Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 23:01, реферат
В последние годы мы столкнулись с появлением новых, притом опаснейших видов противоправного поведения по отношению к окружающей среде. Это захоронение на территории России сотен тонн радиоактивных, токсичных, опасных медицинских отходов, ввозимых тайком из других государств. Также поступают и отечественные предприятия, вырабатывающие опасные отходы и под прикрытием фальсифицированных документов или даже без них сбрасывающие эти отходы на землях лесов, на городских свалках без принятия каких-либо мер предосторожности.
АННОТАЦИЯ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………. 5
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ И ПОНЯТИЯ.
1.1. Эволюция модели медицинской географии …………………………......... 7
1.2. Модель антропоэкологической системы ………………………………...... 8
1.3. Формирование системы понятий ……………………………………........... 8
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА И ПЕРСПЕКТИВЫ.
2.1. Постановка проблем……………………..…………………………………. 9
2.2. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере……………………….. 10
2.3. Некоторые особенности ноосферогеноза.………………………….…. ..... 11
2.4. Функции здоровья и социльно - трудовой потенциал населения…. ....... 12
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ.
3.1. Экологическое образование и просвещение населения………….…........ 15
3.2. Анализ состояния социальной базы , прогноз развития экологического движения…………………………………………………………………………………… 18
3.2.1. Объективные условия возникновения экологического движения в России…………………………………………………………………………………….... 19
3.2.2. Субъективные факторы возникновения экологического движения………………………………………………………………………………...… 19
3.2.3. Параметры и структура экодвижения………………………………. . 20
3.2.4. Основные тенденции изменений в экологическом движении……. .. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….. 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………….. 25
ГЛОССАРИЙ…………………………………………………………………………..… 26
Создание системы управления экологическим образованием в России на федеральном, межрегиональном , местном и отраслевом уровнях.
Создание организационной инфраструктуры систем экологического образования.
Создание сети центров по обеспечению организационно - технической и информационно - правовой поддержки экологического образования населения.
Формирование сети межрегиональных базовых методологических центров экологического образования на основе имеющегося потенциала учреждений культуры и образования и общественных организаций
Создание системы государственно - общественного регулирования экологического образования населения.
Разработка системы контроля эффективности экологического образования населения.
Организация инновационного менеджмента в системе всеобщего непрерывного экологического образования населения .
Создание системы маркетинга эколого-образовательных услуг и научно - методической продукции.
II. Совершенствовании законодательных основ экологического образования населения
III. Разработка научно - педагогических обоснованной государственной стратегии развития экологического образования населения страны и программ ее реализации ,осуществление которой возможно только при комплексном подходе на региональном и федеральном уровнях.
IV. Принятие организованных мер, направленных на создание эффективной инфраструктуры экологического образования , просвещения , воспитания.
V.Обработка механизмов взаимодействия и координации деятельности всех участников создания системы непрерывного экологического образования: учреждений образования и культуры, природоохранных органов. Органов управления образованием, других учреждений исполнительной и законодательной власти, общественных формирований.
VI. Информационное обеспечение системы всеобщего непрерывного экологического образования населения.
Информационное обеспечение системы всеобщего непрерывного экологического образования населения.
Создание федерально -региональной и межрегиональной системы доступа населения к экологической информации.
Создание открытого экологического университета с участием средств массовой информации и телекоммуникации.
Создание федерального , межрегионального и региональных банков данных в области экологического образования населения.
VII. Научно-методическое обеспечение экологического образования.
1.Научные исследования в области содержания и методов экологического образования населения.
2.Разработка новых дидактических и интерактивных методов экологического образования населения.
3. Разработка новых педагогических методов и подходов в области экологического образования населения.
Разработка модели дистанционного (автономного) экологического образования и самообразования населения
VIII. Организация системы подготовки и переподготовки специалистов в области экологии и природопользования .
IX. Формирование экологического мировоззрения у разных слоев населения.
X. Государственная и общественная поддержка экологического образования и распространения экологической информации , в первую очередь , через целевое финансирование как из госбюджета , так и из внебюджетных источников.
XI. Международное сотрудничество в области экологического образования и населения.
3.2.Анализ состояния социальной базы, прогноз развития экологического движения
Тенденция ухудшения экологической ситуации в России требует повышения эффективности деятельности государственных природоохранных органов, определения потенциальных партнеров с и сторонников движения по оздоровлению окружающей среды, поиска оптимальной модели их взаимодействия.
Развитие экологического движения связано с осознанием общественностью, официальными кругами, все более широкими слоями населения перерастания процессов деградации в природной среде, вызванных антропогенными воздействиями , из локальных и региональных в глобальные, то есть с пониманием планетарного масштаба экологической опасности
Под экологическим движением обычно понимается общественное экологическое движение , в том числе самодеятельное , а экологическая деятельность государственных органов и учреждений «выносится» за его пределы.
Вопреки общепринятому мнению, экологическая деятельность государственных органов , предприятий , учреждений должна быть отнесена к экологическому движению , и , прежде всего потому , что она необходима и крайне важна для решения многообразных задач движения ( деятельность государственных органов управления в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов , государственных предприятий - по производству экологически чистых технологий природоохранного оборудование, государственных научных и учебных заведений - по исследованию экологических проблем , по экологическому образованию и воспитанию учащихся студентов и т. д. ) . Государственные структуры неотделимы от экологического движения и потому ,что взаимодействуют с другими его субъектами ( совместная разработка экологических программ и т.д. ),оказывают поддержку , в том числе финансово - экономическую, многим из них.
