Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 00:21, курсовая работа
Уже в прошлом веке возникла тревога человека за судьбу нашей планеты, а в этом столетии дело дошло до кризиса всей мировой экологической системы: загрязнена окружающая среда, истощились природные ресурсы, в экосистемах нарушены экологические связи.
В настоящее время можно говорить о возникновении «нового экологического мышления», базисным положением которого является концепция международной экологической безопасности, которую можно определить как систему взаимоотношений государств, обеспечивающую сохранение, рациональное использование и воспроизводство жизненно важных для человечества экологических компонентов нашей планеты и поддержание равновесия между ними.
Субъектами международных экологических правоотношений являются государства, международные правительственные и неправительственные организации, а также в предусмотренных международными правовыми нормами случаях юридические и физические лица, оказывающие воздействие на состояние окружающей среды в международных пространствах.
Объект международно-правового регулирования охраны окружающей среды и природопользования – вся природа планеты Земля и околоземное космическое пространство. Одновременно такой охране подлежат отдельные объекты природной среды, включая Мировой океан и его ресурсы, атмосферный воздух, животный и растительный мир, недра, уникальные природные комплексы. В системе объектов регулирования охраны и использования таких объектов можно выделить несколько категорий:
а) международные природные объекты и ресурсы, находящиеся за пределами национальной юрисдикции (открытое море, Антарктика, морское дно за пределами континентального шельфа, космическое пространство);
б) природные объекты и ресурсы, разделяемые двумя или более государствами. К таким объектам относятся пограничные реки (Дунай, Селенга, Рейн) и озера (в том числе Каспийское море), пограничные природные комплексы или месторождения полезных ископаемых, популяции мигрирующих видов животных;
в) национальные природные объекты и ресурсы. Например, массив первичных лесов в Республике Коми на территории Печоро-Ильчинского государственного заповедника под названием «Девственные леса Коми», озеро Байкал, признанные в соответствии с Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 г.) участками всемирного природного наследия. Сюда же относятся иные природные ресурсы, полностью находящиеся под национальной юрисдикцией, но отношения по поводу которых также регулируются международными правовыми нормами.
Международное право окружающей среды на современном этапе – динамично развивающаяся отрасль современного международного права и его науки3. Вопрос о его источниках важно рассмотреть в историческом аспекте. При отсутствии международных договоров в данной сфере межгосударственные отношения регулировались на основе международных обычаев. Один из признанных обычаев был основан на принципе непричинения ущерба окружающей среде соседнего государства. С учетом этого принципа принимались решения международных судов.
На современном этапе источники международного права окружающей среды подразделяются на два вида:
• закрепляющие действующие правовые принципы и нормы и образующие право в подлинном смысле этого слова («твердое», т.е. обязательное, право);
• содержащие необязательные правила, но оказывающие тем не менее влияние на международные отношения своим авторитетом («мягкое», т.е. рекомендательное, право).
В соответствии с приведенной классификацией к категории источников обязательного международного права окружающей среды должны быть отнесены такие акты, как Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися по угрозой исчезновения (1973г.), Соглашение об охране полярных (белых) медведей (1973 г.), Конвенция об охране Средиземного моря от загрязнения (1976 г.), Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 г.), Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г.), Венская конвенция по охране озонового слоя (1985 г.) и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (1987 г.); ряд новейших конвенций – Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992 г.), Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (1992 г.), Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (1992 г.), Конвенция по защите Черного моря от загрязнения (Бухарестская конвенция, 1992 г.), Конвенция по защите морской среды Балтийского моря (1992 г.) и др.
Действует более тысячи договоров, конвенций, соглашений, непосредственно регулирующих отношения по природопользованию и охране окружающей среды. Наряду с ними подписано свыше 3000 двусторонних международных документов в данной сфере. При этом Россия участвует в 78 многосторонних соглашениях. Двусторонние договорные отношения Россия имеет со всеми соседними государствами, а также многими другими государствами Европы, Америки и Азии. О роли и месте международных договоров и принципов в системе российского права свидетельствует то обстоятельство, что в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Особым источником международного права окружающей среды являются носящие обязательный характер решения некоторых международных организаций – Генеральной Ассамблеи ООН, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Европейского экономического сообщества и др.
Примерами другого вида источников международного экологического права, т.е. создающими «мягкое» право, могут служить Стокгольмская декларация Конференции ООН по окружающей человека среде (1972 г.), Всемирная стратегия охраны природы (1980 г.). Декларация принципов Рио по окружающей среде и развитию (1992 г.) и др. Названные и другие аналогичные документы не регулируют непосредственно поведение членов международного сообщества, но они обладают огромным авторитетом и этим побуждают государства и международные организации к активной деятельности и сотрудничеству в области охраны природы.
Как известно, принципы или основные начала предопределяют характер всего права. Принципы, применяемые к международноправовой охране окружающей среды и природопользованию, подразделяются на общепризнанные принципы современного международного права и специальные отраслевые принципы международного права окружающей среды.
Общепризнанные принципы
международного права являются критерием
правомерности регулирования
К указанной категории относятся принципы:
• уважения государственного суверенитета,
• суверенного равенства всех государств,
• взаимной выгоды,
• невмешательства во внутренние дела другого государства,
• добросовестного выполнения международных обязательств,
• мирного разрешения споров и некоторые др.
