Некоторые важнейшие аспекты экологической безопасности в системе национальной безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 00:08, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является всестороннее исследование важнейших аспектов экологической безопасности России в системе национальной безопасности. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи: дать понятие угрозы национальной безопасности; классифицировать (сгруппировать) основные угрозы экологической безопасности; детально рассмотреть каждую группу угрозы экологической безопасности; выявить основные проблемы, препятствующие устранению угрозы.

Содержание

Введение_______________________________________________________3
1. Угрозы экологической безопасности в системе экологической безопасности:________________________________________________4
1.1. Внутренние угрозы экологической безопасности._______________6
1.2. Внешние угрозы экологической безопасности._________________11
2. Меры по защите национальных интересов России от внешних угроз в экологической сфере_______________________________________14
Заключение___________________________________________________19
Список использованных источников_____________________________20

Работа содержит 1 файл

Некоторые важнейшие аспекты экологической безопасности в системе национальной безопасности.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

    Явной угрозой экологической безопасности современной России является устойчивая тенденция опережающего, по сравнению с преступностью в целом, роста экологической преступности. Наблюдаются стабильные тенденции роста правонарушений и преступлений, которые связаны с незаконным добыванием объектов животного и растительного мира (браконьерство), нарушением правил обращения с опасными веществами и отходами, с нарушением правил сертификации и безопасности продукции, работ и услуг.

    Ученые-правоведы  на основе анализа статистики экологических  правонарушений приходят к выводу, что для экологической преступности характерна высокая латентность (число преступлений во много раз ниже по сравнению с административными проступками); чрезвычайно высокая экологическая правонарушаемость свидетельствует о том, что противоправному поведению свойственны массовость и широкая распространенность; возникают новые виды противоправного поведения (незаконная торговля окружающей средой) с одновременным распространением коррупционного преступного поведения, проникновением организованной преступности в экологическую сферу; в некоторых регионах противоправное использование природных ресурсов становится средством существования местного населения; все больше экологических преступлений совершается с целью извлечения незаконной прибыли и усиления корыстной направленности. Таким образом, дальнейшее распространение экологической преступности явно угрожает национальным интересам российского государства.

    1. Внешние угрозы экологической безопасности.

    Кроме внутренних угроз экологической  безопасности современной России, Также  существуют угрозы глобального характера: глобальное потепление, разрушение озонового слоя, повышение уровня океана, сокращение площади тропических лесов, деградация земель, их опустынивание и ухудшение условий жизни людей. Нарушен естественный механизм стабилизации окружающей среды в результате все возрастающей хозяйственной деятельности человека, мощность которой в энергетическом исчислении, в основном за счет использования ископаемого топлива (90  процентов), достигла 10  процентов мощности фотосинтеза и охватила более 60  процентов поверхности суши11.

    Есть  четыре группы основополагающих источников внешних угроз национальным интересам России в экологической сфере12.

    Первая  группа основана на несовершенстве концепции устойчивого развития, которая допускает возможность всеобщего недифференцированного экономического роста в условиях ограниченности несущей емкости Земли, выхода за пределы этой емкости и нераспределенности прав на использование экологического потенциала внегосударственных пространств.

    Комплекс  сопряженных с этим опасностей для России включает угрозы экологической безопасности РФ: 
- в результате потери устойчивости глобальной биосферой;  
- угрозы правам РФ на использование определенной части потенциала внегосударственных пространств и их несущей емкости;  
- угрозы несущей емкости территории РФ, бесконтрольно используемой мировым сообществом;  
- угрозы экономике РФ в результате продолжения экономического роста индустриальных государств и переиспользования ими ограниченной несущей емкости Земли.

    Вторая  группа источников внешних угроз обусловлена идущим в мире процессом экологизации общественного сознания, спроса, производства, потребления, мирового рынка товаров и услуг.

