Эколого-правовой режим памятников природы, ботанических садов и дендрологических парков

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 12:36, контрольная работа

Описание работы

По определению М.М. Бринчука, экологический контроль означает проверку соблюдения хозяйствующими или иными субъектами требований экологического законодательства. Это одно из наиболее масштабно применяемых средств управления охраной окружающей среды. Экологический контроль осуществляется на всех этапах деятельности по использованию природных ресурсов и оказанию воздействий на окружающую среду.

Содержание

1. Экологический контроль ..........................................................................
1.1. Понятие экологического контроля ……………………………………..
1.2. Виды экологического контроля …………………………………………
2. Экологический аудит………………………………………………………
2.1. Понятие и история развития …………………………………………….
2.2. Принципы и виды экологического аудита .................................................
2.3. Значение экологического аудита в России……………………………….
3. Эколого-правовой режим памятников природы, ботанических
садов и дендрологических парков ....................................................................
3.1. Категории и виды особо охраняемых природных территорий …………
3.2. Парки и сады …………………………………………

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 69.50 Кб (Скачать)


                                                            Содержание

1. Экологический контроль ..........................................................................

1.1. Понятие экологического контроля ……………………………………..

1.2. Виды экологического контроля …………………………………………

2. Экологический аудит………………………………………………………

2.1. Понятие и история развития …………………………………………….

2.2. Принципы и виды экологического аудита .................................................

2.3. Значение экологического аудита в России……………………………….

3. Эколого-правовой режим памятников природы, ботанических

садов и дендрологических парков ....................................................................

3.1. Категории и виды особо охраняемых природных территорий …………

3.2. Парки и сады ………………………………………………………………. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Экологический контроль

1.1 Понятие экологического контроля

По определению М.М. Бринчука, экологический контроль означает проверку соблюдения хозяйствующими или иными субъектами требований экологического законодательства. Это одно из наиболее масштабно применяемых средств управления охраной окружающей среды. Экологический контроль осуществляется на всех этапах деятельности по использованию природных ресурсов и оказанию воздействий на окружающую среду. В нем заняты многие органы и лица, различающиеся по своему статусу, ведомственной принадлежности, используемым методам, масштабам полномочий. Так, одни субъекты проводят лишь экологический контроль в узком смысле, как проверку соблюдения и исполнения законодательства по охране окружающей среды, другие наделены правом производить наряду с этим и надзор в сфере государственного экологического управления[1].

А. К. Голиченков понимает экологический контроль в нескольких аспектах: как систему видов контроля, функцию экологического управления, гарантию, правовую форму экологической деятельности. Экологический контроль как система представляет собой совокупность видов контроля. Экологический контроль как функция управления экологической деятельностью есть система действий по сбору информации о подконтрольных объектах, ее обработке, оценке и передаче для принятия управленческих решений в заранее определенных целях. Экологический контроль как гарантия представляет собой способ обеспечения реализации всех других функций экологического управления, элемент экономического механизма решения экологических проблем. Экологический контроль как правовая форма экологической деятельности является системой действий по обеспечению соблюдения законодательства об экологической безопасности, охране окружающей природной среды, использовании природных ресурсов, применению предусмотренных им мер государственного принуждения, а также формированию законодательства, адекватного происходящим в этой области изменениям[2]. 

Предметом экологического контроля является соблюдение экологического законодательства и экологических (природоохранных) требований субъектами хозяйственной и иной деятельности независимо от организационно-правовой формы и подчинения, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии со ст.64 ФЗ об охране окружающей в целях обеспечения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности проводят контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль).

 

1.2. Виды экологического контроля

В литературе подробно описываются различные виды экологического контроля: государственный, ведомственный, производственный и общественный. Федеральным законом «Об охране окружающей среды» в ч. 2 ст. 64 определены такие виды экологического контроля, как государственный, производственный, муниципальный и общественный.

