Понятие и виды права недропользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 14:21, контрольная работа

Описание работы

Участниками горных правоотношений могут стать и лица, не являющиеся недропользователями. Так, граждане, выявившие признаки месторождения полезного ископаемого, редкого геологического обнажения, минералогического, палеонтологического образования, представляющего научную или культурную ценность, на ранее неизвестном участке недр, вправе его зарегистрировать и получить поощрительное вознаграждение. Если открытое месторождение имеет промышленную ценность, то лицо имеет право на государственное денежное вознаграждение (ст. 34 Закона РФ «О недрах»).

Содержание

Задание 1………………………………………………………………………………………………..3

понятие и виды права недропользования………………………………………………………4
основания и порядок возникновения права недропользования……………………………....9
основания и порядок прекращения права недропользования…………………………….....13
оборот прав пользования участками недр

Задание 2…………………………………………………………………………………………...….16

Задание 3………………………………………………………………………………………………22

Список использованных источников………………………………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

kontolnaya_po_ekolog_pravu.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

Конкурсной комиссией устанавливаются также требования к перечню документов, необходимых при подаче заявке для участия в конкурсе или аукционе на право получения прав недропользования.

При этом совместным решением органа государственной власти субъекта Федерации  и федерального органа управления государственным фондом недр могут быть ограничены запасы предоставляемых для разработки полезных ископаемых, а также количество используемых участков недр либо запасы полезных ископаемых и количество участков недр, предоставляемых в пользование инвесторам.

Отбор претендентов для участия  в конкурсе на заключение с Российской Федерацией концессионных договоров  и соглашений о разделе продукции  об использовании недр, а также  условия проведения таких конкурсов  должны определятся правительством Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной государственной власти субъекта Федерации.

Следует сказать, что вопросы порядка  выставления на конкурс или аукцион  изъятых на законных основаниях недропользователей лицензионных участков или минимальных условий подобных конкурсов в федеральном законодательстве не отражены. Поэтому субъекты Российской Федерации в праве детально урегулировать вопросы в соответствии ст. 72,76 конституции Российской Федерации.

В практике проведения конкурсов на право пользования недрами встречаются случаи выставления на конкурс участков недр, изъятых у конкретных недропользователей, вложивших определенные финансовые средства в эксплуатацию этих участков.

На мой взгляд, целесообразно  законодательно урегулировать вопрос о возможности возмещения затрат прежнего недропользователя при выставлении на конкурс или аукцион таких лицензионных участков недр (ранее находившихся в пользовании и изъятых у недропользователя).

Действующие нормы законодательства о недропользования закрепляют также возможность предоставления прав недропользования и выдачи лицензии горнодобывающим и иным предприятиям (пользовавшимся недрами до введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами) в порядке подтверждения ранее предоставленного права пользования недрами и минуя конкурсный порядок.

При этом в законодательстве установлено, что заявки претендентов (на переоформление ранее предоставленного права пользования  недрами) должны в обязательном порядке  содержать: данные об отработанных и числящихся на балансе предприятия запасах полезных ископаемых; данные об основных технико-экономических показателях предприятия за последние пять лет; копии документов, подтверждающие предоставленное ранее право пользование участков недр и земельным участком.

Решение о подтверждении ранее  предоставленного права пользования  недрами принимается (как и при  конкурсном порядке) совместно органом  исполнительной государственной власти субъекта Федерации и органом  управления недрами (его территориальным подразделением).

Выдаваемая лицензия и в данном случае оформляется в соответствии с общими требованиями, закрепленными  ст. 12 Закона РФ «о недрах»2.

В случае если право на пользование  участком недр не будет подтверждено, ранее пользовавшийся участком недр недропользователь обязан передать новому владельцу прав недропользования горно-технологическую документацию, подготовительные и эксплуатационные горные выработки, недвижимое горное оборудование на условиях заключаемого (с новым владельцем указанного права) договора.

Нормами законодательства о недропользовании утвержден перечень субъектов предпринимательской  деятельности, которые вправе претендовать на подтверждение, ранее предоставленное  право пользования недрами, минуя  конкурсный порядок.

В этот перечень входят: действующие горнодобывающие предприятия; иные пользующиеся недрами предприятия, имеющие горный овод или получившие право на пользование недрами в ином порядке; артели старателей, работающие на горных отводах государственных предприятий.

К сожалению, законодатель не уточнил понятие “ иной порядок получения прав на пользование недрами”, что в процессе право применения привело к судебно - арбитражным разбирательствам по поводу признания либо аннулирования прав недропользования и, соответственно, лицензии, предоставленных субъектами предпринимательской деятельности в порядке п. 19 Положения о порядке лицензирования пользования недрами.

Перечисленные правовые основания предоставления прав недропользования были закреплены в Законе РФ о недрах и являлись исчерпывающими.

Ограниченный перечень правовых оснований  приобретения прав недропользования, установленный Законом РФ о недрах и Положением, о порядке лицензирования пользования недрами, не отвечал  реальным отношениям в сфере недропользования в связи с возникновением рыночных отношений.

Федеральный закон РФ о внесении изменений и дополнений в Закон РФ о недрах от 3 марта 1995 года расширил перечень правовых оснований  предоставления прав недропользования.

