Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 15:50, реферат
Испытания ядерного оружия, проводившиеся в течение 40 лет на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, причинили невосполнимый ущерб здоровью людей и окружающей природной среде, вызвали рост общей заболеваемости и смертности населения. Вся территория Семипалатинской и прилегающие к полигону районы Павлодарской, Восточно-Казахстанской и Карагандинской областей признаны зоной экологического бедствия.
Введение
1. Экологическая обстановка в Республики Казахстан
2. Проблемы воды и продуктов питания в бассейне Аральского моря
2.1 Проблема Арала
2.2 Возникновение и развитие экологической трагедии Арала
2.3 Принятие неотложных мер по спасению Арала
3 "Ядерная трагедия Казахстана"
3.1 Семипалатинский полигон - зона экологического бедствия
3.2 История СИЯП
3.3 Экономическое решение охраны здоровья населения,
пострадавшего от ядерных испытаний
3.4 Воздействие ядерных испытаний на окружающую среду
4 Рассмотрение экологических проблем на государственном уровне
4.1 “Стратегии-2030” Республики Казахстан “Улучшение питания, чистоты окружающей среды и экологии”
4.2 Международные экологические конвенции
Заключение
Список использованных источников
Зарегистрировано 131,5 случая то в 2004 – 194,3. И при этом снижается обеспеченность населения района больничными койками, врачами и средними медицинскими работниками.
По Восточно-Казахстанской области: согласно статистки количество детей рожденных с врожденной патологией увеличился с 187,7 в 1990 году, до 326,4 в 2004 году ( 58%), рождаемость на 1000 населения с 17,1 человек в 1990 снизилась до 13,3 в 2004 году (27%). Обеспеченность региона больничными койками, врачами и средними медицинскими работниками, квалифицированным медицинским обслуживанием, так же как и в других регионах СИЯП, остается открытой.
Принятая государственная
Программа медицинской
Этой же Программой предусмотрено создание Межрегионального медицинского реабилитационного центра в г. Семипалатинске, и его филиалов, на базе областных больниц. Однако, финансирование должно осуществляется за счет внебюджетных средств (инвестиции, гранты, спонсорские благотворительные гранты).
3.4 Воздействие
ядерных испытаний на
С точки зрения воздействия на окружающую среду выделяются два этапа ядерных испытаний:
1 этап – проведение ядерных взрывов в атмосфере в период с 1949 по 1962 гг.
2 этап – проведение подземных ядерных взрывов в период с 1961 по 1989 гг.
Проведенные на СИЯП ядерные взрывы можно сгруппировать следующим образом:
- наземные взрывы –
характеризуются выпадением
- воздушные взрывы –
характеризуются выносом
- подземные взрывы –
характеризуются
Наземные ядерные взрывы сформировали на местности долговременное радиоактивное загрязнение в виде длинных "радиоактивных следов", уходящих далеко за пределы полигона. Таким образом, радиационная обстановка на территории полигона сформировалась в период проведения атмосферных и наземных испытаний, то есть с 1949 по 1962 гг. Последний наземный ядерный взрыв был произведен на площадке «Опытное поле» СИЯП 24 декабря 1962 года.
После вступления в силу
Международного договора о запрещении
ядерных испытаний в трех средах
(в космосе, воздухе и воде), подписанного
10 октября 1963 в Москве между СССР,
США и Великобританией, на полигоне
стали проводиться только подземные
взрывы.
На сегодняшний день на территории СИЯП
ведется сельскохозяйственная, горнодобывающая
и геологоразведочная деятельность. Территория
полигона не огорожена и не обозначена
на местности, нет никаких знаков, предупреждающих
об опасности.
Население имеет свободный
доступ на территорию бывшего полигона,
включая особо опасные с
4.1 “Стратегии-2030”
Республики Казахстан “
Вступая в новый век, Республика
Казахстан, как и большинство
государств, столкнулась с серьезнейшими
проблемами в области окружающей
среды, и ныне их решение возведено
в ранг государственной политики.
В “Стратегии-2030” Республики Казахстан
“улучшение питания, чистоты окружающей
среды и экологии” является одним
из приоритетных направлений. С 1998 года
началась реализация долгосрочной стратегии
Республики Казахстан до 2030 года –
“Экология и природные ресурсы”
Постановлением Правительства
Республики Казахстан в марте 1999
г. одобрена концепция зонтичного проекта
“Улучшение окружающей среды для
устойчивого развития Акмолинской,
Восточно-Казахстанской, Карагандинской,
Павлодарской областей и города Астаны.
