Право природопользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:46, контрольная работа

Описание работы

Общение человека с природой, постоянно необходимое ему для обеспечения своего существования, и есть в самом общем смысле слова природопользование. В основе жизни и существования человека и общества лежит пользование природой. Поэтому исторически и фактически природопользование составляет фундамент общественной жизни, базисное отношение в сфере взаимоотношений общества и природы.

Содержание

1. Понятие права природопользования, его виды 2
2. Право общего природопользования 4
3. Право специального природопользования 6
4. Принципы права природопользования 7
5. Субъекты права природопользования 9
6. Содержание права природопользования 9
Список литературы

Работа содержит 1 файл

к.р. по экологическому.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

    Публичные сервитуты могут устанавливаться, в частности, для:

    •  прохода или проезда через  земельный участок;

    •  проведения дренажных работ на земельном  участке;

    •  забора воды и водопоя;

    •  прогона скота через земельный  участок;

    •   использования земельного участка  в целях охоты, ловли рыбы в  расположенном на земельном участке  замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки  и в установленном порядке;

    •  свободного доступа к прибрежной полосе.

    В соответствии с Земельным кодексом РФ сервитут может быть срочным или постоянным.

    Закон о недрах закрепил также право  общего пользования ресурсами недр. Собственники, владельцы земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ. Закон при этом оговаривает условие о том, чтобы общераспространенные полезные ископаемые не числились на государственном балансе, а работы по сооружению подземных сооружений проводились без применения взрывных работ.

    Земельный кодекс РФ также допускает возможность  использования собственниками земельных участков и землепользователями в установленном порядке для собственных нужд имеющихся на земельном участке общераспространенных полезных ископаемых, пресных подземных вод (ст. 40, 41).

    Достаточно  полно и четко право общего пользования водами и лесами выражено в лесном и водном законодательстве.

    Лесной  кодекс РФ (ст. 86) широко регулирует пребывание граждан в лесах: граждане имеют право бесплатно находиться на территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, другие пищевые лесные ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье, участвовать в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях, охотиться, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Так, запрещается сбор и заготовка гражданами дикорастущих растений и грибов, виды которых занесены в Красную книгу РФ и в перечень наркосодержащих растений и природного наркосодержащего сырья.

    Осуществляя право свободного пребывания в лесах, граждане обязаны соблюдать правила  пожарной безопасности, не допускать  поломку, порубку деревьев и кустарников, повреждение лесных культур, засорение лесов, уничтожение и разорение муравейников и гнезд птиц, а также соблюдать другие требования законодательства России.

    В то же время - пребывание граждан в лесах, сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья могут быть ограничены в порядке, определяемом законодательством субъектов РФ, в том числе в интересах пожарной безопасности лесов, ведения орехово-промыслового, лесоплодового или лесосеменного хозяйства, а в государственных природных заповедниках, национальных парках, природных парках и на других особо охраняемых природных территориях — в связи с установленным на них режимом лесопользования.

    Общее водопользование традиционно предусматривается российским водным законодательством. В соответствии с Водным кодексом РФ общее водопользование представляет собой использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств. Оно может осуществляться гражданами и юридическими лицами без получения лицензии на водопользование. Общее водопользование реализуется в целях забора воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, плавания на маломерных плавательных средствах, водопоя скота.

    Однако  общее водопользование предполагает обязательное соблюдение правил охраны жизни людей на водных объектах, а также условий, устанавливаемых уполномоченными государственными органами.

    При этом органы местного самоуправления устанавливают места, где запрещены  забор воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, плавание на маломерных плавательных средствах, водопой скота, а также определяют иные условия общего водопользования на водных объектах, расположенных на территориях городских, сельских поселений и других муниципальных образований. О запрещении купания и иных подобного рода условиях осуществления общего водопользования население оповещается через средства массовой информации, специальными информационными знаками или иными способами. К сожалению, решение о запрещении купания все чаще принимается по санитарным соображениям, из-за высоких уровней химического и биологического загрязнения водоемов.

    Водный  кодекс РФ выделяет как самостоятельную  разновидность водных объектов объекты общего пользования (ст. 20). Водные объекты общего пользования — это объекты, находящиеся в общедоступном, открытом пользовании. Для общего пользования предназначается, однако, не весь водоем, а лишь полоса суши вдоль берегов водных объектов общего пользования (бечевник). При этом каждый вправе (без использования транспорта) пользоваться бечевником для передвижения и пребывания у водного объекта общего пользования, в том числе рыболовства и причаливания плавательных средств. Ширина бечевника не может превышать 20 м.

    В формах публичного и частного водных сервитутов регулирует право водопользования ВК РФ (ст. 43). Публичный водный сервитут дает право каждому пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Частный водный сервитут устанавливает право заинтересованных лиц ограниченного пользования водными объектами, предоставленными в долгосрочное или краткосрочное пользование. Данный вид сервитута может устанавливаться либо в силу договора между водопользователем и субъектом сервитута, либо на основании судебного решения. Частный водный сервитут не является формой реализации права общего водопользования, так как предоставляется на основе договора или решения суда.

    Публичные и частные водные сервитуты также носят целевой характер. Они могут устанавливаться в целях:

    •   забора  воды   без   применения   сооружений,   технических средств  и устройств;

    •   водопоя и прогона скота;

    •   использования водных объектов в  качестве водных путей для паромов, лодок и других маломерных плавательных средств и др.

