Японская модель роста: сбережения, кредитование, инвестирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 08:41, реферат

Описание работы

В последнее время снова растет интерес к японской экономической модели -
особенно мо­дели периода быстрого роста (середина 50 - нача­ло 70-х годов).
Попробуем раскрыть ее в одной из главных составных частей: сбережения -
креди­тование - инвестирование.

Работа содержит 1 файл

ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ РОСТА.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

страны. Перечисленное  дополняется ростом безработицы, которая на конец июля

1999 г. составила  4.9%.

Как отметил Т. Имаи. "остаются сомнения, сможет ли экономика продвигаться в

направлении полного выздоровления, спираясь лишь на поддержку частного

сектора. Сегодня  разрыв между спросом и предложением в Японии составляет

около 30 трлн. иен, а положение государственных финансов не самое лучшее.

Это заставляет задуматься о перспективах государственной  поддержки

экономики, о  ее конечных результатах.

Анализ японского  экономического кризиса и шагов, предпринятых правительством

по его преодолению, подводит к следующему.

Во-первых, процессы либерализации экономики должны проводиться с учетом

готовности  к ним основных экономических  институтов. Так, банковская система

несомненно  стала жертвой слишком поспешной  либерализации середины 80-х годов.

Во-вторых, еще  раз подтверждена основополагающая идея о необходимости

ориентировать антикризисные меры на причины, а  не на проявления кризиса.

Японский пример показывает, что антикризисные меры должны быть направлены на

реформирование  экономики (поддержку процессов преобразования реального и

кредитно-фи-нансового  секторов экономики, создание инфраструктуры, способной

обеспечить  высокий уровень занятости и качества жизни в будущем). Тем не

менее основу программ правительства Японии составляют меры по стимулированию

спроса. Это приводит к нежелательной зависимости экономики страны от

активного донорства  государства и ухудшению состояния государственных

финансов. По сообщениям прессы, правительство Японии разрабатывает очередной

пакет стимулирования экономики объемом более 10 трлн. иен. В-третьих, новый

виток кризиса  в 1997 г.. возникший после принятия мер но оздоровлению

государственных финансов, еще раз продемонстрировал необходимость

всесторонних  антикризисных мер. Важным условием является согласованность и

сбалансированность мер, ориентированных на противоположные элементы

экономической системы (с одной стороны финансирование инвестиций в

социальную  инфраструктуру, а с другой — повышение потребительского налога).

В-четвертых, в 1998-1999 гг. в условиях ухудшения состояния государственных

финансов проявилась тенденция придавать большую значимость свободному

предпринимательству, особенно малому и среднему бизнесу, для дальнейшего

развития экономики. Планы "оживления промышленности" и "создания рабочих

мест", реформа финансово-кредитной системы ориентированы

на поддержку  новых тенденций внутренней либерализации экономики. Однако

здесь таится опасность: слишком поспешные и непродуманные шаги в этом

направлении могут  лишить конкурентных преимуществ компании, которые

составляют основу экономики современной Японии, привести к росту социальной

напряженности из-за сокращения численности персонала  реформируемых компаний.

В-пятых, как  показал японский кризис, управление экономикой - дело,

требующее мужества и смелости. Возложенная на правительство ответственность,

подкрепленная патриотизмом и уверенностью в своих силах, должна

реализовываться в продуманных и оригинальных решениях, нацеленных на благо

страны.

В результате к  концу 2000 г. "долговой навес" снова  вырос. Сумма сомнительных

долгов оценивается в 14 трлн, иен (126 млрд. долл.). Объем выданных за год

кредитов сократился на 4.7%. Он сокращается уже четвертый  год подряд, но

только в 2000 г. банки столкнулись с тем, что им стало труднее находить

заемщиков. Глава Агентства финансового надзора предложил банкам не

ограничиваться погашением, но и списывать такие долги, чтобы положить конец

"негативному  циклу" и восстановить достаточность капитала банков.

В конце сентября три ведущих банка (Промышленный банк, "Дайнти-Кангё" и

"Фудзи") начали  реализовывать свой план объединения  в холдинговую группу

"Мидзухо". По размерам активов это будет  одна из крупнейших в мире  финансовых

групп. В 2001 г. планируется  объединение в холдинг банков: "Токай", "Асахи" и

"Санва", а также банков "Сумитомо" и "Сакура" в единый банк "Сумитомо Мицуи".

Этот процесс - результат глобальной конкуренции в банковском деле и

безусловный плюс для японской экономики. Но, объединяя  активы, банки

объединяют  свои невысокого качества кредитные портфели.

Дело в том, что никто в Японии не следит за реальным расходованием бюджетных

денег на "общественные работы", так как ассигнования открываются по

дополнительным  бюджетам. пе-~ реносятся из года в  год, и на местном уровне

ситуация чудовищно  запущена. Между тем значительная часть средств ассигнуется

на совершенно необходимые объекты: строительство  и ремонт, дорог, морских и

портов и  аэродромов, подготовку участков под  жилую застройку, канализацию в

водопровод, орошение сельскохозяйственных земель. Этими работами занимается

около полумиллиона мелких подрядчиков; за последние 10 лет в отрасли создано

около 1 млн. новых pa6очих мест. Их можно сохранить только при условии

непрерывного  притока подрядов.

