Эколого-правовой режим памятников природы, ботанических садов и дендрологических парков

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 12:36, контрольная работа

Описание работы

По определению М.М. Бринчука, экологический контроль означает проверку соблюдения хозяйствующими или иными субъектами требований экологического законодательства. Это одно из наиболее масштабно применяемых средств управления охраной окружающей среды. Экологический контроль осуществляется на всех этапах деятельности по использованию природных ресурсов и оказанию воздействий на окружающую среду.

Содержание

1. Экологический контроль ..........................................................................
1.1. Понятие экологического контроля ……………………………………..
1.2. Виды экологического контроля …………………………………………
2. Экологический аудит………………………………………………………
2.1. Понятие и история развития …………………………………………….
2.2. Принципы и виды экологического аудита .................................................
2.3. Значение экологического аудита в России……………………………….
3. Эколого-правовой режим памятников природы, ботанических
садов и дендрологических парков ....................................................................
3.1. Категории и виды особо охраняемых природных территорий …………
3.2. Парки и сады …………………………………………

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 69.50 Кб (Скачать)

2.3. Значение экологического аудита в России

По мнению специалистов, развитие экологического аудита в России позволит в короткие сроки решить многие не только экологические, но и социально-экономические задачи, касающиеся:

- разработки необходимых основ для повышения эффективности использования сырьевых и энергетических ресурсов и соответственно уменьшения отрицательного воздействия на природу;

- обоснования концентрации усилий и средств на наиболее приоритетных направлениях деятельности, в том числе связанных с приватизацией и инвестициями в экономику страны;

- предотвращения развития острых локальных экологических проблем и чрезвычайных ситуаций и разработку предложений по их своевременному разрешению;

- инициирования создания необходимой информационной основы для развития и повышения эффективности других видов экологической деятельности: мониторинга источников вредного воздействия на природу, экологического контроля, экологической экспертизы и т.п.

Вопрос о порядке выполнения работ решается в зависимости от целей проведения экологического аудита. Наиболее целесообразно его проведение аудиторской комиссией в соответствии со специально разработанной программой проверки.

20-летний мировой опыт свидетельствует, что экологическое аудирование имеет смысл, если оно проводится, прежде всего, как добровольная негосударственная деятельность. Проверка природоохранной отчетности предприятий имеет здесь вторичное значение. Главное же – это аудиторские рекомендации и предложения по улучшению эффективности и инициированию природоохранительной деятельности предприятия, развитию системы экологического контроля и управления[4].

3. Эколого-правовой режим памятников природы, ботанических садов и дендрологических парков

3.1. Категории и виды особо охраняемых природных территорий

Особо охраняемые природные территории и объекты являются важнейшим средством сохранения – биоразнообразия. Человечество накопило огромный опыт заповедного дела. Национальные парки, заповедники и т.п. созданы в разных странах и успешно решают задачи охраны живой природы, экологического воспитания и научных исследований. Традиционно эта часть экологического законодательства относится к числу наиболее развитых, стабильных и, следовательно, не вызывающих споров.

По Российскому законодательству[5] особо охраняемыми природными территориями признаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Существует несколько их категорий: 1) государственные природные заповедники; 2) национальные парки; 3) природные парки; 4) государственные природные заказники; 5) памятники природы; 6) дендрологические парки; 7) ботанические сады; 8) лечебно-оздоровительные местности и курорты.

 

3.2. Парки и сады

В соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» особый режим устанавливается в отношении природных парков, а также дендрологических парков и ботанических садов[6].

Природные парки – это рекреационные учреждения, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации. На них возлагаются задачи создания условий для отдыха (в том числе массового), сохранение рекреационных ресурсов, разработка и внедрение эффективных методов охраны природы, поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий.

Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, а в отдельных случаях – на землях иных пользователей, а также собственников. На территориях природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической или рекреационной ценности природных участков.

На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, которая влечет или может влечь нарушение сохранности памятников природы. На собственников, владельцев и пользователей земельных участков, на которых находятся памятники природы, законом возложена обязанность по обеспечению режима их особой охраны. Правовой статус памятника природы закрепляется охранным свидетельством и паспортом, в натуре устанавливаются охранные зоны.

Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Территории дендрологических парков и ботанических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач, при этом земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование дендрологическим паркам, ботаническим садам, а также научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых находятся дендрологические парки и ботанические сады.

В соответствии со ст.29 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях дендрологических парков и ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов.

Для обеспечения режима особой охраны территорий дендрологических парков и ботанических садов их территорий могут быть разделены на различные функциональные зоны, в том числе:

- экспозиционную, посещение которой разрешается в порядке, определенном дирекциями дендрологических парков или ботанических садов;

- научно-экспериментальную, доступ в которую имеют только научные сотрудники дендрологических парков или ботанических садов, а также специалисты других научно-исследовательских учреждений;

- административную.

Законом запрещена деятельность, не связанная с выполнением задач этих объектов или ведущая к нарушению сохранности произрастающей там флоры.

 



[1] Дубовик О.Л., Экологическое право: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006., с.257.

[2] Экологическое право: учебник для вузов / под ред. С.А.Боголюбова. – М.: Юрайт-Издат, 2008. – (Основы наук) , с.148.

[3] Краткий юридический словарь / А.В. Малько [и др.]; отв. ред. А.В. Малько. – М.: Проспект, 2010., с.385.

[4] Бринчук М.М. экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. – М.: Юристъ, 1998. – с.406.

[5] Федеральный закон от 14.03.1995г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природых территориях», ст.2.

[6] Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА·М, 1999, с.361.


Информация о работе Эколого-правовой режим памятников природы, ботанических садов и дендрологических парков