Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 17:05, реферат
В то же время примеров эффективного решения экологических проблем относительно мало - локальные успехи компенсируются появлением новых проблем и ростом масштаба нерешенных. Экологическая проблема традиционно рассматривается как одна из важнейших глобальных проблем человечества, и наблюдаемые процессы глобализации дают возможность подойти к решению этой проблемы на международном уровне, причем используя не только политические, но и экономические рычаги. На национальном уровне схема использования экономических рычагов для стимулирования решения экологических проблем была опробована в первой половине 90-х гг. в США. Анализу данной схемы и результатам ее использования было уделено достаточно много внимания, в первую очередь, в самих США.
Актуальность Киотского протокола;
II. Основная часть;
III. Заключение;
IV. Литература;
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Факультет «Международный институт государственной службы и управления»
Реферат
на тему:
«Киотский Протокол»
Выполнил:
Студент 1 курса заочного отделения
факультета МИГСУ
направление «ГМУ»
программа «Управление государственными
и муниципальными предприятиями» 28 группа
Афонин Андрей Дмитриевич
______________________________
______________________________
______________________________
«_____»_____________2012 г.
Москва – 2012
Содержание
I. Актуальность Киотского протокола;
II. Основная часть;
III. Заключение;
IV. Литература;
I. Актуальность темы
В последние десятилетия экологическая проблематика набирает все больший вес не только в политике и социологии, но и в экономике. Экологическим проблемам начинают уделять внимание не только государственные структуры и общественные организации, но и коммерческие компании - растет корпоративная социальная ответственность бизнеса.
В то же время примеров эффективного решения экологических проблем относительно мало - локальные успехи компенсируются появлением новых проблем и ростом масштаба нерешенных. Экологическая проблема традиционно рассматривается как одна из важнейших глобальных проблем человечества, и наблюдаемые процессы глобализации дают возможность подойти к решению этой проблемы на международном уровне, причем используя не только политические, но и экономические рычаги. На национальном уровне схема использования экономических рычагов для стимулирования решения экологических проблем была опробована в первой половине 90-х гг. в США. Анализу данной схемы и результатам ее использования было уделено достаточно много внимания, в первую очередь, в самих США.
Посредством разработки Киотского протокола к Рамочной Конвенции ООН об изменении климата была предпринята попытка распространить имеющийся национальный опыт на международный уровень. Однако до последнего времени эту попытку нельзя было назвать полностью успешной. При наличии позитивной позиции ряда стран (в первую очередь, Европейского Союза) Протокол не мог вступить в силу вследствие отказа США от участия в данной схеме (несмотря на внутренний позитивный опыт применения аналогичной схемы для решения экологических проблем) и неопределенности позиции России.
Осенью 2004 г. Россией было принято решение о ратификации Киотского протокола, что привело к его вступлению в силу в феврале 2005 г. и необходимости выполнения развитыми странами (кроме Австралии и США) обязательств по снижению выбросов парниковых газов в 2008-2012 гг.
Необходимость разработки и реализации мероприятий в сфере реализации Киотского протокола (и в частности, в сфере снижения выбросов парниковых газов) неизбежно окажет влияние на экономическое развитие стран и геополитическую обстановку в мире.
II.Основная часть
Киотский протокол — международный документ, принятый в Киото (Япония) в декабре 1997 года в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК). Он обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов в 2008-2012 годах по сравнению с 1990 годом. Период подписания протокола открылся 16 марта 1998 года и завершился 15 марта 1999 года.
Статус соглашения
По состоянию на 26 марта 2005 Протокол был ратифицирован 181 страной мира (на эти страны совокупно приходится более чем 61 % общемировых выбросов). Заметным исключением из этого списка являются США. Первый период осуществления протокола начнётся 1 января 2008 году и продлится пять лет до 31 декабря 2012 года, после чего, как ожидается, на смену ему придёт новое соглашение. Предполагалось, что такое соглашение будет достигнуто в декабре2009 года на конференции ООН в Копенгагене.
Детали соглашения
Количественные обязательства
Киотский протокол стал первым глобальным соглашением об охране окружающей среды, основанным на рыночном механизме регулирования — механизме международной торговли квотами на выбросы парниковых газов.
