Общественный экологический контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Загрязнение окружающей среды является наиболее острой проблемой, которая требует незамедлительного решения. Для этой цели производится организация экологического контроля.
Экологический контроль (ЭК) в целом - это проверка соблюдения предприятиями, организациями, т. е. всеми хозяйствующими субъектами и гражданами экологических требований по охране окружающей природной среды и обеспечение безопасности общества.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и виды экологического контроля
1.1 Понятие экологического контроля
1.2 Виды экологического контроля
Глава 2. Характеристика общественного экологического контроля
2.1 Сущность общественного экологического контроля
2.2 Особенности осуществления общественного экологического контроля в Забайкальском крае
Заключение
Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 35.61 Кб (Скачать)

· к первой группе относятся все законы и  подзаконные акты федерального уровня, действие которых распространено на территорию всей РФ (Закон РФ “Об  охране окружающей природной среды”, “Водный кодекс”….);

· ко второй группе относятся подзаконные акты регионального значения (“Правила любительского и лицензионного  рыболовства в Обском бассейне”);

· к третьей  группе относятся местные нормативно-правовые акты, область применения которых  ограничивается субъектом федерации  или еще меньшей территорией  действия, например, отдельным районом. Создание таких подзаконных актов  также прерогатива субъектов  федерации Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. - М.: Юристъ, 2010..

В целях  расширения, укрепления и развития правовой базы общественного контроля проводились слушания, например, по обслуживанию общероссийского «Положения об оценке воздействия на окружающую среду», разрабатывается проект «Положения об общественном экологическом контроле», при подготовки которого учитываются  предложения и замечания различных  общественных организаций и отдельных  граждан. Хотя по возможностям получения  информации и применения мер воздействия  на нарушителей природоохранительного  законодательства общественный экологический  контроль уступает государственному, но вместе с тем он обладает и  серьезным преимуществом - реальной независимостью от государственных  структур и ведомственных интересов. И вследствие этого общественный контроль в большей степени отражает экологические интересы населения.

Итак, общественный экологический контроль осуществляется профессиональными союзами Российской Федерации и иными общественными  организациями, трудовыми коллективами, гражданами. Его задача - проверка выполнения требований природоохранительного  законодательства министерствами и  ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их формы  собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами. Порядок проведения общественного  экологического контроля регулируется Законом "Об охране окружающей природной  среды", законодательством о профессиональных союзах Российской Федерации и других общественных организациях.

 

2.2 Особенности  осуществления общественного экологического  контроля в Забайкальском крае

общественный  экологический контроль забайкальский

В Забайкальском  крае в 2011 году при Читинской природоохранной  межрайонной прокуратуре создан Общественный экологический Совет, проведено организационное совещание, на котором определен порядок  деятельности Совета и одно совещание, на которое общественными организациями - членами Совета вынесены на обсуждение вопросы охраны озера Кенон, застройки его водоохраной зоны, предотвращения застройки парковой зоны города Читы - площади Декабристов.

24 ноября 2011 года состоялось первое заседание  Общественного экологического совета  Забайкальского края, сообщает Министерство  природных ресурсов и экологии  Забайкальского края. Общественный  экологический совет Забайкальского  края создан распоряжением Правительства  Забайкальского края от 3 октября  2011 года №506-р в соответствии  с поручением Президента Российской  Федерации по итогам заседания  президиума Государственного совета  Российской Федерации 9 июня 2011 года  в целях взаимодействия органов  исполнительной власти Забайкальского  края, научных и общественных  организаций по вопросам экологической  безопасности на территории Забайкальского  края.

В состав Общественного экологического совета вошли представители органов  исполнительной власти, научных и  общественных организаций Забайкальского края. Возглавил Совет заместитель  председателя Правительства Забайкальского края по промышленности и природным  ресурсам Е. В. Вишняков. Сопредседателем  Совета является председатель Забайкальского регионального отделения Всероссийской  общественной организации «Русское географическое общество» А. В.Константинов.

По рекомендации Общественной палаты Забайкальского края в состав Общественного экологического совета вошли: Н.П. Габышева, Н.В. Ковалёнок, А.М. Остроумов, П.Я. Поляков, Ш.С. Тохта-Ходжаев, О.В. Корсун, Т.И. Кулькова, О.П. Иванова, С.В. Лазаревская, В.Н. Рыбкина, А.С. Сапрыгин.

