- аккумуляция временно
свободных денежных средств, сбережений
и накоплений;
- обеспечение функционирования расчетно-платежного
механизма, осуществление и организация
расчетов в народном хозяйстве, организация
платежного оборота;
- кредитование отдельных хозяйственных
единиц, юридических и физических лиц,
кредитно-финансовое обслуживание внутреннего
и внешнего хозяйственного оборота;
- учет векселей и операций с ними;
- хранение финансовых и материальных
ценностей;
- доверительное управление имуществом
клиентов (трастовые операции).
В условиях рынка коммерческий банк является
не только одним из видов коммерческих
предприятий, но и выполняет важную роль
финансового посредника в следующих областях:
Во-первых, в области перераспределения
временно свободных денежных средств
юридических и физических лиц на основе
срочности, платности и возвратности.
Во-вторых, при осуществлении платежей
между хозяйствующими субъектами, когда
особенно важна ответственность банков
за своевременное и полное выполнение
платежных поручении своих клиентов.
В-третьих, при совершении операций с ценными
бумагами, когда банк выступает в качестве
инвестиционного брокера, инвестиционного
консультанта, инвестиционной компании
или фонда.
Функции банков осуществляются через
банковские операции. Они подразделяются
на:
пассивные операции, связанные с формированием
ресурсов банков;
активные операции, связанные с размещением
собственных и привлеченных средств.
Существующие в России коммерческие банки
могут быть классифицированы по большому
количеству признаков.
По способу формирования уставного капитала
коммерческие банки в нашей стране можно
разделить на две основные группы: акционерные
и паевые. Физические и юридические лица,
являвшиеся организаторами и основателями
банка, получают статус учредителей банка,
купив "учредительские" паи или акции.
Большинство из российских коммерческих
банков относится к категории мелких или
средних. Банки, принадлежащие к разряду
крупных, - это в основном коммерческие
банки, созданные на базе трансформированных
отделений бывших государственных специализированных
банков. Крупные банки, созданные предприятиями
и организациями без участия государственных
банковских служб, немногочисленны.
Следует отметить, что в настоящее время
это разделение достаточно условно, поскольку
и до кризиса августа 1998 года немногие
банки могли быть отнесены к крупным, а
сейчас большинство банков являются мелкими.
По количеству типов выполняемых операций,
по направленности деятельности коммерческие
банки подразделяются на универсальные
и специализированные. Универсальные
банки выполняют весь спектр банковских
операций.
Хотя формально коммерческие банки в Российской
Федерации являются банками универсального
типа, им разрешены практически все виды
банковских операций на рынке кредитных
ресурсов, включая посредническую деятельность
при первичном размещении акций и облигаций
промышленных компаний, для большинства
из них характерна достаточно узкая специализация.
Одной из основных статей доходов для
некоторых из них являются доходы от ценных
бумаг, комиссионные, полученные за расчетно-кассовое
обслуживание клиентов, для других - проценты
за предоставленные краткосрочные ссуды.
3.Взаимоотношения
Центрального банка
Российской Федерации
с коммерческими банками
ЦБР является высшим
органом банковского регулирования
и контроля за деятельностью коммерческих
банков и других кредитных учреждений.
В процессе своих взаимоотношений с коммерческими
банками ЦБР стремится к поддержанию устойчивости
всей банковской системы и к защите интересов
населения и кредиторов.
ЦБР, как правило, не вмешивается в деятельность
коммерческих банков, однако он определяет
порядок создания новых коммерческих
банков, контролирует его соблюдение и
выдает лицензии на право осуществления
банковской деятельности.
Главная задача ЦБР заключается в том,
чтобы методами кредитно-денежной политики
обеспечить нормальное экономическое
развитие страны, то есть соответствие
количества денег в обращении потребностям
сохранения стабильных цен, росту занятости
населения, увеличению количества и повышению
качества производства разнообразной
продукции, расширению экспортно-импортных
операций.
Коммерческие банки являются основными
каналами практического осуществления
денежно-кредитной политики ЦБР, который
устанавливает обязательные для них правила
проведения и регулирования кредитных
операций и денежного обращения.
Выше уже отмечалось, что наряду с операциями
на открытом рынке, рефинансированием,
валютным регулированием и другими экономическими
методами проведения кредитной политики
ЦБР использует метод формирования обязательных
резервов. Это — метод прямого воздействия
на состояние денежной массы в обращении.
