Понятие и виды экологической ответственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 22:34, курсовая работа

Описание работы

К числу важнейших средств обеспечения рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды принадлежит юридическая ответственность за нарушение норм экологического законодательства. Как и всякая юридическая ответственность, она представляет собой форму государственного принуждения к соблюдению норм права, которая выражается в обязанности лица претерпевать неблагоприятные последствия своего неправомерного поведения, связанные с применением санкций. В данном случае речь идет о принуждении к соблюдению норм экологического права, нарушение которых влечет указанные неблагоприятные последствия в виде мер ответственности, установленных законом.
Цель моей работы - рассмотреть виды экологической ответственности, понятие и состав административного экологического правонарушения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Понятие и виды экологической ответственности………………………………4
2. Понятие и состав административного экологического правонарушения……..7
3. Штраф как мера административной ответственности за
административное экологическое правонарушение……………………………..11
4. Административная ответственность юридических лиц за
экологические правонарушения. Вина юридических лиц……………………….13
5. Особенности юридической ответственности глав администраций,
депутатов……………………………………………………………………………15
6.Особенности юридической ответственности должностных
лиц, предпринимателей…………………………………………………………….17
Заключение………………………………………………………………………….18
Список использованных источников…………………

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 28.30 Кб (Скачать)

13) Уничтожение либо повреждение  межевых знаков, а также самовольный  их перенос (статья 15.13).

14) Самовольное производство  изыскательских работ (статья 15.14).

15) Невыполнение требований  по эксплуатации мелиоративных  систем и гидротехнических сооружений (статья 15.15).

16) Нарушение установленного  порядка производства топографо-геодезических  и картографических работ (статья 15.16). Ответственности подлежит лицо  за нарушение установленного  порядка производства топографо-геодезических  и картографических работ, а  также сбора, учета, хранения, размножения или использования  материалов и данных, полученных  в результате проведения таких  работ. Также наказывается и  непередача в установленный срок в Государственный картографо-геодезический фонд Республики Беларусь копий материалов и данных, созданных в результате топографо-геодезических и картографических работ.

17) Уничтожение либо повреждение  геодезических пунктов и маркшейдерских  знаков или наблюдательных режимных  скважин на подземные воды (статья 15.17).

18) Hарушение требований  по использованию недр и гидроминеральных  ресурсов (статья 15.18). Так, выборочная  отработка богатых участков месторождений,  приводящая к необоснованным  потерям балансовых запасов полезных  ископаемых, либо сверхнормативные  потери или сверхнормативное  разубоживание полезных ископаемых  при их добыче, либо иные нарушения  требований рационального использования  недр и гидроминеральных ресурсов  влечет административную ответственность.  Также к административным правонарушениям  относят и нарушение правил  проведения работ по геологическому  изучению недр, приведшее к недостоверной  оценке разведанных запасов полезных  ископаемых или условий для  строительства и эксплуатации  предприятий по добыче полезных  ископаемых, а также подземных  сооружений, не связанных с добычей  полезных ископаемых, либо нарушение  иных правил геологического изучения  недр.

 Также КоАП относит  к числу экологических и другие  правонарушения, например, нарушение  правил охраны недр; нарушение  порядка использования лесосечного  фонда; нарушение законодательства  Республики Беларусь об охране  диких животных и среды их  обитания; и другие правонарушения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Штраф, как мера административной  ответственности за административное  экологическое правонарушение 

 

 Кодекс Республики  Беларусь об административных  правонарушениях в качестве меры  административной ответственности  за административное экологическое  правонарушение преимущественно  предусматривает наложение штрафа. Он является одной из наиболее  распространенных мер административной  ответственности. 

 Согласно статье 6.5 указанного  кодекса, штраф является денежным  взысканием, размер которого определяется  исходя из базовой величины, установленной  законодательством Республики Беларусь  на день вынесения постановления  о наложении административного  взыскания, а в случаях, предусмотренных  статьями Особенной части кодекса,  – в процентном либо кратном  отношении к стоимости предмета  совершенного административного  правонарушения, сумме ущерба, сделки  либо к доходу, полученному в  результате сделки, либо в эквиваленте  к иностранной валюте.