Статья 10 - 1 данного Закона включает в этот перечень следующие положения:

- на основании совместного решения  федерального органа управления  государственным фондом недр (его  территориальным подразделением) и  органом исполнительно государственной  власти субъектов РФ по результатам  конкурсов;

- на основании решения Правительства РФ по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ для целей захоронения радиоактивных отходов и токсичных веществ в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию;

- на основании решения Правительства  РФ по результатам или аукциона для пользования недрами континентального шлейфа РФ;

- в порядке переоформления действующих  лицензий на основаниях, предусмотренных  настоящим Законом;

- в порядке, установленном органами  представительной власти субъектов  РФ для пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых или имеющими местное значение, а также участками недр местного значения, используемыми для целей, несвязанных с добычей полезных ископаемых;

- на основании решения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального подразделения, согласно с органами исполнительной власти субъектов РФ для целей геологического изучения недр.

Указанные основания  получения прав недропользования распространяются и на свободные экономические зоны.

Процессы приватизации предприятий  добывающих отраслей и привлечение  капитала иностранных инвесторов в  добывающие отрасли экономики страны связаны с изменением правового  статуса субъекта права пользования  недрами и изменениями его организационно - правовой формы как субъекта предпринимательской деятельности.

В тоже время действующими правовыми  нормами правопреемство прав недропользования не было предусмотрено до 1995 года, что  являлось правовым пробелом, который  препятствовал эффективному правовому регулированию отношений недропользования.

Наличие указанного пробела (при формально-юридическом  подходе) означало на практике, что  реорганизуемое предприятие - недропользователь  было вынуждено повторно проходить  конкурсные процедуры и выполнять стартовые финансовые условия конкурсов и аукционов для получения прав недропользования.

Лицензия на право пользования  недрами не только в случае отказа владельца лицензии от прав недропользования либо его ликвидации в качестве самостоятельного юридического лица, но и при реорганизации предприятия (недропользователя) должна была быть аннулирована на основании решения органа управления недрами (Роскомнедра) либо органа государственной власти субъектов Федерации с последующей консервацией или ликвидацией предприятий по эксплуатации недр.

Неурегулированность правопреемства прав недропользователей привела к  ряду конфликтных ситуаций при реорганизации  предприятий - пользователей недр.

Предоставление недр в пользование  оформляется лицензией, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии.

Лицензия содержит:

- данные о пользователе недр  и органах, выдавших лицензию;

- данные о целевом назначении  работ, связанных с использованием недр;

- указания пространственных границ  участка недр, предоставляемого  в пользование;

- сроки действия лицензии и  сроки начала работ;

- условия, связанные с платежами,  взимаемыми при пользовании недрами,  земельными участками, акваториями;

- согласованный уровень добычи, право собственности на добытое минеральное сырье, а также соглашение о его долевом распределении и многие другие данные.

 

Сроки пользования недрами

Участки недр предоставляются в  пользование на определенный срок или  без ограничения срока для:

! геологического изучения —  на срок до 5 лет;

! добычи полезных ископаемых  — до 20 лет или на срок отработки  месторождения полезных ископаемых;

! краткосрочной добычи полезных  ископаемых — на срок до 1 года;

! добычи подземных вод — на  срок до 25 лет.

Без ограничения срока могут  быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных  с добычей полезных ископаемых, связанных  с захоронением отходов, строительства  и эксплуатации нефте- и газохранилищ, а также для образования особо охраняемых геологических объектов и иных целей.

Сроки пользования участками  недр исчисляются с момента государственной  регистрации лицензий на пользование  этими участками недр.

Права пользования недрами могут  отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной  государственной собственности, собственности  субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

 

3. Основания и порядок прекращения права недропользования

ст. 20 Закона РФ «О недрах». Основания для прекращения права пользования недрами. Право пользования недрами прекращается:

1)по истечении установленного в лицензии срока ее действия; 
2) при отказе владельца лицензии от права пользования недрами; 
3) при возникновении определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами; 
4) в случае переоформления лицензии с нарушением условий, предусмотренных пунктом 2 части первой статьи 17-1 настоящего Закона.

 
Право пользования недрами может  быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими  лицензию, в случаях (Статья 21 Закона РФ «О недрах»).: 
1) возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами; 
2) нарушения пользователем недр существенных условий лицензии; 
3) систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами; 
4) возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и другие); 
5) если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах; 
6) ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование; 
7) по инициативе владельца лицензии.

 

При несогласии пользователя недр с решением о прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами он может обжаловать его в административном или судебном порядке.

 
При пользовании недрами в соответствии с соглашением о разделе продукции  право пользования недрами может  быть прекращено, приостановлено или ограничено на условиях и в порядке, которые предусмотрены указанным соглашением.

Статья 21 Закона РФ «О недрах». Порядок досрочного прекращения права пользования недрами

В случае, предусмотренном пунктом 2 части первой статьи 20 настоящего Закона, отказ от права пользования недрами должен быть заявлен владельцем лицензии письменным уведомлением органов, предоставивших лицензию, не позднее чем за шесть месяцев до заявленного срока.

Владелец лицензии на пользование  недрами должен выполнить все  обязательства, определенные в лицензии на случай досрочного отказа от прав, до установленного срока прекращения  права пользования недрами. При невыполнении владельцем лицензии указанных обязательств органы, предоставившие лицензию, имеют право взыскать сумму ущерба от их невыполнения в судебном порядке.

В случаях, предусмотренных пунктами 1 и 4 части второй и частью третьей статьи 20настоящего Закона, пользование недрами прекращается непосредственно после принятия компетентным органом решения об этом с письменным уведомлением пользователя недр.

В случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 части второй статьи 20 настоящего Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.

Информация о работе Понятие и виды права недропользования