Информация КТКПР
используется органами исполнительной
власти и органами местного
самоуправления, юридическими и
физическими лицами, общественными
объединениями в целях:
1. разработки стратегии
устойчивого социально-экономического
развития территорий и обеспечения
экологических приоритетов этого
развития;
2. гармонизации природно-ресурсных
отношений между городскими и
окружающими их сельскими территориями;
3. выравнивания уровня
социально-экономического развития
районов в пределах территории
субъекта Российской Федерации;
4. определение стратегических
направлений для государственных
и частных инвестиций на территорию
субъекта Российской Федерации,
гарантирующих не истощаемое
использование его природно-ресурсного
потенциала;
5. в других целях,
направленных на сохранение окружающей
среды и природных ресурсов.
КТКПР создается
на основе современных технологий,
что означает включение в него
систем создания и поддержания
цифровых кадастровых карт и
планов, баз данных по учету
природных ресурсов и загрязнения
природных сред, а также технических
и программных средств для
работы в различных режимах
удаленного доступа. Таким образом,
КТКПР представляет собой распределенную
информационную систему, в которой,
с ориентацией на конечного
пользователя, можно выделить три
подсистемы:
1. информационно-справочная
подсистема;
2. сопровождающая
подсистема;
3. подсистема расширения.
Назначение информационно-справочной
подсистемы - обеспечение структурных
подразделений органов государственной
власти необходимой информацией
по объектам охраны природы
и рационального использования
природных ресурсов в интересующем
их масштабе и с заданной
детализацией, представляемой в
виде документов установленной
формы и средств наглядного
представления информации (карт, схем,
графиков, и т.д.).
Назначение сопровождающей
подсистемы - поддержание в актуальном
состоянии баз графической и
семантической информации, а также
математического обеспечения для
работы информационно справочной
подсистемы.
Система должна
функционировать в рамках региональной
вычислительной сети на уровне
двух первых подсистем.
Назначение подсистемы
расширения - организация пополнения
баз графической и семантической
информации принципиально новыми
слоями и реквизитами, подключение
новых математических моделей
и организация интерфейса для
автоматизированного обеспечения
новых моделей данными из ранее
созданных баз, исключая дублирование
информации. Следует подчеркнуть,
что подсистема расширения работает
на первые две и является
главнейшим элементом обеспечения
жизнеспособности столь крупной
информационной системы как КТКПР
при изменяющихся внешних условиях,
начиная с нормативно- законодательной
базы и кончая уровнем программных
и технических средств
В состав КТКПР
на первом этапе входят автоматизированные
базы кадастров, ряд из которых
уже разработаны и проходят
опытную эксплуатацию:
1. земельных ресурсов;
2. водных ресурсов;
3. лесных ресурсов;
4. геоботанических
ресурсов;
5. животного мира;
6. месторождений
полезных ископаемых;
7. атмосферных загрязнений
и охраны атмосферного воздуха;
8. промышленных и
бытовых отходов.
Информация КТКПР
хранится на машинных носителях
и адаптирована для пользования
лицами, принимающими решения, в
области:
1. обеспечения управленческих
решений в эколого-ресурсной сфере
на уровне субъектов Российской
Федерации и ниже;
2. проведения функционального
зонирования территории для установления
экологически обоснованных режимов
и регламентации по ее использованию;
3. организации и
реорганизации размещения производительных
сил;
4. реализация инвестиционных
целевых программ развития отдельных
территорий;
5. изменения структуры
и базы налогообложения в регионе;
6. ресурсосбережения,
рационального использования природных
ресурсов и охраны окружающей
среды;
7. обеспечения санитарной
и экологической безопасности;
8. разграничения
компетенции по распоряжению
природными объектами между Российской
Федерацией, субъектами
Российской Федерации
и органами местного самоуправления;
9. приватизации природных
объектов.
При формировании
и ведении КТКПР используются
компьютерные системы сбора, обработки,
хранения и предоставления кадастровой
информации. Вопросы выбора масштабов,
программного обеспечения и видов
технических средств для применения
в целях ведения КТКПР решаются
органами государственного управления
субъектов Федерации при участии
заинтересованных ресурсных ведомств
и Федеральной службы геодезии
и картографии, исходя из необходимости
обеспечения сопоставимости, сопряженности
систем управления базами данных
и геоинформационных систем, используемых
в различных отраслевых и территориальных
кадастрах и реестрах.
Данные КТКПР
подлежат обязательному применению
при установлении и изменении
режимов использования территорий,
при лицензировании природопользования
и проведении экологической экспертизы
намечаемой хозяйственной деятельности,
а также при формировании налоговой
политики в области использования
природных ресурсов и охраны
окружающей среды.