Государственный экологический контроль осуществляется: а) от имени государства; б) специально уполномоченными на то органами и должностными лицами; в) носит вне- и надведомственный характер; г) представляет собой одну из функций государственного экологического управления; д) сопряжен с применением в необходимых случаях мер административного принуждения (приостановление деятельности, лишение права природопользования, штраф и т.п.). В литературе указывается на существование нескольких видов государственного экологического контроля: в зависимости от стадии контролируемой деятельности – предупредительного и текущего; по критерию субъекта контроля – общего и специального. Так, общий экологический контроль осуществляют Президент РФ, Правительство РФ и иные субъекты, наделенные общей компетенцией. Специальный же проводится органами, уполномоченными в области охраны окружающей среды, и их должностными лицами. Права и обязанности, последних детально урегулированы экологическим и административным законодательством. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» ввел запрет на совмещение функций государственного экологического контроля и функций хозяйственного использования природных ресурсов (ч.5 ст.65).

Ведомственный экологический контроль производится центральными органами управления по отношению к подчиненным им структурным образованиям и организациям, учреждениям, предприятиям в рамках конкретной отрасли. Министерство природных ресурсов осуществляет ведомственный контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных агентств и службы, но не вправе осуществлять функции государственного контроля и надзора, государственный – в области охраны окружающей среды, использования лесов, недр, вод и т.п. В отношении всех иных субъектов хозяйственной и управленческой деятельности возложен на Федеральные службы по надзору в сфере природопользования и по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Производственный экологический контроль ограничен рамками конкретного хозяйствующего субъекта, предприятия, организации и осуществляется либо его руководителем, либо руководителями отдельных служб (главным инженером, главным технологом и т.п.), либо специально организованными экологическими службами (отделами) на основании предоставленных им прав и обязанностей нормативным актом либо специальным приказом, уполномочием. Формы и виды контрольных структур предприятия зависят от его организационно-правовой формы. Производственный экологический контроль включает проверку выполнения планов по охране окружающей среды, в том числе предусматривающих совершенствование технологий и улучшение качества продукции, соблюдение экологических правил, стандартов и нормативов производственной деятельности, строительства природоохранных объектов, проведения работ по рекультивации нарушенных земель, устранение иных негативных последствий производственной деятельности.

Общественный экологический контроль в последние годы получил широкое развитие, как в РФ, так и в других странах. Этот важный правовой институт основывается на многих международных экологических документах, предусматривающих участие общественности в принятии решений, способных повлиять на состояние окружающей среды, уменьшить экологические риски и угрозу наступления экологического вреда. Данные документы, кроме того, регулируют доступ граждан и их объединений к экологической информации.

По законодательству РФ общественный экологический контроль может осуществляться в различных формах: а) общественные слушания; б) референдумы; в) общественная экологическая экспертиза; г) обращения в средства массовой информации; д) направление жалоб, заявлений, исков в правоохранительные органы и суды.

Именно путем экологического контроля достигаются следующие задачи: выявление нарушений экологического законодательства; пресечение экологических правонарушений; обеспечение доказательственной базы для последующего расследования и наказания виновных; поддержание законности и правопорядка; предотвращение нарушений экологических требований и наступления экологического вреда.

Экологический контроль проводится наряду с иными формами (видами) контроля и надзора органами санитарного, радиационного, строительного и других видов контроля. Иногда это приводит к дублированию и столкновению ведомственных интересов.

2. Экологический аудит

2.1. Понятие и история развития

Экологический аудит – проверка и оценка состояния деятельности юридических лиц и граждан-предпринимателей по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредного воздействия. Экологический аудит как инструмент экологического права, получивший довольно широкое распространение в мире, является пока еще достаточно новым для России[3].

В соответствии со ст.1 ФЗ об охране окружающей среды экологическим аудитом является независимая комплексная документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.