    Для осуществления водных сервитутов, как  и для реализации права общего водопользования, не требуется получения  лицензии на водопользование.

    Таким образом, регулируя право общего природопользования, законодательство ограничивает его пределами, связанными с удовлетворением при этом собственных нужд.

    Закон о животном мире прямо не предусматривает  права общего пользования животным миром. Более того, ст. 33 устанавливает, что объекты животного мира могут предоставляться юридическим лицам в долгосрочное пользование и гражданам — в краткосрочное пользование. Однако Положением о лицензировании деятельности по организации спортивного и любительского лова регулируется лицензионный порядок лова лишь ценных видов рыб, водных животных и растений. Спортивный и любительский лов видов, не отнесенных к ценным, не в целях извлечения доходов осуществляется свободно. 

    3. Право специального  природопользования

    Специальное пользование землей, недрами, водами, лесами, животным миром и атмосферой связано, как правило, с удовлетворением экономических интересов общества, юридических и физических лиц. Оно сопряжено с более значительными, чем при общем природопользовании, воздействиями на природу. Поэтому специальное природопользование имеет ряд юридически значимых особенностей. В частности, оно осуществляется в соответствии с разрешительной системой и характеризуется тем, что требует выделения определенных частей природных объектов в обособленное пользование юридических и физических лиц. Специальное природопользование реализуется в формах:

    • комплексного природопользования,

    •  специального пользования водами, недрами, объектами животного мира, другими природными ресурсами.

    Необходимость введения комплексного природопользования обусловлена тем, что нередко при предоставлении одного природного ресурса в пользование используются в большей или меньшей степени другие ресурсы либо на них оказывается воздействие.

    Под комплексным природопользованием  понимается направленное на удовлетворение, как правило, экономических интересов природопользователей использование юридическим лицом или гражданином-предпринимателем природно-ресурсного потенциала территории (использование одного или нескольких природных ресурсов; удаление отходов в одну или несколько сред и др.), осуществляемое с учетом состояния окружающей среды в регионе, при котором экологически значимая хозяйственная и иная деятельность проводится в рамках установленных уполномоченными государственными органами нормативов допустимого использования (изъятия) природного ресурса, предельно допустимых вредных воздействий или временно согласованных нормативов воздействий на окружающую природную среду, а эксплуатация (добыча, изъятие) одного или ряда видов природных ресурсов наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам и с соблюдением других условий, предусмотренных лицензией (разрешением).

    Отдельные природные ресурсы — земля, недра, воды, леса, объекты животного мира, атмосфера, как правило, предоставляются в специальное природопользование для осуществления предпринимательской деятельности.

    Как отмечались ранее, особой разновидностью права специального водопользования, пользования атмосферой и недрами является предоставление соответствующих сред для удаления жидких, газообразных и твердых отходов производства и потребления.

    Право специального природопользования возникает  на основании разрешений, лицензий, договоров, оформляемых в рамках определенных в законодательстве процедур (предоставления земельного участка, горного отвода, выдачи лесорубочного или лесного билета, лицензии на размещение отходов и т.д.).  

    4. Принципы права  природопользования

    К основным принципам права природопользования относятся:

    •   рациональное природопользование,

    •   экосистемный   подход   к   регулированию   природопользования,

    •   целевой характер пользования природными ресурсами,

    •   устойчивость права пользования  природными ресурсами,

    •   платность специального природопользования.

    Принцип рационального природопользования, можно сказать, — традиционный принцип природоресурсного права России. Рациональное природопользование называют иногда экологически обоснованным природопользованием, при котором одновременно учитываются экологические, экономические, социальные и иные интересы человека. Принцип рационального природопользования обеспечивается как с помощью правовых норм, так и иных средств, например экологически целесообразных технологий.

    Требования  рационального природопользования в основном специфичны применительно  к тому или другому природному ресурсу. Соответственно решению задач рационального природопользования служат как общие, так и специальные нормы, содержащиеся преимущественно в природоресурсном законодательстве. Так, к общим нормам подобного рода в земельном законодательстве можно отнести категорирование земель с учетом их экологической и экономической ценности: земли сельскохозяйственного назначения; земли природоохранного, природно-заповедно-го, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения и др. В целях наиболее рационального использования лесных ресурсов ЛК РФ выделяет три группы лесов, а в первой группе лесов, кроме того, могут быть установлены категории защитности.

    К специальным нормам обеспечения  рационального природопользования в горном праве относится, к примеру, требование о комплексном использовании недр, наиболее полном извлечении из них запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов.

    Правовыми критериями рационального использования  соответствующего природного ресурса должны служить требования об обеспечении его неистощимости и экологической обоснованности эксплуатации природных богатств при одновременном обеспечении устойчивого развития. Так, использование земли в сельском хозяйстве и лесное хозяйство должны основываться на научной оценке производительных возможностей земли, а годовое истощение пахотного слоя почвы, рыбных запасов или лесных ресурсов не должно превышать темпов восстановления. Возобновимые природные ресурсы, как, например, леса и рыбные запасы, не будут истощены, если коэффициент использования не превышает возможности их восстановления и естественного прироста.

Информация о работе Право природопользования