Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 01:02, реферат
Уязвимость и экологическая нестабильность волшебной зелени и важного природного богатства - леса - постоянно привлекали и привлекают внимание специалистов лесного дела и других естественных наук, а также широкого круга общественности. И неудивительно, ведь леса всегда были и остаются одним из главных природных факторов, местом формирования трудовой деятельности человека - начиная с доисторических времен и до сегодняшних дней. Экологические и экономические противоречия относительно лесопользования и направлений его развития нередко сводят к эмоциональному восприятию поверхностных, иногда разрозненных факторов, без выяснения их глубинных причин.
1.Введение_________________________________________________2
2.Общая характеристика права лесопользования_________________3
2.1. Понятие права лесопользования________________________3
2.2. Содержание права лесопользования_____________________4
3. Виды лесопользования_____________________________________8
3.1. Право общего лесопользования_________________________8
3.2. Право специального лесопользования___________________10
4. Основания возникновения и прекращения пользования лесами___18
5.Государственный лесной контроль и надзор___________________19
5.Заключение______________________________________________22
6.Список использованной литературы_________________________24
Выделяют следующие виды лесопользования:
1. по основаниям возникновения - общее и специальное использование лесных ресурсов;
2. по правовой формой реализации - первичное использование лесов;
3. по срокам использования - постоянное и временное;
4. по целевому назначению леса - использование лесов для нужд лесного хозяйства, для нужд охотничьего хозяйства; в научно-исследовательских, санитарно-гигиенических, рекреационных, оздоровительных, спортивных и иных.
______________________________
1.Лесной кодекс Российской Федерации. -М.: Издательство «Омега-Л»,2010.
3. Виды лесопользования.
3.1. Право общего лесопользования
Согласно Конституции Российской Федерации «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности».Право общего лесопользования является общедоступным, то есть гарантируется всем физическим лицам, причем не только гражданам РФ, а всем лицам, находящимся на ее территории несмотря на правовые основания такого пребывания. Для субъектов общего использования природных ресурсов законодательством не устанавливается возрастных ограничений. На законодательном уровне не закреплена процедура и форма предоставления владельцем такого разрешения. Существует мнение, что общее разрешение владельца на пользование лесными ресурсами следует считать предоставленным, если владелец не установлен отдельных ограничений общего лесопользования. При этом на собственника леса должна быть возложена обязанность по информированию населения через средства массовой информации или иным способом (в частности, в виде специальных знаков, табличек с информацией о соответствующих ограничениях, устанавливаемых на границе леса) о установлены ограничения на лесопользование .
Следует отметить, что режим общего лесопользования может быть ограничено в нескольких случаях. Первая группа таких ограничений касается территорий и объектов природно-заповедного фонда и некоторых других категорий природных территорий особо охраняемых и прежде всего касаются территорий природных заповедников, заповедных зон биосферных заповедников, заказников, ботанических садов, дендрологических, зоологических парков и парков - памятников садово-паркового искусства. Специальные ограничения общего лесопользования на конкретных территориях и объектах природно-заповедного фонда могут устанавливаться также же положениями об этих территории или объекты. Так, например, на территории природных заповедников, в заповедной зоне биосферных заповедников и национальных природных парков запрещается все виды лесопользования. Ограничение права общего лесопользования могут накладываться по способам природопользования (например способами, наносящих ущерб воспроизводству природных ресурсов), по видам (например, запрет выпаса скота, охоты, рыболовства и т.д.), по срокам (в определенный период года, в период гнездования птиц, в ночное время и т.д.).Граждане при осуществлении общего использования лесных ресурсов обязаны выполнять требования пожарной безопасности в лесах, пользоваться лесными ресурсами способами и в объемах, не наносящих вреда воспроизведению этих ресурсов и не ухудшают санитарного состояния лесов.
