Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 08:41, реферат
В последнее время снова растет интерес к японской экономической модели -
особенно модели периода быстрого роста (середина 50 - начало 70-х годов).
Попробуем раскрыть ее в одной из главных составных частей: сбережения -
кредитование - инвестирование.
частично решает проблему отсасывания государством средств частных кредитно-
финансовых институтов в
ущерб
И, наконец, значительная часть средств Программы, прежде всего счета
доверительных фондов, передается (опять же в кредит) государственным
кредитным институтам. Они используют их для кредитования конкретных отраслей
и секторов экономики - каждый в соответствии со своей сферой специализации.
Таких институтов изначально насчитывалось 11 (недавно в результате
реорганизации и слияния ряда институтов это число сократилось).
С 1992 г японское правительство предпринимает активные усилия направленные
на ликвидацию
последствий краха экономики "мыльного пузыря" и сопутствующих ему кризисных
процессов. На сегодняшний день инициировано более восьми антикризисных
программ, общий объем финансирования которых достиг почти 110 трлн. иен.
Стимулирование потребления занимает одно из ключевых мест в пакетах
антикризисных мер правительства. До 1996 г. они были также ориентированы на
поддержку реального сектора экономики, разрешение финансового кризиса,
стабилизацию курса иены, борьбу с безработицей и оздоровление
государственных финансов. Начиная с 1997 г. особое внимание стали уделять
поиску новых подходов на микроуровне, процессам дерегулирования экономики
страны, новым направлениям высокотехнологичного и наукоемкого производства и
передовых НИОКР, локализации азиатского финансового кризиса.
Анализ антикризисных мер японского правительства 1992-1999 гг. показал, что
основными их инструментами являются:
- регулирование ставок подоходного, корпоративного и ряда других налогов:
- общественные работы, государственные инвестиции в социальную
инфраструктуру и
- кредитование финансовых институтов и гарантирование кредитов для
предприятий реального сектора экономики:
- поддержка малого и среднего бизнеса:
- снижение процентных ставок Банком Японии:
- стимулирование экспорта и роста конкурентоспособности экономики:
- меры и программы
Процесс реализации
Антикризисных мер можно
по 1997 г. и с 1997 г. по настоящее время. На первом этапе антикризисные
пакеты характеризовались стремлением правительства максимально реализовать
потенциал "автономного восстановления экономики", запустить механизм
взаимного стимулирования спроса, производства и занятости. Акцент ставился
на стимулировании спроса и поддержке реального сектора экономики. Особое
внимание уделялось
также поддержанию низкого
Для второго этaпa характерна более целостная политика экономической
стабилизации. Антикризисные меры 1997-1999 гг. в большей мере ориентированы
на причины рецессии, a нe на ее проявления. В частности, акцент был смещен в
сторону радикального разрешения кризиса финансовой системы, оказывавшего
негативное влияние на настроения потребителей и частных инвесторов. Стали
активнее реализовываться меры по улучшению управления земельными ресурсами
страны, развитию социальной инфраструктуры, поддержке малого и среднего
бизнеса. Отличительная черта второго этапа - более внимательное отношение
правительства к мнению деловых и академических кругов.
Второй этап антикризисных мер японского правительства ассоциируется с
обострением в 1997 г. финансового кризиса, когда о своем банкротстве объявил
ряд крупных банков и инвестиционных компаний. Вызванное во многом
последствиями повышения налога с продаж снижение фондового индекса Никкэй-225
также негативно сказалось на состоянии экономики. Необходимо особо отметить
отрицательное влияние азиатского финансового кризиса 1997 г.
привести финансовую систему страны в соответствие с требованиями мировых
стандартов конца XX в. Главными принципами работы новой системы должны стать
понятия "свобода", "справедливость" и "глобальность". Основные объекты
реформы - институты и структура финансово-кредитной системы, рынок ценных
бумаг, страховая сфера и операции с иностранной валютой.
