Механизм охраны окружающей природной среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:09, контрольная работа

Описание работы

Охрана окружающей природной среды - новая форма во взаимодействии человека и природы, рожденная в современных условиях, она представляет собой систему государственных и общественных мер (технологических, экономических, административно-правовых, просветительных, международных), направленных на гармоничное взаимодействие общества и природы, сохранение и воспроизводство действующих экологических сообществ и природных ресурсов во имя живущих и будущих поколений.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
1. Административно-Правовой механизм охраны окружающей среды……………...4
1.1 Источники экологического права и государственные органы охраны окружающей среды………………………………………………………………………………4
1.1.1 Законы и кодексы…………………………………………………………………..5
1.2 Экологический контроль…………………………………………………………….7
1.3 Ответственность за экологические правонарушения……………………………...8
2. Экономический механизм охраны окружающей среды…………………………….9
Вывод……………………………………………………………………………………14
Нормативно правовые акты……………………………………………………………15
Список литературы……………………………………………………………………..15

Работа содержит 1 файл

экология контрольная.docx

— 44.41 Кб (Скачать)

     Как и во многих зарубежных государствах, в России внедрен принцип "загрязнитель платит". Закон "Об охране окружающей среды" устанавливает, что негативное воздействие на окружающую среду  является платным. «К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

    1. -выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
    2. -сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
    3. -загрязнение недр, почв;
    4. - размещение отходов производства и потребления;
    5. загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
    6. -иные виды негативного воздействия на окружающую среду».(2)

_____________________________________________________________________________

  1. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 21.11.2011, с изм. от 07.12.2011) "Об охране окружающей среды" ст. 14;
  2. Там же ст. 16;
  3. .Консультант Плюс / http://www.consultant.ru/;.

     Платность является одним из основных принципов  природопользования. В соответствии с законодательством об окружающей среде введение платности преследует достижение ряда целей. Во-первых, плата  за пользование природными ресурсами  является источником пополнения государственного и местного бюджетов, а также экологических  фондов. (1, 2)

     Во-вторых, важнейшая цель платежей - стимулирование природопользователей к рациональному  использованию тех ресурсов, за которые  они платят, и повышению эффективности  их природоохранительной деятельности.

     Законом "Об охране окружающей природной  среды" устанавливаются два вида платежей - за пользование природными ресурсами и за загрязнение окружающей среды. В законодательстве каждый из этих видов подразделяется на подвиды. Структура платежей, а также порядок  их внесения за природопользование регулируются природоресурсными законодательными и иными нормативными правовыми  актами.

     «Общей серьезной проблемой платежей за использование природных ресурсов как стимула обеспечения рационального природопользования является их низкий уровень. Кроме того, Законом "Об охране окружающей природной среды" предусматривается плата за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов как средство экономического стимулирования рачительного отношения к богатствам природы, но в природоресурсном законодательстве эта мера в основном не получила развития» (3).

     Плата за загрязнение окружающей природной  среды и другие виды вредного воздействия  на нее рассматривается в праве  окружающей среды России и зарубежных государств как один из основных экономических  стимулов к тому, чтобы предприятия-природопользователи, деятельность которых связана с  такими воздействиями на природу, сами принимали меры по уменьшению загрязнения  окружающей среды в соответствии с требованиями законодательства. Такие  меры могут проявляться в разных формах. Природопользователи, незаинтересованные в регулярных высоких платежах за чрезмерное загрязнение, могут усовершенствовать  технологию производства, построить  эффективные очистные сооружения или  обеспечивать высокую эффективность  работы действующих сооружений. Наконец, значительный эффект по снижению уровней  загрязнения природной среды  может достигаться предприятиями  за счет повышения требовательности к работникам и обеспечения соблюдения трудовой и технологической дисциплины.

     «Закон РФ "Об охране окружающей природной среды" предусматривает два вида платежей. Это - плата за:

1. выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов;

2. выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов.

Хотя  Закон предусматривает необходимость  взимания платы за загрязнение окружающей среды и за другие виды воздействия  на природу, на практике платежи взимаются  лишь за загрязнение вод и атмосферного воздуха и за размещение отходов».(3)

 _____________________________________________________________________________

  1. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 21.11.2011, с изм. от 07.12.2011) "Об охране окружающей среды" ст. 20;
  2. Консультант Плюс / http://www.consultant.ru/;.
  3. С. А. Боголюбов ,Учебник для вузов, Издательство: Инфра-М, Норма, 2011, С 196.

   Не  взимается плата за физические воздействия  на атмосферу, за загрязнение почв, за другие виды отрицательных воздействий  на окружающую среду. (2)

   Для стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды Законом  предусмотрена система специальных  инструментов, призванных изменить психологию хозяйствующих субъектов и способствовать экологическому воспитанию последних.

Она включает в себя, в частности, государственную  поддержку в форме налоговых  или иных льгот предпринимательской  деятельности, осуществляемой в целях  охраны окружающей среды.

     Таким образом, к элементам экономического механизма природопользования и  охраны окружающей среды относятся  прежде всего:

    • планирование природопользования и охраны окружающей среды;
    • финансирование охраны окружающей среды;
    • платежи за пользование землей, недрами, водами, другими природными ресурсами и за загрязнение окружающей среды;
    • внебюджетные экологические фонды, правовое регулирование их формирования и использования;
    • экологическое страхование;
    • налоговые и кредитные льготы, иные поощрительные меры в сфере природопользования и охраны природы.