Согласно ст.27ЛК РФ, « Использование лесов может ограничиваться только в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, допускается установление следующих ограничений использования лесов: запрет на осуществление одного или нескольких видов использования лесов; запрет на проведение рубок; иные установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами ограничения использования лесов».Использование лесов может быть приостановлено только в случаях, предусмотренных федеральными законами. Приостановление использования лесов в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществляется в судебном порядке. В иных случаях приостановление использования лесов осуществляется органами исполнительной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии с федеральными законами. Максимальные нормы бесплатного сбора дикорастущих травяных растений, цветов, ягод, орехов, грибов и т.п. устанавливаются органами исполнительной власти по представлению органа исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства территориальных органов по вопросам лесного хозяйства, территориальными органами центрального органа исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды. Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами. Гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации, красные книги субъектов Российской Федерации, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах". Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами. Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения: 1) пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах; 2) безопасности граждан при выполнении работ. Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным настоящей статьей, не допускается. Пребывание граждан в лесах в целях охоты регулируется лесным законодательством и законодательством в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
______________________________
1.Лесной Кодекс Российской Федерации-М.: Издательство «Омега-Л»,2010.
Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных Лесным Кодексом Российской Федерации. Заготовка второстепенных лесных материалов и побочные лесные пользования должны осуществляться способами и в сроки, исключающие возможность причинения вреда лесу. Порядком установлены основа ресурсной базы для заготовки в лесах дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственных растений, границы, правила и периодичность их сбора.Таким образом, несмотря на то, что для реализации права общего лесопользования не нужно получать специальное разрешение, государством все же устанавливает определенные ограничения в виде норм, способов сбора объектов растительного мира и требований пожарной безопасности в целях сохранения и обеспечения воспроизводства лесных ресурсов.
3.2. Право специального лесопользования
В порядке специального использования природных ресурсов гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям предоставляются во владение, пользование или аренду природные ресурсы на основании специальных разрешений, зарегистрированных в установленном порядке, за плату для осуществления производственной и иной деятельности. В отличие от права общего лесопользования, правом специального лесопользования наделяется специальный субъект. Им может быть как юридическое, так и физическое лицо. Важным признаком права специального лесопользования является его цель - как правило, получение прибыли. Специальное лесопользование осуществляется на платной основе и сопровождается выделением лесного участка для установленных целей, без предоставления земельных участков. Лесной участок может быть выделен одному или нескольким временным лесопользователям для различных видов использования лесных ресурсов. Право специального лесопользования имеет договорную форму: осуществление лесных пользований допускается при наличии специального разрешения - лесорубного билета (ордера) или лесного билета. На отведенных земельных участках лесного фонда могут использоваться только те лесные ресурсы, на которые выданы специальное разрешение. Специальное разрешение выдается владельцами лесов или постоянными лесопользователями в установленном порядке также на проведение других рубок и работ, как связанных, так и не связанных с ведением лесного хозяйства. Лесорубный или лесной билет является основным документом, на основании которого:
1. осуществляется специальное использование лесных ресурсов;
2. ведется учет разрешенных к отпуску запасов древесины и других продуктов леса, устанавливаются сроки осуществления лесных пользований и вывоза заготовленной продукции, сроки и способы очистки лесосек от порубкових остатков, а также учет естественного возобновления леса, подлежащего сохранению;
3. ведется учет платы, начисленной за использование лесных ресурсов.
Оформление разрешений на специальное использование лесных ресурсов осуществляется в установленном порядке до начала работ. В исключительных случаях допускается оформление лесорубочного билета в течение месяца от начала рубки. Лесной билет выдается владельцем лесов или постоянным лесопользователям для: заготовки второстепенных лесных материалов, осуществления побочных лесных пользований, использование полезных свойств лесов на условиях краткосрочного временного пользования (до 1 года).Лесной билет выдается ежегодно на основании лимитов использования лесных ресурсов во время заготовки второстепенных лесных материалов, осуществления побочных лесных пользований (в пределах территории и объектов природно-заповедного фонда). Для выдачи лесного билета предприятия, учреждения, организации и граждане подают заявку на использование лесных ресурсов. Передача лесного билета другому лесопользователей может осуществляться владельцем лесов или постоянным лесопользователям, которые выдали билет, на основании письменного заявления. Отметка о передаче лесного билета делается во всех его экземплярах. С момента выдачи лесорубочного или лесного билета выделены лесопользователей лесные участки (лесосеки) сдаются под его охрану.
