Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 08:41, реферат
В последнее время снова растет интерес к японской экономической модели -
особенно модели периода быстрого роста (середина 50 - начало 70-х годов).
Попробуем раскрыть ее в одной из главных составных частей: сбережения -
кредитование - инвестирование.
страны. Перечисленное дополняется ростом безработицы, которая на конец июля
1999 г. составила 4.9%.
Как отметил Т. Имаи. "остаются сомнения, сможет ли экономика продвигаться в
направлении полного выздоровления, спираясь лишь на поддержку частного
сектора. Сегодня разрыв между спросом и предложением в Японии составляет
около 30 трлн. иен, а положение государственных финансов не самое лучшее.
Это заставляет задуматься о перспективах государственной поддержки
экономики, о ее конечных результатах.
Анализ японского экономического кризиса и шагов, предпринятых правительством
по его преодолению, подводит к следующему.
Во-первых, процессы либерализации экономики должны проводиться с учетом
готовности к ним основных экономических институтов. Так, банковская система
несомненно
стала жертвой слишком
Во-вторых, еще раз подтверждена основополагающая идея о необходимости
ориентировать антикризисные меры на причины, а не на проявления кризиса.
Японский пример показывает, что антикризисные меры должны быть направлены на
реформирование экономики (поддержку процессов преобразования реального и
кредитно-фи-нансового секторов экономики, создание инфраструктуры, способной
обеспечить высокий уровень занятости и качества жизни в будущем). Тем не
менее основу программ правительства Японии составляют меры по стимулированию
спроса. Это приводит к нежелательной зависимости экономики страны от
активного донорства государства и ухудшению состояния государственных
финансов. По сообщениям прессы, правительство Японии разрабатывает очередной
пакет стимулирования экономики объемом более 10 трлн. иен. В-третьих, новый
виток кризиса в 1997 г.. возникший после принятия мер но оздоровлению
государственных финансов, еще раз продемонстрировал необходимость
всесторонних антикризисных мер. Важным условием является согласованность и
сбалансированность мер, ориентированных на противоположные элементы
экономической
системы (с одной стороны
социальную инфраструктуру, а с другой — повышение потребительского налога).
В-четвертых, в 1998-1999 гг. в условиях ухудшения состояния государственных
финансов проявилась тенденция придавать большую значимость свободному
предпринимательству, особенно малому и среднему бизнесу, для дальнейшего
развития экономики. Планы "оживления промышленности" и "создания рабочих
мест", реформа финансово-кредитной системы ориентированы
на поддержку новых тенденций внутренней либерализации экономики. Однако
здесь таится опасность: слишком поспешные и непродуманные шаги в этом
направлении могут лишить конкурентных преимуществ компании, которые
составляют основу экономики современной Японии, привести к росту социальной
напряженности из-за сокращения численности персонала реформируемых компаний.
В-пятых, как показал японский кризис, управление экономикой - дело,
требующее мужества и смелости. Возложенная на правительство ответственность,
подкрепленная патриотизмом и уверенностью в своих силах, должна
реализовываться в продуманных и оригинальных решениях, нацеленных на благо
страны.
В результате к концу 2000 г. "долговой навес" снова вырос. Сумма сомнительных
долгов оценивается в 14 трлн, иен (126 млрд. долл.). Объем выданных за год
кредитов сократился на 4.7%. Он сокращается уже четвертый год подряд, но
только в 2000 г. банки столкнулись с тем, что им стало труднее находить
заемщиков. Глава Агентства финансового надзора предложил банкам не
ограничиваться погашением, но и списывать такие долги, чтобы положить конец
"негативному циклу" и восстановить достаточность капитала банков.
В конце сентября три ведущих банка (Промышленный банк, "Дайнти-Кангё" и
"Фудзи") начали
реализовывать свой план
"Мидзухо". По размерам активов это будет одна из крупнейших в мире финансовых
групп. В 2001 г. планируется объединение в холдинг банков: "Токай", "Асахи" и
"Санва", а также банков "Сумитомо" и "Сакура" в единый банк "Сумитомо Мицуи".
Этот процесс - результат глобальной конкуренции в банковском деле и
безусловный плюс для японской экономики. Но, объединяя активы, банки
объединяют свои невысокого качества кредитные портфели.
Дело в том, что никто в Японии не следит за реальным расходованием бюджетных
денег на "общественные работы", так как ассигнования открываются по
дополнительным бюджетам. пе-~ реносятся из года в год, и на местном уровне
ситуация чудовищно запущена. Между тем значительная часть средств ассигнуется
на совершенно необходимые объекты: строительство и ремонт, дорог, морских и
портов и аэродромов, подготовку участков под жилую застройку, канализацию в
водопровод, орошение сельскохозяйственных земель. Этими работами занимается
около полумиллиона мелких подрядчиков; за последние 10 лет в отрасли создано
около 1 млн. новых pa6очих мест. Их можно сохранить только при условии
непрерывного притока подрядов.