Разработан зонтичный проект “Улучшение
окружающей среды вдоль шелкового пути
для устойчивого развития южного региона
республики Казахстан”. Проекты, его составляющие,
предусматривают приоритетные действия
на всех уровнях, включая международный,
национальный и местный, по обеспечению
жизнедеятельности населения, транспортных
инфраструктур, развитию производства,
торговли, туризма. Ведется работа по подготовке
международной экологической программы
Каспийского региона.
В соответствии с инициативой Республики
Казахстан и решением 53 сессии Генеральной
Ассамблеи ООН, идет реализация Программы
реабилитации Семипалатинского региона,
пострадавшего от ядерных испытаний. Согласно
Программе, предполагается осуществление
ряда проектов экологической, медицинской,
гуманитарной, экономической и информационной
направленности, в том числе, создание
международного центра по изучению последствий
деятельности Семипалатинского полигона
на здоровье населения и природную среду,
разработка устойчивой стратегии землепользования,
гуманитарной помощи населению региона.
Это будет способствовать консолидации
всех здоровых интеллектуальных и антивоенных
сил всего мирового сообщества.
Казахстан активно входит в процессы международного сотрудничества, Страна стала участницей 12 международных договоров и других соглашений в области окружающей среды, ведется подготовка по присоединению и ратификации к ряду приоритетных для нее конвенций. Началось выполнение обязательств страны по многим международным договорам, в том числе по Рамочной конвенции по изменению климата, Венской конвенции и Монреальскому протоколу в отношении озоноразрушающих веществ, Конвенциям по биоразнообразию и опустыниванию.
Координацию деятельности в
области экологии осуществляет Министерство
природных ресурсов и охраны окружающей
среды Республики Казахстан. В тесном
контакте с ним работает Национальный
экологический центр
Комитетом подготовки проектов ведется
большая работа по проектам национального
уровня, в частности, по проектам “Трансграничное
управление бассейном реки Иртыш”, “Управление
водными ресурсами бассейна рек Нура -
Ишим”, “Развитие возможностей для более
эффективного использования энергии в
снабжении теплом и горячей водой в Казахстане”,
“Регулирование русла реки Сырдарьи и
северной части Аральского моря” и многих
других проектов. Комитетом мониторинга
проектов сформирована база данных программ
и проектов, регулярно проводится анализ
и оценка программ и проектов по критериям
соответствия приоритетам Стратегического
плана.
Остро стоят проблемы Каспия и нефтегазовых загрязнений в связи с продолжающимся подъемом уровня Каспийского моря и затоплением нефтепромыслов и других объектов. Правительствами пяти прикаспийских государств (Азербайджан, Иран, Казахстан, Россия и Туркменистан) совместно со Всемирным Банком, ПРООН и ЮНЕП разработана и реализуется Каспийская экологическая программа (КЭП) при поддержке ГЭФ, ЮНЕП, ТАСИС. Приоритет действий в рамках КЭП направлен на обеспечение устойчивого проживания населения и хозяйственной деятельности в условиях изменения уровня Каспийского моря; ликвидацию загрязнения и улучшение качества окружающей среды Каспия и его биоресурсов; оздоровление и восстановление экосистем Каспийского моря и сохранение биоразнообразия; обеспечение экологической безопасности в регионе и сохранение качества окружающей среды для устойчивого человеческого развития.
4.2 Международные экологические конвенции
Важную роль в улучшении экологической ситуации в глобальном масштабе призваны сыграть международные экологические конвенции. В Республике Казахстан они находятся в ведении Комитета международных экологических конвенций НЭЦ УР, деятельность которого связана с подготовкой к ратификации природоохранных конвенций, участием в их реализации.
Одной из глобально значимых
конвенций, ратифицированных в 1995 году
Республикой Казахстан, является Рамочная
конвенция ООН по изменению климата.
Казахстан является активным участником
общемирового процесса стабилизации и
уменьшения количества парниковых газов
в атмосферу, при этом позиции
специалистов и официальных властей
полностью совпадают. В 1992 году, после
конференции в Рио-де-Жанейро по окружающей
среде и развитию, РК подписала, а в 1995г.
- ратифицировала Рамочную конвенцию об
изменении климата. Для реализации целей
Конвенции развитые страны и ряд стран
с переходной экономикой взяли на себя
обязательства к 2000 г. вернуться к уровням
выбросов парниковых газов 1990г. В августе
1998 г. Казахстан принял решение о подписании
Киотского Протокола, а в марте 1999г. он
был подписан Президентом Назарбаевым
Н.А. С учетом серьезности глобальных последствий
изменения климата и исходя из общемировых
приоритетов этой проблемы, Казахстан
полагает, что необходимо продолжить процесс
ратификации Киотского Протокола и получения
РК статуса страны РКИК, как правовой основы
для участия во всех механизмах Киотского
Протокола и привлечения внешних средств
и новых технологий. В настоящее время
в РК планируется продолжить работы в
этом направлении, опираясь на помощь
мирового сообщества, тем более, что Казахстан
рассчитывает не только на нее, но и выполняет
некоторые самостоятельные исследовательские
работы в этом направлении. В стране проводились
и продолжают проводиться исследования
уязвимости экономики и природных ресурсов
к изменению климата, а также оценка возможных
мероприятий по адаптации к ожидаемым
изменениям климата.