История становления экологического аудита берет свое начало с 1970-х гг., когда компании ряда стран Европы и Северной Америки начали привлекать к ответственности за нанесение ущерба окружающей среде, что привело их к дополнительным финансовым потерям. Это обусловило необходимость оценки соответствия осуществляемой ими деятельности нормам законодательства об охране окружающей среды. Такая оценка по определенной аналогии с финансовым аудитом получила название экологического аудита. К середине 1990-х гг. сформировалось направление экологического аудита как инструмента внутреннего административного управления для усиления контроля за предпринимательской деятельностью компании. Данный вид деятельности начали широко применять в США, Швеции, Канаде, Великобритании, Нидерландах, он нашел применение в таких областях деятельности, как приобретение недвижимости, обеспечение безопасности производимых продуктов, контроль за загрязнением природной среды. К концу 1990-х гг. коммерческие банки ряда стран стали использовать экологический аудит в целях минимизации рисков неплатежей по ссудам, обусловленных недостатками природоохранной деятельности предприятий-заемщиков.

Становление экологического аудита в Российской Федерации обусловлено потребностью общественности, участников промышленно-хозяйственной деятельности, а также налоговых органов и служб, природоохранных органов в информации о соответствии деятельности аудируемого предприятия нормам природоохранного законодательства.

2.2 Принципы и виды экологического аудита

Проведение экологического аудита основано на принципах:

- объективности и независимости аудиторов от проверяемого субъекта хозяйственной деятельности;

- профессионализма и компетентности экологических аудиторов в области охраны окружающей среды, природопользования и специфики обследуемого объекта хозяйственной деятельности;

- планирования работ по проведению экологического аудита;

- комплексности экологического аудита;

- конфиденциальности информации, полученной в результате проведения экологического аудита;

- ответственности аудиторов за результаты проводимых исследований.

В Российской Федерации предусматривается проведение обязательного и добровольного экологического аудита. Обязательный экологический аудит организуется специально уполномоченными государственными органами управления природопользованием и охраной окружающей среды и по своему характеру является государственным. Государственный экологический аудит проводится в обязательном порядке в отношении, как правило, экологически опасных предприятий и видов деятельности при:

а) приватизации и банкротстве юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если их деятельность является экологически особо опасной;

б) проведении экологического страхования в целях определения ставки или размера страховых платежей и (или) возмещений;

в) кредитовании юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, государственными банками;

г) оценке деятельности по ликвидации экологических последствий аварий и стихийных бедствий;

д) принятии решений государственными органами о продлении действия лицензий, выданных юридическим лицам и гражданам-предпринимателям, осуществляющим эксплуатацию экологически опасных объектов;

е) выполнении международных обязательств Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды;

ж) в иных случаях, установленных Правительством РФ.

Государственный экологический аудит является одной из функций государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. Он может проводиться как подразделениями специально уполномоченного государственного органа в области экологического аудита, так и юридическими лицами или гражданами на основе лицензии, выданной специально уполномоченными на то государственными органами в установленном порядке. С учетом сложности работ право на проведение государственного аудита может быть предоставлено только аттестованным специалистам, имеющим опыт практической работы и высшее образование в области предмета аудита.

Целесообразность проведения добровольного экологического аудита диктуется интересами юридических лиц и граждан-предпринимателей в получении научно-обоснованных рекомендаций относительно оптимальной организации работ по рациональному природопользованию и охране окружающей среды, повышению их эффективности на уровне, соответствующем требованиям законодательства РФ, и иных целях.

Поэтому добровольный экологический аудит может проводиться по инициативе предприятий и граждан-предпринимателей, осуществляющих хозяйственную или иную деятельность, оказывающую воздействие на окружающую среду, при изменении собственника объекта, передача объекта в аренду, в залог, при необходимости модернизации производственного и / или технологического процессов и в иных случаях.

Информация о работе Эколого-правовой режим памятников природы, ботанических садов и дендрологических парков