Оценка эффективности использования традиционных и электронных каталогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 00:04, курсовая работа

Описание работы

Культура во все времена определяла уровень развития общества, отражая все этапы человеческого познания и совершенствования. Традиционными хранилищами культурного наследия нации всегда были и остаются, по сей день, библиотеки. Современная библиотека располагает не только привычными книжными, журнальными и газетными фондами. Сегодня в ее арсенале аудио- и видео-средства, новейшее техническое оснащение, компьютерные технологии и системы. Библиотечные каталоги – важнейшая часть справочно-библиографического аппарата, исторически сложившаяся одновременно с возникновением библиотек. Библиотечные каталоги также – динамически развивающаяся область библиотечной практики.

Содержание

Введение
1. Система каталогов и картотек: состояние и перспективы………………….5
1.1. Традиционные каталоги и картотеки…………………..……………….….5
1.2. Электронный каталог, как информационная система……………………14
2. Оценка эффективности использования традиционных и электронных каталогов. ……........17
2.1. Поисковые возможности традиционных и электронных каталогов……17
2.2. Анализ читательских предпочтений в использовании системы каталогов…………23
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

ЭФФЕКТивное использование ЭК и традиционных.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

Систематический каталог  необходим для правильного комплектования, так как по нему можно видеть полноту фонда по той или иной отрасли знания, теме, вопросу, соответствие содержания фонда запросам читателей. К систематическому каталогу библиотекари обращаются при организации книжных выставок и других форм пропаганды книги.

Поиск по систематическому каталогу ведется ступенчатым методом: сначала поиск деления, в котором читатель или библиотекарь предполагают найти произведение печати по интересующей их отрасли, теме, затем сплошной просмотр библиографических описаний, сгруппированных в найденном делении, с целью выбора материалов, соответствующих запросу.

Поиск нужного деления  может проводиться или непосредственно  по каталогу или с помощью алфавитно-предметного  указателя.

Предметный каталог выполняет знаково-коммуникативную, информационно-поисковую и педагогическую функции. Будучи реальным каталогом, отражающим содержание документов, он является средством поиска по тематическим запросам.

Организация и ведение  предметного каталога предполагают составление паспорта, в котором отражаются специфические сведения о нем: дата организации, охват фондов, принципы группировки записей и так далее.

К внешнему оформлению относятся  этикетки на каталожных ящиках. На этикетках  указываются первая и последняя  рубрики библиографических записей, включенных в ящик, и номер ящика.

Внешнее оформление каталога тесно связано с системой информации и пропаганды библиотечно-библиографических  знаний в библиотеке. Над каталожным шкафом должна находиться надпись «Предметный  каталог». На видном месте должны быть вывешены пояснительные надписи — памятки или плакаты, содержащие сведения о структуре и содержании предметного каталога. Для ориентировки читателей могут быть приведены алгоритмы поиска по предметному каталогу. Целесообразны разъяснения библиотекарями принципов построения предметного каталога при проведении консультаций у каталога или в процессе разыскания литературы вместе с читателями.

Ведение предметного  каталога облегчается наличием в библиотеке положения о системе каталогов, положения о предметном каталоге. Паспорта предметных каталогов и других методических материалов. Это не надо!

Многоаспектное отражение  библиотечного фонда в электронном  каталоге дает возможность проводить  поиск информации по любому элементу библиографической записи, в том числе и по тем, которые не могут быть использованы при поиске в традиционных каталогах, например, по индексам ISBN, ISSN, по году издания и по любой комбинации признаков.

Диалог пользователя и электронного каталога может происходить с помощью «меню» и «масок».

«Меню» – это список вариантов данных, выводимых на экран дисплея, который может помочь выбрать направление поиска из имеющихся вариантов. Например, «меню» тем может представить список делений таблиц классификации или перечень предметных рубрик.

«Маски» – это форматы, имеющие пустые поля, которые должны быть заполнены потребителем. Например, «маска» «Введите заглавие» подсказывает читателю путь разыскания книги по заглавию, которое он записывает в формат.

Основными носителями информации в электронном каталоге являются магнитные ленты, дискеты, жесткие диски (винчестеры), компакт-диски (CD-ROM), компактные оптические диски (CD-WORM, DVD-ROM). Компакт-диски могут содержать не только текстовую информацию, но и видеоизображения, звуковое сопровождение (речь или музыку) и другие мультимедийные средства. Обладая большой информационной емкостью, совместимостью с персональными компьютерами, компакт-диски являются надежным долговечным средством хранения и поиска информации.

Ольга Анатольевна помогите мне  написать этот параграф я Вас очень прошу.

Светлана, здесь  нужно просто более четко выделить именно тот момент, когда читатель осуществляет поиск, как осуществляет, какие вопросы удовлетворяются. Про систематический у вас все нормально. Продумайте немного остальные, что там можно добавить по поиску!!! А так в принципе можно оставить!!! 