Основной  задачей Совета является подготовка предложений Правительству Забайкальского края, носящих рекомендательный характер, по вопросам:

1) совершенствования  природоохранного законодательства  Российской Федерации и Забайкальского  края;

2) принятия  мер, направленных на обеспечение  оценки негативного воздействия  на окружающую среду на территории  Забайкальского края;

3) ликвидации  последствий накопленного экологического  ущерба на территории Забайкальского  края.

Участники заседания обсудили вопросы экологической  ситуации на территории Забайкальского края, современное состояние и  перспективы развития системы мониторинга  загрязнения природной среды  на территории Забайкальского края и  предложения в план работы Совета на 2012 год.

13 февраля  2012 года при Читинской природоохранной  межрайонной прокуратуре вновь  состоялось совещание Общественного  экологического совета.

В совещании  приняли участие председатели и  представители таких общественных организаций Забайкальского края, как  Клуб любителей животных «Фауна», волонтерского  отряда «Эдельвейс», Читинского регионального  отделения Общественной организации  «Российская экологическая академия», студенческого волонтерского отряда «Буян» Могойтуйского агротехнического колледжа, Забайкальского детско-юношеского центра, Забайкальской региональной общественно-экологической организации «Ареал», аграрно-экологического отряда «Тропа к Истоку».

Участники совещания заслушали доклад о  результатах прокурорского надзора  за 2011 год, обсудили мероприятия на первое полугодие 2012 года, проблемные вопросы экологического характера  на территории городского округа «Город Чита» и Забайкальского края, обновили список общественных экологических организаций - участников Общественного экологического совета.

Состоялось  коллективное обсуждение наиболее острых проблем, в том числе таких  как несоблюдение администрацией городского округа «Город Чита» требований градостроительного законодательства о проведении публичных  слушаний при утверждении Генерального плана города, на которое представители  общественных объединений не приглашались; планы администрации города Читы разместить полигон твердых бытовых  отходов в поселке Антипиха и отсутствие в краевом центре завода по переработке отходов и мусора, наличие на его территории многочисленных свалок; не проведение мероприятий по озеленению города и факты вырубки и уничтожения имеющихся зеленых насаждений.

Участники совещания также обратили внимание на необходимость материальной поддержки  и стимулирования решения назревших  экологических проблем, отсутствие в городе биотуалетов, экологическую безнравственность, безответственность и необразованность жителей и гостей города, охраны памятника природы «Красная горка» и ряда других.

Наиболее  бурно обсуждалась проблема выгула собак, отсутствия отведенных для этого  мест, бесконтрольное количество бесхозяйных  и беспризорных собак, жестокие способы  их отлова. При этом речь также шла  об ответственности за жестокое обращение  с животными и возможные меры по предотвращению (контролю) разрастания  их численности, а также о необходимости  организации тренировочных площадок для домашних животных.

По итогам совещание было принято решение, что природоохранная прокуратура  будет решать вопрос о возможном  проведении проверочных мероприятий  в рамках плановой деятельности по указанным на Совете проблемным вопросам. Представители общественных организаций  обязались при обнаружении конкретных фактов нарушения экологического законодательства направлять в прокуратуру информацию для проведения по ним проверок Сайт прокуратуры Забайкальского края / Электронный ресурс: Режим доступа: http://prokuratura.chita.ru/press-service/news/?id=4379.

В марте 2012 г. благодаря работе Общественного  экологического Совета совместно с  Министерством природных ресурсов и экологии Забайкальского края была приостановлена лицензия ООО «Проект-1»  на добычу гравия вдоль реки Читинки, которая наносит ущерб окружающей среде. Как сообщили «ФедералПресс» в пресс-службе законодательного собрания региона, действие лицензии приостановлено предварительно до мая 2012 г. «В ходе разбирательств выяснилось, что ООО «Проект-1» добывает полезные ископаемые на неоформленном земельном участке, в связи с этим было принято решение о приостановлении лицензии, - рассказали в пресс-службе. - В отношении второй организации - Строительной компании «Дом» - аналогичное решение может вынести только суд, однако от контролирующих органов ни о каких нарушениях со стороны предприятия информации в министерство не поступало».