Реформа проводится в следующих направлениях: либерализация международных
финансовых операций; расширение круга финансовых инструментов и институтов;
создание конкурентоспособной и привлекательной сферы финансовых услуг;
повышение эффективности и разнообразия фондовых рынков; обеспечение
справедливой и безопасной схемы работы финансовой системы.
Экономический эффект запланированных мер оценивается в 13.9 трлн. иен
(дополнительный объем ВВП страны в 2005 г. в случае реализации программы
реформ), однако не исключается некоторое падение уровня занятости (таблица
2). Правительство рассчитывает получить конкурентоспособную финансово-
кредитную систему инвестиционных и финансовых компаний, банков, фондовых и
валютных рынков и других институтов. Ожидается, что в результате реформы
будет существенно изменена
система отношений между
правительством.
Большие надежды возлагаются и на интернационализацию финансовой системы
страны, активное привлечение зарубежных инвесторов. Особенно важными с этой
точки зрения являются повышение "прозрачности" японского бизнеса -введение
более жестких требований в отношении информации о финансовом состоянии
участников фондового рынка, банков и инвестиционных компаний.
Среди антикризисных мер 1997-1999 гг. особое место занимают следующие четыре
программы: реформа финансово-кредитной системы (с 1996 г.), программа
всесторонних экономических мер (апрель 1998 г.), пакет неотложных
экономических мер (ноябрь 1998 г.) и план оживления промышленности (июль
1999 г.).
В ответ на очередное обострение в 1997 г. банковского кризиса (банкротство
ряда крупных банков и инвестиционных компаний) правительство ускорило
реформу финансово-кредитной системы, получившую название "Биг бэнг". или
"Большой взрыв". В ее основе лежит стремлениепривести финансовую систему
страны в соответствие с требованиями мировых стандартов конца XX в. Главными
принципами работы новой системы должны стать понятия "свобода",
"справедливость" и "глобальность". Основные объекты реформы - институты и
структура финансово-кредитной системы, рынок ценных бумаг, страховая сфера и
операции с иностранной валютой.
Реформа проводится в следующих направлениях: либерализация международных
финансовых операций; расширение круга финансовых инструментов и институтов;
создание конкурентоспособной и привлекательной сферы финансовых услуг;
повышение эффективности и разнообразия фондовых рынков; обеспечение
справедливой и безопасной схемы работы финансовой системы.
Экономический
эффект запланированных мер
(дополнительный объем ВВП страны в 2005 г. в случае реализации программы
реформ), однако не исключается некоторое падение уровня занятости (таблица
2). Правительство
рассчитывает получить
кредитную систему инвестиционных и финансовых компаний, банков, фондовых и
валютных рынков и других институтов. Ожидается, что в результате реформы
будет существенно изменена система отношений между деловыми кругами и
правительством.
Большие надежды возлагаются и на интернационализацию финансовой системы
страны, активное привлечение зарубежных инвесторов. Особенно важными с этой
точки зрения являются повышение "прозрачности" японского бизнеса -введение
более жестких требований в отношении информации о финансовом состоянии
участников фондового рынка, банков и инвестиционных компаний.
В апреле 1998 г. кабинет
Хасимото предложил Программу
экономических мер. Ее основная цель - скорейшее возвращение экономики Японии
на путь выздоровления,
высокой эффективности и
Программа призвана решить задачи расширения спроса, продвижения экономических
реформ и решения проблемы "плохих долгов".
Меры стимулирования экономики включают дальнейшее сокращение ряда налогов,
подготовку к снижению в течение последующих трех лет (1998-2001 гг.)
корпоративных налогов до мирового уровня. Правительство планирует создать
"гибкую и
созидательную экономическую
изменяющимся реалиям мировой экономики и общества. Основой ее развития
должны стать национальный капитал, подготовленные и высокообразованные
трудовые ресурсы и передовые технологии. Особенность такого подхода - опора
на самореализацию частного капитала на основе принципа равной конкуренции.
