением безопасности при пользовании недрами. Госгортехнадзор России осуществляет государственное регулирование и надзор на территории РФ через образуемые им региональные органы (округа).
Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России) осуществляет надзор за соблюдением требований законодательства в области производства, обращения и использования ядерных материалов и радиоактивных веществ.
Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) осуществляет государственный надзор за выполнением установленных нормативных требований по гражданской обороне, предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, состоянием готовности органов управления, сил и средств государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к проведению поисково-спасательных, аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций;
контролирует выполнение федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями заданий по переселению жителей из радиоактивно загрязненных районов, созданию для них необходимых социально-бытовых условий в новых районах проживания, а также строительству жилья, объектов социальной и производственной инфраструктуры для граждан, проживающих в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению.
Заключение
По результатам выполненной работы можно сделать следующие выводы.
Официальные данные позволяют утверждать, что социально - экологическая ситуация в России продолжает ухудшаться, что характеризуется следующим:
- отсутствием снижения удельного потребления природных и энергетических ресурсов на единицу выпускаемой продукции;
- ростом удельных выбросов и сбросов в окружающую среду, объемов образования отходов, несмотря на снижение производственных мощностей;
- старением основных производственных фондов, что приводит к росту числа техногенных аварий;
- крайне недостаточными темпами обновления или строительства новых объектов природоохранного назначения;
- увеличением степени и площади антропогенного воздействия на биосферу вообще, и на окружающую среду в пределах населенных пунктов, в частности;
- сокращением биоразнообразия, разрушением природных экосистем и негативной трансформацией рекреационных территорий;
- введением в биологические циклы новых антропогенных веществ, соединений, микроорганизмов и материалов, воздействие (включая суммарное) которых на организм не изучено;
- положительной динамикой по заболеваемости и смертности населения, особенно среди проживающих на урбанизированных территориях, обусловленной влиянием экологически вредных факторов.
При этом факторами, способствующими снижению качества окружающей среды, являются следующие:
-
отсутствие экономической
основы для реализации
эффективной экологической
политики (пробелы
в правовом регулировании
налогообложения,
недостаточность
объема выделения
средств из бюджета
на природоохранные
цели, отсутствие
стимулов для развития
экопредпринимательства
и внедрения новых технологий;
- декларативность, противоречия, недоработки действующего федерального и регионального законодательства, регулирующего правоотношения в данной сфере;
- разрушение системы государственного экологического контроля;
- незначительная эффективность механизмов государственной экологической экспертизы, нормирования и лицензирования;
- недостаточная прозрачность процесса формирования и расходования финансовых средств, выделяемых на охрану окружающей среды;