Экологические правоотношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:57, контрольная работа

Описание работы

Понятие, содержание и состав экологических правоотношений.
Экологические правоотношения - общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы и урегулированные нормами экологического права.
Основанием возникновения правоотношений служат юридические факты. В области экологии имеет значение подразделения их на события и действия.
Событие возникает и порождает эколого-правовые отношения помимо воли человека (стихийные бедствия, пожары, извержения вулканов, и т.п.) Они не всегда выступают как чисто природные как чисто природные явления, а часто как следствие непродуманной деятельности человека. Действующее законодательство учитывает наличие таких факторов в двух аспектах: в виде возложения обязанностей на полномочные органы государства, хозяйствующих субъектов по предупреждению и устранению вредных последствий природных факторов.

Содержание

1. Понятие, содержание и состав экологических правоотношений.
2. Понятие, состав и правовой режим природно- заповедного фонда.
3. Правовой режим использования и охраны вод.
4. Задача.

Работа содержит 1 файл

экологическое право.doc

— 80.50 Кб (Скачать)

В связи с  этим каждый источник загрязнения должен соблюдать установленные для него компетентными государственными органами нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ (ПДВ). Нормативы предельно допустимых выбросов вредных веществ устанавливаются исходя из условия недопустимости превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах.

При эксплуатации хозяйственных и других объектов запрещается:

- осуществлять  сброс в водные объекты не очищенных и не обезвреженных в соответствии с установленными нормативами сточных вод;

- производить  забор воды из водных объектов, существенно влияющий на их  состояние;

- осуществлять  сброс сточных вод, содержащих  вещества, для которых не установлены  предельно допустимые концентрации, или содержащих возбудителей инфекционных заболеваний.

В случае превышения норм ПДВ или сброса сточных вод, содержащих вещества, для которых  не установлены соответствующие нормативы, нарушении других требований по рациональному использованию и охране вод, сброс сточных вод может быть ограничен, приостановлен или запрещен вплоть до прекращения деятельности производственного объекта по решению Правительства РФ или органов исполнительной власти субъектов РФ по представлению органов управления водным фондом, охраны окружающей среды или санитарно-эпидемиологического надзора.

При размещении, проектировании, строительстве, вводе  в эксплуатацию хозяйственных и  других объектов, а также внедрении  новых технологических процессов  должно учитываться их влияние на состояние водных объектов и окружающую природную среду. Места строительства (реконструкции) хозяйственных и иных объектов, влияющих на состояние водных объектов, а также ведение строительных, дноуглубительных, взрывных и иных работ на водных объектах должны согласовываться с органом управления водным фондом, государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора, другими органами управления использованием и охраной природных ресурсов.

Запрещается ввод в эксплуатацию:

- хозяйственных  и других объектов, в том числе фильтрующих накопителей, захоронений отходов, городских и других свалок, не оборудованных устройствами, очистными сооружениями, предотвращающими загрязнение, засорение, истощение водных объектов;

- водозаборных  и сбросных сооружений без  устройств, обеспечивающих учет забираемых и сбрасываемых вод;

- водозаборных  и иных гидротехнических сооружений  без установления зон санитарной  охраны и создания пунктов наблюдения за показателями состояния водных объектов.

Источники загрязнения, находящиеся на суше, не должны вызывать загрязнения и засорения водных объектов сверх установленных нормативов воздействия на водные объекты, что должно обеспечиваться приоритетным применением технологий, не оказывающих негативного влияния на окружающую природную среду, ограничением использования токсичных веществ и тяжелых металлов, введением научно обоснованных методов измерения и расчетов сбросов сточных вод в водные объекты.

Закон устанавливает  обязанности водопользователей  принимать меры к сокращению расхода  воды, прекращению сброса сточных вод путем совершенствования технологии производства и схем водоснабжения (применения безводных технологических процессов, воздушного охлаждения, замкнутых систем технического водоснабжения и др.) (ст. 98, 105 Водного кодекса РФ).

В интересах  устойчивого удовлетворения в воде потребностей населения и отраслей экономики, поддержания оптимальных условий водопользования, рационального использования водных ресурсов и обеспечения благоприятного экологического и санитарно-эпидемиологического состояния водных объектов Министерством природных ресурсов РФ для водопользователей устанавливаются лимиты водопользования.

Лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) - это предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества в водные объекты в течение определенного периода времени.

В целях охраны вод от засорения запрещается сброс в водные объекты и захоронение в них производственных, бытовых и других отходов (ст. 96 ВК РФ).

Запрещается захоронение и сброс радиоактивных и токсичных веществ (материалов) в водные объекты, а также проведение на водных объектах работ, при которых используется ядерная и иные виды технологий, сопровождающихся выделением радиоактивных и токсичных веществ.

Владельцы средств водного транспорта, плавучих и других сооружений на водных объектах, лесосплавляющие организации должны не допускать загрязнения и засорения вод вследствие потерь масел, древесины, химических, нефтяных и других продуктов.

Не разрешается  эксплуатация самоходных и несамоходных судов, а также иных объектов, находящихся на поверхности водных объектов, без устройств по сбору сточных вод, отходов и отбросов, образующихся на этих судах и объектах.

Предприятия, организации  и учреждения обязаны не допускать загрязнения и засорения поверхности водосборов и ледяного покрова водоемов производственными, бытовыми и другими отходами и отбросами, а также нефтяными продуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами, смыв которых повлечет ухудшение качества поверхностных и подземных вод.