    Комплекс  сопряженных угроз включает: 
- попытки Запада воздействовать на формирование экологического сознания российского населения;  
- превращение показателя экологичности в критерий конкурентоспособности государства на внешних рынках;  
- внедрение западных компаний в экономику СНГ под предлогом предоставления экологической помощи и их стремление использовать территорию России для захоронения отходов вредных производств;  
- курс Запада на сбор информации об источниках, причинах и масштабах экологического ущерба в стране;  
- ужесточение международных экологических стандартов как осложнение доступа РФ на мировые рынки;  
- рост зависимости от импорта экологически чистых товаров и услуг.

    Третья  группа источников внешних угроз обусловлена развитием процесса управления экологической взаимозависимостью в мире. Важнейшими в перечне сопутствующих угроз являются дискриминационные положения действующих и разрабатываемых природоохранных соглашений; трансформация конвенционных инструментов в динамичные структуры, возможности российского влияния на которые ограничены.

    Четвертая группа источников обусловлена тенденцией к превращению проблемы устойчивого развития человека в стержневой элемент концепции устойчивого развития, а также акцентом на экологических правах личности.

    Сопряженная с этими тенденциями угроза для  России заключается в попытках Запада навязать миру конвенцию по вопросам устойчивого развития человека и на этой основе открыть новый канал вмешательства во внутренние дела суверенных государств, включая Россию, и наложения на них санкций в случаях неисполнения обязательств по этой конвенции или нарушения экологических прав граждан других государств.

    Опасность существующих внешних угроз в  рассматриваемой области усугубляется низкой приоритетностью экологической  проблематики в системе национальных приоритетов, а также угрозой  оттеснения России на вторые роли в  процессе формирования глобальной стратегии устойчивого развития либо ее фактического выпадения из этого процесса и, как следствие, существенным сокращением возможностей отстаивания российских экономических, социальных и экологических интересов на базе этой стратегии.

    На  протяжении последних 20  лет Центр  экологической безопасности Российской академии наук определяет рейтинг положения  экологической безопасности по отношению  к другим важным направлениям деятельности. Так вот, если в 1989  году экологическая  безопасность стояла на третьем месте, то в 2004 году она была на 18-м месте13. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

  1. Меры по защите национальных интересов России от внешних угроз  в экологической  сфере

    В современных условиях глобальной экологизации международных отношений и практически всех аспектов внутригосударственной жизни населения в развитых странах, а также начинающегося подключения к этому процессу большинства стран, входивших в «социалистический лагерь», высшему руководству Российской Федерации необходимо сформулировать рациональные цели и задачи для осуществления внутригосударственной политики, нацеленной на устойчивое развитие. При этом целесообразно исходить из того, что все экологические решения и практические меры по их осуществлению оказывают либо прямое, либо опосредованное влияние на обеспечение экономической безопасности, оборонных интересов, социальной устойчивости и в целом национальной безопасности России.

    В этой связи весьма важно14:

    - противодействовать попыткам Запада  обеспечить для себя под прикрытием  международных соглашений об экологическом сотрудничестве и мониторинге доступ к информации, затрагивающей интересы безопасности России;

    - осуществлять контроль на локальном  уровне за деятельностью зарубежных  партнеров, связанной с решением  экологических проблем на территории России;

    - проводить целенаправленную экологизацию  общественного сознания населения  России;

    - исходить из того, что концепция  устойчивого развития, фокусирующая  внимание не только на экономическом  росте, но и на экологических  условиях существования человека, открывает возможность превратить показатель экологического прогресса, являющийся наиболее динамичным критерием качества жизни, в индикатор происходящего в стране и на местах социально-экономического сдвига;

    - уделить приоритетное внимание социальным и экологическим аспектам на локальном уровне, где процесс выработки и принятия решений неразрывно связан с реальными интересами конкретных людей, озабоченных зримыми проблемами и готовых нести ответственность за такие решения .

