Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:09, контрольная работа
Охрана окружающей природной среды - новая форма во взаимодействии человека и природы, рожденная в современных условиях, она представляет собой систему государственных и общественных мер (технологических, экономических, административно-правовых, просветительных, международных), направленных на гармоничное взаимодействие общества и природы, сохранение и воспроизводство действующих экологических сообществ и природных ресурсов во имя живущих и будущих поколений.
Введение………………………………………………………………………………….3
1. Административно-Правовой механизм охраны окружающей среды……………...4
1.1 Источники экологического права и государственные органы охраны окружающей среды………………………………………………………………………………4
1.1.1 Законы и кодексы…………………………………………………………………..5
1.2 Экологический контроль…………………………………………………………….7
1.3 Ответственность за экологические правонарушения……………………………...8
2. Экономический механизм охраны окружающей среды…………………………….9
Вывод……………………………………………………………………………………14
Нормативно правовые акты……………………………………………………………15
Список литературы……………………………………………………………………..15
Как и во многих зарубежных государствах, в России внедрен принцип "загрязнитель платит". Закон "Об охране окружающей среды" устанавливает, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. «К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
______________________________
Платность является одним из основных принципов природопользования. В соответствии с законодательством об окружающей среде введение платности преследует достижение ряда целей. Во-первых, плата за пользование природными ресурсами является источником пополнения государственного и местного бюджетов, а также экологических фондов. (1, 2)
Во-вторых, важнейшая цель платежей - стимулирование природопользователей к рациональному использованию тех ресурсов, за которые они платят, и повышению эффективности их природоохранительной деятельности.
Законом
"Об охране окружающей природной
среды" устанавливаются два вида
платежей - за пользование природными
ресурсами и за загрязнение окружающей
среды. В законодательстве каждый из
этих видов подразделяется на подвиды.
Структура платежей, а также порядок
их внесения за природопользование регулируются
природоресурсными
«Общей серьезной проблемой платежей за использование природных ресурсов как стимула обеспечения рационального природопользования является их низкий уровень. Кроме того, Законом "Об охране окружающей природной среды" предусматривается плата за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов как средство экономического стимулирования рачительного отношения к богатствам природы, но в природоресурсном законодательстве эта мера в основном не получила развития» (3).
Плата
за загрязнение окружающей природной
среды и другие виды вредного воздействия
на нее рассматривается в праве
окружающей среды России и зарубежных
государств как один из основных экономических
стимулов к тому, чтобы предприятия-
«Закон РФ "Об охране окружающей природной среды" предусматривает два вида платежей. Это - плата за:
1. выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов;
2. выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов.
Хотя
Закон предусматривает
_____________________________
Не взимается плата за физические воздействия на атмосферу, за загрязнение почв, за другие виды отрицательных воздействий на окружающую среду. (2)
Для
стимулирования рационального
Она включает в себя, в частности, государственную поддержку в форме налоговых или иных льгот предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды.
Таким образом, к элементам экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды относятся прежде всего:
Новеллой российского экологического законодательства, касающегося экономического механизма (экономических инструментов) регулирования природопользования и охраны окружающей среды, являются экологическое страхование и экологический аудит.
Определяя,
что экологическое страхование
осуществляется в целях защиты имущественных
интересов юридических и
Экологическое страхование - новая правовая мера охраны окружающей среды. Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" выделяет два вида экологического страхования - добровольное и обязательное государственное страхование предприятий, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф. В соответствии с этим Законом порядок экологического страхования и использования его фондов устанавливается Правительством России. Хотя после принятия Закона прошло немало лет, правительственное постановление пока не принято. В целом институт экологического страхования пока не получил развития в России.
Перспективным
для России направлением экологического
страхования является обязательное
страхование гражданско-
______________________________
Под
экологическим аудитом
Практическое значение экологического страхования и экологического аудита в России в настоящее время не высоко. Ни кредитно-финансовые учреждения, ни органы государственной власти при финансировании, кредитовании и осуществлении иных форм поддержки предпринимательства не требуют предоставления заключений экологического аудита и наличия обязательного экологического страхования. (1) «В конечном счете, задача экономического механизма охраны окружающей среды заключается в том, чтобы обеспечить с помощью экономических мер достижение целей экологической политики государства, определяемой законодательством, другими нормативными правовыми актами и иными документами. Эта задача будет решена тем успешнее, чем оптимальнее будут урегулированы и реализованы отдельные элементы экономического механизма». (2)
Низкая
эффективность экономических
Вывод
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что экологический кризис не является неизбежным и закономерным порождением научно-технического прогресса, он обусловлен комплексом причин объективного и субъективного характера, среди которых не последнее место занимает потребительское, а нередко и хищническое отношение к природе, пренебрежение фундаментальными экологическими законами. Анализ как экологической, так и социально-экономической обстановки в России позволяет выделить пять основных направлений, по которым Россия должна выходить из экономического кризиса.
Наряду
с улучшением экологического воспитания
и образования важнейшей
Первый вариант связан с административным механизмом управления, который основывается на установлении норм, стандартов, правил природопользования и соответствующих плановых заданий предприятиям по охране окружающей природной среды и наказаний от выговора до тюремного заключения или снятия с работы и выплаты штрафов предприятием и его руководством. Этот путь был характерен для нашей страны до конца 80-х годов. Однако он дорогостоящ и малоэффективен, так как требует большого количества проверяющих и постоянного контроля.
Гораздо эффективнее путь экономического стимулирования, когда с помощью различных рычагов (цен, платежей, налоговых льгот и наказаний) государство делает для предприятий более выгодным материально, т.е. более прибыльным, соблюдать природоохранительное законодательство, чем нарушать его.
Отметим
только, что как "чистое" администрирование,
не связанное с материальной заинтересованностью,
не может заставить предприятия
постоянно и эффективно заниматься
природоохранной, так и одни только
экономические методы, не подкрепленные
прямым принуждением в наиболее важных
экологических вопросах, тоже не всегда
обеспечивают нужный качественный уровень
и сроки проведения природоохранной
деятельности, тем более что некоторые
административные и экономические
методы переплетаются друг с другом.
Например, штраф - это и административная,
и экономическая мера, а установление
лимитов использования и
Информация о работе Механизм охраны окружающей природной среды