Существенной  чертой правовой охраны вод является установление водоохранных зон водных объектов.

Водоохранная  зона - это территория, примыкающая  к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира.

Соблюдение  специального режима на территории водоохранных зон является составной частью комплекса природоохранных мер по улучшению гидрологического, гидрохимического, гидробиологического, санитарного и экологического состояния водных объектов и благоустройству их прибрежных территорий.

В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых  вводятся дополнительные ограничения  природопользования. Правовой режим  этих территорий регулируется Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных полосах.

В целях охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также лечебных, курортных и оздоровительных нужд населения, устанавливаются зоны и округа санитарной охраны.

Водным кодексом РФ регулируются также вопросы аварийного загрязнения вод в результате залповых сбросов вредных веществ, определяются понятия зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия на водных объектах (ст. 97, 116 ВК РФ), предусматриваются меры предупреждения и ликвидации последствий вредного воздействия вод (наводнений, затоплений, разрушения берегов, плотин и т. д., заболачивания и засоления земель, эрозии почв, селей и др.).

Законодательством предусмотрено создание различных  категорий особо охраняемых водных объектов - природных экосистем, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые полностью или частично, постоянно или временно изымаются из хозяйственной деятельности. Это могут быть участки внутренних морских вод, водно-болотные угодья, водотоки и водоемы, отнесенные к уникальным природным ландшафтам, зоны охраны истока или устья водных объектов, места нереста ценных видов рыб и др. Специальным Федеральным законом «Об охране озера Байкал» установлен особый правовой режим охраны уникальной экологической системы - Байкальской природной территории, которая является природным объектом всемирного наследия.

 

 

Список использованной литературы.

1. КоАП РФ.

2. ВК РФ.

3. ФЗ РФ "Об  охране окружающей среды" от 10.01.2002г. №7-ФЗ

4. Одум Ю.- Основы  экологии- М., 1996.

5. Охрана окружающей  среды- под редакцией С.А. Брылова  - М., 1997.

6. Охрана окружающей  среды/ справочник, составитель-  Л.Т. Шариков, М., 1996.

 

4. Задача.

 

Житель г. Архангельска гр. Петров И.С. обратился в Березовский  районный комитет по земельным ресурсам и землеустройству с заявлением о предоставлении ему земельного участка в собственность для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства из земель резервного фонда района. В обосновании он указал виды сельскохозяйственной деятельности, которые он намеревается освоить в создаваемом крестьянском (фермерском) хозяйстве. Березовская районная организация отказала гр. Петрову С.И. в выделении ему земельного участка, обосновав это решение тем, что автор заявления не является местным жителем. Гр. Петров И.С. обратился в суд.

Какие категории  граждан имеют право на получение  земельных участков в собственность и для каких целей?

Каков порядок  предоставления земельных участков гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства?

Какие решения  должен вынести суд по данному  делу?

 

В соответствии со статьей 28 Земельного Кодекса Российской Федерации земельные участки могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам в собственность, в безвозмездное срочное пользование, также они могут быть предоставлены за плату или бесплатно в случаях предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ. Категории граждан, имеющих право на получение земельной доли, устанавливаются законами субъектов РФ. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены для  ведения крестьянского (фермерского) хозяйства либо для строительства.

Порядок предоставления земельных участков гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства описан в статье 12  Федерального закона Российской Федерации "О крестьянском (фермерском) хозяйстве":

1. Граждане, которые заинтересованы  в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны: 
1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение) 
2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду) 
3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно) 
4) срок аренды земельных участков; 
5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства) 
6) предполагаемое местоположение земельных участков. 
К заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства. На основании заявления орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация в течении месяца обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его. Далее в соответствии с п.4 ст.12 исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду с приложением проекта его границ. П.5 ст.12 -договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. П.6 ст.12 -решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.

Право на образование фермерского хозяйства в соответствии с ФЗ РФ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" может быть предоставлено гражданам, иностранным гражданам и даже лицам без гражданства. В законе не говорится о том, что человек, желающий образовать фермерское хозяйство, должен проживать в том районе, где просит выделить ему земельный участок. Суд рассмотрев дело, должен признать отказ Березовского районного комитета не правомерным, так как в законодательстве не оговаривается место проживания, желающего образовать фермерское хозяйство, но также суд должен указать гр. Петрову С.И. на то, что в заявление не указаны условия предоставления земельного участка в собственность, а именно бесплатно или за плату.

Таким образом, суд может  принять решение обязать Березовский  районный комитет выделить земельный участок гр. Петрову С.И., за неправомерностью отказа или не удовлетворить иск Петрова, объяснив, что заявление было составлено с недочетами и для того, чтобы получить земельный участок он должен предоставить новое заявление с полным объемом информации, которая должна содержатся в заявлении в соответствии с п.1 ст.12 ФЗ РФ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".

 

 

Список  использованной литературы.

1. ЗК РФ.

2. ФЗ РФ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"

от 11.06.2003 № 74-ФЗ.

3. Постатейный комментарий к ФЗ РФ от 24.02.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"- изд. второе, перераб. и допол. Авторы: Калинин Н.И., Удачин А.А.

4. Постатейный комментарий к ФЗ РФ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 11.06.2003 № 74-ФЗ. Авторы: Калинин Н.И., Удачин А.А.


Информация о работе Экологические правоотношения