    Российское  государство также должно поставить в качестве приоритетной задачи экологической политики ряд мер эколого-экономического характера:

    - произвести всестороннюю инвентаризацию  экологического потенциала РФ, включающую  оценку состояния, размеры и  динамику изменения природных систем (почва, леса, воды, воздух, биосфера);

    - осуществить переход от экологической  парадигмы, основанной на борьбе  с загрязнениями и контроле  состояния окружающей среды, к  парадигме, основанной на предвидении,  оценке и предотвращении экологического ущерба;

    - разработать общегосударственную  программу экологизации экономики  России, охватывающую все этапы  ее функционирования – от добычи  сырья и производства продукта  до его потребления, переработки  и утилизации отходов;

    - исходить из объективной необходимости учета экологических факторов при формировании нормативно-правовой базы развития экономики, а также обеспечения взаимосвязи нормативов качества окружающей среды и показателей, определяющих уровень и качество жизни населения;

    - разработать меры государственной поддержки регионов в области решения экологических проблем, предусматривающие ассигнования и инвестиции из федерального бюджета, бюджетные дотации (субсидии, субвенции), а также льготные инвестиционные кредиты и гарантии государства;

    - способствовать постановке национальной экономики на современные технологии и с этой целью принять и начать осуществление государственной программы создания и использования экологически безопасной и ресурсосберегающей технологии с упором на развитие превентивной, контролирующей и восстанавливающей технологии, а также средств и аппаратуры экологического мониторинга;

    - взять курс на совершенствование  политики в области налогов,  регулирования, закупок и торговли, которая поощряет технологические  разработки и снимает барьеры на пути инновационных экологических технологий, ориентированных на сокращение риска, повышение эффективности затрат и создание экологически благоприятной продукции;

    - способствовать разработке и  внедрению методов экосистемного  управления природными ресурсами в процессе развития экономики России. Исходить из того, что такое управление позволит сохранить продуктивность и биологическое разнообразие экосистем, а также предотвратить отрицательные последствия для одних видов ресурсов в результате принятия мер эколого-экономического характера в отношении других ресурсов;

    - использовать зарубежный опыт  по внедрению в системы счетов  национального дохода количественных  и качественных показателей использования  природных ресурсов, а также по  применению методов экономической оценки экологической деградации качества воздуха, вод и почв.

    В политике обеспечения экологической  безопасности необходимо рассчитывать не только на добрую волю соседних государств, но и на свою способность убедить  их признавать и уважать российские национальные экологические интересы в мире. В.В. Путин на заседании Совета Безопасности 30 января 2008 года подчеркнул, что надо учиться эффективно защищать интересы России на международной арене, прежде всего парируя угрозы экологической безопасности, вызванные трансграничным загрязнением территории Российской Федерации15.  
 
 
 
 
 

 

     Заключение

    В данной работе был рассмотрен основной круг вопросов, связанных с важнейшими аспектами экологической безопасности в системе национальной безопасности, а также их влияние на систему национальной безопасности. Было дано понятие угроз экологической безопасности, а также рассмотрена основная классификация видов угроз экологической безопасности.

    В процессе изучения данной темы выделены основные угрозы экологической безопасности, проблемы создающие угрозы экологической безопасности и препятствующие устранению данных угроз, найдены пути преодоления данных проблем.

    В этих условиях одной из важнейших  задач государственной политики в сфере обеспечения экологической  безопасности современной России является разработка эффективных мер по защите национальных интересов от внешних угроз в экологической сфере. Императивом внутригосударственной политики в этой области является отход от преимущественной практики реагирования на уже проявившиеся внешние угрозы России в связи с экологической ситуацией и ориентация на предвидение и предотвращение таких угроз. Россия должна оказать целенаправленное и активное воздействие на идущее формирование международных отношений в области перехода мирового сообщества к устойчивому развитию, и в частности в экологической сфере.

Информация о работе Некоторые важнейшие аспекты экологической безопасности в системе национальной безопасности