Контрольная работа по "Экологическому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 22:58, контрольная работа

Описание работы

Задача № 1
Перечислите основные эколого-правовые требования к осуществлению хозяйственной деятельности во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации.
Задача № 2
Правомерна ли передача органом государственной власти субъекта Российской Федерации отдельных государственных полномочий в области осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) органам местного само-управления? Позицию аргументировать.
Задача № 3
Перечислите основные меры охраны объектов животного мира и среды их обитания

Работа содержит 1 файл

эк право.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

 

 Задача № 2

Правомерна ли передача органом государственной власти субъекта Российской Федерации отдельных государственных полномочий в области осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) органам местного само-управления? Позицию аргументировать.

Передача органом государственной власти субъекта Российской Феде-рации отдельных государственных полномочий в области осуществления го-сударственного контроля в области охраны окружающей среды (государст-венного экологического контроля) органам местного самоуправления правомерна на основании Конституции РФ, закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Так, согласно п."д" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, предусмотрено, что природопользование; охрана окружающей среды и обес-печение экологической безопасности; особо охраняемые природные террито-рии; охрана памятников истории и культуры; находится в совместном веде-нии Российской Федерации и ее субъектов.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"6 законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регу-лирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предме-там совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Фе-дерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации. Пп. 56 п. 2 статьи 26.3 ФЗ от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предме-там совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятель-но за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключении-ем субвенций из федерального бюджета), относится решение вопроса осу-ществления государственного контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному госу-дарственному экологическому контролю.

Согласно ч. 1-3 ст. 65 ФЗ «Об охране окружающей среды» государст-венный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется федеральными органами испол-нительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется в порядке, уста-новленном Правительством Российской Федерации. Перечень объектов, под-лежащих федеральному государственному экологическому контролю в соот-ветствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными зако-нами, определяется Правительством Российской Федерации. Органы испол-нительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют госу-дарственный экологический контроль на объектах хозяйственной и иной дея-тельности, подлежащих государственному экологическому контролю, за исключением объектов, указанных в пункте 2 настоящей статьи. Следова-тельно, данной нормой предусмотрены полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению экологического контроля.

В соответствии с п. 6 ст. 26.3 ФЗ от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ закона-ми субъекта РФ органы местного самоуправления могут наделяться отдель-ными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2, за исключением подпунктов 1, 2, 4, 6, 13, 22, 23, 32-36, 38-40, 42, 43, 48, 52, 58 настоящей статьи (в части, ка-сающейся выравнивания бюджетной обеспеченности поселений за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации), с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресур-сов. Согласно указанной нормы предоставленные субъекту в области эколо-гического контроля государственные полномочия субъект вправе передать своим Законом органам местного самоуправления7.

Таким образом, передача органом государственной власти субъекта Российской Федерации отдельных государственных полномочий в области осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) органам местного самоуправления возможно путем принятия закона субъекта РФ.

Раскройте порядок организации и проведения государственного конт-роля в области охраны окружающей среды (государственного экологическо-го контроля), включая порядок разграничения объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологи-ческому контролю, и объектов хозяйственной и иной деятельности, подле-жащих контролю органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, осуществляющих государственный экологический контроль.

Федеральный закон  от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" раскрывает понятие экологического контроля следующим образом.

Контроль в  области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пре-сечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.

Контроль в  области охраны окружающей среды (экологический  контроль) проводится в целях обеспечения  органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окру-жающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и норма-тивных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспе-чения экологической безопасности.

Привлечение к  административной ответственности  в экологический контроль не входит.

При этом ФЗ "Об охране окружающей среды" выделяет следующие виды экологического контроля:

- государственный  экологический контроль (государственный экологи-ческий контроль, осуществляемый федеральными органами исполнительной власти; государственный экологический контроль, осуществляемый органами исполнительной власти субъектов РФ);

- производственный  экологический контроль;

- общественный экологический контроль.

Государственный экологический контроль осуществляется феде-ральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Полномочия  органов государственной власти в сфере отношений, свя-занных с охраной окружающей среды определяются статьями 5 - 6 Федераль-ного закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

При этом статья 5 ФЗ "Об охране окружающей среды" определяет пол-номочия федеральных органов государственной власти в указанной сфере деятельности, а статья 6 - полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Каким образом в этом случае происходит разграничение полномочий между  федералами и регионами?