Резервы представляют собой сумму денег,
которую коммерческий банк обязан постоянно
хранить на отдельном счете в ЦБР, Размер
обязательных резервов в процентном отношении
к обязательствам банка, а также порядок
их депонирования в ЦБР устанавливаются
Советом директоров. Нормативы резервов
не должны превышать 20 процентов обязательств
банка. Они могут быть дифференцированными
для различных кредитных организаций,
но единовременное их изменение более
чем на пять пунктов не допускается. При
нарушении утвержденных нормативов обязательных
резервов ЦБР имеет право взыскать в бесспорном
порядке с коммерческого банка сумму недовнесенных
средств, а также штраф в установленном
им размере, но не более двойной ставки
рефинансирования. При отзыве лицензии
на совершение банковских операций депонированные
в ЦБР средства используются для погашения
обязательств кредитной организации перед
вкладчиками и кредиторами.
Первоначально обязательные минимальные
резервы формировались как гарантия определенного
запаса наличных денег на тот случай, если
клиенты потребуют свои вклады от банка.
В настоящее время минимальные резервы
выполняют двоякую роль. Во-первых, они
должны обеспечить интересы вкладчиков,
когда при тех или иных обстоятельствах
может начаться опок вкладов из данного
банка. Во-вторых, с помощью изменения
суммы резервов регулируются и возможности
коммерческих банков выдавать кредиты
и, следовательно, влиять на совокупную
массу денег в обращении. Кредитный потенциал
коммерческого банка уменьшается настолько,
насколько увеличивается размер его резервов,
и увеличивается настолько, насколько
уменьшается размер его резерва в ЦБР.
Политика формирования минимальных резервов
как инструмент кредитно-денежной политики
впервые была применена в США в 30-е годы,
а затем ее стали использовать центральные
банки всех ведущих капиталистических
стран.
Наряду с формированием фонда обязательных
резервов в системе ЦБР за счет отчислений
от прибыли коммерческих банков создаются
еще два фонда:
— фонд
страхования депозитов в коммерческих
банках;
— фонд страхования коммерческих
банков от банкротства.
Отчисления в
оба фонда составляют по 1 проценту
от балансовой прибыли банка. За счет
этих фондов коммерческий банк имеет
возможность получать ссуды при
временных трудностях, связанных
с выполнением своих обязательств.
Деятельность коммерческих банков затрагивает
имущественные и социальные права широкого
круга граждан, предприятий, организаций,
фирм, которые являются их акционерами,
вкладчиками и кредиторами, поэтому государство
в лице ЦБР осуществляет контроль за устойчивостью
каждого банка и всей банковской системы.
В связи с наличием кредитных связей между
коммерческими банками устойчивость одних
из них непосредственно связана с устойчивостью
других.
ЦБР устанавливает обязательные для коммерческих
банков правила проведения банковских
операций, ведения бухгалтерского учета,
составления и представления бухгалтерской
и статистической отчетности. Для осуществления
своих функций ЦБР имеет право запрашивать
и получать от банков необходимую информацию
об их деятельности, требовать разъяснений
по полученной информации. Для подготовки
банковской и финансовой статистики и
для анализа экономической ситуации в
стране ЦБР также имеет право запрашивать
и получать необходимую информацию и у
федеральных органов исполнительной власти.
Полученные данные по конкретным операциям
не подлежат разглашению без согласия
банка, предоставившего их. ЦБР публикует
сводную статистическую и аналитическую
информацию о банковской системе России.
В целях обеспечения устойчивости банковской
системы ЦБР разрабатывает для коммерческих
банков обязательные нормативы, которые
позволяют оценить состояние капитала,
источники ресурсов и их соотношение с
активами. Таким образом, ликвидность
коммерческого банка базируется на постоянном
поддержании объективно необходимого
соотношения между тремя ее составляющими
— собственным капиталом банка, привлеченными
и размещенными банком средствами.
