Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:42, реферат
Проблема охраны лесов волнует не только Россию. Это проблема всего мира. На международной конференции в Рио-де Жанейро участники конференции ООН по окружающей среде и устойчивому развитию приняли Заявление о принципах в отношении лесов. "Оно рассматривается как первое глобальное соглашение по лесам, в котором учитываются потребности защиты лесов в качестве окружающей и культурной среды и потребности использования деревьев и другой растительности для целей экономического развития.
Лес является возобновляемым ресурсом. Однако, площади лесов на территории России постоянно сокращаются вот уже 500 лет, и, безусловно, наиболее резко - в ХХ в.. Земля уже потеряла половину своего лесного массива. Скорость потребления лесов превысила скорость их воспроизводства. Изначальная площадь лесов сократилась из-за опустынивания, сведения лесов, перевода их в сельскохозяйственные угодия, застройки лесных территорий и т.д. Стало очевидно, что лес хотя и является хоть и возобновляемым, но и исчерпаемым ресурсом, что вынуждает человечество задуматься о более рациональном использовании лесов. Именно поэтому общество должно ставить на первый план вопросы сохранения окружающей среды и биоразнообразия.
Общая площадь покрытых лесом земель в Российской Федерации составляет около 1,18 млрд. га, в том числе земель лесного фонда – 1,14 млрд. га. Они играют огромную роль в экономике и являются самым значимым природным ресурсом, способным обеспечить экономическое процветание и благосостояние населения.
2010 год показал, что одной из проблем исчезновения лесов является не только потребление ну и природные явления. В связи небывалой жарой возникло 32 тысячи лесных пожаров, которыми пройдено 2,1 млн. га. От верховых пожаров погибло 193, 2 тыс. га лесов. Не все регионы смогли справиться с огненной стихией.
Еще одной из проблем, наносящей ущерб биологическому разнообразию, считается незаконная рубка ценных пород деревьев и в ценных лесах. Объем нелегальных заготовок в нашей стране составляет от 5 до 25 % всего лесопользования.1
Многие существующие
проблемы в области охраны
лесов связаны не столько с
нерадивостью конкретных
Специальной резолюцией, принятой Генеральной Ассамблеей Организацией Объединенных Наций, 2011 год объявлен Международным годом лесов.
Все леса Российской Федерации
находятся в федеральной
Правовой основой лесного законодательства является Лесной кодекс РФ, закон о водоохранных зонах, закон о животном мире и другие, четко регулирующие взаимоотношения человека и природы. Однако, Лесной кодекс РФ не является законом прямого действия и в связи с этим на его основе разрабатываются другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. «Для его практической работы потребовалось разработать около 70 различных подзаконных актов, многие из которых требуют дальнейшего совершенствования».2
Основные принципы лесного законодательства изложены в ст.1 Лесного кодекса РФ. Одним из определяющих принципов правового регулирования использования и охраны лесов является обеспечение оптимального уровня состояния лесов, их наиболее рациональное комбинированное использование в неразрывной связи с охраной и защитой лесов, сохранением и умножением их полезных функций.
Охрана лесов – задача актуальная и в нынешних условиях архиважная. В Лесном кодексе больше половины или около половины содержащихся норм являются природоохранными и предусматривают рациональное и бережное использование природных ресурсов. Кодексом предусмотрена ответственность за нарушение лесного законодательства.
Несмотря на объемность охранительных норм, на первый план вышли договорные и арендные отношения при использовании лесов – аренда лесных участков, их купля-продажа, перевод земель из категории лесных в нелесные с последующим их переводом в земли, например, населенных пунктов.
Объектом правового
Для наиболее полного и глубокого раскрытия понятия правовой охраны лесов, вначале нужно дать определение и самого понятия леса, раскрыть его аспекты в юридическом значении.
Нормативного определения леса в законодательстве в настоящее время не содержится. Согласно ст.5 ЛК РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе. Первый термин является более общим по отношению ко всем другим, однако тогда непонятно, при каких условиях некая совокупность растений становится лесом.
