Некоторые важнейшие аспекты экологической безопасности в системе национальной безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 00:08, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является всестороннее исследование важнейших аспектов экологической безопасности России в системе национальной безопасности. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи: дать понятие угрозы национальной безопасности; классифицировать (сгруппировать) основные угрозы экологической безопасности; детально рассмотреть каждую группу угрозы экологической безопасности; выявить основные проблемы, препятствующие устранению угрозы.

Содержание

Введение_______________________________________________________3
1. Угрозы экологической безопасности в системе экологической безопасности:________________________________________________4
1.1. Внутренние угрозы экологической безопасности._______________6
1.2. Внешние угрозы экологической безопасности._________________11
2. Меры по защите национальных интересов России от внешних угроз в экологической сфере_______________________________________14
Заключение___________________________________________________19
Список использованных источников_____________________________20

Работа содержит 1 файл

Некоторые важнейшие аспекты экологической безопасности в системе национальной безопасности.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

    Содержание

    Введение_______________________________________________________3

  1. Угрозы экологической безопасности в системе экологической безопасности:________________________________________________4

    1.1. Внутренние угрозы экологической безопасности._______________6

    1.2. Внешние угрозы экологической безопасности._________________11

  1. Меры по защите национальных интересов России от внешних угроз в экологической сфере_______________________________________14

    Заключение___________________________________________________19

    Список  использованных источников_____________________________20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     Введение.

    Россия  занимает особое место в глобальных экологических процессах и является главной стабилизирующей силой  в охране и восстановлении окружающей природной среды на планете. Больше половины ее территорий, еще не тронутых хозяйственной деятельностью (Арктика, Восточная Сибирь, север Дальнего Востока и высокогорья страны), представляет собой чрезвычайную ценность не только для России, но и для всего человечества. Животный и растительный мир этих территорий является одним из особо значимых оставшихся на Земле природных ресурсов, поддерживающих существование развитых стран Европы, Азии и Америки. Неосвоенные территории России с ее природными богатствами – сдерживающий фактор глобального экологического кризиса. Поэтому стратегически важно сохранение этих регионов, обеспечивающих благоприятные условия жизнедеятельности современным и будущим поколениям людей. Потеря этих ресурсов означает для России неуклонное возрастание угрозы ее национальным интересам и безопасности граждан. Другие 40% территории России (центр и юг Европейской части Российской Федерации, средний и южный Урал, западная Сибирь, Поволжье), где проживает более шестидесяти процентов ее населения, фактически являют собой картину экологического бедствия. Экологический кризис в России как оборотная сторона научно-технического прогресса является результатом более чем полувековой интенсивной хозяйственной деятельности и характеризуется сейчас ростом заболеваемости населения, снижением рождаемости, обвалом социально-экономических проблем1.

           Целью данной работы является  всестороннее исследование важнейших аспектов экологической безопасности России в системе национальной безопасности. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи: дать понятие угрозы национальной безопасности; классифицировать (сгруппировать) основные угрозы экологической безопасности; детально рассмотреть каждую группу угрозы экологической безопасности; выявить основные проблемы, препятствующие устранению угрозы.

      Основными источниками по данной  работе является Конституция  РФ, Закон РФ «О безопасности», законы субъектов РФ, законодательные акты органов местного самоуправления, подзаконные нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.).

         Также в данной работе упомянуты  наиболее интересные точки зрения ряда исследователей: Герасимова А.В., Куликова К.И., Гончарова В.В., уделяющим особое внимание рассматриваемой теме.

         Данная тема достаточно хорошо изучена в юридической литературе, но вследствие ряда факторов, поставленные перед экологической безопасностью задачи не приводят к должным результатам, в результате чего вопросы данного института интересуют исследователей и сегодня. 
 
 
 
 

 

  1. Угрозы экологической безопасности в системе национальной безопасности.

    Обеспечение экологической безопасности является обязанностью органов государственной  власти и местного самоуправления, которая основывается на закрепленном в ст. 42 Конституции Российской Федерации праве граждан страны на благоприятную окружающую среду, получение достоверной информации о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением здоровью или имуществу самого гражданина, а также членам его семьи. Согласно Закону Российской Федерации "О безопасности"2 (ст. 2) основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации, а за пределами ее территории оно гарантирует своим гражданам защиту и покровительство. Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по обеспечению безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством ее субъектов, принятым в пределах их компетенции. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом3.

