Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 00:21, курсовая работа
Уже в прошлом веке возникла тревога человека за судьбу нашей планеты, а в этом столетии дело дошло до кризиса всей мировой экологической системы: загрязнена окружающая среда, истощились природные ресурсы, в экосистемах нарушены экологические связи.
В настоящее время можно говорить о возникновении «нового экологического мышления», базисным положением которого является концепция международной экологической безопасности, которую можно определить как систему взаимоотношений государств, обеспечивающую сохранение, рациональное использование и воспроизводство жизненно важных для человечества экологических компонентов нашей планеты и поддержание равновесия между ними.
Однако единая система государственного экологического управления пока не создана.
В 1968 г. принят Закон об охране природы.
Масштабное развитие английского экологического права приходится на 70-е гг. XX в. В 1970 г. было создано Министерство окружающей среды, которое координирует природоохранную деятельность различных организаций по охране природы. Проведение систематизации природных ресурсов, создание национальной информационной системы данных — первые шаги английского правительства по установлению контроля за состоянием окружающей среды. В 1974 г. принят Закон о контроле над загрязнением окружающей среды, а в 1978 г. — Закон о контроле над загрязнением атмосферы и др. Ранее других стран Великобритания начала осуществлять на практике принципы экологической оценки хозяйственной продукции. Общие инструкции по оценке значительности негативных последствий содержатся в отдельных циркулярах и предполагают наличие трех основных критериев значительности:
На местном и региональном уровнях охрану природы осуществляют советы графств, городские и местные советы, а также специализированные речные советы и комитеты морского рыболовства.
Контроль за состоянием воздушной среды в стране осуществляют национальные службы надзора за загрязнением атмосферы. Для ути- лизации промышленных отходов по всей стране созданы специальные центры.
Важную роль в охране природы осуществляют природоохранные организации, которых в стране насчитывается около 100.
В 1971 г. во Франции было создано Министерство охраны природы и окружающей среды, которое осуществляет надзор за размещением предприятий и установок, представляющих опасность для здоровья населения.
Для финансирования отдельных проектов по охране природы создается специальный фонд, которым распоряжается Комитет из 12 министров во главе с премьером.
Министр является Президентом Высшего комитета по природной среде и межминистерских комиссий по национальным и региональным паркам и водным ресурсам.
Координационную деятельность в охране окружающей среды осуществляет Межведомственный комитет по вопросам окружающей среды, руководимый премьер-министром.
Водными ресурсами в стране управляют комитеты бассейнов (их 6). Они имеют штат инспекторов и финансовые агентства, которые распоряжаются средствами, поступающими от платежей за водопользование, загрязнение и т.п.
Охрану и управление рыбными ресурсами осуществляет Высший " совет по рыболовству с соответствующими органами на местах.
Активное участие в охране природы принимает Французская федерация обществ охраны природы (их 41) и Лига охраны природы.
Цели и принципы французского экологического правового регулирования практически ничем не отличаются от таковых в других странах, занимающихся этой проблемой. Основным нормативным актом является Закон об охране окружающей среды (19 июля 1978 г.), определяющий органы по контролю за соблюдением норм экологического права, их полномочия и ответственность, а также закрепляющий положение о значении международных договоров для формирования и развития экологического законодательства Франции. В 1977 г. в Закон были внесены дополнения, направленные на защиту особо охраняемых объектов. Декрет от 1 января 1978 г. обязал вышеупомянутые органы учитывать экологический фактор при принятии решений в процессе землепользования, при его планировании, а также планировании экономического развития, городской застройки. За несоблюдение законов предусматривается материальная и уголовная ответственность. Из органов, имеющих право издавать подзаконные нормативные акты, следует выделить Министерство охраны природы и окружающей среды (административный контроль за исполнением требований законов).
В Японии экологическое право занимает важное место среди других отраслей права. Причин для этого много: большая плотность населения на сравнительно небольшой территории, развитость экономики, научно-технический прогресс, ограниченность земельных ресурсов. С 1968 г. был принят ряд законов, содержащих принципы и механизмы охраны окружающей среды: «О размещении предприятий», «Об экологической экспертизе» (1981 г.), «О мерах охраны окружающей среды при проведении общественных работ» (1972 г.), «О портах и гаванях», «О повышении качества водоемов» и др.
Особая роль в Японии отводится соблюдению экологических нормативов при строительстве крупных предприятий или других объектов. Главным звеном является взаимодействие между местными органами власти, лицами, ответственными за проект, и соответствующими министерствами.
Существуют также Агентство по окружающей среде и одноименное управление, осуществляющие сбор информации о содержании проектов, видах природоохранных сооружений, физико-географических особенностях территорий, природоохранных технологий, моделях прогнозирования. Помимо этого в Японии существуют правительственные учреждения, ответственные за международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
В Канаде признана необходимость включения природоохранных задач в экономическое планирование и процесс принятия решений. Законодательство обязывает экономический сектор учитывать требования охраны окружающей среды в своей деятельности.
Особенностью экологического права Канады является то, что oxрана окружающей среды находится, главным образом, в юрисдикции провинций. В каждой провинции действуют законы или правительственные директивы по проведению мероприятий, направленных на регулирование общественных отношений в области охраны природы.
Обязательное предоставление информации, диалог с общественностью, публикация результатов ревизий — вот те требования, которые, по мнению канадских юристов, должны повысить ответственность чиновников за принимаемые ими решения. Именно этот принцип является одним из основных в современном экологическом законодательстве Канады.
Кроме того, надо отметить, что Канада включена в систему государств, имеющих образцово-показательные леса. В 1992 г. программа создания такой системы по инициативе канадцев была утверждена на Конференции ООН. В конце 80-х гг. XX в. в Канаде был принят так называемый «зеленый план»: ее власти выделяют из бюджета значительные средства на организацию образцовых лесов. Уже существует 10 таких хозяйств.
