Экологические правоотношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 22:56, реферат

Описание работы

Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов признается одним из стратегических направлений политики Республики Беларусь. Современные условия предъявляют новые требования к правовому регулированию отношений в сфере окружающей среды, которые реализуются в рамках экологического права - самостоятельной отрасли в правовой системе Республики Беларусь

Содержание

Введение стр.3
1.Понятие, виды и содержание
экологических правоотношений стр.3-10
2.Субъекты и объекты экологических
правоотношений стр.10-21
Заключение стр.21-22
Список использованных источников стр.23

Работа содержит 1 файл

Тема № 3.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

Отнесение земель к видам, указанным в статье 7 Кодекса, осуществляется в соответствии с их природно-историческими  признаками, состоянием и характером использования. Перевод земель из одного вида в другой осуществляется при: изъятии  и предоставлении земельных участков, внутрихозяйственном строительстве или изменении их целевого назначения; проведении мероприятий по освоению новых земель, улучшению или иному изменению их состояния и характера использования, требующих материально-денежных затрат; переводе сельскохозяйственных земель в несельскохозяйственные или менее продуктивные сельскохозяйственные земли; изменении состояния земель в результате воздействия вредных антропогенных и (или) природных факторов. Порядок перевода земель из одних видов в другие и отнесения земель к определенным видам устанавливается Президентом Республики Беларусь (ст.8).

При определении  состава земель Республики Беларусь как объекта природоресурсных отношений  законодательство не разграничивает понятия  земли и земельных ресурсов. Земельные ресурсы в законодательстве, как правило, отождествляются с земельным участком, который используется или может использоваться для различных видов деятельности, поскольку существует неразрывная связь земли и ее полезных свойств.

Как самостоятельный объект отношений в области охраны окружающей среды выступает климат. Выделение климата в качестве объекта правовой охраны предпринято в связи с подписанием Республикой Беларусь «Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата» от 9 мая 1992г.

Компоненты  природной среды, сохранившие свои природные свойства, объединяются в природный объект - естественную экологическую систему, или природный комплекс, - функционально и естественно связанные между собой природные объекты, объединенные географическими и иными соответствующими признаками (ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»).

Окружающая  среда как объект правовой охраны представляет собой совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов ктов (ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»). Это сложный природно-социальный комплекс, который возникает в процессе взаимодействия общества с природной средой и который испытывает на себе всю нагрузку хозяйственной деятельности.

Как объект правовой охраны окружающая среда в отличие  от естественной природной среды  обладает следующими особенностями:

  1. она является качественно новой структурой, в которой 
    соединяются естественные природные элементы с результатами человеческой деятельности;
  2. качественное состояние окружающей среды в отличие от 
    природной достигается средствами ее защиты, охраны и оздоровления;

З)центральный объект охраны естественной природной среды – экосистема природы, объект охраны в сфере окружающей среды — экологическое благополучие человека (охрана окружающей среды — средство достижения экологического благополучия).

Следует обратить внимание на наличие в составе  окружающей среды не только объектов, имеющих естественное происхождение, таких как компоненты природной среды и природные объекты (комплексы), но и объектов, которые таким признаком не наделены, но которые, находясь в составе окружающей среды, подлежат эколого-правовому регулированию -природно-антропогенные объекты и антропогенные объекты.

Согласно  Закону Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» природно-антропогенный объект - природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.

Антропогенный объект рассматривается как объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов. Включенные в состав окружающей среды, они рассматриваются как элементы, которые воздействуют и изменяют состояние самой окружающей среды.

Среди объектов отношений в области охраны окружающей среды Закон выделяет «особо охраняемые природные территории, типичные и редкие природные ландшафты, естественные экологические системы, иные природные объекты». Объекты экологических правоотношений могут быть объединены понятием «природный комплекс», рассматриваемым как функционально и естественно связанные между собой природные объекты, объединенные географическими и иными соответствующими признаками. Правовое регулирование природных комплексов обусловлено их уникальным природным характером, позволяющим выделять их в качестве особо охраняемых природных территорий.

В качестве одного из объектов отношений в области охраны окружающей среды ст. 5 Закона называет околоземное космическое пространство. Правовой режим космического пространства регулируется космическим правом - отраслью международного публичного права. В качестве самостоятельного объекта отношений в области охраны окружающей среды в Законе названо право природопользования.

 

Заключение

 

Таким образом, экологические правоотношения — это  урегулированные нормами права общественные отношения,  возникающие в сфере взаимодействия общества с окружающей средой. Правовому регулированию подлежат лишь общественно значимые отношения, такие, которые по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию. Состав экологического правоотношения - субъект, объект (окружающая среда и ее элементы) и содержание (объем прав и обязанностей субъектов). Для возникновения конкретных экологических правоотношений требуется наличие определенных юридических фактов, т.е. таких действий или событий, которые в соответствии с законодательством порождают определенные права и обязанности участников правоотношений или событий.

Экологические правоотношения характеризуются определенными признаками: они складываются на основе норм экологического права; субъекты правоотношения являются носителями конкретных прав и обязанностей. При этом если один субъект правоотношения является обладателем определенных прав, то на другого возлагаются корреспондирующие им обязанности. Так, в соответствии с Конституцией и многими законами устанавливается право человека и гражданина на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды. Этим правам корреспондирует обязанность государственных органов, предприятий и иных субъектов экологического права такую информацию предоставить; экологические правоотношения носят сознательно-волевой характер. Они складываются на основе правовых норм, созданных по воле людей. Субъекты правоотношений посредством волевых и осознаваемых действий реализуют свои права и обязанности, предусмотренные этими нормами; они гарантируются государством и охраняются в необходимых случаях его принудительной силой. Государство создает необходимые политические, экономические, социальные и иные условия для реализации эколого-правовых норм. В случае нарушения участниками экологического правоотношения при реализации ими прав и обязанностей меры свободы, определенной правовыми нормами, государство использует принудительную силу.

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.).- Минск: Амалфея, 2006.- 48 с.
  2. Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008 г. № 425-З (в ред. от 6 ноября 2008 г.)//«Эталон»/База «Законодательство», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2009.
  3. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З (в ред. от 8 июля 2008 г.)//«Эталон»/База «Законодательство», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2009.
  4. Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»  от  26 ноября 1992 г. №  1982-XII (в ред. от 8 июля 2008 г.) //«Эталон»/База «Законодательство», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2009.
  5. Закон «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» от 20 февраля 1991 г. № 617-XII (в ред. от 5 января 2008 г.) //«Эталон»/База «Законодательство», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2009.
  6. Балашенко  С.А. и др. Экологическое право. – Минск: Высшая школа, 2009 - 318 с.

 

 


Информация о работе Экологические правоотношения