Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 06:21, контрольная работа
Экологическое право - одна из отраслей в системе российского права. Иногда эту отрасль называют правом окружающей среды.
Экологическое право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по охране окружающей среды от вредных химических, физических, биологических, радиационных воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности (оказывающей названное вредное воздействие на природную среду), а также по рациональному использованию природных ресурсов.
Введение
История развития нормативного регулирования защиты прав собственности на природные ресурсы, охраны природы и природопользования в России до 1917 г.
Основные особенности развития правового регулирования природопользования и охраны природы в России в советский период
Современный этап развития экологического права
Заключение
Библиографический список
В системе источников экологического права в этот период преобладали не законы, а подзаконные акты в виде постановлений Правительства СССР и РСФСР, ведомственных правил и инструкций. В то время не законы, а именно правительственные постановления определяли некоторые комплексные подходы к регулированию природопользования и охраны окружающей среды как единого объекта.
Забота об охране природы и лучшем использовании природных ресурсов была признана на сессии Верховного Совета СССР в сентябре 1972 г. как одна из важнейших государственных задач. При этом мероприятия по дальнейшему усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов поручалось разработать Правительству СССР. Впоследствии эти мероприятия были закреплены не в законах, а в совместном постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 декабря 1972 г. «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов». Наряду с требованиями развития экологического нормирования, мониторинга окружающей среды, другими мерами, это постановление предусмотрело необходимость обязательного планирования мероприятий по охране природы и природопользованию в системе государственных планов социального и экономического развития. План охраны природы, утвержденный соответствующим представительным органом, становился юридически обязательным.
Позже, 1 декабря 1978- г. было принято другое совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР —«О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов». С учетом роли, которая отводилась планированию как одному из главных инструментов регулирования общественного развития, с целью его совершенствования постановление предусматривало новую форму предпланового документа территориальных комплексных схем охраны природы.
Усилия по обеспечению рационального природопользования и охраны природы, предпринимаемые на основе природоресурсного законодательства и названных правительственных постановлений, не давали, однако, видимых и ощутимых результатов. В конце 80-х гг. ЦК КПСС и Правительство СССР осознавали, что основными причинами резкого ухудшения состояния окружающей среды в стране являлись: слабое правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды, несовершенная организация государственного управления в этой сфере, «остаточный» принцип финансирования природоохранительной деятельности, отсутствие у предприятий экономических стимулов к рациональному использованию природных ресурсов и охране природы от загрязнения. 7 января 1988 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О коренной перестройке дела охраны природы в стране».
Оно содержало ряд существенных директив. Основные из них: 1) консолидация государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды путем образования Государственного комитета СССР по охране природы (на основе подразделений природоресурсных министерств и ведомств, которые дублировали друг друга); 2) совершенствование экономического механизма, обеспечивающего эффективное использование и охрану природных богатств (прежде всего путем регулирования платы за природные ресурсы и загрязнение окружающей среды); 3) решение о подготовке проекта Закона СССР об охране природы.
Эти директивы предстояло выполнять уже в новых политических и социально-экономических условиях и фактически в новом государстве.
Если не считать Закона «Об охране природы в РСФСР», правовое регулирование по поводу природы (окружающей среды) как интегрированного объекта осуществлялось главным образом в совместных постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР.4
Основным
общим недостатком российского
законодательства в социалистический
период, помимо существенных пробелов,
было отсутствие в нем «работающего»
механизма обеспечения
3. Современный этап развития экологического права
Новые подходы к развитию права окружающей среды получают реализацию на современном этапе развития российского общества. Переход к рыночным отношениям в экономике, отказ от идеологических догм в праве, стремление российского общества к созданию в перспективе правового и социального государства, к установлению правовых норм по природопользованию и охране окружающей среды преимущественно в законах, а не в подзаконных актах — это те явления в экологическом праве, которые знаменуют начало нового этапа в его развитии.5
Основой становления и развития экологического права является Конституция РФ, которая впервые в российской государственности установила ряд принципиально новых положений, предопределяющих формирование правовой системы. Конституция (ст. 1, 2, 7) определила Российскую Федерацию как демократическое правовое социальное государство, где человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, являются обязанностью государства и направлением его политики.
К числу важнейших прав и свобод человека и гражданина отнесено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями (ст. 46). Каждый имеет право на охрану здоровья (ст. 41).
При этом каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).
В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (ст. 41).
Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9).
Защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, общественной безопасности, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 72). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.6
В развитие основополагающих положений, закрепленных Конституцией РФ, в первые годы государственности России был принят пакет законов, формирующих экологическое право. При этом в значительной степени была сохранена система советского права, где выделялись отдельные отрасли права по предмету правового регулирования, а не по функциям права и где по существу не нашлось места для экологического (природоохранного) права в его чистом виде. В эколого-правовой структуре советского права превалировали природоресурсные отрасли права (земельное, горное, водное, лесное право), где в рамках регулируемых ими отношений выявлялись эколого-правовые функции.
Природоохранное
право регулирует отношения в
сфере взаимодействия общества и
природы в комплексе ее связи.
Следовательно, природоохранное
Таким
природоохранным законом, регулирующим
взаимоотношения общества и природы,
являлся Закон РСФСР «Об охране
окружающей природной среды» (1991 г.),
который был призван в
Закон
определял государственную
Особо
следует отметить введение платы
за негативное воздействие на окружающую
среду как компенсации
Закон также определял полномочия граждан и общественных организаций в сфере охраны окружающей среды, в том числе по осуществлению общественного экологического контроля; государственные гарантии прав граждан. Основные нормы закона 1991 г. получили подтверждение в Конституции РФ, принятой народом России в 1993 г. 10
При
известных недостатках в целом
закон 1991 г. был прогрессивным, определял
государственную экологическую
политику в период формирования новой
социально-экономической
На
современном этапе
Заключение
Подводя итог можно сказать, что экологическое право РФ характеризуется чрезвычайной интенсивностью развития. В своем историческом развитии, оно преодолело много периодов. В первый период охрана природы в основном сводилась к охране лесов и животного мира, в частности от браконьерства, к развитию системы заповедников. Затем возникают акты, регулирующие охрану вод и атмосферного воздуха при размещении промышленных предприятий, развиваются нормы об уголовной ответственности за несоблюдение этих актов. В советский период отношение законодателя менялось от природоресурсового к природоохранному, экологическому подходу в правотворчестве. Конец 80-х характеризуется принятием важнейших решений в сфере государственной экологической политики. На современном этапе законодатель стремится обновить многие устаревшие акты, например законодательство о недрах и др. Экологическое законодательство стало интенсивнее развивается, и было принято много новых законов регулирующих экологические правоотношения. За два-три десятилетия создается разнообразнейшее и детальное регулирование, массив различных хуже или лучше согласованных между собой норм: от заповедного дела до ограничений на производство упаковочных материалов, от охраны редких растений до конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду.