Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:57, контрольная работа
Понятие, содержание и состав экологических правоотношений.
Экологические правоотношения - общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы и урегулированные нормами экологического права.
Основанием возникновения правоотношений служат юридические факты. В области экологии имеет значение подразделения их на события и действия.
Событие возникает и порождает эколого-правовые отношения помимо воли человека (стихийные бедствия, пожары, извержения вулканов, и т.п.) Они не всегда выступают как чисто природные как чисто природные явления, а часто как следствие непродуманной деятельности человека. Действующее законодательство учитывает наличие таких факторов в двух аспектах: в виде возложения обязанностей на полномочные органы государства, хозяйствующих субъектов по предупреждению и устранению вредных последствий природных факторов.
1. Понятие, содержание и состав экологических правоотношений.
2. Понятие, состав и правовой режим природно- заповедного фонда.
3. Правовой режим использования и охраны вод.
4. Задача.
Содержание.
1. Понятие, содержание и состав экологических правоотношений.
2. Понятие, состав и правовой режим природно- заповедного фонда.
3. Правовой режим использования и охраны вод.
4. Задача.
1. Понятие, содержание и состав экологических правоотношений.
Экологические
правоотношения - общественные отношения,
возникающие в сфере
Основанием возникновения правоотношений служат юридические факты. В области экологии имеет значение подразделения их на события и действия.
Событие возникает и порождает эколого-правовые отношения помимо воли человека (стихийные бедствия, пожары, извержения вулканов, и т.п.) Они не всегда выступают как чисто природные как чисто природные явления, а часто как следствие непродуманной деятельности человека. Действующее законодательство учитывает наличие таких факторов в двух аспектах: в виде возложения обязанностей на полномочные органы государства, хозяйствующих субъектов по предупреждению и устранению вредных последствий природных факторов.
Действие - наиболее распространенное основание возникновения экологических правоотношений. Т.к. антропогенная деятельность является основным источником причинения вреда природной среде, а через нее и человеку. Действия можно подразделить на позитивные и негативные.
Позитивное поведение человека как участника правоотношений означает выполнение им в процессе природопользования экологических предписаний закона.
Такие действия можно подразделить на:
1. Использование природных ресурсов.
2. Охрану окружающей природной среды.
Т.е. на экономические действия, оказывающие влияние на природную среду и на экологические - нейтрализующие вредные последствия указанной деятельности.
Негативное экологическое правоотношение - когда нарушаются экологические предписания, причиняется вред природной среде и здоровью человека. Такие юридические факты становятся Экологическими правонарушениями. Негативные экологические правоотношения формируют механизм эколого-правовой ответственности.
Непременным участником экологических правоотношений является государство, как субъект в лице своего компетентного органа. Государство остается субъектом и тогда, когда природные ресурсы становятся собственностью юридических или физических лиц, либо передаются им во владение, постоянное или временное пользование, аренду.
С другой стороны, субъектом экологических отношений становится юридическое или физическое лицо, оказывающее воздействие на окружающую среду с целью ее потребления, использования, воспроизводства или охраны. Под Хозяйствующими субъектами понимаются предприятия, воздействующие на окружающую природную среду.
Государственные органы выступают в качестве носителей экологических полномочий по управлению и контролю в области охраны окружающей природной среды.
Объектами экологических правоотношений являются природные объекты. В качестве таковых могут выступать отдельные природные объекты - леса, недра, и т.д. Кроме того, объектами правоотношений могут выступать природные комплексы: заповедники, национальные природные парки, заказники и т.д.
От вида объекта правоотношения зависят те права и обязанности, которые возникают у субъектов.
Под содержанием экологического правоотношения понимаются права и обязанности участников правоотношений по использованию и охране окружающей природной среды. По содержанию прав и обязанностей все субъекты подразделяются на четыре категории:
1. природопользователи
- носители прав и обязанностей
по рациональному
2. органы представительной и исполнительной власти, специально уполномоченные органы государства, имеющие право на регулирование использования природных ресурсов, на контроль за охраной.
3. общественные
объединения экологического
4. органы судебно-прокурорского
надзора, осуществляющие
Наряду с отраслевыми полномочиями существуют также комплексные полномочия. Носителями таких полномочий выступают специально уполномоченные государственные органы: Минприроды РФ.
Список использованной литературы.
1. Экологическое право, учебник, 2006 год. под редакцией профессора Боголюбова С.А.