 Минимальный размер  штрафа, налагаемого на физическое  лицо, не может быть менее одной  десятой базовой величины. Минимальный  размер штрафа, налагаемого на  индивидуального предпринимателя,  не может быть менее двух  базовых величин, а на юридическое  лицо – менее десяти базовых  величин. 

 Максимальный размер  штрафа, налагаемого на физическое  лицо, не может превышать пятидесяти  базовых величин. Максимальный  размер штрафа, налагаемого на  индивидуального предпринимателя,  не может превышать двухсот  базовых величин, а на юридическое  лицо – тысячи базовых величин  при исчислении штрафа в базовых  величинах. 

 Конкретный размер  налагаемого штрафа зависит от  характера и вида совершенного  правонарушения, степени вины правонарушителя  и причиненного вреда. 

 Так, например, нарушение  обязательных для соблюдения  требований технических нормативных  правовых актов и нормативов  в области охраны окружающей  среды влечет наложение штрафа  в размере от пяти до пятидесяти  базовых величин, на индивидуального  предпринимателя – от двадцати  до ста базовых величин, а  на юридическое лицо – до  пятисот базовых величин. 

 Уничтожение же диких  животных, относящихся к видам,  включенным в Красную книгу  Республики Беларусь, или уничтожение  их кладок, яиц, жилищ и других  сооружений, или нарушение порядка  добычи таких животных, или совершение  иных действий, которые могут  привести к гибели, сокращению  численности или нарушению среды  обитания таких животных влекут  наложение штрафа в размере  от двадцати до пятидесяти  базовых величин с конфискацией  орудий совершения указанного  нарушения или без конфискации,  на индивидуального предпринимателя  – от двадцати до двухсот  базовых величин с конфискацией  орудий совершения указанного  нарушения или без конфискации,  а на юридическое лицо –  до тысячи базовых величин  с конфискацией орудий совершения  указанного нарушения или без  конфискации. 

 Согласно Процессуально-  исполнительному кодексу об административных  правонарушениях, дела об административных  правонарушениях, предусмотренных  главой 15 – Административные правонарушения  против экологической безопасности, окружающей среды и порядка  природопользования, рассматриваются  судом; сельским, поселковым исполнительным  комитетом; административной комиссией;  органами внутренних дел; органами  Комитета государственного контроля  Республики Беларусь; государственной  инспекцией охраны животного  и растительного мира при Президенте  Республики Беларусь; органами государственного  пожарного надзора Министерства  по чрезвычайным ситуациям Республики  Беларусь; органами государственного  санитарного надзора; органами  Министерства лесного хозяйства  Республики Беларусь; органами Министерства  природных ресурсов и охраны  окружающей среды Республики  Беларусь; органами Министерства  сельского хозяйства и продовольствия  Республики Беларусь; государственными  природоохранными учреждениями, осуществляющими  управление заповедниками и национальными  парками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Административная ответственность  юридических лиц за экологические  правонарушения. Вина юридических  лиц 

 Административная ответственность  за совершение экологического  правонарушения может налагаться  как на физическое лицо, так  и на юридическое, поскольку  Кодекс Республики Беларусь об  административных правонарушениях  говорит, что «физическое или  юридическое лицо, признанное виновным  в совершении административного  правонарушения на территории  Республики Беларусь, подлежит административной  ответственности». Это предусматривается  в статье 1.4.

 Прежде всего необходимо  определиться с масим понятием  «юридическое лицо». Оно дается  в Гражданском кодексе в статье 44: «Юридическим лицом признается  организация, которая имеет в  собственности, хозяйственном ведении  или оперативном управлении обособленное  имущество, несет самостоятельную  ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать  и осуществлять имущественные  и личные неимущественные права,  исполнять обязанности, быть истцом  и ответчиком в суде, прошедшая  в установленном порядке государственную  регистрацию в качестве юридического  лица либо признанная таковым  законодательным актом.» 

 При этом юридическое  лицо может нести ответственность  только за административные правонарушения, прямо предусмотренные статьями  Особенной части Кодекса. 

 При слиянии нескольких  юридических лиц к административной  ответственности за совершение  административного правонарушения  привлекается вновь возникшее  юридическое лицо.