ЦБР осуществляет надзор за деятельностью
коммерческих банков с целью своевременного
выявления и предотвращения ситуаций,
угрожающих интересам вкладчиков и других
кредиторов, и отрицательно влияющих на
стабильность банков. Для осуществления
своих функций по надзору и регулированию
деятельности коммерческих банков ЦБР
проводит проверки — как их самих, так
и их филиалов, и направляет им обязательные
для исполнения предписания об устранении
выявленных нарушений, а также применяет
санкции по отношению к нарушителям. В
случае нарушений, представления неполной
или недостоверной информации ЦБР имеет
право требовать от коммерческого банка
устранения выявленных недостатков и
взыскать штраф в размере до 0,1 процента
от размера минимального уставного капитала,
либо ограничивать проведение отдельных
операций на срок до шести месяцев. При
невыполнении в установленный срок предписаний
ЦБР об устранении нарушений, а также в
случае, если эти нарушения или совершаемые
банком операции создали реальную угрозу
интересам кредиторов и других вкладчиков,
ЦБР имеет право взыскать с коммерческого
банка штраф в размере одного процента
от суммы капитала. По требованию ЦБР коммерческий
банк обязан осуществить мероприятия
по повышению своей ликвидности, в том
числе изменить структуру активов. В случае
неудовлетворительной работы коммерческого
банка ЦБР имеет право потребовать замены
руководителей; осуществления реорганизации
банка; утверждения индивидуальных нормативов
достаточности капитала и нормативов
ликвидности на срок до шести месяцев;
запретить проведение некоторых банковских
операций сроком на один год; временно
запретить открытие филиалов. В тех случаях,
когда руководство коммерческого банка
не в состоянии обеспечить работу банка
в соответствии с действующим законодательством
или самостоятельно оздоровить финансовое
состояние банка, а также при возникновении
в руководстве банка разногласий, ведущих
к потере управляемости, ЦБР может назначить
временную администрацию по управлению
банком на срок до 18 месяцев. Задачей временной
администрации является сохранение или
восстановление платежеспособности банка
в интересах его кредиторов, вкладчиков
и акционеров (пайщиков) и создание работоспособного
управленческого механизма, обеспечивающего
устранение выявленных нарушений и осуществление
других мер по финансовому оздоровлению
банка. Если руководителями или акционерами
(пайщиками) банка, в который назначена
временная администрация, совершаются
действия, препятствующие выполнению
ее функций, ЦБР вправе принять решение
об отзыве лицензии. Деятельность временной
администрации прекращается с выполнением
возложенных на нее задач или после представления
ею в ЦБР обоснованного вывода о невозможности
достижения поставленной перед нею цели,
а также по истечении срока деятельности
временной администрации, либо после вынесения
определения арбитражного суда о возбуждении
производства по делу о банкротстве. В
крайних случаях ЦБР отзывает лицензию
на проведение банковских операций. Вследствие
такой меры коммерческий банк прекращает
свою деятельность, сливаясь с другим
банком или трансформируясь в филиал более
крупного банка.
Заключение
Несмотря на
некоторые успехи отечественной
банковской системы, остается еще много
нерешенных проблем. Одной из важнейших
является инфляция, характерная для переходной
экономики. Стабилизация рубля возможна
лишь при грамотном сочетании продуманной
денежно-кредитной и фискальной политики,
при создании соответствующей законодательной
базы.
В российской банковской
системе очень велика доля банков,
находящихся в
собственности
государства.
Отсутствие действенной
системы депозитов оставляет
вкладчиков российских банков практически
без гарантии возврата своих средств.
В этом на своем горьком опыте смогли убедиться
уже многие тысячи россиян.
Роль банковской
системы в экономике любой
страны чрезвычайно велика. Строгое
«разделение властей», то есть, определение
четких границ полномочий и разделение
сфер влияния между Центральным банком
и коммерческими банками способно значительно
повысить эффективность работы банковской
системы, что поможет развитию экономики
страны.
В экономике
переходного периода на банковскую
систему ложится еще большая ответственность,
ее роль в стабилизации страны увеличивается,
но усложняются задачи.
Банк России
не может стать гарантом прибыльности
и стабильности каждого
отдельного банка. Поэтому любой коммерческий
банк должен самостоятельно стремиться
улучшить свою деятельность в следующих
направлениях:
- внедрение стратегического
планирования и подготовка стратегических
бизнес- планов;
- укрепление
структуры капитала, в том числе
путем его рекапитализации;
- усиление контроля
за текущей ликвидностью, кредитными и
другими рисками;
- внедрение комплексных
программ подготовки кадров;
- обеспечение
открытости в работе с населением.
Список
используемой литературы.
1.
«Центральный банк и коммерческие банки
в новой кредитной системе»
Э.Васильшин.
2.
«О роли банковской системы в обеспечении
экономического роста»
В.Н.Сменковский.
3.
«Состояние банковской системы» Сафронов
4.
«Банки и финансовый рынок» Львов
Ю.И.