    Под угрозой экологической безопасности должны пониматься виды хозяйственной  или иной деятельности, оказывающие  вредное воздействие на окружающую среду и представляющие опасность для жизни и здоровья людей вследствие возможных или наступивших нарушений нормативов качества окружающей среды. Имеются как внутренние, так и внешние угрозы.

    1. Внутренние угрозы экологической безопасности.

    Прежде  всего, внутренней угрозой является крайняя изношенность технологического оборудования большинства промышленных предприятий, которая составляет 70–80 процентов. Именно по этой причине наблюдается резкий рост аварийных ситуаций на промышленных предприятиях, а в дальнейшем это приводит к загрязнению окружающей среды, травмам, гибели населения.

    Преобладание  в секторе экономики экологически «грязных» производств, концентрация  промышленных объектов в крупных  городах и промышленных центрах, растущее количество автотранспортных средств, низкий уровень технической оснащённости предприятий, постоянное увеличение площадей для размещения отходов производства и потребления создают условия для эскалации негативного воздействия на окружающую среду и, как следствие, снижения продолжительности жизни, ухудшения здоровья населения.

    Д.А. Медведев на заседании Совета Безопасности 30 января 2008 года подчеркнул, что надо стимулировать создание в российской экономике целого сектора чистых технологий. И один из путей – это ужесточение санкций за негативное воздействие предприятий на окружающую среду. Пока позитивная тенденция к сокращению наблюдается только по сбросам загрязнённых сточных вод. Эта тенденция образовалась, может быть, лет 5–7 назад. Их объём уменьшился примерно на 40 процентов против тех показателей, которые были в начале 90-х годов. Однако не отвечают санитарным правилам и нормам порядка 40 процентов поверхностных и 17 процентов подземных источников питьевого водоснабжения. При этом увеличиваются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, растут объёмы отходов и площади нарушенных этими проблемами земель. Главные виновники здесь – так называемые грязные предприятия и автотранспорт. Самое высокое загрязнение атмосферного воздуха от промышленных предприятий зарегистрировано в Норильске, Нижнем Тагиле, Магнитогорске, Новокузнецке, Череповце, а от автотранспорта – в главных мегаполисах: Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре4.

    Люди  в загрязнённых регионах ждут, что  условия их работы будут соответствовать  экологическим нормам, хотя бы постепенно приближаться к ним, а жизнь городов и поселков – развиваться в чистой среде. Однако руководство предприятий весьма спокойно идёт на нарушение экологического законодательства, что подтверждается ростом подобных нарушений, которые ежегодно выявляются прокуратурой: их число выросло с 2000 по 2006 год в 3,5 раза. Да и бояться таким руководителям, впрочем, нечего, ведь штраф за экологические нарушения зачастую в десятки, а то и в сотни раз меньше стоимости так называемых платежей за согласование экологических требований, а эти платежи сами превратились в способ кормления довольно значительной части федерального и регионального чиновничества. «Считаю, отметил Д.А. Медведев, что нужно серьёзно пересмотреть отношение государства к таким «грязным производствам» – они не только затратны и ресурсоёмки, но и крайне опасны для людей. А в перспективе, имею в виду экономические последствия, они ещё и абсолютно неконкурентоспособны»5.

    Следующей угрозой является инертность внедрения  передовых природоохранных технологий и безотходных производств. Для того чтобы быстро внедрить безотходные производства и природоохранные технологии нужны дополнительные затраты. Многие предприятия и компании, которые занимаются производством, выделяют недостаточно средств на природоохранные технологии и безотходные производства. Правда, есть отдельные компании, которые можно привести в пример. Так, нефтяная компания «Лукойл» достаточно большой процент от прибыли отчисляет именно на природоохранные мероприятия и вопросы обеспечения экологической безопасности. Но, к сожалению, таких компаний и организаций очень мало. Хотя у нас есть очень мощный механизм – экологическая экспертиза, которая требует внедрения новых технологий и безотходных производств6.

    Еще одна угроза экологической безопасности коренится в низкой плате, по сравнению с мировым опытом, за использование природных ресурсов. Отсюда и нерациональное использование природных ресурсов со всеми вытекающими последствиями, крайне низкий процент полезного использования природных ресурсов. По подсчетам специалистов, 80  процентов добываемых природных ресурсов практически становятся отходами.

    Угрозу  экологической безопасности также  представляет неэффективное, экологически неоправданное использование территории. Как отмечает вице-президент Российской академии проблем безопасности, обороны и правопорядка В.В.Куценко, нарушенные территории составляют 9  млн. кв. км, это по 6,2  гектара на одного жителя России, что на порядок больше, чем в европейских странах с населением, равным российскому. Треть территорий России (центр и юг Европейской части, Средний и Южный Урал, Западная Сибирь, Поволжье), где проживает более шестидесяти процентов населения страны, являет собой фактически картину экологического бедствия7. Процесс может стать необратимым, если пустить на самотек эти негативные тенденции.

    В настоящее время в реализацию крупных инвестиционных проектов вовлечены  большие по протяжённости территории России, ранее относящиеся к так  называемой дикой природе. В их числе  строительство газопровода «Северный поток», нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», такие программы, как освоение шельфовой зоны Баренцева, Карского, Охотского морей, развитие Приполярного Урала. В.В. Путин на заседании Совета Безопасности 30 января 2008 года потребовал, чтобы в этих районах негативные последствия интенсивной хозяйственной деятельности были минимизированы. При этом надо восстанавливать окружающую среду, загрязнённую в результате прошлой хозяйственной деятельности и аварий. Её последствия ещё отмечаются в Красноярском крае, в Брянской, Челябинской, Свердловской, целом ряде других областей8.

    Экологическую угрозу представляют отходы производства и потребления, объем которых  неуклонно растет, намного превышая имеющиеся в стране возможности  их переработки и обезвреживания. Всего на территории России накоплено более 80 млрд. тонн твердых отходов, причем количество токсичных отходов достигает 2 млрд. тонн. Из них под контролем в принадлежащих предприятиям хранилищах, накопителях, складах, могильниках, полигонах, свалках и других подобных объектах находится около 1400 млн. тонн отходов. При этом более 15% учтенных объектов для хранения (захоронения) отходов не соответствует действующим нормативам (по данным МЧС России, в стране ежегодно происходит до 2000 серьезных чрезвычайных ситуаций. Федеральный целевой резерв на цели ликвидации чрезвычайных ситуаций, к примеру, в 1994 г. был исчерпан уже к августу, в 1995 г. – в июле, в 2001 г. – весь ушел на г. Ленск. Около двух третей аварий имеют техногенное происхождение: из них более половины связаны со сбросом нефти и нефтепродуктов, до одной трети – с авариями на железнодорожном транспорте, пятая часть – на магистральных трубопроводах. Кроме того, интенсивная откачка нефти и газа может провоцировать землетрясения, как это было в Газли и Узбекистане (1976 и 1984 гг.), в Нефтеюганске (1978 г.). Прогнозируется, что негативное воздействие техногенных аварий на окружающую среду и население страны в ближайшие годы будет расти и увеличит ежегодные затраты на ликвидацию их последствий с 1–2% внутреннего валового продукта (ВВП) в 1993 г. до 4–5% и более к 2010 г.)9.

    По  данным опроса общественного мнения, проведенного ВЦИОМ в конце 2006 года, 57% наших сограждан считают экологическую  обстановку в месте своего проживания неблагополучной, при этом 38% считают, что в ближайшие годы экологическая ситуация только ухудшится. Самую большую опасность для окружающей среды представляют промышленные предприятия (на эту угрозу указывает 41% респондентов); транспортировка и захоронение радиоактивных отходов (36%); атомные электростанции (31%); бытовые отходы, мусор, свалки (31%); вырубка лесов (30%); транспорт (28%). 
Некоторые экологи-эксперты считают угрозой низкую эффективность предпринимаемых в настоящее и предполагаемых в ближайшее время природоохранных мер, неспособность соответствующих структур изменить глобальные тенденции экологического кризиса. Это касается не только Российской Федерации, но и других стран. Рост числа стихийных бедствий и техногенных катастроф как угроза экологической безопасности составляет ежегодно 5–7  процентов, а ущерб 5–10  процентов, число жертв увеличивается ежегодно на 6–12  процентов. Это, вообще-то, угрожающая тенденция10.

Информация о работе Некоторые важнейшие аспекты экологической безопасности в системе национальной безопасности