Кроме того, такая точка зрения подтверждается и Стандартом отрасли ОСТ 56-108-98 «Лесоводство. Термины и определения» (утвержден приказом Рослесхоза России от 03.12.1998 № 203). В данном стандарте устанавливаются термины и определения в области лесоводства, обязательные для применения во всех видах документации и литературы, входящих в сферу действия стандартизации или использующих результаты этой деятельности. Этот стандарт на сегодняшний день содержит единственное легальное определение леса. (п. 3.1.3).4
"Лес - целостная совокупность
лесных древесных и иных
Задачи и цели лесного законодательства сформулированы в ст. 2 ЛК РФ. Лесное законодательство направлено на обеспечение рационального и неистощимого использования лесов, их охрану, защиту и воспроизводство, исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения их экологического и ресурсного потенциала, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного, многоцелевого лесопользования.
Лесохозяйственные мероприятия и пользование лесным фондом должны осуществляться методами, не наносящими вреда окружающей природной среде, природным ресурсам и здоровью человека.
Правовая охрана лесов - это
система предусмотренных
Правовое регулирование лесопользования, ведения лесного хозяйства основано на ряде, принципиальных положений, отражающих специфику леса как: возобновляемого природного объекта, его экологическую роль. Речь идет о структуре лесного фонда, о классификации лесов.
Леса располагаются на
землях лесного фонда и землях
иных категорий. Использование, охрана,
защита, воспроизводство лесов
Лесное законодательство
регулирует лесные отношения. Имущественные
отношения, связанные с
оборотом лесных участков
и лесных насаждений,
регулируются гражданским законодательством,
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со ст. 15 ЛК РФ и в зависимости от природно-климатических условий определены 8 лесорастительных зон, в которых расположены леса с относительно однородными лесорастительными признаками (лесорастительное районирование). Цель районирования — дать естественно-историческую основу для региональной системы лесохозяйственных мероприятий. Приказ Минсельхоза РФ от 04.02.2009 N 37
"Об утверждении перечня лесорастительных зон и лесных районов Российской Федерации" утверждены 8 лесорастительных зон.
Итак, к лесному фонду относятся:
Лесное законодательство регламентирует порядок охраны лесов, их разделение по целевому назначению в зависимости от выполняемых экологических, почвозащитных, лечебно-оздоровительных и иных функций, связывая с этим право пользования лесами и устанавливая ограничения на пользование лесом.
Согласно ст.10 ЛК РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные, эксплуатационные и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.
К защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
С учетом особенностей правового режима защитных лесов определяются следующие категории указанных лесов:
1) леса, расположенные на
особо охраняемых природных
2) леса, расположенные в водоохранных зонах;
3) леса, выполняющие функции
защиты природных и иных
4) ценные леса: государственные
защитные лесные полосы; противоэрозионные
леса; леса, расположенные в пустынных,
полупустынных, лесостепных,
В защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах могут быть выделены особо защитные участки лесов: берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов; опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами; постоянные лесосеменные участки; заповедные лесные участки; участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений; места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных; другие особо защитные участки лесов.
В защитных лесах и на
особо защитных участках лесов установлен
особо строгий режим
К эксплуатационным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях предусмотренного устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.
В них допускаются все виды лесопользования: заготовка древесины; заготовка живицы; заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты; ведение сельского хозяйства; научно-исследовательской, образовательной, рекреационной деятельности; создание лесных плантаций и их эксплуатация; выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; и иные виды, определенные в соответствии Лесным кодексом РФ.
К резервным лесам относятся леса, в которых в течение двадцати лет не планируется осуществлять заготовку древесины. В таких лесах осуществляются авиационные работы по охране и защите лесов.
При этом допускается их
использование без проведения рубок
лесных насаждений, за исключением
случаев проведения рубок при
выполнении работ по геологическому
изучению недр и заготовке гражданами
древесины для собственных
Государственное управление
в области использования, охраны,
защиты и воспроизводства лесов
осуществляется непосредственно Правительством
Российской Федерации или уполномоченными
им органами исполнительной власти; на
территориях субъектов