Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 10:46, контрольная работа
Собственность как экономическая категория является наиболее эффективным и гарантированным средством реализации экономических интересов граждан, их отдельных групп и общества в целом в области производства и удовлетворения их потребительских нужд. Экономические отношения собственности определяют отношение участников производства к предметам производства (орудиям, средствам, продуктам производства). В результате закрепления экономических отношений в правовых нормах возникает право собственности как юридическая категория.
Введение
1. Понятие и основные признаки права собственности на
природные ресурсы
2. Механизм приобретения и прекращения права собственности на землю и другие природные ресурсы
3. Правовые формы использования природных ресурсов
4. Эколого-правовой статус человека
Заключение
Задача
Владимирский
юридический институт
тема: «Право собственности на природные
объекты
и ресурсы. Право
природопользования»
2010
природные ресурсы………………………………………………стр.
2. Механизм
приобретения и прекращения
на землю и другие природные
ресурсы………………………….стр.
3.
Правовые формы использования
природных ресурсов………..стр.
4.
Эколого-правовой статус
Заключение……………………………………
Задача………………………………………………
Библиографический
список…………………………………………стр.
Введение
В
правовой литературе по вопросам собственности
традиционно отмечается, что собственность
на природные ресурсы как научное
понятие употребляется в
При
оценке собственности на природные
ресурсы и особенно при реализации
правомочий собственника по распоряжению
и пользованию природными богатствами
принципиально важно иметь в
виду, что природные ресурсы, в
отличие, к примеру, от таких вещей,
как предприятие, дорога, удовлетворяют
как объекты собственности
Собственность
как экономическая категория
является наиболее эффективным и
гарантированным средством
природные
ресурсы
Право
собственности на природные ресурсы
в юридическом аспекте можно
рассматривать в двух качествах:
как правовой институт и как совокупность
правомочий собственника.
Право
собственника на природные ресурсы
как правовой институт представляет
собой совокупность правовых норм,
регулирующих отношения собственности
на природные ресурсы. Отношения
права собственности на природные
ресурсы образуют предмет ряда отраслей
в системе российского права
– конституционного, гражданского,
права окружающей среды, включая
земельное, горное, водное, лесное, фаунистическое
право. Поэтому можно говорить об
этом правовом институте как комплексном.
Совокупность правовых
норм, регулирующих
отношения собственности,
образуют право собственности
в объективном смысле.
Основы
права собственности на природные
ресурсы определены Конституцией РФ.
В соответствии со ст. 9 земля и
другие природные ресурсы могут
находиться в частной, муниципальной,
государственной и иных формах собственности.
Положения Основного закона получили
развитие в Гражданском кодексе
РФ. Согласно ст. 129 ГК РФ земля и другие
природные ресурсы могут
Таким
образом, Конституция РФ и Гражданский
кодекс РФ определяют общее содержание
и формы собственности на природные
ресурсы, в законодательстве об окружающей
среде закрепляются специфические
черты и формы собственности
на конкретные природные ресурсы, а
также особенности механизма
реализации правомочий собственника земли,
вод, недр, лесов и т.д. Именно это
дает основание утверждать, что отношения
собственности на природные ресурсы образуют
предмет права окружающей среды.
Под
правом собственности
на природные ресурсы
в субъективном смысле
понимается совокупность
правомочий собственника
по владению, пользованию
и распоряжению землей,
водами, лесными ресурсами
и другими объектами
собственности1.
Субъективное
право собственности на природные
ресурсы определяет сущность и содержание
юридического отношения собственности.
Оно закрепляет за его обладателем
экономическую власть над условиями
производства (его предпосылками
и результатами), ведущегося на базе
использования собственником
Наряду
с тем, что в п. 3 ст. 209 ГК РФ воспроизведено
приведенное положение ст. 36 Конституции,
Гражданский кодекс предусматривает
и иные основания ограничения
гражданских прав, в том числе
прав собственности. Так, согласно ст.
1 гражданские права могут быть
ограничены на основании федерального
закона и только в той мере, в
какой это необходимо в целях
защиты основ конституционного строя,
нравственности, здоровья, прав и законных
интересов других лиц, обеспечения
обороны страны и безопасности государства.
Анализ положений данной статьи, касающихся,
в частности, защиты основ конституционного
строя и здоровья, позволяет сделать
вывод о том, что предусмотренные
в этой статье ограничения могут
быть введены федеральным законом
по экологическим соображениям.
Реализация
правомочий собственника природных
ресурсов по пользованию и распоряжению
ими должна быть строго урегулирована
в законодательстве с учетом того,
что природные ресурсы имеют
разный потенциал. Как выше отмечалось,
они имеют экономическое, экологическое,
оздоровительное, рекреационное, эстетическое,
культурное, историческое и иное значение.
Количественные и качественные характеристики
в их динамике находят отражение в отраслевых
(природоресурсных) и комплексных (территориальных)
кадастрах. Как правило, в процессе природопользования
человеком потребляются отдельные удовлетворяющие
его потребности свойства природного
ресурса. Важно, чтобы при этом не нарушались,
не умалялись, т.е. сохранялись, другие
потребительские свойства того или другого
природного ресурса и чтобы при распоряжении
собственностью, определении судьбы природного
ресурса, исходя из его кадастровой оценки,
соответствующие условия природопользования
находили четкое отражение в лицензиях
и договорах, закрепляющих право пользования
ими.
Соблюдение
этих требований, продиктованное общественным
характером природных ресурсов, также
является ограничением свободы права
собственности на природные ресурсы,
независимо от его формы.
Применительно
к реализации правомочия по распоряжению
природными ресурсами необходимо закрепить
в законодательстве дифференцированный
подход к распоряжению ресурсами
с учетом их исчерпаемости. Правовые
требования по предоставлению в пользование
исчерпаемых природных ресурсов
(минеральных ресурсов) должны быть
особенно четко определены с учетом
интересов будущих поколений.
Праву
собственника на владение, пользование
и распоряжение природными ресурсами
корреспондирует возлагаемая на
него законодательством обязанность
обеспечения рационального
Что
касается форм права собственности
на природные ресурсы, то они предусмотрены
в законодательстве. Е.А. Суханов
считает, что «на самом деле юридически
есть лишь одно право собственности,
у которого могут быть разные субъекты:
физические или юридические лица,
государство»1. При реализации такого
подхода собственность подразделяется
на частную и публичную.
До
1990 г. в России была единственная форма
права собственности на природные
ресурсы – исключительная государственная
(в отличие от таких товарно-материальных
ценностей, как предприятия, сооружения,
которые как объекты права
собственности находились в «простой»
государственной собственности)
В
настоящее время формы права
собственности на природные ресурсы
определяются Конституцией РФ. В соответствии
с ч. 2 ст. 9 земля и другие природные
ресурсы могут находиться в частной,
государственной, муниципальной и
иных формах собственности. Что понимать
под иными формами
Но
закрепляется принцип равных, одинаковых
обязанностей по обеспечению рационального
использования природных
2. Механизм приобретения и прекращения права собственности
на
землю и другие
природные ресурсы
Основания приобретения и прекращения права собственности на природные ресурсы определяются законодательством и в значительной степени зависят от формы права собственности.
Информация о работе Право собственности на природные объекты и ресурсы. Право природопользования