     Новеллой  российского экологического законодательства, касающегося экономического механизма (экономических инструментов) регулирования  природопользования и охраны окружающей среды, являются экологическое страхование  и экологический аудит.

     Определяя, что экологическое страхование  осуществляется в целях защиты имущественных  интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков, Закон 2002 г. декларирует возможность  обязательного государственного экологического страхования в РФ. (1)

     Экологическое страхование - новая правовая мера охраны окружающей среды. Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" выделяет два вида экологического страхования - добровольное и обязательное государственное  страхование предприятий, а также  граждан, объектов их собственности  и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и  катастроф. В соответствии с этим Законом порядок экологического страхования и использования  его фондов устанавливается Правительством России. Хотя после принятия Закона прошло немало лет, правительственное  постановление пока не принято. В  целом институт экологического страхования  пока не получил развития в России.

     Перспективным для России направлением экологического страхования является обязательное страхование гражданско-правовой ответственности  высокорисковых экологически опасных  объектов. К таким объектам должны относиться предприятия и иные объекты, на которых производятся или хранятся химические вещества определенных классов  опасности и определенного количества.

____________________________________________________________________________

  1. Ахатов А.Г. Экологическое страхование как базовый элемент экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования в контексте обеспечения экологической безопасности: проблемы правового регулирования//Евразийский юридический журнал/Eurasian Law Jornal. М., № 19, 2009, сс. 103-109,
  2. С. А. Боголюбов ,Учебник для вузов, Издательство: Инфра-М, Норма, 2011, С 197.

     Под экологическим аудитом понимается проверка и оценка состояния деятельности юридических лиц и граждан-предпринимателей по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных  воздействий, включая состояние  очистного и технологического оборудования, соответствие требованиям законодательства Российской Федерации, проводимые для  выявления прошлых и существующих экологически значимых проблем и  с иными целями, предусмотренными экологическим законодательством. (1)

     Практическое  значение экологического страхования  и экологического аудита в России в настоящее время не высоко. Ни кредитно-финансовые учреждения, ни органы государственной власти при финансировании, кредитовании и осуществлении иных форм поддержки предпринимательства  не требуют предоставления заключений экологического аудита и наличия  обязательного экологического страхования. (1) «В конечном счете, задача экономического механизма охраны окружающей среды заключается в том, чтобы обеспечить с помощью экономических мер достижение целей экологической политики государства, определяемой законодательством, другими нормативными правовыми актами и иными документами. Эта задача будет решена тем успешнее, чем оптимальнее будут урегулированы и реализованы отдельные элементы экономического механизма». (2)

     Низкая  эффективность экономических механизмов, инструментов и стимулов, на которые  переносится центр тяжести в  деле охраны окружающей природной среды  и рационального природопользования при переходе России к рыночной экономике, лишний раз доказывает уже проверенный  другими странами вывод о необходимости  соблюдения баланса между такими механизмами и государственным  управлением (администрированием).

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. . Ахатов А.Г. Экологическое страхование как базовый элемент экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования в контексте обеспечения экологической безопасности: проблемы правового регулирования//Евразийский юридический журнал/Eurasian Law Jornal. М., № 19, 2009, сс. 103-109,
  2. . Доржиев Ж.Б. Хамнаев И.В, Учебно-методическое пособие для студентов специальности 030501 «Юриспруденция», Экологическое право, 2008. С. 97-103

     Вывод

     Исходя  из вышесказанного, можно сделать  вывод о том, что экологический кризис не является неизбежным и закономерным порождением научно-технического прогресса, он обусловлен комплексом причин объективного и субъективного характера, среди которых не последнее место занимает потребительское, а нередко и хищническое отношение к природе, пренебрежение фундаментальными экологическими законами. Анализ как экологической, так и социально-экономической обстановки в России позволяет выделить пять основных направлений, по которым Россия должна выходить из экономического кризиса.

     Наряду  с улучшением экологического воспитания и образования важнейшей задачей  государства является создание таких  условий функционирования предприятий, чтобы они были вынуждены заниматься природоохранной деятельностью  или материально заинтересованы в ее проведении.

     Первый  вариант связан с административным механизмом управления, который основывается на установлении норм, стандартов, правил природопользования и соответствующих  плановых заданий предприятиям по охране окружающей природной среды и  наказаний от выговора до тюремного  заключения или снятия с работы и  выплаты штрафов предприятием и  его руководством. Этот путь был  характерен для нашей страны до конца 80-х годов. Однако он дорогостоящ  и малоэффективен, так как требует  большого количества проверяющих и  постоянного контроля.

     Гораздо эффективнее путь экономического стимулирования, когда с помощью различных  рычагов (цен, платежей, налоговых льгот  и наказаний) государство делает для предприятий более выгодным материально, т.е. более прибыльным, соблюдать природоохранительное законодательство, чем нарушать его.

     Отметим только, что как "чистое" администрирование, не связанное с материальной заинтересованностью, не может заставить предприятия  постоянно и эффективно заниматься природоохранной, так и одни только экономические методы, не подкрепленные  прямым принуждением в наиболее важных экологических вопросах, тоже не всегда обеспечивают нужный качественный уровень  и сроки проведения природоохранной  деятельности, тем более что некоторые  административные и экономические  методы переплетаются друг с другом. Например, штраф - это и административная, и экономическая мера, а установление лимитов использования и загрязнения  природных ресурсов опирается на такую административную меру, как  нормирование.

Информация о работе Механизм охраны окружающей природной среды