Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 22:15, реферат

Описание работы

В этой работе будет рассмотрен вопрос о заповедниках, национальных парках, заказниках и иных особо охраняемых природных территориях и о видах животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, как объектах, имеющих особый режим использования и охраны, относящихся к третьей категории.

Содержание

Введение 3
1 Особо охраняемые природные территории: история, цели образования, виды. 4
2 Правовой режим государственных природных заповедников 11
3 Правовой режим национальных и природных парков 13
4 Правовой режим государственных природных заказников 16
5 Правовой режим памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов 17
6 Правовой режим лечебно-оздоровительных местностей, курортов и рекреационных зон 19
7 Правовой режим особо охраняемых природных объектов 20
Заключение 23
Библиографический список 25

Работа содержит 1 файл

Правовой режим ОСОБО ОХРАНЯЕМЫх ПРИРОДНЫх ТЕРРИТОРИй.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

  Система особо охраняемых природных территорий в России находится в постоянном развитии. В 2001 г. в природно-заповедный фонд России входило 100 государственных природных заповедников общей площадью 33,5 млн га, в том числе 27,1 млн га сухопутной территории с внутренними водоемами (1,57% территории РФ), и 35 национальных парков общей площадью 6,99 млн (0,4% ) .В Российской Федерации образовано более 1670 заказников, 1350 памятников природы. В соответствии с Указом Президента РФ от 2 октября 1992 г. «Об особо охраняемых природныx территориях Российской Федерации»   предусматривается расширение площадей государственных природных заповедников и  национальных природных парков до 3% площади Российской  Федерации.

 Регулируется  режим особо охраняемых природных территорий Федеральными законами «Об охране окружающей среды», «Об особо охраняемых природных территориях» и «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», Земельным кодексом РФ, другими нормативными правыми актами.

  Однако задачи, которые ставятся перед особо охраняемыми природными территориями, на современном этапе не вполне решаются. Как констатирует Правительство РФ, научные отделы заповедников и национальных парков испытывают острый недостаток современных технических средств, научных приборов, компьютерного оборудования, что негативно отражается на результатах их работы. Практически не функционируют станции фонового мониторинга, не выполняются международные обязательства по его комплексному осуществлению в биосферных заповедниках, входящих в международную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО.

 По  оценкам специалистов, в заповедных территориях сложилось парадоксальное и одновременно критическое положение. С одной стороны, число заповедников и национальных парков возросло с 1990 г. более чем в 1,5 раза, а их площадь — в 2 раз. В то же время, по данным официальной отчетности этих организаций, фактические затраты на их содержание в расчете на сопоставимые цены сократились за тот же период по самым осторожным оценкам минимум в 2,5—3 раза. Таким образом, расходы на 1 га охраняемой территории уменьшились в 5—6 раз1.

 Недостаток  финансовых средств не позволяет  оснастить инспекторские службы государственных природных заповедников национальных парков современными средствами связи, приборами наблюдения, качественным табельным оружием, форменным обмундированием, организовать на постоянной основе единую федеральную систему повышения квалификации государственных инспекторов.

 Ограничение объемов централизованных капитальных  вложений приводит к старению зданий научных стационаров, кордонов, инженерных коммуникаций и других объектов инфраструктуры. В автономных поселках и на центральных усадьбах государственных природных заповедников и национальных парков, особенно тех, которые находятся в районах Крайнего Север и приравненных к ним местностях, сложились крайне тяжелые жилищные условия. Дефицит финансовых средств негативно отражается на доставке грузов и людей на отдаленные кордоны и в научные стационары, что отрицательно сказывается на состоянии охраны и уровне научных исследований в северных и таежных заповедниках и национальных парках России. Серьезной проблемой для государственных природных заповедников и национальных парков являются лесные пожары, борьба с которыми требует  значительных финансовых затрат. Дальнейшее развитие сети государственных природных заповедников и национальных парков невозможно без скоординированных действий со стороны федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации .

  1. Правовой режим государственных природных  заповедников

    Высший статус и соответственно наиболее строгий правовой режим охраны имеют государственные природные заповедники. Они являются особо охраняемыми природными территориями федерального значения. Исторически заповедники — первая форма особо охраняемых природных территорий.

  Решение об учреждении государственного природного заповедника в соответствии со ст. 8 Закона об особо охраняемые природных территориях принимает Правительство РФ при условии согласия субъекта РФ на отнесение его территории к объектам федеральной собственности. Правительство при этом принимает решение по представлению государственных органов субъектов РФ и специально уполномоченного на то государственного органа РФ в области охраны окружающей природной среды. В том же порядке производится расширение территории государственного природного заповедника.