Одной из развитых форм международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды являются конференции, двусторонние и многосторонние, правительственные и неправительственные. Ежегодно в мире проводятся сотни, а то и тысячи конференций по экологическим вопросам. В зависимости от целей они служат средством обмена опытом природоохранительной деятельности, обмена экологически значимой информацией, решениями научных и практических проблем.
Особый интерес и особое международное значение имеют две конференции, проведенные под эгидой ООН.
Обеспокоенная резким ухудшением состояния глобальной окружающей среды, обусловленным высокими уровнями ее загрязнения в конце 60-х гг., Генеральная Ассамблея ООН выступила с инициативой о проведении международной конференции, на которой были бы обсуждены и выработаны международные меры по ограничению загрязнения окружающей человека среды.
В июне 1972 г. состоялась Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей человека среды, которая приняла Декларацию принципов и План действий. Эти документы были одобрены Генеральной Ассамблеей ООН и положили начало регулярной деятельности по охране окружающей среды в рамках ООН.
В целом эта Конференция сыграла огромную роль в развитии международного права окружающей среды и активизации международного природоохранительного сотрудничества.
Тем не менее, несмотря на предпринимаемые на национальном и международном уровнях усилия, состояние глобальной окружающей среды после Стокгольмской конференции продолжало ухудшаться. Озабоченная этим обстоятельством, Генеральная Ассамблея ООН создала в 1984 г. Международную комиссию по окружающей среде и развитию и поставила перед ней задачи:
• предложить долгосрочные стратегии в области окружающей среды, которые позволили бы обеспечить устойчивое развитие к 2000 г. и на более длительный период;
• рассмотреть способы и средства, используя которые мировое сообщество смогло бы эффективно решать проблемы окружающей среды, и др.
Результатом деятельности Международной комиссии, которую возглавляла премьер-министр Норвегии Гро Харлем Брундтланд, стал фундаментальный труд под названием «Наше общее будущее» (Our Common Future), представленный Генеральной Ассамблее ООН в 1987 г. (переведен и опубликован в России издательством «Прогресс» в 1989 г.)
Основной вывод данной Международной комиссии состоял в необходимости достижения устойчивого социально-экономического развития, при котором решения на всех уровнях принимались бы с полным учетом экологических факторов. Выживание и дальнейшее существование человечества определяют мир, развитие и состояние окружающей среды. Устойчивое развитие – это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.
По инициативе Генеральной Ассамблеи ООН в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро, т.е. через 20 лет после Стокгольмской конференции, была созвана Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Судя по названию конференции, ее работа была основана на идеях Международной комиссии по окружающей среде и развитию. О значении, которое придавалось этой Конференции, свидетельствуют ее масштабы и уровень. В Конференции участвовали 178 государств и более 30 межправительственных и неправительственных международных организаций. 114 делегаций возглавлялись главами государств и правительств.
На Конференции в Рио обсуждались многие вопросы, главные из которых касались трех важных документов:
• Декларации по окружающей среде и развитию,
• Долгосрочной программы дальнейших действий в глобальном масштабе («Повестка дня на XXI век»),
• Принципов в отношении рационального использования, сохранения и освоения всех видов лесов.
Кроме того, участникам Конференции были представлены и открыты для подписания две конвенции – «О биологическом разнообразии» и «Об изменении климата».
Характеристика и роль Декларации Рио, или Декларации по окружающей среде и развитию, как и ее содержание, были изложены в разд. I настоящего учебника.
«Повестка дня на XXI век» посвящена актуальным проблемам охраны окружающей среды сегодняшнего дня, а также имеет целью подготовить мир к решению проблем, с которыми он столкнется в будущем веке. Она определяет направления деятельности государств, народов и международных организаций по решению этих проблем.
Повестка содержит 4 раздела:
• социальные и экономические аспекты (национальная политика и международное сотрудничество в целях ускорения устойчивого развития в развивающихся странах, борьба с нищетой, изменение структур потребления, динамика населения, охрана и укрепление здоровья человека, содействие устойчивому развитию населенных пунктов, учет вопросов окружающей среды и развития в процессе принятия решения);
• сохранение и рациональное использование ресурсов в целях развития (защита атмосферы, комплексный подход к использованию земельных ресурсов, борьба с обезлесением, опустыниванием и засухой, об устойчивом развитии горных районов, регулировании использования токсичных и опасных веществ, включая отходы и радиоактивные вещества);
• укрепление роли основных групп населения (глобальные действия в интересах женщин, детей, молодежи, коренных народов и местных общин, усиление роли различных категорий трудящихся, профсоюзов и других неправительственных организаций и др);
• средства осуществления (финансовые ресурсы и механизмы, информационные, научные, технологические и организационно-правовые средства решения экологических проблем).
«Повестка дня на XXI век» была принята без церемонии подписания путем консенсуса государств. По юридической силе она является актом «мягкого» международного права и носит рекомендательный характер.
Для реализации Повестки в глобальном масштабе требуется 600 млрд. долл. в год, включая 125 млрд. долл., которые должны выплачивать развитые страны развивающимся. Участники Конференции согласились, что развитые страны в 2000 г. и в последующие годы будут предоставлять развивающимся странам финансовую помощь в размере 0,7% валового национального продукта каждой развитой страны. Россия, другие бывшие республики СССР и государства Восточной Европы вошли в группу стран с «переходной экономикой», в отношении которых отсрочено выполнение международных финансовых обязательств.
Информация о работе Охрана окружающей среды как глобальная проблема современности