Казахстаном ратифицирована Венская конвенция
об охране озонового слоя, и Монреальский
протокол к Венской конвенции. В связи
с этим Правительство Казахстана предприняло
серьезные шаги для организации работ
по защите озонового слоя на национальном
уровне, в плане подготовки Национальной
программы по изъятию озоноразрушающих
веществ из использования и реализации
конкретных проектов. Основные направления
политики и возможные меры по ограничению
потребления озоноразрушающих веществ
в Казахстане сформулированы в Стратегии,
которая является составной частью Национальной
программы.
В соответствии с целями и задачами Конвенции
ООН по борьбе с опустыниванием и “Стратегией
2030” Республики Казахстан, активно разрабатывается
Национальная стратегия и план действий
по борьбе с опустыниванием.
В феврале 1999 года прошла презентация Национальной стратегии и Плана действий по сохранению и сбалансированному использованию биологического разнообразия. В этом же году Президентом Республики Казахстан подписан указ о присоединении к Конвенции о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения.
В 1998 году Казахстаном подписана
Орхусская конвенция о доступе к информации,
участию общественности в процессе принятия
решений и доступе к правосудию по вопросам,
касающимся охраны окружающей среды. Вся
многомасштабная деятельность по предотвращению
экологической катастрофы не приведет
к реальным результатам, если широкая
общественность не будет иметь открытый
доступ к экологической информации и возможность
влиять на принятие экологически важных
решений. Это условие - необходимый элемент
правового механизма охраны окружающей
среды. Без активного участия общественности
устойчивое развитие окажется невозможным,
а принимаемые хозяйственные решения
не будут по настоящему комплексными,
взвешенными, экологически безопасными.
Во всем цивилизованном мире уже давно
строительство ни одного промышленного
комбината, завода, полигона отходов, автомобильной
или железной дороги, а тем более гидро
- или атомной станции, не начинается без
согласования его с местными жителями.
Причем чрезвычайно важным моментом процесса
является вовлечение общественности на
самом раннем его этапе – планировании
и определении места строительства, технологий
и его будущего влияния на природу и человека,
при этом принимаются во внимание мнения
самых разных представителей общественности.
В Республике Казахстан работают
многочисленные экологические НПО
по различным направлениям, таким
как экологическое образование,
сохранение природы Казахстана, по
вопросам законодательства в области
охраны окружающей среды, социальным вопросам,
антиядерному движению, разработке технологий,
гуманитарной помощи жителям Семипалатинского
региона, Арала, северного Прибалхашья,
разработке планов, проектов и программ
на региональном и местном уровне. В апреле
1999 года в г. Темиртау Карагандинской области
состоялась встреча рабочей группы Экофорума
НПО Республики Казахстан с целью усиления
роли и возможности экологических НПО
в решении проблем охраны окружающей среды
в Казахстане. На Экофоруме разработан
план действий НПО на национальном уровне,
а также принято обращение к международному
сообществу, открытое письмо к средствам
массовой информации, протокол намерений
по подготовке и проведению параллельной
сессии НПО на встрече Министров “Окружающая
среда для Европы” и другие документы.
В свете Орхусской конвенции информирование
населения по вопросам окружающей среды
призвано сыграть важную роль в экологическом
образовании населения. В условиях перехода
Республики Казахстан на модель устойчивого
развития экологическое образование и
воспитание приобретают приоритетное
значение. Эти проблемы занимают главное
место в долгосрочной программе развития
Республики Казахстан - “Стратегия 2030”.
В программе экологического образования
Республики Казахстан указано, что “решение
глобальных проблем возможно лишь при
всеобщей реализации непрерывного экологического
образования и воспитания. Специфика настоящего
момента состоит в том, что необходимо
вводить и совершенствовать экологическое
образование и воспитание одновременно
на всех его этапах и уровнях. Кризисное
состояние природной среды не позволяет
ждать, пока подрастут поколения, ставшие
с раннего детства объектом целенаправленной
“экологизации”, и не оставляет времени
на длительные эксперименты. Только экологическое
образование, поддерживаемое всей инфраструктурой
общества, позволит сформировать современного
человека - гражданина ХХI века, способного
к всесторонней деятельности в условиях
напряженной социально-экологической
действительности”.
Информация о работе Правовой режим зон экологического бедствия в Республике Казахстан