Для начала обратимся  к ФЗ "Об охране окружающей среды", который предусмотрел такой вид государственного контроля, как государственный контроль в области охраны окружающей среды или государственный эколо-гический контроль.

Перечень должностных  лиц федерального органа исполнительной влас-ти, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральных государственных инспекторов в области охраны окружающей среды) определяется Правительством РФ.

Так, Постановлением Правительства РФ от 25.09.2008 г. N 716 был  утвержден Перечень должностных  лиц Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральных госу-дарственных инспекторов в области охраны окружающей среды)8.

К таким должностным  лицам относятся:

1. Руководитель  Федеральной службы по надзору  в сфере природо-пользования.

2. Заместители руководителя  Федеральной службы по надзору  в сфере природопользования, ведающие  вопросами организации и осуществления  фе-дерального государственного экологического контроля.

3. Начальники управлений, заместители начальников управлений, на-чальники отделов и заместители начальников отделов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического контроля.

4. Федеральные государственные  гражданские служащие категории  "специалисты" ведущей и  старшей групп должностей Федеральной  службы по надзору в сфере  природопользования, ведающие вопросами  организации и осуществления  федерального государственного экологического контроля.

5. Руководители территориальных  органов Федеральной службы по  надзору в сфере природопользования.

6. Заместители руководителей  территориальных органов Федеральной  службы по надзору в сфере  природопользования, ведающие вопросами орга-низации и осуществления федерального государственного экологического контроля.

7. Начальники  отделов, заместители начальников  отделов территории-альных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользова-ния, ведающие вопросами организации и осуществления федерального госу-дарственного экологического контроля.

8. Федеральные  государственные гражданские служащие  категории "специалисты" ведущей  и старшей групп должностей  территориальных орга-нов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического контроля.

Перечень должностных  лиц органов государственной  власти субъектов РФ, осуществляющих государственный экологический контроль (государст-венных инспекторов в области охраны окружающей среды субъектов РФ), определяется в соответствии с законодательством субъектов РФ.

При этом порядок  осуществления государственного экологического контроля устанавливается Правительством РФ. В целях реализации норм ФЗ "Об охране окружающей среды" было принято постановление правительства РФ от 27.01.2009 г. N 53 "Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)9.

Органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют госу-дарственный экологический контроль на объектах хозяйственной и иной дея-тельности, подлежащих государственному экологическому контролю, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному эколо-гическому контролю.

В свою очередь, перечень объектов, подлежащих федеральному госу-дарственному экологическому контролю в соответствии с ФЗ "Об охране окружающей среды", другими федеральными законами, определяется Прави-тельством РФ.

Постановлением  Правительства РФ от 31 марта 2009 г. N 285 " утверж-ден перечень объектов, подлежащих федеральному государственному эколо-гическому контролю10.

ФЗ "Об охране окружающей среды" устанавливает  следующий комплекс прав и обязанностей государственных инспекторов в области охра-ны окружающей среды.

Государственные инспекторы в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных  обязанностей в пределах своих полно-мочий имеют право в установленном порядке:

- посещать в  целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты граж-данской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами;

- проверять  соблюдение нормативов, государственных  стандартов и иных нормативных  документов в области охраны  окружающей среды, работу очистных  сооружений и других обезвреживающих  устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;

- проверять  соблюдение требований, норм и  правил в области охраны окру-жающей среды при размещении, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;

- проверять выполнение требований, указанных в заключении государствен-ной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;

- предъявлять  требования и выдавать предписания  юридическим и физиичес-ким лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля;

- привлекать  к административной ответственности  лиц, допустивших нару-шение законодательства в области охраны окружающей среды;

- осуществлять  иные определенные законодательством  полномочия.

Государственные инспекторы в области охраны окружающей среды обязаны:

- предупреждать,  выявлять и пресекать нарушение  законодательства в облас-ти охраны окружающей среды;

- разъяснять  нарушителям законодательства в  области охраны окружающей среды  их права и обязанности;

- соблюдать  требования законодательства.

       Решите дело.

В данном случае спор следует решить в пользу Общества, так как постановление о привлечении к административной ответственности в данном случае вынесено неуполномоченным лицом.

В соответствии с частью 1 статьи 23.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  рассматривать дела об администра-тивных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полномочны органы, осуществляющие государственный экологический контроль.

Информация о работе Контрольная работа по "Экологическому праву"