Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 22:56, реферат
Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов признается одним из стратегических направлений политики Республики Беларусь. Современные условия предъявляют новые требования к правовому регулированию отношений в сфере окружающей среды, которые реализуются в рамках экологического права - самостоятельной отрасли в правовой системе Республики Беларусь
Введение стр.3
1.Понятие, виды и содержание
экологических правоотношений стр.3-10
2.Субъекты и объекты экологических
правоотношений стр.10-21
Заключение стр.21-22
Список использованных источников стр.23
Теме № 3
Экологические правоотношения
Содержание
Введение стр.3
1.Понятие, виды и содержание
экологических правоотношений стр.3-10
2.Субъекты и объекты экологических
правоотношений стр.10-
Заключение стр.21-22
Список использованных источников стр.23
Введение
Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов признается одним из стратегических направлений политики Республики Беларусь. Современные условия предъявляют новые требования к правовому регулированию отношений в сфере окружающей среды, которые реализуются в рамках экологического права - самостоятельной отрасли в правовой системе Республики Беларусь
Актуальность исследования темы «Экологические правоотношения» заключается в том, что экологической право как отрасль белорусского права представляет собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения по сохранению, воспроизводству и изучению окружающей природной среды, а также по рациональному использованию природных ресурсов. В экологическом праве как отрасли права фиксируются правила поведения людей, вытекающие из объективных законов природы и соответствующие действию этих законов. Предметом экологического права являются общественные отношения, возникающие в области взаимодействия общества и природы, по поводу использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
1.Понятие, виды и содержание экологических правоотношений
Экологическое право — отрасль права в правовой системе Республики Беларусь. В процессе взаимодействия человека с окружающей средой возникают разнообразные общественные отношения, которые принято классифицировать исходя из сложившихся форм такого взаимодействия. Исторически первой формой взаимодействия человека с природой является природопользование, в этом процессе истощаются почвы и полезные ископаемые, ухудшается качество воды, видоизменяется биота - биологическая часть природы и т.д. Изменения, вызванные использованием природных ресурсов, требуют применения мер по их восстановлению (в случаях, когда это возможно), а также по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности общества. Вторая форма взаимодействия общества с окружающей средой - ее охрана. И если использование человеком природных ресурсов осуществляется на протяжении всего периода существования человеческой цивилизации, то осознание на общественном уровне необходимости охраны окружающей среды пришло после определенного количественного и качественного изменения природы.
Таким образом, предмет экологического права - это отношения по использованию и охране компонентов природной среды и отношения по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.
Экологическое право - комплексная отрасль права, т.е. совокупность норм, регулирующих разнородные, но взаимосвязанные общественные отношения, объединенные определенной сферой - окружающей средой. Отношения, входящие в предмет экологического права, имеют двойственный характер -природоресурсный и природоохранный. Комплексный характер экологического права проявляется также в том, что в его предмет входят общественные отношения, которые, являясь экологическими по содержанию (возникают по поводу окружающей среды), по правовой форме могут быть отнесены к иным правовым отраслям: конституционному праву (например, конституционные права граждан в области охраны окружающей среды), гражданскому праву (например, право собственности на природные ресурсы, а также иные частно-правовые формы их использования - аренда, сервитут, концессия; возмещение вреда, причиненного воздействием на окружающую среду), финансовому (финансирование природоохранных мероприятий), налоговому (экологическое налогообложение), административному и уголовному (применение мер ответственности за нарушение экологического законодательства) и т.д.
Экологические правоотношения — это урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества с окружающей средой.
Правовому регулированию подлежат лишь общественно значимые отношения, такие, которые по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию.
По этой причине не всякое взаимодействие человека с окружающей средой нуждается в правовом закреплении, например не требует регламентации нормами права естественное существование человека - когда человек дышит, ест, спит, отдыхает на свежем воздухе. Однако если человек отдыхает в особо охраняемой природной территории, собирает ягоды и грибы в лесу, удит рыбу, его поведение подпадает под понятие общего природопользования, которое в определенной степени подлежит правовому регулированию.
Экологические правоотношения классифицируют в зависимости от форм воздействия человека на природу на следующие виды:
-отношения, связанные с изъятием веществ из природной среды (по добыче полезных ископаемых);
-отношения, связанные с загрязнением природной среды;
-отношения, возникающие в связи с возобновлением, восстановлением и улучшением природного вещества;
-отношения, возникающие в связи с использованием
полезных
качеств природного вещества
или объекта без его изъятия;
-отношения, не связанные с хозяйственным использованием природных объектов;
-отношения, возникающие в связи с охраной окружающей среды и ее элементов.