Влияние, которое оказал азиатский финансовый кризис на японские
транснациональные корпорации, во многом обусловило значительный объем мер,
направленных на поддержку финансирования торговых операций (кредиты Эксим-
банка Японии), установление системы специальных процентных ставок по иеновым
кредитам и предоставление пакетов неотложной помощи, а также обучение
персонала из стран региона.
Что касается размера Программы всесторонних экономических мер, то она признана
одной из крупнейших в истории страны (таблица 3). Снижение налогов и
инвестиций в социальную инфраструктуру в рамках программы составило около 12
трлн. иен, а сумма расходов на все проекты - более 17 трлн. иен (с учетом
помощи азиатским странам). По оценкам Управления экономического планирования
Японии, эффект от реализации проектов программы, ориентированных на инвестиции
в социальную инфраструктуру и сокращение налогового бремени, должен составить
в 1999 г. примерно 2.2% номинального ВВП (более 11 трлн. иен).
Основные направления пакета - стабилизация финансовой системы, общее
оздоровление экономики, сокращение риска глобального экономического
кризиса. Оздоровление финансовой системы предусматривает повышение
эффективнос
ти управления и системы рекапитализации ее институтов, расширение механизмов
контроля над
деятельностью кредитно-
разработку системы раскрытия финансовой информации. Сюда входят также меры,
направленные на разрешение проблемы кредитного кризиса, в частности
диверсификация каналов получения кредитов. (Стремление банков "оздоровить"
долги вызвало сокращение объемов и ужесточение условий предоставления
кредитов малым и средним предприятиям.)
Учитывая угрозу повторной волны финансовых кризисов, необходимость
восстановления экономики Азии, правительство Японии выделяет значительные
суммы на меры, сокращающие риск глобального экономического кризиса. Они
включают помощь странам АТР, содействие операциям японских компаний за
рубежом (расширение займов малым и средним предприятиям, финансовую помощь
японским компаниям, участвующим в восстановлении экономики стран регионов
предоставление специальных иеновых займов.
Положительные прогнозы японских экономистов в определенной степени
подкрепляются результатами исследования экономических ожиданий национальных
компаний - индекс "танкан" (разность между процентом компаний, имеющих
оптимистические экономические ожидания, и процентом компаний,
придерживающихся пессимистических ожиданий), проводимого Банком Японии. Во
втором квартале 1999 г. индекс "танкан" для крупных промышленных компаний
составил 37, что на 10 единиц превышает данные мартовского опроса. Для
крупных непромышленных компаний он составил 28 (против 34 в марте).
Экономические ожидания малого и среднего бизнеса также стали менее
пессимистичными. Однако, как резонно отмечают эксперты инвестиционных
компаний, работающие в Японии, необходимо помнить, что "корпоративные
экономические ожидания - не то же, что ожидания инвесторов, и тем более
реальная экономика .
Таким образом, налицо положительные изменения в отношении основных
элементов, определяющих перспективы развития экономики страны -экономических
ожиданиях, воздействующих (наряду со стимулирующими мерами и реформами
экономики) на потребление и инвестиции. Смена кабинетом Обути направления
антикризисных мер в сторону разрешения ключевых противоречий японской
экономической системы стало фактором, определившим начало оздоровления
экономики в первом полугодии 1999 г.
Однако существует ряд обстоятельств, способных замедлить процесс. Во-первых,
реформа системы занятости и оплаты труда находится в начальной стадии
осуществления, и пройдет время, прежде чем она начнет эффективно действовать.
Во-вторых, в рамках нынешней экономической системы могут пробуксовывать
усилия по реструктуризации корпораций и повышению их конкурентоспособности.
И. в-третьих. повышение курса иены негативно воздействует на фондовый рынок
Информация о работе Японская модель роста: сбережения, кредитование, инвестирование