3.2.1.Объективные условия возникновения экологического движения в России
С одной стороны , зарождение и развитие экологического движения в наше стране связывают с образованием и многими десятилетиями деятельности республиканских обществ охраны природы или по крайне мере , с появление в начале 60 - х годов студенческого движения за охрану природы.
С другой стороны, в ряде работ даже конца 80 - х годов отрицалось , по сути дела , существование в стране и некоторых ветвей экологического движения , и движения в целом.
Во - второй половине 80 - х годов Россия уже находилась в группе самых загрязненных в экологическом отношении стран (хотя официально такая международная оценка прозвучала позже - в 1992 году на Конференции ООН по окружающей среде и развитию)
Экономические причины, обуславливающее истощительный и разрушительный характер природопользования , усугублялись политическими правовыми, информационными, мировоззренческими и иными причинами, в том числе недостаточным государственным контролем за охраной природы и использованием ее ресурсов; нарушениями и без того слабого законодательства об охране природы со стороны руководителей и работников многих объединений, предприятий; экологической цензурой о неисчерпаемости естественных богатств страны, о практически безграничной экологической емкости ее территории, под влиянием которых формировалось утилитарно- потребительское отношение к природным ресурсам, безответственное отношение к вопросам защиты окружающей среды от загряз нений.
Важнейшей причиной, давшей толчок развитию экологического движения, стало ухудшение состояния здоровья населения под воздействием неблагоприятных факторов окружающей среды.
Значительные трудности в решении экологических проблем создавала несовершенная нормативно - правовая база.
Несмотря на требования ученых и общественности, длительное время сдерживалось , создание государственной системы охраны природы.
3.2.2. Субъективные факторы возникновения экологического движения
Основными показателями возникновения и становления во второй половине 80 - х годов экологического движения стали заметные сдвиги в сфере природоохранной деятельности.
Во-первых, в этой сфере произошли значительные количественные изменения, выразившиеся :
В усилении внимания государства к проблемам окружающей природной среды
В активизации деятельности традиционных природоохранных организаций: обществ охраны природы, научных обществ и т.д.
В расширении социальной базы выступлений в защиту природы и в их географическом распространении
Во-вторых, возникновении экологического движения означало и качественные изменения в сфере природоохранной деятельности, среди которых особо выделим:
Создание - в соответствии с принятым в 1988 году постановлением - союзно-республиканского Государственного комитета по охране природы , одна из функции которого состояла в улучшении координации деятельности в области экологической политики , а также местных комитетов по охране природы;
Выход природоохранных движений за рамки деятельности, которая фактически ограничивалась адаптацией к экологическим программам государственных органов и исключала альтернативные подходы, и , прежде всего,
Появление самодеятельного экологического движения: уде в 1986 - 1988 годах возникли десятки и сотни новых экологических групп, клубов, обществ, фондов, союзов и т.д.
Обогащение природоохранной деятельности многими новыми видами, связанными с решением экологических проблем локального , регионального, межрегионального и международного уровней, с переходом к задачам рационализации природопользования , с формированием инвайронментального движения , направленного на защиту и природной, социальной среды обитания.
3.2.3. Параметры и структура экодвижения
В настоящее время сложно даже приблизительно установить количество экологических объединений и их численностью.
Состав участников экологического движения представлен практически всеми социальными слоями современного общества и имеет сравнительно высокий образовательный и интеллектуальный уровень ,что потенциально позволяет лучше разобраться в назревших экологических проблемах , активнее привлекать в ряды экологического движения новых участников.
В общественном экологическом движении необходимо выделить деятельность традиционных новых структур.
Особенность традиционных экологических организаций - обществ охраны природы и защиты животных, академических научных обществ, природоохранных структур общества «Знание» и профсоюзов и т.д. - состоит в том, что на протяжении многих лет и десятилетий они тесно связаны с государством : учреждены при участии или поддержке органов власти, получили правовой статус и работают по официально - учрежденному уставу, их цель - содействие государственным органам в выработке и реализации экологической политики (посредством участия в природоохранных мероприятиях ,экологических исследованиях, разработке экологически чистых технологий, экологическом просветительстве). Для этих организаций характерны централизованная структура, вертикальная иерархия, индивидуальное и коллективное членство , платный аппарат.
Новые общественные ( в том числе и самодеятельные ) организации возникшие во второй половине 80 - х годов , аккумулировали нараставшую в обществе неудовлетворенность состояние экологической деятельности государства , а также традиционных экологических организаций. Они различаются по численности - от небольших групп до крупных объединений; по территориальному охвату - от местных до общероссийских ( многие из них имеют международные контакты );по уровню решаемых экологических проблем - от локальных до глобальных ; по диапазону видов деятельности - от сравнительно узкой специализации до проведения широкого комплекса работ ; по отношению к государственным природоохранным органам - от установки на сотрудничество с ними до выступления с альтернативных позиций
До сих пор, несмотря на усилия отдельных лидеров руководителей экологических структур , существует противоречие между призывами к консолидации действий всех звеньев экологического движения и претворением этих призывов в жизнь.