2.2. Анализ читательских  предпочтений в использовании  системы

каталогов

В Шумилинской ЦБС  электронный каталог создали  сравнительно недавно. После того как электронный каталог стал доступен читателям, выяснилось: чтобы читатели могли самостоятельно в нем что-нибудь найти, сотрудники ЦБС должны постоянно повышать качество библиографического описания, прежде всего при предметизации документов и росписи их содержания набором ключевых слов. Никакая машина выполнить эту работу не в состоянии. От сотрудников отдела обработки литературы требуется не только умение работать на компьютере, но и четко структурировать библиографическую запись, знать особенности и уметь пользоваться системами классификаций, применять справочно-поисковый аппарат библиотеки при подготовке данных. Сам ввод данных в ЭВМ требует просто элементарной внимательности и аккуратности. После ввода запись обязательно редактируется специалистами, проводившими предмашинную подготовку документа.

Работа по определению эффективности использования автоматизированной библиотечной системы в начальной стадии. Первые попытки сбора и анализа подобной информации показывают актуальность и необходимость этой новой формы работы, выводы из нее очевидны:

- автоматизированная информационная система библиотеки наряду с традиционными формами библиотечного обслуживания пользуется постоянно растущим спросом;

- необходимо разрабатывать унифицированную систему показателей этого направления работы библиотек, методику обработки собранных данных;

- предлагаемая технология сбора и анализа данных обеспечивает учет работы автоматизированной библиотечной системы, которая может быть отражена в традиционных библиотечных отчетах как новая форма работы.

Очевидно, что работа с электронным каталогом вызывает определенные трудности у читателей. Как выяснилось, пользователи (37%) электронного каталога удовлетворены простотой поиска информации в электронном каталоге, но есть ряд негативных аспектов, которые не позволяют полностью перейти на использование электронного каталога: на первом месте доступность (количество компьютеров) и полнота (объем) предоставляемой в каталоге информации. Читатели вынуждены обращаться к карточным каталогам и картотекам, так как электронный каталог не доступен (занят другим читателем). Довольно представительна группа пользователей, которые не могут найти необходимую им информацию в электронном варианте каталога. Читатели  старшего поколения (50 и более лет) не хотят изменять своим устоявшимся привычкам и традиционно используют карточные каталоги и картотеки, даже не пытаясь овладеть навыками работы с электронным каталогом.

Таким образом, очевидно, что трудности при работе с  электронным каталогом у читателей возникают, прежде всего, из-за недостаточного количества пользовательских мест: читатель не всегда имеет свободный доступ к компьютеру, ограничен во времени при работе с электронным каталогом. А также от прямой зависимости частоты обращения к электронному каталогу, от возраста читателей. Все эти факторы оказывают тормозящее воздействие при приобретении навыков работы с электронным каталогом.

Совсем по-другому обстоит дело в Шумилинской ЦБС с традиционными каталогами. Согласно наблюдениям, самая высокая эффективность использования среди карточных каталогов и картотек – у алфавитного каталога: регулярно к нему обращаются 71,9% читателей. Ценное свойство алфавитного каталога – простота работы с ним. Читателю, разыскивающему описания интересующих его изданий, нет необходимости ориентироваться в системе классификации, без чего не обойтись при использовании систематического каталога. Знания основных библиографических сведений о разыскиваемом документе вполне достаточно для быстрого его нахождения. О популярности данного каталога свидетельствует и тот факт, что о нем знают буквально все читатели.

Вторым по эффективности  использования является предметный каталог: более половины пользователей  карточных каталогов (53,7%) обращаются к нему регулярно. Предметный каталог прост в использовании, имеет список предметных рубрик с развернутой системой ссылок, что позволяет получить справку по конкретному вопросу.

К сводному каталогу читатели обращаются редко (7%). Сводный каталог охватывает группу библиотек-филиалов и отражает их фонды полностью или частично по какому-либо определенному признаку. В сводном каталоге гораздо больший выбор документов, чем дает каждая из библиотек-филиалов, при этом он сохраняет компактность, так как сведения об отдельных экземплярах одних и тех же изданий, имеющихся в различных книгохранилищах, объединяются в одной библиографической записи. Сводный каталог обеспечивает кооперацию усилий при комплектовании фондов, является средством координации справочно-библиографической работы, играет большую роль в книгообмене между библиотеками, служит инструментом выявления и учета памятников книжной культуры и информации о них, содействует более полному и оперативному обслуживанию читателей. Читателям очень удобно получать сведения о том, в какой библиотеке можно найти ту или иную книгу.

 

Заключение

 

Сегодня никому не нужно доказывать, что от степени адаптации читателей к пользованию библиотекой и готовности их к библиографическому самообслуживанию не в последнюю очередь зависит степень удовлетворения запросов и время, затраченное на поиск необходимой информации, а также отношение к библиотеке в целом. Вопрос адаптации к информационным ресурсам сложен и многоаспектен: научить читателя пользоваться информационными ресурсами – значит помочь ему уверенно чувствовать себя в информационном обществе. Для этого и существуют традиционные и электронные каталоги. На примере Шумилинской ЦБС я провела анализ читательских предпочтений в использовании системы каталогов. Анализ показал, что читатели на данном этапе отдают предпочтение традиционным каталогам, но при активном обучении пользователя и консультации по поиску литературы в электронном каталоге, преимущество будет отдано электронному каталогу. Хотя электронный каталог тоже не вытеснит полностью традиционные каталоги.

