Понятие и виды права природопользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 22:42, контрольная работа

Описание работы

Актуальность данной темы связана с тем, что познание законов природы и воздействие на природу в соответствии с ее законами - первостепенная задача человечества. Вторая задача состоит в том, чтобы внутреннюю и внешнюю политику государства как можно больше экологизировать.
Целью данной работы является ознакомление и рассмотрение понятия право природопользования в целом.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач: раскрыть виды право природопользования, рассмотреть общее и специальное право природопользование.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Понятие и виды права природопользования……………………………..5
2. Право общего и специального природопользования………………...…10
3. Принципы права природопользования……………………………..……16
4. Субъекты права природопользования и содержание………………...…19
Заключение………………………………………………………………...…21
Список использованных источников…………

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 51.56 Кб (Скачать)

- размещения на земельном  участке межевых и геодезических  знаков и подъездов к ним;

- проведения дренажных  работ на земельном участке;

- забора воды и водопоя;

- прогона сельскохозяйственных  животных через земельный участок;

- сенокошения, выпаса  сельскохозяйственных животных  в установленном порядке на  земельных участках в сроки,  продолжительность которых соответствует  местным условиям и обычаям;

- использования земельного  участка в целях охоты, ловли  рыбы в расположенном на земельном  участке водном объекте в установленные  сроки и в установленном порядке.

В соответствии с Земельным  кодексом РФ сервитут может быть срочным  или постоянным.

Закон РФ «О недрах» также закрепил право общего пользования ресурсами недр. Собственники, владельцы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ (ст. 7). Закон при этом оговаривает условие о том, чтобы общераспространенные полезные ископаемые не числились на государственном балансе, а работы по сооружению подземных сооружений проводились без применения взрывных работ.

Земельный кодекс РФ также  допускает возможность использования  собственниками земельных участков и землепользователями в установленном  порядке для собственных нужд, имеющихся на земельном участке общераспространенных полезных ископаемых, пресных подземных вод (ст. ст. 40, 41).

Достаточно полно и  четко право общего пользования  водами и лесами выражено в лесном и водном законодательстве.

Лесной кодекс РФ широко регулирует пребывание граждан в  лесах: граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах  и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных  для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также  недревесных лесных ресурсов. При этом на них возлагается обязанность соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.

Пребывание граждан в  лесах может быть ограничено в  целях обеспечения пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах, безопасности граждан при выполнении работ. Запрещение или ограничение  пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным статьи 11 Лесного кодекса РФ, не допускается.

Общее водопользование традиционно  предусматривается российским водным законодательством. Этот вид водопользования  тесно связан с выделяемыми Водным кодексом РФ водными объектами общего пользования. Согласно статье 6 Кодекса поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено Кодексом. Соответственно, каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд. При этом использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, установленными Правительством РФ. Правила использования водных объектов для личных и бытовых нужд устанавливаются органами местного самоуправления.

Законодательством РФ и субъектов  РФ на водных объектах общего пользования  могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого  и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических  средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также  иные запреты.

Право общего пользования  водными биоресурсами регулируется ФЗ РФ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» применительно к любительскому и спортивному рыболовству.10 Любительское и спортивное рыболовство осуществляется гражданами без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, если иное не предусмотрено законом. При этом любительское и спортивное рыболовство может осуществляться как с условием возвращения добытых (выловленных) водных биоресурсов в среду их обитания, так и без этого условия. В прудах, обводненных карьерах, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, любительское и спортивное рыболовство осуществляется с согласия их собственников, а на рыбопромысловых участках - с согласия пользователей рыбопромысловыми участками.

Таким образом, регулируя  право общего природопользования, законодательство ограничивает его пределами, связанными с удовлетворением при этом собственных  нужд.

Специальное пользование  землей, недрами, водами, лесами, животным миром и атмосферой связано, как  правило, с удовлетворением экономических  интересов общества, юридических  и физических лиц. Оно сопряжено  с более значительными, чем при  общем природопользовании, воздействиями  на природу. Поэтому специальное  природопользование имеет ряд юридически значимых особенностей. В частности, оно осуществляется в соответствии с разрешительной (лицензионной) системой и характеризуется тем, что требует  выделения определенных частей природных  объектов в обособленное пользование  юридических и физических лиц.11

Специальное природопользование реализуется в формах:

- комплексного природопользования,

- специального пользования  водами, недрами, объектами животного  мира, другими природными ресурсами.

Необходимость введения комплексного природопользования обусловлена тем, что нередко при предоставлении одного природного ресурса в пользование  используются в большей или меньшей  степени другие ресурсы либо на них  оказывается воздействие.

Под комплексным природопользованием понимается направленное на удовлетворение, как правило, экономических интересов природопользователей использование юридическим лицом или гражданином-предпринимателем природно-ресурсного потенциала территории (использование одного или несколько природных ресурсов; удаление отходов в одну или несколько сред и др.), осуществляемое с учетом состояния окружающей среды в регионе, при котором экологически значимая хозяйственная и иная деятельность проводится в рамках установленных уполномоченными государственными органами нормативов допустимого использования (изъятия) природного ресурса, предельно допустимых вредных воздействий (или временно согласованных нормативов воздействий на окружающую природную среду), а эксплуатация (добыча, изъятие) одного или ряда видов природных ресурсов наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам и с соблюдением других условий, предусмотренных лицензией (разрешением).12

Отдельные природные ресурсы - земля, недра, воды, леса, объекты животного  мира, атмосфера, как правило, предоставляются  в специальное природопользование для осуществления предпринимательской  деятельности.