Но самым важным ограничителем "общественных работ" стало состояние бюджетной
системы. К концу 2000 фин. г. (к апрелю 2001 г.) совокупный внутренний долг
центрального правительства и местных администраций достиг 130% ВВП. Это
наихудшая в развитом мире фискальная ситуация. Абсолютная цифра накопленного
долга составила 689 трлн. иен (5.6 трлн. долл.). Отрицательные эффекты
долгового кризиса, испытываемого правительством, будут серьезны. Только на
обслуживание государственного долга в 2000 фин. г. было затрачено 25.8%
расходной части бюджета. Кроме того, всегда существует опасность, что
держатели облигаций японского правительства, видя, что национальный долг
растет, уходя в бесконечность, начнут предъявлять эти бумаги к продаже.
Тогда ставки по государственным облигациям начнут расти и давить на ставки
по долгосрочным кредитам, а это был бы удар по частному сектору.
Считается, что государственные ценные бумаги такой страны, как Япония,
должны иметь самый высокий рейтинг: эта страна - крупнейший кредитор в мире,
она обладает колоссальными валютными резервами, а накопленные финансовые
активы ее населения достигли 1.3 квадриллиона иен. Но агентство "Муди'з
инвесторе сервис" 11 сентября понизило рейтинг облигаций правительства
Японии и гарантированных им ценных бумаг с Aal до Аа2. Однако кабинет Мори и
его министерство финансов продолжали опираться на долговое финансирование
общественных работ, загоняя страну в тупик. Между тем ресурсы для такой
политики на исходе.
Источником текущего финансирования государственного строительства, а также
государственных и смешанных предприятий и учреждений является система
государственных почтово-cбeрегательных касс. Она держит 13% облигаций
государственного долга. Сумма сберегательных и страховых депозитов в ее 24
тыс. отделений в марте 2001 г. составляла 258 трлн. иен. Это примерно 20% всей
суммы финансовых активов населения. Ставки по ним такие же низкие, как в
банках (0.1-0.2% годовых).
В 2000-2001 гг. истекает срок почтовых депозитов на сумму в 106 трлн. иен.
Эти вклады были сделаны 10 лет назад, еще при высоких процентных ставках.
Министерство почты и телекоммуникаций опасалось, что колоссальные суммы
могут уйти из-под государственного контроля. Оно рассчитывало, что удастся
сохранить примерно 57 трлн. иен. Банки и брокерские компании включились в
борьбу за деньги населения.
Но рядовые японцы повели себя на редкость осторожно. К октябрю 2000 г. 70%
депозитов, срок которых закончился, были снова депонированы на счетах
почтово-сберегательных касс. Остальные средства были инвестированы в
облигации (корпоративные и государственные) и акции инвестиционных фондов с
низкой степенью риска. Но часть денег была просто положена "в чулки". Такой
вывод сделал Банк Японии, исходя из соотношения депозитов и наличных денег в
обращении, и это явление, редкое в развитых странах. не могло не
встревожить денежные власти.
Роль Программы государственных займов и инвестиций в обеспечении динамичного
развития японской экономики трудно переоценить. Подводя итог, попытаемся
определить се сильные стороны, заслуживающие самого серьезного внимания не
только в теоретическом, но и, возможно, в практическом плане.
1. Фактически
без использования налоговых
поступлений государство
разнообразные финансовые источники и в первую очередь почтовые сбережения
граждан, концентрирует в своих руках громадные инвестиционные ресурсы.
2. Тем самым
в значительной мере решаются
проблемы нехватки
средств, вызванные недостатком ресурсов у частных кредитных институтов или
же их опасениями в связи с высокими рисками. Программа, с одной стороны,
кредитует те отрасли и секторы экономики, которые для частных банков
кредитовать затруднительно; с другой - те отрасли и предприятия, которые
частные банки кредитовать "могут, но не решаются". В последнем случае
государство как бы прокладывает дорогу частным кредитам.
3. Программа
государственных займов и
отраслевой (промышленной) политики, позволяющее государству целенаправленно
стимулировать важные отрасли.
4. Государственные займы и инвестиции отличаются стабильностью. Они, в
частности, стимулируют деловую активность в период спадов и выступают в роли
стабилизатора, если по той или иной причине в частном кредитовании
начинаются перебои.
5. Программа
построена так, что
часть средств предоставляется на возвратной основе. Это способствует
рациональному использованию финансовых ресурсов.
С 2001 фин. г. должны начаться далеко идущие реформы Программы. Прежде всего
средства почтово-
в основной своей части в обязательном порядке переводиться на счет
доверительных фондов, а оттуда - государственным кредитным институтам и
предприятиям. Способы управления почтовыми сбережениями, средствами
пенсионного и страховых фондов будут свободно определяться теми, кто
управляет. Государственные кредитные институты (а также входящие в Программу
госпредприятия) будут сами мобилизовывать средства на рынке капиталов, выпуская
собственные долговые обязательства (так называемые облигации Программы займов и
инвестиций). Тем самым, как ожидается, будет сделан шаг к повышению
эффективности их работы через рыночные механизмы. Вместе с тем,
учитывая особый характер кредитов и инвестиций, осуществляемых в рамках
Программы, государство будет выступать гарантом по этим облигациям.
Говоря о слабых сторонах японской системы государственного кредитования,
нельзя не учитывать, что они в полной мерс стали проявляться только сейчас,
почти полвека спустя после того, как система начала действовать. По крайней
мере в течение нескольких десятилетий она честно работала на экономический
рост и сыграла ключевую роль в решении проблем, очень похожих на те, с
которыми сейчас сталкивается украинская э
Информация о работе Японская модель роста: сбережения, кредитование, инвестирование