Основываясь на объективно обусловленных формах взаимодействия общества и природы, экологические отношения подразделяют на отношения:
Природоресурсовые отношения возникают в области использования природных ресурсов с целью удовлетворения материальных и культурных потребностей людей.
Природоохранительные отношения выражают требования охраны природной среды в процессе ее хозяйственного использования.
Природоресурсные отношения по степени воздействия на природную среду в процессе хозяйственной и иной деятельности подразделяют:
Природоохранные отношения классифицируются:
Основываясь на выделении в природной среде отдельных ее компонентов (земли, недр, вод, растительного и животного мира, атмосферного воздуха), природных объектов (например, лесов), выделяют соответствующие группы экологических отношений:
Состав экологического правоотношения - субъект, объект (окружающая среда и ее элементы) и содержание (объем прав и обязанностей субъектов).
Экологические правоотношения характеризуются определенными признаками:
• они складываются на основе норм экологического права;
• субъекты правоотношения являются носителями конкретных прав и обязанностей. При этом если один субъект правоотношения является обладателем определенных прав, то на другого возлагаются корреспондирующие им обязанности. Так, в соответствии с Конституцией и многими законами устанавливается право человека и гражданина на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды. Этим правам корреспондирует обязанность государственных органов, предприятий и иных субъектов экологического права такую информацию предоставить;
• экологические правоотношения носят сознательно-волевой характер. Они складываются на основе правовых норм, созданных по воле людей. Субъекты правоотношений посредством волевых и осознаваемых действий реализуют свои права и обязанности, предусмотренные этими нормами;
• они гарантируются государством и охраняются в необходимых случаях его принудительной силой. Государство создает необходимые политические, экономические, социальные и иные условия для реализации эколого-правовых норм. В случае нарушения участниками экологического правоотношения при реализации ими прав и обязанностей меры свободы, определенной правовыми нормами, государство использует принудительную силу.
Экологические правоотношения направлены на обеспечение интересов человека, гражданина, общества и государства в рамках общественных отношений, образующих предмет экологического права, т.е. отношений собственности на природные ресурсы, по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных химических, физических и биологических воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности, по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Для возникновения конкретных экологических правоотношений требуется наличие определенных юридических фактов, т.е. таких действий или событий, которые в соответствии с законодательством порождают определенные права и обязанности участников правоотношений или событий.
Юридические факты —
это такие жизненные
Все юридические факты делятся на действия и события. Действия всегда являются осознанными и волевыми актами поведения людей. Они делятся на правомерные и неправомерные. Все действия классифицируются на юридические акты и поступки. Юридические акты — действия, которые направлены на достижение определенных юридических последствий. К примеру, согласно ст. 33 Закона республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха» от 15 апреля 1997 г. № 29-3 (в ред. 13 июня 2007 г.) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками могут производиться только на основании разрешений, выдаваемых республиканским органом государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды или его территориальными органами в пределах их полномочий. Объемы этих выбросов определяются на основании нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Юридическим актом в данном случае будет обращение лица — владельца стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха в уполномоченный государственный орган за разрешением и выдача разрешения республиканским органом государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды или его территориальными органами в пределах их полномочий.
Юридические поступки — это такие действия, которые независимо от намерения лица влекут возникновение юридических последствий, т.е. порождают, изменяют либо прекращают экологическое правоотношение.
Например, в соответствии со ст. ст. 33 Закона республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха» от 15 апреля 1997 г. № 29-3 (в ред. 13 июня 2007 г.) субъекты хозяйствования, деятельность которых связана с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить организационные, технические и иные мероприятия для обеспечения выполнения условий и требований, предусмотренных разрешениями на выброс, принимать меры по снижению выбросов загрязняющих веществ, обеспечивать бесперебойную, с показателями не ниже проектных, работу и поддержание в исправном техническом состоянии сооружений, оборудования и аппаратуры для очистки выбросов и контроля за ними, а также осуществлять постоянный учет количества и состава загрязняющих атмосферный воздух веществ.
В контексте обсуждения вопроса о действиях как формы юридических фактов, служащих основанием возникновения экологических правоотношений, важно обратить внимание на то, что необходимость их (действий) осуществления всеми субъектами экологического права, в том числе государства в лице уполномоченных органов, вытекает из закона. К примеру, одной из основных мер охраны окружающей среды является нормирование ее качества — соответствующее требование установлено Законом об охране окружающей среды. Правительство устанавливает лимиты выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; утверждает нормативы потребления атмосферного воздуха для производственных нужд (ст.15 Закона).