Как сообщал  «ФедералПресс», 1 февраля 2012 года депутаты Законодательного собрания Забайкальского края, а также представители Общественного экологического совета направили письмо министру природных ресурсов и экологии региона Александру Тарабарко с просьбой приостановить добычу гравия в устье реки Читинка, поскольку, по мнению местных жителей, работы наносят ущерб окружающей среде. Природоохранная прокуратура подтвердила, что не все действия добывающих компаний велись в рамках закона.

Также в  рамках работы Общественного экологического Совета Забайкальского края на заседании 13 марта правительство Забайкальского края признало целесообразным разработку краевой долгосрочной целевой программы "Строительство и ремонт объектов для захоронения и утилизации биологических отходов на территории края", рассчитанную на 2013-2017 годы. Как  сообщили корреспонденту ИА REGNUM в администрации  региона, реализация программы позволит создать систему утилизации биологических отходов в соответствии с современными ветеринарно-санитарными и санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Забайкальский край в эпизоотическом отношении  считается стационарно неблагополучной  территорией по почвенным инфекциям (таким, как язва, эмфизематозный карбункул). Особую тревогу вызывают скотомогильники  и места захоронения павших животных, которые не соответствуют ветеринарно-санитарным нормам. В 2011 году в крае зафиксированы  факты падежа продуктивных и непродуктивных животных с неизвестной этиологией. При этом трупы животных выбрасываются  на свалку. Всего в крае необходимо построить и отремонтировать 460 скотомогильников. Из 207 существующих скотомогильников 122 требуют ремонта. Дополнительно  необходимо построить 253 (по 50 в год) места захоронения падших животных, стоимость строительства одного - 320 тысяч рублей. Финансовая потребность  программы - 81,5 млн. рублей. Финансирование строительства предполагается вести  совместно: 30% - муниципалитеты (24 млн.), 20% - районы (16 млн.) и 50% - краевой бюджет (41 млн.).

Таким образом, общественные организации и объединения, в соответствии с Законом «Об  охране окружающей природной среды», также могут осуществлять экологический  контроль, что и было рассмотрено  в данном параграфе на примере  Забайкальского края. Хотя по возможностям получения информации и применения мер воздействия на нарушителей  природоохранительного законодательства общественный экологический контроль уступает государственному, вместе с  тем, он обладает и серьезным преимуществом - реальной независимостью от государственных  структур и ведомственных интересов. Вследствие этого, общественный экологический  контроль в большей степени отражает экологические интересы населения.

 

Заключение

Итак, в  заключении можно сделать следующие  выводы:

1) Федеральный  закон «Об охране окружающей  среды» Федеральный закон «Об  охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ (с изменениями, внесенными  Федеральным законом от 27.12.2009 №374-ФЗ  и вступившими в силу 29.01.2010) // Справочно-правовая система «Консультант  Плюс» (обновления от 15.01.2012). так трактует понятие экологического контроля: это система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.

2) Экологический  контроль служит для выполнения  следующих задач - наблюдение  за надлежащим состоянием окружающей  среды, выявление вредных факторов, влияющих на окружающую среду,  контроль за исполнением необходимых  мероприятий, направленных на  охрану окружающей среды, а  также за надлежащим исполнением  законодательства в сфере природоохраны. Различают государственный, производственный и общественный экологический контроль

3) В процессе  проведения экологического контроля  должностными лицами специально  уполномоченных органов в области  охраны окружающей природной  среды принимаются различные  меры правового регулирования  по предупреждению, выявлению нарушений  природоохранительного законодательства  и привлечению виновных к ответственности.

4) Экологический  контроль является одним из  средств управления охраной окружающей  среды.

5) Общественный  контроль в области охраны  окружающей среды (общественный  экологический контроль) осуществляется  в целях реализации права каждого  на благоприятную окружающую  среду и предотвращения нарушения  законодательства в области охраны  окружающей среды.

6) Общественный  контроль в области охраны  окружающей среды (общественный  экологический контроль) осуществляется  общественными и иными некоммерческими  объединениями в соответствии  с их уставами, а также гражданами  в соответствии с законодательством.

7) В Забайкальском  крае общественный экологический  контроль проводит специально  созданный в 2011 году Общественный  экологический Совет, который  на своих заседаниях решает  различные вопросы, связанные  с контролем за охраной окружающей  среды в нашем Забайкальском  крае.

Информация о работе Общественный экологический контроль