 При присоединении  юридического лица к другому  юридическому лицу к административной  ответственности за совершение  административного правонарушения  привлекается присоединившее юридическое  лицо.

 При разделении юридического  лица или при выделении из  состава юридического лица одного  или нескольких юридических лиц  к административной ответственности  за совершение административного  правонарушения привлекается то  юридическое лицо, к которому  в соответствии с разделительным  балансом перешли права и обязанности  по заключенным сделкам или  имуществу, в связи с которыми  было совершено административное  правонарушение.

 При преобразовании  юридического лица одного вида  в юридическое лицо другого  вида к административной ответственности  за совершение административного  правонарушения привлекается вновь  возникшее юридическое лицо.

 Также кодексом предусмотрено,  что наложение административного  взыскания на юридическое лицо  не освобождает от административной  ответственности за данное правонарушение  виновное должностное лицо юридического  лица, равно как и привлечение  к административной ответственности  должностного лица юридического  лица не освобождает от административной  ответственности за данное правонарушение  юридическое лицо.

 Если же говорить  об ответственности, к которой  привлекается юридическое лицо, то она несколько отличается  от ответственности, к которой  привлекается физическое лицо. Так,  штраф, налагаемый на юридическое  лицо, значительно выше штрафа, налагаемого  на физическое лицо. Например, статья 15.1 КоАП (нарушение обязательных  для соблюдения требований технических  нормативных правовых актов и  нормативов в области охраны  окружающей среды ) предусматривает  штраф для физического лица  в размере от пяти до пятидесяти  базовых величин, а для юридического  – в размере до пятисот базовых  величин. Или статья 15.63 (нарушение  законодательства Республики Беларусь  об отходах) предусматривает наложение  штрафа в размере от пяти  до пятидесяти базовых величин,  на индивидуального предпринимателя  – до двухсот базовых величин,  а на юридическое лицо –  до тысячи базовых величин. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Особенности юридической  ответственности глав администраций,  депутатов 

 Особенность юридической  ответственности глав администраций  и депутатов заключается в  наличии особого порядка привлечения  их к ответственности. 

 Так, в течение срока  своих полномочий депутаты могут  быть арестованы, иным образом  лишены личной свободы лишь  с предварительного согласия  соответствующей палаты, за исключением  случаев совершения измены государству  или иного особо тяжкого преступления, а также задержания на месте  совершения преступления.

 Депутат Палаты представителей, член Совета Республики не  могут быть подвергнуты обыску, личному досмотру, за исключением  случаев, когда это предусмотрено  действующим законодательством. 

 Уголовное дело в  отношении депутата Палаты представителей, члена Совета Республики может  быть возбуждено только Генеральным  прокурором Республики Беларусь  или лицом, исполняющим его  обязанности, с предварительного  согласия соответствующей палаты  Национального собрания Республики  Беларусь и рассматривается Верховным  Судом Республики Беларусь.

 Вопрос о лишении  депутата Палаты представителей, члена Совета Республики неприкосновенности  решается соответствующей палатой  Национального собрания Республики  Беларусь по представлению Генерального  прокурора Республики Беларусь.

 О возбуждении, прекращении  уголовного дела либо о вступившем  в законную силу приговоре  суда в отношении депутата  Палаты представителей, члена Совета  Республики орган дознания, следователь  либо суд в трехдневный срок  сообщают соответствующей палате  Национального собрания Республики  Беларусь.

 В случае же нарушения  должностными лицами исполнительных  комитетов и местных администраций  законодательства Республики Беларусь, невыполнения решений вышестоящих  государственных органов, принятых  в пределах их компетенции,  они могут быть освобождены  от должности председателем соответствующего  или вышестоящего исполнительного  комитета, а также Президентом  Республики Беларусь в порядке,  предусмотренном законодательством  Республики Беларусь.

 Также особенность  состоит в том, что к ответственности  они привлекаются к ответственности  за совершение преступлений или  правонарушений в соответствие  с их родом деятельности и  должностными обязанностями. Они  несут также так называемую  ответственность перед населением, которая реализуется как институт  отзыва данных лиц по основаниям  и в порядке, установленном  законодательством. 

Информация о работе Понятие и виды экологической ответственности