Но самым  важным ограничителем "общественных работ" стало состояние бюджетной

системы. К концу 2000 фин. г. (к апрелю 2001 г.) совокупный внутренний долг

центрального  правительства и местных администраций достиг 130% ВВП. Это

наихудшая в  развитом мире фискальная ситуация. Абсолютная цифра накопленного

долга составила 689 трлн. иен (5.6 трлн. долл.). Отрицательные эффекты

долгового кризиса, испытываемого правительством, будут серьезны. Только на

обслуживание  государственного долга в 2000 фин. г. было затрачено 25.8%

расходной части  бюджета. Кроме того, всегда существует опасность, что

держатели облигаций  японского правительства, видя, что  национальный долг

растет, уходя в бесконечность, начнут предъявлять эти бумаги к продаже.

Тогда ставки по государственным облигациям начнут расти и давить на ставки

по долгосрочным кредитам, а это был бы удар по частному сектору.

Считается, что  государственные ценные бумаги такой страны, как Япония,

должны иметь  самый высокий рейтинг: эта страна - крупнейший кредитор в мире,

она обладает колоссальными  валютными резервами, а накопленные финансовые

активы ее населения  достигли 1.3 квадриллиона иен. Но агентство "Муди'з

инвесторе сервис" 11 сентября понизило рейтинг облигаций  правительства

Японии и  гарантированных им ценных бумаг  с Aal до Аа2. Однако кабинет Мори и

его министерство финансов продолжали опираться на долговое финансирование

общественных  работ, загоняя страну в тупик. Между тем ресурсы для такой

политики на исходе.

Источником  текущего финансирования государственного строительства, а также

государственных и смешанных предприятий и учреждений является система

государственных почтово-cбeрегательных касс. Она  держит 13% облигаций

государственного долга. Сумма сберегательных и страховых депозитов в ее 24

тыс. отделений  в марте 2001 г. составляла 258 трлн. иен. Это примерно 20% всей

суммы финансовых активов населения. Ставки по ним такие же низкие, как в

банках (0.1-0.2% годовых).

В 2000-2001 гг. истекает срок почтовых депозитов на сумму в 106 трлн. иен.

Эти вклады были сделаны 10 лет назад, еще при высоких  процентных ставках.

Министерство почты и телекоммуникаций опасалось, что колоссальные суммы

могут уйти из-под государственного контроля. Оно рассчитывало, что удастся

сохранить примерно 57 трлн. иен. Банки и брокерские компании включились в

борьбу за деньги населения.

Но рядовые японцы повели себя на редкость осторожно. К октябрю 2000 г. 70%

депозитов, срок которых закончился, были снова депонированы на счетах

почтово-сберегательных касс. Остальные средства были инвестированы в

облигации (корпоративные и государственные) и акции инвестиционных фондов с

низкой степенью риска. Но часть денег была просто положена "в чулки". Такой

вывод сделал Банк Японии, исходя из соотношения депозитов  и наличных денег в

обращении, и  это явление, редкое в развитых странах. не могло не

встревожить денежные власти.

    

Итоги

Роль Программы  государственных займов и инвестиций в обеспечении динамичного

развития японской экономики трудно переоценить. Подводя итог, попытаемся

определить  се сильные стороны, заслуживающие самого серьезного внимания не

только в  теоретическом, но и, возможно, в практическом плане.

1. Фактически  без использования налоговых  поступлений государство мобилизует

разнообразные финансовые источники и в первую очередь почтовые сбережения

граждан, концентрирует  в своих руках громадные инвестиционные ресурсы.

2. Тем самым  в значительной мере решаются  проблемы нехватки инвестиционных

средств, вызванные недостатком ресурсов у частных кредитных институтов или

же их опасениями в связи с высокими рисками. Программа, с одной стороны,

кредитует те отрасли  и секторы экономики, которые для частных банков

кредитовать затруднительно; с другой - те отрасли и предприятия, которые

частные банки  кредитовать "могут, но не решаются". В последнем случае

государство как  бы прокладывает дорогу частным кредитам.

3. Программа  государственных займов и инвестиций - мощнейшее орудие

отраслевой (промышленной) политики, позволяющее государству целенаправленно

стимулировать важные отрасли.

4. Государственные  займы и инвестиции отличаются стабильностью. Они, в

частности, стимулируют деловую активность в период спадов и выступают в роли

стабилизатора, если по той или иной причине в  частном кредитовании

начинаются перебои.

5. Программа  построена так, что учитываются  критерии окупаемости, и основная

часть средств  предоставляется на возвратной основе. Это способствует

рациональному использованию финансовых ресурсов.

С 2001 фин. г. должны начаться далеко идущие реформы Программы. Прежде всего

средства почтово-сберегатсльной сети и пенсионного фонда не будут, как сейчас,

в основной своей части  в обязательном порядке переводиться на счет

доверительных фондов, а оттуда - государственным кредитным институтам и

предприятиям. Способы управления почтовыми сбережениями, средствами

пенсионного и страховых  фондов будут свободно определяться теми, кто

управляет. Государственные кредитные институты (а также входящие в Программу

госпредприятия) будут сами мобилизовывать средства на рынке капиталов, выпуская

собственные долговые обязательства (так называемые облигации Программы займов и

инвестиций). Тем самым, как  ожидается, будет сделан шаг к повышению

эффективности их работы через  рыночные механизмы. Вместе с тем,

учитывая особый характер кредитов и инвестиций, осуществляемых в рамках

Программы, государство будет выступать гарантом по этим облигациям.

Говоря о слабых сторонах японской системы государственного кредитования,

нельзя не учитывать, что они в полной мерс стали проявляться только сейчас,

почти полвека спустя после  того, как система начала действовать. По крайней

мере в течение нескольких десятилетий она честно работала на экономический

рост и сыграла ключевую роль в решении проблем, очень похожих на те, с

которыми сейчас сталкивается украинская э


Информация о работе Японская модель роста: сбережения, кредитование, инвестирование