История развития права окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 06:21, контрольная работа

Описание работы

Экологическое право - одна из отраслей в системе российского права. Иногда эту отрасль называют правом окружающей среды.
Экологическое право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по охране окружающей среды от вредных химических, физических, биологических, радиационных воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности (оказывающей названное вредное воздействие на природную среду), а также по рациональному использованию природных ресурсов.

Содержание

Введение
История развития нормативного регулирования защиты прав собственности на природные ресурсы, охраны природы и природопользования в России до 1917 г.
Основные особенности развития правового регулирования природопользования и охраны природы в России в советский период
Современный этап развития экологического права
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

контр Эколог право.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

     В системе источников экологического права в этот период преобладали не законы, а подзаконные акты в виде постановлений Правительства СССР и РСФСР, ведомственных правил и инструкций. В то время не законы, а именно правительственные постановления определяли некоторые комплексные подходы к регулированию природопользования и охраны окружающей среды как единого объекта.

     Забота  об охране природы и лучшем использовании  природных ресурсов была признана на сессии Верховного Совета СССР в сентябре 1972 г. как одна из важнейших государственных задач. При этом мероприятия по дальнейшему усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов поручалось разработать Правительству СССР. Впоследствии эти мероприятия были закреплены не в законах, а в совместном постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 декабря 1972 г. «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов». Наряду с требованиями развития экологического нормирования, мониторинга окружающей среды, другими мерами, это постановление предусмотрело необходимость обязательного планирования мероприятий по охране природы и природопользованию в системе государственных планов социального и экономического развития. План охраны природы, утвержденный соответствующим представительным органом, становился юридически обязательным.

     Позже, 1 декабря 1978- г. было принято другое совместное постановление ЦК КПСС и  Совета Министров СССР —«О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов». С учетом роли, которая отводилась планированию как одному из главных инструментов регулирования общественного развития, с целью его совершенствования постановление предусматривало новую форму предпланового документа         территориальных комплексных схем охраны природы.

     Усилия  по обеспечению рационального природопользования и охраны природы, предпринимаемые на основе природоресурсного законодательства и названных правительственных постановлений, не давали, однако, видимых и ощутимых результатов. В конце 80-х гг. ЦК КПСС и Правительство СССР осознавали, что основными причинами резкого ухудшения состояния окружающей среды в стране являлись: слабое правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды, несовершенная организация государственного управления в этой сфере, «остаточный» принцип финансирования природоохранительной деятельности, отсутствие у предприятий экономических стимулов к рациональному использованию природных ресурсов и охране природы от загрязнения. 7 января 1988 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О коренной перестройке дела охраны природы в стране».

     Оно содержало ряд существенных директив. Основные из них: 1) консолидация государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды путем образования Государственного комитета СССР по охране природы (на основе подразделений природоресурсных министерств и ведомств, которые дублировали друг друга); 2) совершенствование экономического механизма, обеспечивающего эффективное использование и охрану природных богатств (прежде всего путем регулирования платы за природные ресурсы и загрязнение окружающей среды); 3) решение о подготовке проекта Закона СССР об охране природы.

     Эти директивы предстояло выполнять  уже в новых политических и социально-экономических условиях и фактически в новом государстве.

     Если  не считать Закона «Об охране природы  в РСФСР», правовое регулирование по поводу природы (окружающей среды) как интегрированного объекта осуществлялось главным образом в совместных постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР.4

     Основным  общим недостатком российского  законодательства в социалистический период, помимо существенных пробелов, было отсутствие в нем «работающего»  механизма обеспечения реализации норм. Низкая эффективность законодательства, истощение природных богатств и постоянное ухудшение качественного состояния окружающей среды — эти и другие факторы требовали новых подходов к правовому регулированию природопользования и охраны окружающей среды. 

     3. Современный этап  развития экологического  права

     Новые подходы к развитию права окружающей среды получают реализацию на современном этапе развития российского общества. Переход к рыночным отношениям в экономике, отказ от идеологических догм в праве, стремление российского общества к созданию в перспективе правового и социального государства, к установлению правовых норм по природопользованию и охране окружающей среды преимущественно в законах, а не в подзаконных актах — это те явления в экологическом праве, которые знаменуют начало нового этапа в его развитии.5

     Основой становления и развития экологического права является Конституция РФ, которая впервые в российской государственности установила ряд принципиально новых положений, предопределяющих формирование правовой системы. Конституция (ст. 1, 2, 7) определила Российскую Федерацию как демократическое правовое социальное государство, где человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, являются обязанностью государства и направлением его политики.

     К числу важнейших прав и свобод человека и гражданина отнесено право  каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о  ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями (ст. 46). Каждый имеет право на охрану здоровья (ст. 41).

     При этом каждый обязан сохранять природу  и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).

     В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (ст. 41).

     Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9).

     Защита  прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, общественной безопасности, вопросы владения, пользования  и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 72). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.6

     В развитие основополагающих положений, закрепленных Конституцией РФ, в первые годы государственности России был принят пакет законов, формирующих экологическое право. При этом в значительной степени была сохранена система советского права, где выделялись отдельные отрасли права по предмету правового регулирования, а не по функциям права и где по существу не нашлось места для экологического (природоохранного) права в его чистом виде. В эколого-правовой структуре советского права превалировали природоресурсные отрасли права (земельное, горное, водное, лесное право), где в рамках регулируемых ими отношений выявлялись эколого-правовые функции.

     Природоохранное право регулирует отношения в  сфере взаимодействия общества и  природы в комплексе ее связи. Следовательно, природоохранное законодательство, основанное на комплексном и/или интегрированном подходе, направленном на охрану окружающей среды в целом и на экологическое благополучие человека при гармонизации его экономических и экологических интересов, выполняет (или должно выполнять) головные функции, определяя нормы и требования природоресурсного законодательства.7

     Таким природоохранным законом, регулирующим взаимоотношения общества и природы, являлся Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.), который был призван в комплексе  с мерами правового, организационного, экономического и воспитательного воздействия способствовать формированию и укреплению экологического правопорядка и обеспечению экологической безопасности на всей территории Российской Федерации с целью сохранения природных богатств, естественной среды обитания, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, оздоровления и улучшения качества окружающей человека среды в интересах настоящего и будущего поколений людей, обеспечения реальных гарантий прав человека на здоровую и благоприятную для жизни и здоровья среду обитания. Приоритетным принципом охраны окружающей среды было определено - охрана жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения при сочетании экологических и экономических интересов общества.

     Закон определял государственную экологическую  политику и устанавливал обязанность  исполнительных органов власти Российской Федерации, субъектов РФ и органов  местного самоуправления осуществлять реализацию этой политики, планировать охрану окружающей среды, на основе оценки состояния окружающей среды и природных ресурсов разрабатывать экологические программы и обеспечивать их реализацию с использованием финансовых и материально-технических ресурсов. Среди прочих инструментов реализации экологической политики был определен экономический механизм охраны окружающей среды, устанавливающий, в частности, источники финансирования экологических программ, плату за использование природных ресурсов и негативное воздействие на окружающую среду; предоставление юридическим и физическим лицам налоговых, кредитных и других льгот при внедрении ими ресурсо- и энергосберегающих технологий, осуществлении иных природоохранных мероприятий; возмещение вреда, причиненного окружающей среде и здоровью человека. Плата за пользование природными ресурсами предусматривала плату за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов; за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; на воспроизводство и охрану природных ресурсов.8

     Особо следует отметить введение платы  за негативное воздействие на окружающую среду как компенсации хозяйствующими субъектами объективно неизбежного  причинения вреда природе. Эти экологические  платежи направлялись в единую систему  внебюджетных государственных экологических фондов. Средства фондов были предназначены для использования строго по целевому назначению - на природоохранную деятельность. Экологические платежи должны были быть стимулом для хозяйствующих субъектов экологизировать производство.9

     Закон также определял полномочия граждан  и общественных организаций в  сфере охраны окружающей среды, в  том числе по осуществлению общественного  экологического контроля; государственные  гарантии прав граждан. Основные нормы  закона 1991 г. получили подтверждение в Конституции РФ, принятой народом России в 1993 г. 10

     При известных недостатках в целом  закон 1991 г. был прогрессивным, определял  государственную экологическую  политику в период формирования новой  социально-экономической системы  и становления России как правового демократического государства, положил начало развитию экологического права, в том числе его природоресурсной отрасли.

     На  современном этапе экологическое  право развивается с учетом следующих важнейших факторов: кризисного состояния окружающей среды в стране и общественных потребностей в восстановлении благоприятной окружающей среды; дефектов существующего экологического законодательства, для которого характерны наличие пробелов и фрагментарность в правовом регулировании экологических отношений; перспектив создания правового и социального государства; происходящей трансформации общественных экономических отношений; введения ряда форм собственности на природные ресурсы; тенденций развития взаимоотношений общества и природы и экологического права в мире. Важнейшим принципом формирования экологического законодательства на современном этапе является его гармонизация с передовым мировым законодательством.

 

Заключение

     Подводя итог можно сказать, что экологическое право РФ характеризуется чрезвычайной интенсивностью развития. В своем историческом развитии, оно преодолело много периодов. В первый период охрана природы в основном сводилась к охране лесов и животного мира, в частности от браконьерства, к развитию системы заповедников. Затем возникают акты, регулирующие охрану вод и атмосферного воздуха при размещении промышленных предприятий, развиваются нормы об уголовной ответственности за несоблюдение этих актов. В советский период отношение законодателя менялось от природоресурсового к природоохранному, экологическому подходу в правотворчестве. Конец 80-х характеризуется принятием важнейших решений в сфере государственной экологической политики. На современном этапе законодатель стремится обновить многие устаревшие акты, например  законодательство о недрах и др. Экологическое законодательство стало интенсивнее развивается, и было принято много новых законов регулирующих экологические правоотношения. За два-три десятилетия создается разнообразнейшее и детальное регулирование, массив различных хуже или лучше согласованных между собой норм: от заповедного дела до ограничений на производство упаковочных материалов, от охраны редких растений до конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду.

Информация о работе История развития права окружающей среды