Состав комплексных
территориальных кадастров природных
ресурсов и объектов
Комплексных территориальных
кадастров природных ресурсов
и объектов включает в себя
предоставляемые или удостоверенные
специально уполномоченными государственными
органами Российской Федерации в области
охраны окружающей природной среды сведения
о местоположении, количестве и качестве
природных ресурсов, их первичной (базовой)
социально-экономической оценке во взаимоувязке
с экологической ситуацией на территории
субъекта
Федерации и
составляющих его районов.
Сведения о
правовом статусе природных объектов
(распределение по субъектам владения
и пользования) составляют отдельный
адресно-правовой раздел информации
КТКПР, который формируется в
полном соответствии с данными
государственного земельного кадастра,
других кадастров природных ресурсов,
реестров собственности на недвижимое
имущество, регистрирующих эту
информацию.
Сведения для
формирования и ведения КТКПР
предоставляются по ресурсам
недр, по поверхностным водным
ресурсам, по лесным ресурсам, по
почвенным ресурсам, по водно-болотным
угодьям (в том числе международного
значения), по гидробиологическим
ресурсам, по ресурсам промысловых
видов животных. По ресурсам используемых
видов дикорастущих растений, грибов,
а также по редким и исчезающим
видам биоты, по климатическим
ресурсам, по интегральной оценке
экологического состояния территории,
по особо охраняемым территориям,
по природным объектам рекреационного
и культурно- исторического значения.
Учет природных
ресурсов ведется по объектам
и классификационным единицам, принятым
для каждого вида природных
ресурсов. По мере повышения уровня
учета классификационные единицы
учета укрупняются в соответствии
с задачами по территориальному
управлению природопользованием
и охраной окружающей среды.
Информация КТКПР
должна быть представлена в
виде географических карт, таблиц
и описаний на электронных
и бумажных носителях и унифицирована
по масштабам карт, стандартам
по сбору данных, родам классификаций,
требованиям режимов использования
и методикам социально-экономической
оценки. Унификация и согласование
форм предоставляемых данных
осуществляется ведущими отраслевые
кадастры природных ресурсов
федеральными органами исполнительной
власти на основании возложенных
на них в соответствии с
законодательством Российской Федерации
функций.
Перечень обязательных
кадастровых показателей по характеристикам
каждого вида природного ресурса
разрабатывается Мин. природы
России совместно с другими
федеральными органами исполнительной
власти в области охраны окружающей
природной среды и утверждается
Мин. природы России.
Перечень дополнительных
кадастровых показателей, необходимых
для территориального управления,
устанавливают органы государственного
управления субъектов Федерации
в зависимости от природно-ресурсной
и хозяйственной специфики конкретной
территории.
Формирования
комплексных территориальных кадастров
природных ресурсов и объектов
Органы исполнительной
власти субъектов Российской
Федерации организуют работу
по формированию КТКПР на подведомственной
территории. Для этих целей они
могут создавать территориальные
кадастровые центры
(государственные
предприятия или учреждения - далее
ТКЦ).
По решению
государственных органов управления
субъектов Федерации функциями
ТКЦ могут наделяться управления
(департаменты) по природопользованию
в составе правительств и администраций,
комитеты по экологии и природопользованию
Минприроды России, другие государственные
учреждения и организации, к
компетенции которых относятся
указанные вопросы.
Финансирование
материально-технической части работ
по созданию и функционированию
ТКЦ в рамках эксперимента
осуществляется из бюджетных
и внебюджетных средств, выделяемых
субъектами Российской Федерации
и входящих в их состав административно-территориальных
единиц.
ТКЦ решают
следующие основные задачи:
1. классификация
природных ресурсов и объектов
и определение первоочередных
по значимости объектов для
включения их в КТКПР;
2. разработка требований
к объемам и формам представления
отраслевой кадастровой информации
по дополнительному перечню кадастровых
показателей для решения задач
территориального управления;
3. свод и государственная
регистрация сведений о природных
ресурсах и объектах для ведения
КТКПР, а также их первичная
социально-экономическая оценка;
4. реализация эксперимента
по совершенствованию учета и
социально-экономической оценке
природно-ресурсного потенциала;
5. выбор экспериментальных
территорий для реализации пилотных
проектов по формированию, ведению
и использованию КТКПР;
6. разработка требований
к территориальным программам
кадрового и технического обеспечения
формирования
КТКПР;
7. разработка процедуры
принятия решений по природопользованию
на основе информации КТКПР;
8. разработка нормативно-правовой
документации по природопользованию.
Сведения в
объеме Перечня обязательных
кадастровых показателей, передаются
в ТКЦ субъектов Федерации
по решению органов исполнительной
власти субъектов Российской
Федерации.
Сроки передачи
информации при ведении КТКПР
определяются в соответствии
с установленным в отраслевых
кадастрах природных ресурсов
порядком обновления сведений. Передача
сведений по дополнительным кадастровым
показателям, включая их сбор
и обработку, а также тиражирование
материалов по обязательным кадастровым
показателям осуществляются для
ТКЦ на договорной основе, исходя
из затрат на указанные виды
работ федеральных организаций
и служб, ведущих отраслевые
кадастры.