Выдача разрешений на специальное использование лесовых ресурсов государственного значения осуществляется в соответствии с утвержденным лимитами.
Использование лесов может быть следующих видов:
1) заготовка древесины;
2) заготовка живицы;
3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;
4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;
5) ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;
6) ведение сельского хозяйства;
7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;
8) осуществление рекреационной деятельности;
9) создание лесных плантаций и их эксплуатация;
10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;
11) выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;
12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;
13) строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;
14) переработка древесины и иных лесных ресурсов;
15) осуществление религиозной деятельности;
16) иные виды, определенные в соответствии с ч.2ст.6 ЛК РФ.
Леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных ч.1ст.25ЛК. Использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".Так же, в зависимости от срока, на который устанавливается пользование земельными участками лесного фонда, может быть постоянным или временным. Право постоянного пользования земельными участками лесного фонда удостоверяется государственным актом на право постоянного пользования землей. Земельные участки лесного фонда могут предоставляться временным пользователям по согласованию с постоянными пользователями. Временное пользование земельными участками лесного фонда может быть: краткосрочным - до трех лет и долгосрочным - от трех до двадцати пяти лет.
Важнейшие виды специального лесопользования:
Заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. Заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах. Для заготовки древесины предоставляются в первую очередь погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения. Запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок. Возрасты рубок и порядок исчисления расчетной лесосеки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Перечень видов деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Граждане, юридические лица в целях заготовки древесины вправе осуществлять строительство лесных дорог, лесных складов, других строений и сооружений. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, а в случае осуществления заготовки древесины без предоставления лесного участка - договоров купли-продажи лесных насаждений. Правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В свою очередь, рубки основного пользования в зависимости от особенностей лесов могут быть выборочные (вырубается часть деревьев перестойных и спелых возрастов, при этом способе рубки участок остается покрытой лесной растительностью), постепенные (рубки, при которых предусматривается вырубка древостоя за несколько приемов), сплошные (рубки, при которых весь деревостан вырубается полностью, за исключением семенников жизнеспособного подроста и молодняка, ценных и редких видов деревьев и кустарников, подлежащих сохранению).
______________________________
1.ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ.
Рубки основного пользования в исключительных случаях могут проводиться в поспевающие деревостанах лесов второй группы с разрешения центрального органа исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства, согласованного с центральным органом исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды. Кроме рубок основного пользования, законодательство выделяет рубки, связанные с ведением лесного хозяйства (рубки освещения, прочистка, прореживание, проходные рубки), а также другие рубки (выборочные санитарные рубки, сплошные санитарные рубки, лесовосстановительная рубки в деревостанах, что теряют защитные, водоохранные и другие природные свойства прокладки квартальных просек, уход за подростом и за опушкой т.п.)В особо защищенных участках леса может быть полностью или частично запрещено применение отдельных видов и способов рубок. Лимитом заготовки древесины в порядке рубок основного пользования является утвержденная в установленном порядке расчетная лесосека. Под расчетной лесосекой понимают научно-обоснованную оптимальную ежегодную норму вырубки спелых древостоев, исчисляемую на длительный период для каждого предприятия, ведущего лесное хозяйство, раздельно по группам лесов, хозяйствами в каждой области, регионе. Субъектами права заготовки древесины является заготовительные предприятия, учреждения, организации, на которые возлагается комплекс обязательств. Важным видом лесопользования является заготовка живицы Живица - это смола хвойных деревьев, которая используется для получения медицинских препаратов, а также в технических целях. Живицу получают путем подсечки, т.е. надреза на коре спелых и приспевающих хвойных насаждений.. Заготовка живицы представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с подсочкой хвойных лесных насаждений, хранением живицы и вывозом ее из леса. Заготовка живицы осуществляется в лесах, которые предназначаются для заготовки древесины. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку живицы на основании договоров аренды лесного участка. Правила заготовки живицы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Для подсечки передаются спелые насаждения: сосны не ранее чем за 10 лет, ели - за 3 года, лиственницы - 5 лет до назначения их к сплошной рубки или последнего приема постепенной рубки. Подсечка поспевающих насаждений сосны допускается за неимением спелых сосновых древостоев.