Страны Приложения B Протокола определили для себя количественные обязательства по ограничению либо сокращению выбросов на период с 1 января 2008 года по 31 декабря 2012 года. Цель ограничений — снизить в этот период совокупный средний уровень выбросов 6 типов газов (CO2, CH4, гидро фтор углеводороды, пер фтор углеводороды, N2O, SF6) на 5,2 % по сравнению с уровнем 1990 года.
Основные обязательства взяли на себя индустриальные страны:
Евросоюз должен сократить выбросы на 8 %
Япония и Канада — на 6 %
Страны Восточной Европы и Прибалтики — в среднем на 8 %
Россия и Украина — сохранить среднегодовые выбросы в 2008—2012 годах на уровне 1990 года
Развивающиеся страны, включая Китай и Индию, обязательств на себя не брали.
Обязательства на последующие годы будут предметом серии переговоров, которая была открыта на первой Встрече сторон Киотского протокола (MOP-1 — англ. Meeting of theParties to the Kyoto Protocol), прошедшей в ноябре-декабре 2005 года в Монреале.
охрана окружающий среда киотский
Механизмы гибкости
Протокол также предусматривает так называемые механизмы гибкости:
торговлю квотами, при которой государства или отдельные хозяйствующие субъекты на его территории могут продавать или покупать квоты на выбросы парниковых газов на национальном, региональном или международном рынках;
проекты совместного осуществления — проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые на территории одной из стран Приложения I РКИК полностью или частично за счёт инвестиций другой страны Приложения I РКИК;
механизмы чистого развития — проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые на территории одной из стран РКИК (обычно развивающейся), не входящей в Приложение I, полностью или частично за счёт инвестиций страны Приложения I РКИК.
Механизмы гибкости были разработаны на 7-й Конференции сторон РКИК (COP-7), состоявшейся в конце 2001 года в Марракеше (Марокко), и утверждены на первой Встрече сторон Киотского протокола (MOP-1) в конце 2005 года
Страны, участвующие в подписании протокола
Страны, подписавшие протокол
Абсолютное большинство, практически все страны.
Страны, подписавшие, но не ратифицировавшие протокол
США
Страны, не подписавшие протокол
Афганистан, Сомали, Андорра, Ватикан, Сан-Марино, Западная Африка.
Рамочная конвенция ООН по изменениям климата
В феврале 1991 года под эгидой ООН были начаты переговоры о принятии Рамочной конвенции по изменениям климата (РКИК ООН). Конвенция была подписана на саммите в Рио-де-Жанейро в июне 1992 года, и историю выработки Киотского протокола нельзя понять в отрыве от этого основополагающего документа. РКИК ООН родилась из столкновения нескольких факторов, связанных с экологической проблематикой конца 80-х годов. С одной стороны, резко возрос уровень обеспокоенности политиков и общественности вопросом изменений климата, а с другой, ООН уже не первый год раздирало противостояние стран Севера и стран Юга. Пропасть, которую предстояло преодолеть в процессе переговоров, была огромной. Многих уже не надо было убеждать в серьезности проблемы и необходимости ее срочного решения. Эти участники переговоров стремились к принятию соглашения, которое содержало бы строгие обязательства по ограничению эмиссии веществ, способствующих возникновению парникового эффекта. Конвенция разрабатывалась на протяжении пятнадцати месяцев. В этом документе излагались основные принципы, установления, процедуры и изначальные обязательства договорившихся сторон. В ходе дальнейших переговоров именно это соглашение и было принято как Рамочная конвенция ООН по изменениям климата.
Основной целью РКИК является сдерживание изменений в атмосфере и стабилизация их на безопасном уровне: “Главной задачей этой Конвенции ... является ... достижение стабильного содержания в атмосфере газов, вызывающих парниковый эффект, на том уровне, при котором исчезнет опасность антропогенного вмешательства в баланс климатической системы Земли…”
Преамбула и сами принципы Конвенции являются набором признанных всеми сторонами фактов и руководящих принципов, охватывающих широкий спектр вопросов: научную основу проблемы; лидирующую роль промышленно развитых стран в производстве эмиссии в прошлом; принцип, согласно которому ответные действия “должны отражать экологические особенности и особенности развития стран”; “принцип суверенности государств в процессе международного сотрудничества”; необходимость постоянных исследований и осуществления мер,
“постоянно переоцениваемых в свете каждого нового открытия”; идею о том, что “различные действия могут быть оправданы экономически и помогать решению других проблем окружающей среды”. Значительным аспектом этого соглашения было то, что оно обязало страны-участницы постоянно предоставлять друг другу подробную информацию о программах и перспективах борьбы с выбросами в атмосферу, которая позволяла бы оценить эффективность их усилий. Несколько подпунктов статьи 4 посвящены финансовой стороне помощи развивающимся странам, которую должны оказывать страны, перечисленные в приложении II, то есть, в основном, страны ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). Цель этой помощи состоит в том, чтобы не оставить развивающиеся страны один на один с обязательствами, взятыми ими на себя в соответствии с Конвенцией, и в первую очередь она должна быть оказана государствам, которым особенно угрожают изменения климата. Эти подпункты предусматривают помощь по переводу старых технологий на экологически безопасные принципы или по предоставлению доступа к экологически безопасным технологиям и “ноу-хау”.
Последующие статьи определяют организационный механизм функционирования конвенции и финансовые механизмы.
Таким образом, РКИК сформировала определенное пространство в сфере международного права, установила принципы, с которыми по большей части готовы были согласиться все подписавшие ее стороны. В ней заявляется, что проблема изменений климата достаточно серьезна, а странам Третьего мира даны заверения, что ответственность за решение этой проблемы в данное время лежит прежде всего на промышленно развитых государствах. Конвенция недвусмысленно формулирует принципиальный подход к решению проблемы: постепенный, основанный на постоянном уточнении информации, усиленно подчеркивающий необходимость распространять информацию и подвергать переоценке обязательства сторон.
Одним из первых, кто ратифицировал Конвенцию, стало правительство США, вскоре за ним последовали и многие другие. К декабрю 1990 года РКИК ООН была ратифицирована в общей сложности в 50 странах, что стало достаточным для ее вступления в силу. Это и произошло спустя три месяца в соответствии с законом. Такой срок можно назвать достаточно коротким для международного соглашения подобного масштаба. Уже после вступления Конвенции в силу ее одна за другой ратифицировали и многие другие страны: ко времени переговоров в Киото их было уже 167, не считая ЕС. Российская Федерация ратифицировала РКИК в ноябре 1994 г.
Следующим шагом должен был стать запланированный созыв первой ежегодной конференции участников Конвенции; эта конференция была призвана оценить пройденный со времени саммита путь и определить направление дальнейшего развития. Ее решили провести в Берлине. На состоявшейся в 1995 г. Первой сессии Конференции Сторон РКИК было принято решение 1/СР1, получившее название “Берлинский мандат”, в соответствии с которым был начат международный переговорный процесс по разработке нового юридически обязательного документа, дополняющего РКИК в части конкретных обязательств сторон по численному сокращению или ограничению выбросов. Обсуждение организационных вопросов в Берлине проходило довольно спокойно, если не считать провала попыток согласовать формальные процедурные нормы (эта ситуация повторилась и в Киото). Дольше всего продолжались дебаты о торговле квотами. По этому вопросу был достигнут перспективный компромисс, предусматривавший пробные попытки в этом направлении, но без четко сформулированных обязательств по зачету эмиссии странам-донорам. В Берлине стороны согласились с тем, что прежние обязательства являются недостаточными “для долгосрочных действий в период после 2000 года”. Было решено начать вырабатывать меры по ужесточению обязательств, взятых на себя промышленно развитыми странами, перечисленными в Приложении I. Было решено, что новых требований по отношению к развивающимся странам выдвигаться не будет, а “намеченный объем работы необходимо завершить по возможности к 1997 году, чтобы ее результаты можно было утвердить на третьей сессии Конференции сторон”. Так было положено начало новым интенсивным переговорам, в конце концов, завершившимся встречей в Киото.
Подготовка Киотского Протокола: переговорный процесс
Конференция в Киото стала самым многочисленным и представительным событием в деле международной охраны окружающей среды со времени Всемирного саммита в Рио-де-Жанейро, прошедшего пятью годами ранее. Киотская конференция, однако, принципиально отличалась от саммита, где речь шла о привлечении внимания международной общественности к проблеме климата, о выработке общих принципов и стратегии действий. В Киото представители различных стран должны были принять совершенно определенные и юридически безупречные обязательства, признав тем самым, что предыдущие соглашения с их декларациями и увещеваниями оказались недостаточными. Отсюда и невероятная сложность переговоров: надо было сформулировать обязательства, найти способ их точно сформулировать количественно, распределить между участниками, определить механизм контроля за их исполнением. Основными направлениями переговоров (и, соответственно, дебатов) стали: