Государственное управление в сфере экологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:46, контрольная работа

Описание работы

На землях сельскохозяйственного назначения сельхозкооператива «Приволжский» решением местной администрации строительному управлению был предоставлен во временное пользование земельный участок для добычи песка, камня и глины в связи с выполнением дорожных работ.
Приступив к работе, строительное управление не приняло предусмотренных законом мер по сохранению плодородного слоя почвы и не выполнило своих обязательств по рекультивации земель по окончании цикла работ или всей работы.
Каковы обязанности землепользователя по сохранению почвенного слоя земли при выполнении несельскохозяйственных работ?
Каков порядок возмещения вреда, причиненного невыполнением этих обязанностей?

Содержание

Теоретическая часть:
Государственное управление в сфере экологии. Функции экологического управления.
Правовые основы использования атмосферного воздуха.
Практическая часть:

Работа содержит 1 файл

экологическое право.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

     - обеспечения соответствующими органами, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды;

     - соблюдения требований, в том  числе нормативов и нормативных  документов, в области охраны  окружающей среды;

     - обеспечения экологической безопасности.

     Для определения объектов хозяйственной и иной деятельности, природных объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, был принят Правительством РФ в рамках постановления от 29 октября 2002 г. N 777 Перечень должностных лиц федерального органа исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральные государственные инспектора в области охраны окружающей среды).

     Права, обязанности и ответственность  государственных инспекторов в  области охраны окружающей среды  определены в ст. 66 Федерального закона "Об охране окружающей среды". Среди них можно выделить следующие: посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами; проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды; проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов; приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических лиц и физических лиц при нарушении ими законодательства в области охраны окружающей среды; привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; иные определенные законодательством полномочия.

     Экологический контроль является одним из средств управления охраной окружающей среды.

     Основные  признаки государственного экологического контроля следующие:

     1) осуществляется от имени государства;

     2) осуществляется специально уполномоченными на то органами и должностными лицами;

     3) носит вне- и надведомственный характер;

     4) представляет собой одну из функций государственного экологического управления;

     5) сопряжен с применением в необходимых случаях мер административного принуждения1 "В условиях ухудшения окружающей среды и изменения социально-экономических условий жизни Российское государство принимает меры к усилению государственного экологического контроля и его правовой базы. В утвержденных Правительством РФ положениях о специально уполномоченных государственных органах в области охраны окружающей среды, о других министерствах, государственных комитетах и ведомствах предусматриваются полномочия, призванные обеспечить постоянный, систематический и всеобщий экологический контроль"2

     Производственный  экологический контроль согласно Федеральному закону "Об охране окружающей среды" (ст. 67) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны предоставлять сведения об организации производственного экологического контроля в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие соответственно государственный и муниципальный контроль в порядке, установленном законодательством.

     Производственный  экологический контроль, как правило, осуществляется экологической службой юридических хозяйствующих лиц и субъектов. Данный вид контроля "включает проверку выполнения планов по охране окружающей среды, в том числе предусматривающих совершенствование технологий и улучшение качества продукции, соблюдение экологических правил, стандартов и нормативов производственной деятельности, строительства природоохранных объектов, проведения работ по рекультивации нарушенных земель, устранение иных негативных последствий производственной деятельности"3. Муниципальный контроль в области охраны окружающей среды (муниципальный экологический контроль) производится на территории муниципального образования органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

     Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Общественный экологический контроль осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством. Результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

     "По  законодательству РФ общественный экологический контроль может осуществляться в различных формах: а) общественные слушания и их специфическая форма - парламентские слушания; б) референдумы; в) общественная экологическая экспертиза; г) обращения в средства массовой информации; д) направление жалоб, заявлений, исков в правоохранительные органы и суд"4 . 
 
 
 
 

  1. Правовые  основы использования атмосферного воздуха.

     2.1. Законодательство об охране атмосферного воздуха

     Объектами правовой охраны и компонентами природной  среды являются, согласно Федеральному закону "Об охране окружающей среды": атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое  пространство.

     Под атмосферным воздухом, в качестве предмета правового регулирования, понимается естественная смесь газов  атмосферы, находящаяся за пределами  помещений.

     Атмосферный воздух служит основой климатических  и погодных условий, используется в  качестве транспортной, звуковой коммуникации, является защитой от космических излучений и средой для выброса газообразных отходов. Главное – без атмосферного воздуха и его кислорода не существует ничего живого на Земле и человек без него не может прожить и несколько минут.

     Атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и  околоземное космическое пространство тесно связанны друг с другом, образуя  некое экологическое единство; законодательства о регулировании их использования  в комплексе пока не существует в  целостном виде.

     Двести лет назад А.Н. Радищев в "Путешествии из Петербурга в Москву" писал: "Единственное, что нельзя отнять у христианина, так это воздух". Однако, научно – технический прогресс проделал такой путь, что вопрос об изъятии, продаже, загрязнении и охране воздуха встает на повестку дня.

     Задачей законодательства об охране атмосферного воздуха является регулирование  общественных отношений в этой области. Цели регулирования – сохранение в чистоте и улучшение состояния  атмосферного воздуха; предотвращение и снижение вредных химических, физических, биологических и иных воздействий на атмосферу, вызывающих неблагоприятные последствия для населения, народного хозяйства страны, растительного и животного мира; укрепление законности и правопорядка в области охраны атмосферного воздуха.

     Головным  нормативным правовым актом является Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" 1999 г.

     В соответствии с ним, изданы иные акты законодательства РФ и субъектов  РФ. Ими регулируются компетенция  государственных и иных органов  в области охраны атмосферного воздуха, государственный учет вредных воздействий на него, наблюдение, контроль, разрешение споров и ответственность в области охраны атмосферного воздуха.

     Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха осуществляется, согласно законодательству, Правительством РФ непосредственно или через специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха, а также органами государственной власти субъектов РФ.

     К полномочиям органов государственной власти РФ в области охраны атмосферного воздуха относятся формирование и проведение единой государственной политики на территории России, формирование единой нормативно – методической базы, установление порядка государственного учета выбросов вредных (загрязняющих) веществ и вредных физических воздействий на атмосферный воздух.

     Правительством  РФ утверждены: постановление о порядке  установления и пересмотра экологических  и гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух и государственной регистрации вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ, Положение о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников. МПР России предусмотрены Базовые нормативы платы за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников.

     Органы  государственной власти субъектов  РФ в области охраны атмосферного воздуха участвуют в организации  и проведении государственного мониторинга и государственного контроля, регулируют передвижение транспортных средств на соответствующих территориях в целях уменьшения выбросов, информируют население о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении и выполнении программ улучшения качества атмосферного воздуха. 

     2.2. Установление предельно допустимых выбросов вредных веществ

     Для оценки состояния атмосферного воздуха  законодательством РФ устанавливаются  нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Нормативы являются едиными для всей территории страны. Но с учетом природно – климатических особенностей и повышенной социальной ценности отдельных территорий (заповедников, заказников, национальных парков, курортных или иных рекреационных зон) могут устанавливаться более строгие нормативы предельно допустимых вредных воздействий на воздух.

     Нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ), вредных веществ стационарными  и передвижными источниками загрязнения  учитывают производственную мощность конкретных объектов и их совокупность в пределах города или иного населенного пункта так, чтобы сумма их выбросов с учетом перспектив развития данного района не привела к превышению вредных веществ в атмосферном воздухе.

     Выброс  вредных веществ стационарным источником загрязнения допускается в каждом конкретном случае на основании разрешения, где предусматриваются ПДВ и другие условия и требования, обеспечивающие охрану атмосферного воздуха в интересах проживающего на соответствующей территории населения.

     Предприятия обязаны соблюдать эти условия и требования – проводить организационно – хозяйственные и технические мероприятия для их выполнения, добиваться снижения выбросов, обеспечивать бесперебойную работу и поддержание в исправном состоянии сооружений, оборудования и аппаратуры для очистки выбросов и контроля за ними, осуществлять постоянный учет количества и состава вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу.

     Экологические нормативы качества атмосферного воздуха, предельно допустимые (критические) нагрузки на экологические системы устанавливает Министерство природных ресурсов РФ. Министерство здравоохранения и социального развития РФ устанавливает и пересматривает гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха.

     Проекты конкретных индивидуальных производственных нормативов разрабатывают сами предприятия с учетом предложений органов местного самоуправления, научных учреждений, общественных объединений, мнения населения. Конкретным предприятиям нормативы вопросов утверждают специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды и охраны атмосферного воздуха. 

Информация о работе Государственное управление в сфере экологии