В данной работе я оценила  эффективность использования традиционных и электронных каталогов. Выявила имеющиеся источники литературы по данной теме. Ввела понятие каталога и картотеки, рассмотрела ныне существующую систему каталогов и картотек. Дала определение электронного каталога. Рассмотрела поисковые возможности традиционных и электронных каталогов.

Данная работа представляет мое видение данного вопроса, как я надеюсь, непротиворечивое и объективное.

Снова же маловато!!!

 

Список использованных источников

  1. Бібліятэчны веснік : зборнік артыкулаў / Нацыянальная бібліятэка Беларусі ; складальнік М. Г. Алейнік. – Мінск : Нацыянальная бібліятэка Беларусі, 2010. – 205 с.
  2. Библиотеки вузов Урала: проблемы и опыт работы : научно- практический сборник / под. ред. канд. пед. наук Г. Ю. Кудряшевой. – Екатеренбург: ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ», 2004. – 98 с.  
  3. Библиотечные каталоги / под ред. Г.И. Чижковой. – Москва : Книга, 1977.
  4. Библиотеки национальных академий наук: проблемы функционирования, тенденции развития : научно-практический и теоретический сборник / редкол.: А. С. Онищенко [и др.]. – Киев : НБУВ, 2003. – 360 с.

5. Вершинин, М. И. Электронный каталог: проблемы и решения : учебно-практическое пособие / М. И. Вершинин. – Санкт-Петербург : Профессия, 2007. – 232 с.

6. Воронько, К. Л. Организация библиотечных фондов и каталогов : учеб. для библ. техникумов и библ. отд. культ.-просвет. училищ / К. Л. Воронько. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Книга, 1981.

7. Дубровина, Л. А.Руководство по организации самооценки внутрибиблиотечных систем обеспечения качества деятельности и услуг : методическое пособие / Л. А. Дубровина, А. И. Кочетов. – Москва : Либерия, 2004. – 119 с.

8. Жарикова, Л. А. Электронный библиотечный каталог : конспект лекции для курса «Библиотечные каталоги» / Л. А. Жарикова, А. А. Маркова, Г. А. Скарук. – Новосибирск, 2006. – 40 с.

9.  Зеленина, Г. Н., Гальцева Т. Е. Электронный каталог в библиотеке / Г. Н. Зеленина, Т. Е. Гальцева  //   Науч.и техн. 6-КИ. – 1992. – № 12. – С. 68–72. Неверное описание!!!

10. Коготков, Д. Я. Библиографическая деятельность библиотеки: организация, управление, технология : учебник / Д. Я. Коготков. – Москва : Профессия, 2003.

  1. Комплексное планирование работы с каталогами и картотеками универсальной научной библиотеки : метод. рек. / ГБЛ. – Москва, 1988.
  2. Мотульский, Р. С. Национальная библиотека Беларуси : учебное пособие для вузов / Национальная библиотека Беларуси, Белорусский государственный университет культуры и искусств. – 2-е изд. – Минск : Национальная библиотека Беларуси. – 2010. –131 с.
  3. Определение эффективности использования каталогов : метод. рекомендации / сост.: Т. Н. Ахалая [и др.]. – Москва, 1983. – 55 с.
  4. Организация обслуживания пользователей: из опыта работы Национальной библиотеки Беларуси / Национальная библиотека Беларуси ; сост. Е. Е. Долгополова. – 2-е изд. – Минск, 2010. – 148 с.
  5. Современные информационные технологии в Национальной библиотеке Беларуси : сборник статей / Национальная библиотека Беларуси; сост. А. А. Шереметьева. – Минск, 2008. – 152 с.
  6. Сукиасян, Э. Р. Библиотечные каталоги : методические материалы / Э. Р. Сукиасян. – Москва : ИПО Профиздат, 2003.
  7. Сукиасян, Э. Р. Электронные каталоги / Э. Р. Сукиасян // Библиотека. – 2003. – № 3. – С. 31–33.
  8. Селиванова, Ю. Г. Электронный каталог: формирование и поиск: тенденции современной каталогизации / Ю. Селиванова, Т. Масхулиян // Библиотечное дело. – 2001. № 8. – С. 18–21.
  9. Юрик, И. Методика измерения качества электронных каталогов [Электронный ресурс] : опыт Президентской библиотеки Республики Беларусь / И. Юрик. – Режим доступа: http://www.bla.by/conference/ulm/usr/templates/files/30_2008.pdf.
  10. Критерии и процедура оценки качества информационно-библиотечных услуг [Электронный ресурс] / Тюменский государственный университет. – Режим доступа: http://tmnlib.ru/about/rules/subscription/doc_7.pdf.

Информация о работе Оценка эффективности использования традиционных и электронных каталогов