Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:42, реферат
Проблема охраны лесов волнует не только Россию. Это проблема всего мира. На международной конференции в Рио-де Жанейро участники конференции ООН по окружающей среде и устойчивому развитию приняли Заявление о принципах в отношении лесов. "Оно рассматривается как первое глобальное соглашение по лесам, в котором учитываются потребности защиты лесов в качестве окружающей и культурной среды и потребности использования деревьев и другой растительности для целей экономического развития.
Основой освоения лесов, расположенных в границах лесничеств и лесопарков, является лесное планирование. Документом лесного планирования является лесной план субъекта Российской Федерации.
Основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка, который составляется на срок до 10 лет.
В лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются: виды разрешенного использования лесов; возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; ограничение использования лесов в соответствии со ст. 27 Лесного кодекса; требования к охране, защите, воспроизводству лесов.
Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка.
Лица, которым лесные участки
предоставлены в постоянное (бессрочное)
пользование или в аренду, составляют
проект освоения лесов, который подлежит
государственной или
Мероприятия по проверке состояния лесов, их количественных и качественных характеристик называются государственной инвентаризацией лесов. Она проводится в целях: своевременного выявления и прогнозирования развития процессов, оказывающих негативное воздействие на леса; оценки эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; информационного обеспечения управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, а также в области государственного лесного контроля и надзора.
Государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, их использовании, охране, защите, воспроизводстве, лесничествах и лесопарках.
Лесным кодексом РФ предусмотрен
государственный кадастровый
Право собственности и другие вещные права на лесные участки, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 20.03.2011) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов. Заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов называется лесной декларацией. Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
Приказом МПР России от 16.07.2007 г. № 184 утверждены Правила заготовки древесины. Заготовка древесины осуществляется гражданами и юридическими лицами на основании договоров аренды в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду.
Работа по обеспечению государственного лесного контроля и надзора осуществляется в тесном взаимодействии с правоохранительными, налоговыми, таможенными и другими заинтересованными органами. Увеличилось фиксирование фактов нарушений лесного законодательства, снизился объем незаконных рубок, отработан механизм привлечения нарушителей к административной ответственности. В 2008–2009 гг. отмечался постоянный рост числа правонарушений: в 2009 г. зафиксировано около 30 тыс. случаев, тем не менее объемы незаконно заготовленной древесины сократились на 10–15 %.7
Должностные лица, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор, имеют право: осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства и пресекать предотвращать его нарушение; составлять по результатам проверок акты и предоставлять их для ознакомления лицам, осуществляющим использование лесных участков; давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений лесного законодательства и контролировать исполнение указанных предписаний в установленные сроки; осуществлять в установленном порядке досмотр транспортных средств и при необходимости их задержание; уведомлять в письменной форме граждан, юридических лиц, осуществляющих использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, о результатах проверок соблюдения лесного законодательства и о выявленных нарушениях; предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах их компетенции; привлекать в установленном порядке научно-исследовательские, проектно-изыскательские и другие организации для проведения соответствующих анализов, проб, осмотров и подготовки соответствующих заключений; осуществлять иные предусмотренные федеральными законами права.
Лица, виновные в нарушении
лесного законодательства, несут
установленную законом
В соответствии с действующим законодательством должностные лица и граждане подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке за совершение нарушений законодательства об использовании и охране лесов, подробно описанных в ст. ст. 8.24—8.28 КоАП РФ.
При выявлении фактов незаконной порубки деревьев и кустарников и определении ущерба в значительном размере решается вопрос о возбуждении уголовного дела по ст. 260 УК РФ.
По фактам незаконной рубки в 2009 г. в следственные органы передано 17 425 дел, возбуждено 12 875 уголовных дел (74%), к уголовной ответственности привлечено 2 588 человек, взыскан ущерб на 389,2 млн. руб.8
При выявлении фактов неосторожного обращения с огнем, повлекшего уничтожение или повреждение лесов, решается вопрос о возбуждении уголовного дела по ст. 261 УК РФ.
Привлечение к ответственности
за нарушение лесного
Подводя итог, можно сказать, что лес — это совокупность земли, древесно-кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии. Леса - среда обитания диких животных и птиц.
Государственное управление лесным фондом базируется на принципах:
• устойчивого развития
(сбалансированного развития экономики
и улучшения состояния
• рационального, непрерывного, неистощимого использования лесного фонда в интересах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
Правовая охрана лесов представляет собой систему мер, реализация которых призвана обеспечить рациональное, неистощимое использование лесов, их защиту и воспроизводство с учетом их экологического значения как природного объекта.
Правоприменительная практика
в области лесных отношений требует
совершенствования лесного
Неправительственные организации
WWF России, Гринпис вынуждает вести
активную работу по внесению предложений
о поправках в Кодекс, в частности
о включении определения
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что российские леса имеют глобальную экологическую ценность и их необходимо беречь.
Нормативно-правовые акты:
Дополнительная литература:
1 Краткий справочник по лесоматериалом. Пособие для работников таможенной службы/WWF России; С.Н. Ляпустин С.Н. и др.; под ред. Н.М. Шматкова, А.В. Беляковой. – М., 2010. С.- 4.
2 Действуй легально! Руководство по странам: практический справочник по определению легальности происхождения древесины. Россия. – 3-е изд., перераб. /WWF России. – М., 2010. С. – 6.
3 Шуваев Ю., «Анализ мер по усовершенствованию лесного законодательства» //Устойчивое лесопользование №3 (25) 2010. С. – 13.
4 Экологическое право : учебник / под ред. С. А. Боголюбова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2011.С.- 340.
5 Пуряев А.С., Пуряева А.Ю., Лесное право. Учебное пособие. Изд. Деловой двор. 2009. С. - 32.
6 Лапина М.А., Экологическое
право. Учебный курс (учебно-методический
комплекс) URL: http://www.e-college.ru/
7 Шуваев Ю., «Анализ мер по усовершенствованию лесного законодательства» //Устойчивое лесопользование №3 (25) 2010. С. – 16.
8 Шуваев Ю. Там же.