2. Веденин Н.Н. Экологическое право: Вопросы и ответы- М.: Новый Юрист, 1998 год.
3. Ерофеев Б.В. Экологическое право: Учебник- М. : Новый Юрист, 1998 год.
2. Понятие, состав и правовой режим природно-заповедного фонда.
Природно- заповедный фонд представлен уникальными природными комплексами, полностью или частично изъятыми из хозяйственной деятельности, предназначенными для использования в научных и природоохранных целей, подлежащим государственной охране. К нему относятся заповедники, национальные парки и заповедные лесные участки.
Все возрастающие
темпы вовлечения природных ресурсов
в сферу производства, усиление использования
природной среды для
Для объектов и территорий, отнесенных к заповедному фонду устанавливается специальный правовой режим (3 вида):
1. режим абсолютного заповедывания предполагает недопустимость вмешательства в естественный ход природных процессов. Не подверглись вмешательству заповедники, памятники природы, растения и животные, внесенные в красную книгу;
2. режим относительного заповедывания- установление абсолютных запретов на хозяйственное использование 1или 2 компонентов окружающей среды с допущением ограничения эксплуатации других природных ресурсов, расположенных на данной территории. Государственные природные заказники;
3. смешанный режим заповедывания охраны. Имеют следующее: зоны абсолютного заповедывания и зоны относительного заповедывания, где допускается использование природных ресурсов. Национальный парк, природный парк.
Государственный
кадастр особо охраняемых природных
территорий ведется в целях оценки
состояния природно-
3. Правовой режим использования и охраны вод.
Характерной особенностью правового режима вод является всестороннее регулирование их охраны от различных вредных воздействий.
Правовая охрана вод - это система закрепленных законом мер, направленных на предотвращение их загрязнения, засорения и истощения. Загрязнением или засорением водное законодательство признает ухудшение качества вод в результате сброса в водные объекты или поступления в них иным способом вредных веществ (загрязнение) либо предметов или взвешенных частиц (засорение). Истощение вод - устойчивое сокращение их объема (ст. 1 Водного кодекса РФ).
В сфере охраны водных объектов важное значение имеют разработка и реализация государственных программ по использованию и охране вод, экологический мониторинг водных объектов, осуществление государственного учета поверхностных и подземных вод, ведение государственного водного кадастра.
С целью обеспечения соблюдения
юридическими лицами и гражданами установленного
порядка рационального
Законодательством предусмотрено,
что использование водных объектов
должно осуществляться с минимально
возможными негативными последствиями
для водных объектов. При их использовании
гражданам и юридическим лицам необходимо
проводить производственно-
Вместе с тем водное законодательство устанавливает целый ряд специальных мер, требований и запретов но охране вод.
Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, обеспечивается в первую очередь с помощью установления и соблюдения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты. Они устанавливаются исходя из:
- предельно допустимой величины антропогенной нагрузки, длительное воздействие которой не приведет к изменению экосистемы водного объекта;
- предельно допустимой массы вредных веществ, которая может поступить в водный объект и на его водосборную площадь.
В целях охраны вод, обеспечения здоровья и безопасности населения устанавливаются нормативы содержания загрязняющих, вредных веществ в воде - их предельно допустимые концентрации (ПДК). На поддержание качества вод, соответствующего этим нормативам, направлены нормы водного законодательства, регулирующие хозяйственную деятельность, которая оказывает негативное воздействие на воды.
Для предупреждения и устранения загрязнения водных объектов, которое может наступить в результате этой деятельности, определяются источники загрязнения. Источниками загрязнения признаются объекты, с которых осуществляется сброс или иное поступление в водные объекты вредных веществ, ухудшающих качество поверхностных и подземных вод, ограничивающих их использование, а также негативно влияющих на состояние дна и берегов водных объектов.
Охрана водных объектов от загрязнения осуществляется посредством регулирования деятельности как стационарных, так и других источников загрязнения.
Граждане и юридические лица при эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, обязаны принимать меры, предотвращающие загрязнение, засорение и истощение водных объектов и вредное воздействие вод (ст. 106). Сброс сточных вод, содержащих вредные вещества, допускается при наличии лицензии, выдаваемой органами управления использованием и охраной водного фонда, а также если такой сброс не приводит к увеличению содержания загрязняющих веществ свыше установленных норм - нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в воде (ПДК).