Чтобы обеспечить сохранение природного комплекса  заповедника,   законодательство  предусматривает  широкий  ряд  мер. В частности, в этих целях на прилегающих к его территории участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования. Решение об образовании охранной зоны государственного природного заповедника принимается органом исполнительной власти субъекта РФ.

  Природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир) на территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования (ст. 6 вышеназванного Закона). На территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая его задачам, которые определяются положением о заповеднике. На территории государственных природных заповедников запрещается также интродукция живых организмов в целях их акклиматизации.

    В принципе запрещено нахождение в  заповеднике лиц, не имеющих к нему отношения. Пребывание на территории государственных природных заповедников граждан, не являющихся работниками данных заповедников, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся эти заповедники, допускается только при наличии разрешения этих органов или дирекций государственных природных заповедников.

    На  территории заповедника допускаются мероприятия и деятельность, направленные на:

  • сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных 
    комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;
  • поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;
  • предотвращение условий, способных вызвать стихийные 
    бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;
  • осуществление экологического мониторинга;
  • выполнение научно-исследовательских задач;
  • ведение эколого-просветительской работы;
  • осуществление контрольно-надзорных функций (ст. 9 Закона об особо охраняемых природных территориях).

    Заповедование есть способ консервативной охраны природы.   В основном в научных целях в заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. Размеры таких участков определяются исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии.

    Однако  на специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался   государственный   природный   заповедник,   допускается деятельность, направленная на облегчение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории. Такая деятельность может осуществляться лишь в соответствии с утвержденным индивидуальным положением о данном заповеднике.

  Особую  разновидность государственных  природных заповедников образуют биосферные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг. В целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую природную среду и не истощающих биологические ресурсы, к территории государственных природных биосферных заповедников могут быть присоединены территории биосферных полигонов, в том числе с дифференцированным режимом особой охраны и функционирования.

  3  Правовой режим национальных и природных парков

  Национальные  парки в России, в отличие от США, — относительно новый вид особо охраняемых природных территорий. Они стали создаваться в нашей стране лишь в последние 20 лет. Первые национальные природные парки в России— «Лосиный остров» (Москва, Московская область) и «Сочинский» (Краснодарский край) — были созданы лишь в 1983 г. В США национальные парки начали создаваться в XIX в.

    С учетом специфики данного вида особо охраняемой территории и задач, которые на них возлагаются при создании, на территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Для этого в пределах национальных парков могут быть выделены следующие функциональные зоны:

  • заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;
  • особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которой допускается строго регулируемое посещение;
  • познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка;
  •   рекреационная, предназначенная для отдыха;

 • охраны историко-культурных объектов, в пределах которой 
обеспечиваются условия для их сохранения;

  • обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей;
  • хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка.

 На  территории национального парка  запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.

 Одновременно  в национальных парках, расположенных  в районах проживания коренного населения, допускается выделение зон традиционного экстенсивного природопользования. На специально выделенных участках допускаются традиционная хозяйственная  деятельность,   кустарные  и   народные  промыслы, а также связанные с ними виды пользования природными ресурсами по согласованию с дирекциями национальных парков.

 С учетом того, что национальные парки создаются  в целях 
туризма и отдыха, актуальным является вопрос регулирования 
организации обслуживания посетителей национальных парков. 
Обеспечение регулируемого туризма и отдыха на территории 
национальных парков осуществляется в соответствии со специальными проектами. При этом земельные участки, природные 
объекты, здания и сооружения на территории национального 
парка могут быть предоставлены в аренду специализированным 
организациям на условиях, определенных соответствующими 
договорами, заключаемыми с дирекциями национальных парков. Указанные договоры подлежат регистрации в государственных органах, в ведении которых находятся национальные парки. Такой договор может быть заключен при наличии лицензии на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха. Лицензии выдаются дирекция национальных парков при условии, что предлагаемые услуги 
по организации обслуживания посетителей не противоречат 
целям деятельности национальных парков и не причиняют 
ущерба природным комплексам и объектам историко-культурного наследия.

 Что касается порядка образования национальных парков, то он аналогичен порядку образования государственных природных заповедников.

   В  отличие  от  национальных  парков,   которые  являются особo охраняемыми природными территориями федерального значения, природные парки являются особо охраняемыми территориями регионального значения. Решение об их образовании принимают государственные органы субъектов РФ по представлению специально уполномоченных на то государственных органов РФ в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами местного самоуправления. Если создание природных парков связано, с изъятием земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, то соответствующее решение принимается органом исполнительной власти субъекта РФ по согласованию с Правительством России.

Информация о работе Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов