Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 17:21, реферат
В истории становления и развития отечественного института государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) исключительная роль принадлежит знаменитому постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 07.01.1988 г. № 32 «О коренной перестройке дела охраны природы в стране». Этот документ, провозгласивший о создании «союзно-республиканского» Государственного комитета СССР по охране природы (Госкомприрода СССР), возлагал на данный комитет и осуществление государственной экологической экспертизы генеральных схем развития и размещения производительных сил cтраны и отраслей народного хозяйства, а также проектов на строительство (реконструкцию) предприятий и иных объектов, оказывающих воздействие на состояние окружающей среды и природных ресурсов.
Введение………………………………………………………3
Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ)………..5
Понятие экологической экспертизы………………………..5
Предмет экологической экспертизы………………………..5
Виды экологической экспертизы……………………………6
Объекты экологической экспертизы…………………. ……6
Порядок государственной экологической экспертизы…….11
Заключение государственной экологической экспертизы…15
Права и обязанности экспертов ГЭЭ………………………..17
Заключение……………………………………………………19
Литература…………………………………………………….28
6. Заключение.
Требования обязательности и гласности ГЭЭ являются мощнейшим стимулом для заказчиков и проектных организаций в подготовке материалов экологического обоснования намечаемой хозяйственной деятельности. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и ГЭЭ стали одним из немногих эффективных механизмов в сфере охраны природы, реально обеспечивающие реализацию конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду и получение достоверной информации.
Особо нужно отметить позитивную роль ГЭЭ в обеспечении принятия обоснованных решений, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности в границах особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Так, например, в том числе и благодаря институту ГЭЭ в конечном итоге был «отвергнут» проект строительства высокоскоростной магистрали «Москва-Санкт-Петербург», угрожающий фрагментацией территории Валдайского национального парка.
Безусловно, система ГЭЭ имеет и значительные изъяны. Это — и ее известная коррупционная составляющая, и управляемость (особенно — путем формирования экспертных комиссий), и зачастую декларативность принципа независимости, и необоснованный максимализм перечня объектов экспертизы, и длительные сроки проведения. Но при всем при этом ее позитивная роль в обеспечении экологической безопасности страны признается подавляющим большинством специалистов-экологов. В целом, формирование и развитие института ГЭЭ стало одним из наиболее ярких (если не единственным) достижений экологической политики России, проводимой с начала 90-х годов прошлого века.
Однако
немало представителей бизнеса и
связанных с ним
18 декабря 2006 г. принимается Федеральный закон № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации». В пояснительной записке к нему было указано, что данный закон направлен на устранение административных барьеров в целях увеличения объемов жилищного строительства, а также на совершенствование механизмов вовлечения в хозяйственный оборот земельных участков для жилищного строительства. На практике вступление в силу этого закона привело к фактической ликвидации ГЭЭ как основного природоохранного института. Кроме того, принятый Закон внес изменения в значительное число федеральных законов, в том числе «Об экологической экспертизе», «Об охране окружающей среды», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об использовании атомной энергии», «Об охране озера Байкал», и ряд других, явно не имеющих отношения к жилищному строительству. Закон исключил из перечня объектов государственной экологической экспертизы документацию, обосновывающую градостроительную деятельность, а именно документы территориального планирования, и практически все объекты строительства (кроме объектов, указанных в федеральных законах "О континентальном шельфе Российской Федерации", "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации"). Помимо объектов градостроительной деятельности из объектов экологической экспертизы исключалась документация на изменение функционального статуса, вида и характера использования территорий федерального значения, в том числе материалы, обосновывающие перевод лесных земель в нелесные.
Нельзя не отметить, что указанный закон еще на стадии принятия получил отрицательное заключение Комитета Госдумы по экологии. Специальное заявление о недопустимости его принятия приняли Общественная палата Российской Федерации и Московская городская Дума. На Всероссийской конференции «Экологическая политика и гражданское общество», проходившей 14.11.2006 г. в Кремле, за сохранение экологической экспертизы высказались представители крупнейших российских промышленных компаний - «Норильский никель» и «Лукойл», не говоря уже о многочисленных протестах общественных природоохранных организаций. Но все оказалось тщетным: данный закон был принят.
Принятие данного Федерального закона оказалось особенно болезненным и для системы ООПТ как федерального, так и регионального уровня. Последовавшая за принятием ревизия законодательства заметно увеличила угрозу сохранению территориальной целостности и изменению существующего режима ООПТ в угоду агрессивному бизнесу. Так, например, в ходе реализации Федеральной целевой программы «Развитие города Сочи как горноклиматического курорта» соответствующие хозяйствующие структуры неоднократно пытались добиться строительства промышленного водозабора для освоения Ачепсинского месторождения пресных вод на территории Кавказского заповедника. И этот случай не единственный.
Особая ситуация складывается с участками ООПТ, которые планируются к включению в состав особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Это уже коснулось национальных парков Куршская коса, Прибайкальского, Сочинского. С одной стороны все логично – создание особых экономических зон способствует экономическому становлению природоохранных территорий, обеспечивает рекреационную составляющую деятельности ООПТ, развивает туризм, экологическое образование и т.д. А с другой стороны – очевидный риск масштабного антропогенного прессинга на охраняемые экосистемы. В отсутствие института ГЭЭ решить эту задачу практически невозможно.
Эту
проблему в полной мере ощутили и
в МПР России. Так, в рамках ФЦП
«Развитие города Сочи как горноклиматического
курорта» предусматривалось
Невозможность использования института ГЭЭ сыграла отрицательную роль и в ходе непрекращающихся «баталий» вокруг планов строительства ряда олимпийских объектов на территории Сочинского национального парка в районе хребта Грушевый. Значительное число высококвалифицированных специалистов категорически настаивает на переносе этого строительства, мотивируя этот шаг особой ценностью и уязвимостью охраняемых экосистем данного урочища (недавно это мнение озвучили и приезжавшие в Россию эксперты ЮНЕП). Их оппоненты (в том числе из правительственных структур) предъявляют свои «весомые» аргументы, однако поставить в деле окончательную точку способен только легитимный арбитр в лице ГЭЭ. Стало ясно: в условиях нарастающего антропогенного прессинга ООПТ лишились апробированного механизма правовой защиты в лице ГЭЭ.
Однако 16 мая 2008 г. ситуация в данной сфере поменялась радикальным образом: Президент России подписал Федеральный закон № 75-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об экологической экспертизе» и статьи 49 и 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации». В результате:
Во-первых,
дополнен перечень объектов государственной
экологической экспертизы. Теперь,
в соответствии с обновленной
редакцией Федерального закона «Об
экологической экспертизе»
федерального уровня:
проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капремонт которых предполагается осуществлять на землях ООПТ федерального значения, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию, капремонт которых предполагается осуществлять на землях ООПТ регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция, капремонт таких объектов на землях ООПТ допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Федерации (подпункт 7.1 статьи 11);
регионального уровня:
проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капремонт которых предполагается осуществлять на землях ООПТ регионального и местного значения (за исключением проектной документации, отнесенной к объектам ГЭЭ федерального уровня).
Во-вторых, внесены изменения в статью 14 ФЗ «Об экологической экспертизе», уточняющие порядок проведения ГЭЭ вышеуказанных объектов.
Введено также еще одно дополнение. Предусмотрено, что при проведении ГЭЭ заключение общественной экологической экспертизы учитывается в случае, если общественная экологическая экспертиза была проведена в отношении того же объекта до дня окончания срока проведения ГЭЭ. Федеральный закон от 16.05.2008 г. № 75-ФЗ внес также изменения в Градостроительный кодекс РФ. Статья 49 этого Кодекса дополнена новыми частями, в том числе устанавливающими следующее.
Для проведения ГЭЭ проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капремонт которых предполагается осуществлять на землях ООПТ, такая проектная документация в установленном Правительством Российской Федерации порядке представляется в:
федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение государственной экспертизы проектной документации, в отношении объектов, строительство, реконструкцию, капремонт которых предполагается осуществлять на землях ООПТ федерального значения, и в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию, капремонт которых предполагается осуществлять на землях ООПТ территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция, капремонт таких объектов на землях ООПТ допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Федерации;
орган исполнительной власти субъекта Федерации, уполномоченный на проведение государственной экспертизы проектной документации, в отношении объектов, строительство, реконструкцию, капремонт которых предполагается осуществлять на землях ООПТ регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, указанной выше. Также установлено, что федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Федерации, уполномоченные на проведение государственной экспертизы проектной документации и в соответствии с частью 4 настоящей статьи осуществляющие такую государственную экспертизу, направляют представленную заказчиком проектную документацию объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях ООПТ, на ГЭЭ в установленном законом порядке.
Сказать, что данная корректировка законодательства Российской Федерации о ГЭЭ благожелательно встречена природоохранным сообществом — ничего не сказать. Это результат полуторогодовой борьбы научной и природоохранной общественности за возрождение предельно девальвированного института ГЭЭ. Не случайно этот вопрос был одним из центральных на совещании у Заместителя Председателя Правительства России А.Д. Жукова с участием лидеров ключевых общественных экологических организаций в феврале 2007 г. (посвященном экологическим аспектам проведения в г. Сочи Зимних олимпийских игр 2014 года). Идея «возврата» института ГЭЭ «хотя бы» в отношении проектов строительства на ООПТ были официально поддержаны правительственными структурами (и позиционировались в числе мер обеспечения экологической безопасности при подготовке к Олимпиаде в Сочи).
Последствия
прошедшей корректировки
Очевидно, что это обстоятельство, с одной стороны, осложняет и задачи, поставленные перед госкорпорацией «Олимпстрой» и частными инвесторами по строительству инфраструктуры зимней олимпиады на территории Сочинского национального парка. Во всяком случае, им придется вносить коррективы в сетевой график реализации соответствующих мероприятий – сегодня он подготовлен без учета сроков и процедуры государственной экологической экспертизы. А с другой стороны – обеспечивает необходимую надежность и экологическую безопасность. Также очевидно, что в самое ближайшее время требуется внести определенные изменения и дополнения в документы, регламентирующие порядок проведения ГЭЭ, учитывающие нововведения – в противном случае есть риск «пробуксовки» этого процесса (например, части процедуры оплаты работы экспертной комиссии).
Информация о работе Государственная экологическая экспертиза