Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 16:52, курсовая работа
Тысячелетия исторической эволюции всех и всяческих обменов и отношений между племенами, народами, странами, культурами привели к возникновению явления международной жизни (МЖ), сформировали его структуру, базовые компоненты, функционально-технологические внутренние связи, взаимозависимости с внешней для явления средой (природно-физическим комплексом, внутренним миром субъектов международной жизни; создаваемой самим человеком сферой его непосредственного обитания).
Введение.
Понятие и принципы международно-правовой охраны окружающей среды.
Источники международного экологического права.
Международное сотрудничество в области окружающей среды.
Антропогенный фактор всегда имел двоякое значение: нельзя недооценивать нынешнюю роль человека в окружающей среде, но и вред, наносимый им природе, ни в коей мере нельзя упускать из виду.
Экологическая проблема не имеет границ. В частности, атмосферный воздух и вода, редкие находящиеся под угрозой исчезновения виды диких животных свободно перемещаются через национальные границы и являются нашим общечеловеческим достоянием. Некоторые виды экологических преступлений интернациональны по своей сущности. Например, нарушение правил обращения через границу опасных отходов //ФЗ РФ от 24 июня 1998г. «Об отходах производства и потребления»// СЗ РФ.1998.№26 Ст. 3009:
Согласно российскому законодательству под опасными отходами понимаются «отходы, содержащие вредные вещества, обладающие опасными свойствами – токсичность, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой радиацией или способностью возбуждать инфекционные болезни либо представляющие непосредственную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими вещами.
В различных странах законодательство довольно отличается друг от друга, также как и применяемые виды юридической ответственности за экологические правонарушения. Но в настоящее время отдельно взятое государство практически не в состоянии самостоятельно бороться с экологическими преступлениями в силу ряда объективных и субъективных причин (отсутствие материальных и технических средств, экологически чистых технологий, совершенного экологического законодательства и т. п.)
Для сохранения и улучшения экологической ситуации в мировом масштабе необходимо осуществлять тесное международное сотрудничество. В 1990-е годы прошлого столетия международное сотрудничество в экологической области вышло на одно из ведущих мест.
Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами в области охраны окружающей среды. К ним относятся следующие принципы:
Источники
Международные договоры в области охраны окружающей среды, не требующие для применения издания внутригосударственных актов, применяются к отношениям, возникающих при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, непосредственно. В иных случаях на ряду с международным договором в области охраны окружающей среды применяется соответствующий нормативный правовой акт, принятый для осуществления положений международного договора.
Международное экологическое право большой акцент делает на принятии многосторонних договоров, так как такого рода договоры дают возможность более тесного сотрудничества.
Если международным договором Российской Федерации в области охраны окружающей среды установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Федеральным законом (в действующей редакции), то применяется правила международного договора.
Стокгольмская конференция ООН по охране окружающей среды 1972г. приняла два основных документа: Декларацию принципов и План мероприятий.
Декларация принципов включает 26 принципов, выражающих отношение мирового сообщества к проблеме окружающей среды. Важнейшие из них:
По решению Конференции был организован постоянно действующий орган ООН по охране окружающей среды – ЮНЕП (программа ООН по окружающей среде), образован Фонд окружающей среды.
Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, проходящее в г. Хельсинки в августе 1975 г., приняло Заключительный акт, в котором наряду с политическими вопросами обеспечения безопасности были рассмотрены вопросы экологической безопасности. Международное экологическое сотрудничество включает :
В ходе реализации хельсинских решений странами-участниками впоследствии были приняты Конвенция о трансграничном загрязнении атмосферного воздуха ( 1979 г.) и Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992 г.).
Венская встреча представителей государств-участников СБСЕ (ноябрь 1986 г.) приняла следующие рекомендации:
Конференция ООН по окружающей среде и развитию (3-14 июня 1992г. Рио-де-Жанейро) приняла следующие документы:
Международное сотрудничество.
Важной составляющей международного сотрудничества является соблюдение международных соглашений.