Право специального природопользования возникает на основании разрешений, лицензий, договоров, оформляемых в  рамках определенных в законодательстве процедур (предоставления земельного участка, горного отвода, выдачи лесорубочного  или лесного билета, лицензии на размещение отходов и т.д.) и в  случаях, предусмотренных законом, также и договора.

 

 

3. Принципы права природопользования

 

К основным принципам права  природопользования относятся:13

- рациональное природопользование,

- экосистемный подход к регулированию природопользования,

- целевой характер пользования  природными ресурсами,

- устойчивость права пользования  природными ресурсами,

- платность специального  природопользования.

Принцип рационального природопользования, можно сказать, традиционный принцип природоресурсного права России. Рациональное природопользование называют иногда экологически обоснованным природопользованием, при котором одновременно учитываются экологические, экономические, социальные и иные интересы человека. Принцип рационального природопользования обеспечивается как с помощью правовых норм, так и иных средств, например, экологически целесообразных технологий.

Требования рационального  природопользования в основном специфичны применительно к тому или другому  природному ресурсу. Соответственно решению  задач рационального природопользования служат как общие, так и специальные  нормы, содержащиеся преимущественно  в природоресурсном законодательстве. Так, к общим нормам подобного рода в земельном законодательстве можно отнести категорирование земель с учетом их экологической и экономической ценности: земли сельскохозяйственного назначения; земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения и др. В целях наиболее рационального использования лесных ресурсов Лесной кодекс РФ выделяет защитные леса и особо защитные участки лесов.14 Так, к защитным лесам относятся леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях; леса, расположенные в водоохранных зонах; ценные леса.

К специальным нормам обеспечения  рационального природопользования в горном праве относится, к примеру, требование о комплексном использовании  недр, наиболее полном извлечении из недр запасов основных и совместно  с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов.

Правовыми критериями рационального  использования соответствующего природного ресурса должны служить требования об обеспечении его неистощимости  и экологической обоснованности эксплуатации природных богатств, при одновременном обеспечении устойчивого развития. Так, использование земли в сельском хозяйстве и лесное хозяйство должны основываться на научной оценке производительных возможностей земли, а годовое истощение пахотного слоя почвы, рыбных запасов или лесных ресурсов не должно превышать темпов восстановления.

Правовое закрепление  и практическое осуществление принципа рационального использования природных  ресурсов может служить средством  поддержания благоприятного качественного  состояния природы и обеспечения  охраны природных богатств от истощения.

Принцип экосистемного подхода к регулированию природопользования теснейшим образом связан с принципом рационального использования природных ресурсов. Объективно он предопределяется взаимосвязью и взаимообусловленностью процессов и явлений в природе. Другими словами, при использовании одного природного ресурса, например недр, может оказываться вредное воздействие на почвы, воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир. Принцип экосистемного подхода вытекает из требований законодательства об охране окружающей среды. Его содержанием являются правовые требования о предупреждении, недопущении причинения вреда в процессе использования конкретного природного ресурса другим природным объектам и окружающей среде.

Применительно к праву  природопользования этот принцип закрепляется в основном через регулирование  обязанностей природопользователя. Так, водопользователь обязан не допускать причинение вреда окружающей среде.

Общим для земельного, горного, водного и других природоресурсных отраслей права является принцип целевого использования природных ресурсов. Цель, для которой предоставляются земельные участки, участки недр, водные объекты и участки лесов в пользование, всегда обязательно фиксируется в решении о предоставлении участка в пользование, лицензии на право пользования недрами, разрешении на специальное водопользование. Поэтому использование природного объекта не в соответствии с целевым назначением рассматривается законодательством как правонарушение и служит основанием для принятия решения о приостановлении или аннулировании лицензии.

Принцип устойчивости права  природопользования заключается в основном в том, что природные объекты предоставляются обычно либо в бессрочное пользование (как, к примеру, земли), либо на длительный срок (воды, леса, недра), а право пользования ими может быть прекращено только по основаниям, указанным в законе. Это создает пользователю необходимые условия для осуществления его деятельности, гарантию его интересов, связанных с природопользованием.

Принцип платности природопользования заключается в обязанности субъекта специального природопользования оплатить пользование соответствующим видом природного ресурса. Общее природопользование, связанное с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду, является для его субъектов безвозмездным. Введением платы достигается решение, как общих задач государства, так и задач, связанных с поддержанием благоприятного состояния эксплуатируемого природного ресурса или его восстановлением.

 

4. Субъекты права природопользования и содержание

 

Субъект права природопользования может рассматриваться в двух аспектах: а) как возможный по закону обладатель такого права пользования; б) как обладатель субъективного права пользования природными ресурсами, носитель установленных законом прав и обязанностей, который является субъектом правоотношений пользования землей, ее недрами, водами и лесами, объектами животного мира и атмосферным воздухом.

Закон устанавливает различие между обладателями права природопользования в зависимости от его видов - общего и специального.

Так, в качестве субъекта права общего природопользования выступает  каждый человек в России, так как  он обладает возможностями пользоваться водами, лесами, землей, вытекающими  из закона. При этом нужно иметь  в виду следующее обстоятельство. В рамках права общего природопользования человек может использовать природные  ресурсы лишь для собственных  нужд, но не для осуществления предпринимательской  деятельности. Это прямо предусмотрено  водным и лесным законодательством. Для осуществления предпринимательской  деятельности гражданин-водопользователь может использовать водные объекты  только после заключения договора на водопользование, то есть, становясь субъектом права специального природопользования. Аналогичным образом решен вопрос и в лесном законодательстве. Устанавливая право граждан пребывать в лесах, Лесной кодекс РФ подчеркивает, что граждане могут собирать дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы лишь для собственных нужд.15

Информация о работе Понятие и виды права природопользования