В процессе формирования и развития международного права окружающей среды были выработаны собственные, или специальные, принципы данной отрасли. Особую роль в их формулировании сыграли конференции ООН в области окружающей среды 1972 и 1992 г. В частности, именно в материалах конференций был определен эколого-правовой статус человека, место окружающей среды как неотъемлемой части процесса устойчивого развития и др.
К специальным принципам современного международного права окружающей среды относятся:
• право каждого на здоровую плодотворную жизнь в гармонии с природой,
• приоритет экологических прав и интересов человека в процессе непрерывного социально-экономического развития,
• неотъемлемый суверенитет государства над собственными природными ресурсами,
• устойчивое, т.е. экологически обоснованное, социальное и экономическое развитие,
• равная (одинаковая) экологическая безопасность (экологическое благосостояние одного государства не может быть обеспечено за счет или в отрыве от другого или других государств),
• запрещение экологической агрессии (Конвенция 1977 г. о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на окружающую среду),
• регулярный обмен информацией об экологической ситуации на национальном или региональном уровнях,
• предотвращение трансграничного ущерба окружающей среде,
• сотрудничество в чрезвычайных экологических ситуациях,
• научно-техническое сотрудничество в области охраны окружающей среды, включая поощрение разработки, прикладного использования, распространения и передачи технологий,
• контроль за соблюдением согласованных требований по охране окружающей среды,
• мирное урегулирование споров, связанных с трансграничным воздействием на окружающую среду,
• международная ответственность и компенсация за ущерб окружающей среде, вызванный действиями на территории государства, находящейся под его юрисдикцией или контролем, которые привели к ущербу за пределами этой территории.
Определяя пути решения экологических проблем, государства должны сочетать, гармонизировать экологическое законодательство. Государства имеют разный уровень экономического развития, проявляя разные подходы к решению экологических проблем, но при этом они должны в одинаковой мере нести ответственность за сохранение и восстановление благоприятного состояния окружающей среды. В связи с этим они должны принимать комплексные законы об охране окружающей среды, регламентировать политику и принципиальные юридические положения в экологической сфере. Итак, субъектами международного экологического права являются международные организации, государства, как правительственные, так и неправительственные организации, а также юридические и физические лица, действующие в международной сфере.
ООН вносит большой вклад в охрану окружающей среды.
В соответствии со своим
Уставом эта организация
Обеспокоенная резким ухудшением состояния окружающей среды, обусловленным высокими уровнями ее загрязнения, Генеральная Ассамблея ООН выступила с инициативой проведения международной конференции, на которой были бы обсуждены и выработаны международные меры по ограничению загрязнения окружающей человека среды. В июне 1972 г. в Стокгольме состоялась Конференция ООН по проблемам окружающей человека среды. Принятая на ней Декларация положила начало регулярной деятельности по охране окружающей среды в рамках ООН. И хотя Конференция сыграла огромную роль в развитии международного экологического права, способствуя учреждению глобального видения и восприятия экологической тематики, состояние окружающей среды продолжало ухудшаться.
В 1984 г. была создана Международная комиссия по окружающей среде и развитию. Результатом ее деятельности стал фундаментальный труд под названием «Наше общее будущее», представленный Генеральной Ассамблее ООН в 1987 г., главным положением которого стал тезис «устойчивое развитие» как единственно возможная альтернатива безоглядной эксплуатации природных ресурсов.
В июне 1992 г. состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. Итогом этой Конференции стал глобальный программный документ «Повестка дня на XXI век», содержащий около 40 разделов по направлениям деятельности мирового сообщества в области взаимосвязанных проблем окружающей среды и социально-экономического развития на период до 2000 г. и на долгосрочную перспективу с предложениями о путях и средствах достижения поставленных целей. Немало внимания было уделено и общей, но дифференцированной ответственности государств за экологические правонарушения.
Кроме того, были открыты и подписаны первые глобальные природоохранные соглашения — конвенции об изменении климата и сохранении биологического разнообразия, по борьбе с опустыниванием и др.
Была организована Комиссия ООН по устойчивому развитию, которая взяла на себя обязанность помогать, координировать и контролировать претворение в жизнь решений Конференции ООН по окружающей среде и развитию, и в частности «Повестки дня на XXI век», которая посвящена актуальным проблемам охраны окружающей среды сегодняшнего дня, а также имеет целью подготовить мир к решению проблем, с которыми он столкнется в будущем.
Организация Объединенных
Наций пытается вовлечь в процесс
рационального
Так, в 1962 г. Генеральная Ассамблея ООН на XVII сессии приняла резолюцию «Экономическое развитие и охрана природы», в которой провозгласила, что сохранение, восстановление, обогащение и рациональное использование природных богатств в процессе экономического развития является долгом государств.
На XIX специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН отмечалось, что «сегодня общие тенденции в области устойчивого развития хуже, чем в 1992 г.», и потому эта проблема должна учитываться в Стратегии управления экономическим развитием территорий. В очередной раз было акцентировано внимание на продолжающихся негативных явлениях в развитии нашей цивилизации: ухудшении состояния и перспектив окружающей среды, медлительности и нерешительности в пресечении тенденций к истощению ресурсов и нарушению естественных природных балансов, усугублении разрыва между развитыми и другими странами и т.д.
Информация о работе Охрана окружающей среды как глобальная проблема современности