Почти все природоохранные конвенции, заключенные в последнее время, содержат положение, требующее от договаривающихся сторон принимать надлежащие меры для обеспечения эффективного соблюдения и применения соответствующих международных соглашений. Существую конвенции, требующие от участвующих в них государствах применения уголовных санкций за экологические правонарушения. К числу таких конвенций относятся:
Многими государствами-членами ООН заключены двусторонние и многосторонние договоры об охране окружающей среды. Например, в Финляндии некоторые положения ее Уголовного кодекса основываются на международных конвенциях. В Израиле в целя выполнения двусторонних и многосторонних договоров Министерство окружающей среды и его органы применяют все административные, технические и юридические меры, которые предусмотрены экологическим законодательством и законами по таким общим вопросам, как лицензирование, планирование и общественное здравоохранение. Национальные правовые документы Мексики, принятые во исполнение международных конвенций, имеют своей целью обеспечить не только выполнение этих конвенций на национальном уровне, но и охрану природных ресурсов Мексики.
Страны ЕС также внося свою лепту в область охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Так, в ст. 25 Единого европейского акта, определяющую цель Сообщества в области окружающей среды, была добавлена новая часть (ч. VIII ст. ст. 130r -130t):
Европейское экономическое сообщество издало ряд директив, в том числе директиву 337/85 об «оценке воздействия некоторых государственных и частных проектов на окружающую среду». Ст. 3 этой директивы гласит, что оценка воздействия на окружающую среду выявляет, описывает и оценивает соответствующим образом в каждом отдельном случае и в соответствие со ст. ст. 4 и 11 прямое и косвенное воздействие проекта со следующими факторами:
Понимая, что рассчитывать на добровольное самоограничение было бы утопично, многие страны решили разрешить противоречие между ростом экономики и использованием природных ресурсов путем принятия законодательства об охране природных ресурсов.
Следует напомнить, что именно в рамках Европейского Союза на встрече глав государств и правительств в Париже в 1972 г. было решено разработать программу экологических действий.
ЕС на основании своих учредительных документов предоставляет исполнительным органам принимать решения, имеющие абсолютный приоритет перед национальным законодательством государств – членов ЕС и непосредственно влиять на создание и функционирование общего рынка.
Экологические законодательные компетенции Европейского сообщества и государств-членов можно разделить на несколько групп. Первую образуют компетенции при отсутствии вторичного права. Ст. 3 Договора об образовании Европейского сообщества (ДоЕС) для достижения целей, указанных в ст. 2, предусматривает, что Европейское сообщество ведет политику в области окружающей среды. В соответствии со ст. 174 ДоЕС эта политика должна способствовать достижению определенных эколого-политических целей. Это означает, что экологическая политика ЕС выступает не вместо национальной экологической политики стран-членов ЕС, а исключительно наряду с ней. В соответствие с общими субсидиарными оговорками в ст. 5 ДоЕС четко установлено, что при отсутствие вторичного права со стороны ЕС государства-члены ответственны за мероприятие в области охраны окружающей среды.
Государства-члены ЕС обязуются придерживаться правил Договора об образовании Европейского сообщества. К этим правилам относятся все предписания общего первичного права в форме, признанной Европейскими судами. Так, государства- член ЕС не может:
Представленные правила относятся также к государствам, не являющимся членами ЕС, но входящим в состав международных организации. Ст. 174 абз. 4 ДоЕС четко устанавливает, что договоры с третьими государствами и международными организациями могут быть заключены Европейским сообществом или государствами-членами ЕС в рамках их соответствующих полномочий. При отсутствии вторичного права Сообщества государства-члены ЕС имеют право самостоятельно вести переговоры и заключать международные соглашения. Если же при отсутствии компетенции ЕС целесообразно вести переговоры и заключать международные соглашения через Европейское сообщество, то ст. 300 ДоЕС предусматривает полномочие Европейской комиссии на ведение переговоров и заключение подобного соглашения через Европейский совет. На практике в переговорах о международных экологических соглашениях принимают участие как государства-члены ЕС, так и Европейская комиссия, которая часто не имеет определенного переговорного мандата.
Информация о работе Международные отношения и эволюция окружающей среды