Вторичный рынок ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 23:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие механизма функционирования вторичного рынка ценных бумаг, проблем, стоящих перед современным рынком ценных бумаг в России, и перспектив дальнейшего его развития.
Перед работой стоят следующие задачи:
* охарактеризовать понятие структуру фондового рынка и механизм его функционирования, в целом, и вторичного рынка, в частности.
* оценить нынешнее состояние рынка ценных бумаг в РФ и возможные перспективы его роста
* наметить возможные пути совершенствования функционирования российского фондового рынка.

Содержание

Введение 3
1. Характеристика рынка ценных бумаг как составной части рынка ссудных капиталов 5
1.1. Понятие рынка ценных бумаг и его место в экономической системе общества 5
1.2. Функции рынка ценных бумаг 7
1.3. Структура и механизм функционирования рынка ценных бумаг 8
2. Структура вторичного рынка ценных бумаг 17
2.1. Понятие вторичного рынка ценных бумаг 17
2.2.Фондовые биржи и механизм их функционирования 20
2.3. Фондовые биржи в РФ 27
3. Направления развития вторичного рынка ценных бумаг в РФ 31
3.1. Современное состояние вторичного рынка ценных бумаг РФ 31
3.2.Регулирование рынка ценных бумаг в РФ 35
3.3. Совершенствование регулирования финансовых рынков в РФ 36
Заключение 43
Список использованной литературы 45

Работа содержит 1 файл

Вторичный рынок ценных бумаг 2010.doc

— 248.50 Кб (Скачать)

    Одной из причин такого значительно роста российского рынка акций стало его резкое падение в 2008 году, когда с максимальных уровней в 1956,14 пункта по индексу ММВБ и в 2487,92 пункта по индексу РТС, достигнутых 19 мая 2008 года, рынок акций упал 24 октября 2008 года до 513,62 и 549,43 пункта соответственно, то есть в 4 раза. Другой причиной стал возобновившийся рост цен на нефть.

    В то же время положительное влияние  на российский фондовый рынок оказали  такие факторы, как оживление  на международном кредитном рынке, возобновление притока прямых инвестиций, повышение внутреннего спроса (рост потребления электроэнергии, рост грузооборота), увеличение денежного предложения, укрепление рубля в течение большей части года (с марта), и, в целом, рост доверия потребителей к перспективам экономики и желание инвесторов воспользоваться теми возможностями, которые дает восстановление рынка ценных бумаг.

    В результате объемы торгов российскими  акциями, хотя и не достигли докризисных  уровней в 3-4 трлн. руб. в месяц, но стремились восстановиться и показывали объемы в 2-3 трлн. руб., что гораздо больше кризисных минимумов. (Приложение 3)

    Капитализация рынка акций достигла 737,68 млрд. долл. США, что более чем в 2,2 раза превышает  капитализацию на конец 2008 года (около 330 млрд. долл. США).

    Рынок корпоративных облигаций.

    В конце 2008 - начале 2009 годов на фоне оттока капитала и стремительной девальвации  рубля ликвидность банковской системы  значительно сократилась. В такой  ситуации многие институциональные  инвесторы были вынуждены продавать  бумаги со значительным дисконтом, в результате чего котировки под давлением низкой ликвидности падали и доходность облигаций первого эшелона доходила до 16-17% годовых. Активность торгов долговыми инструментами в начале года была невысокой. Однако, начиная со II квартала 2009 г., выпуски облигаций первого эшелона на вторичном рынке стали торговаться более активно, на рублевые облигации появился значительный спрос, и он поддерживался до конца 2009 года. Среди основных факторов, позволивших стабилизировать положение, необходимо отметить  оперативные действия монетарных властей, которые смогли вернуть веру участников рынка в рубль и стали активно пополнять банковскую систему ликвидностью. (Приложение 4)

    В апреле возобновилась активность на рынке первичных размещений, хотя их было немного. Самым значительным размещением стал выпуск облигаций "Газпром нефти", которые пользовались существенным спросом.

    В июне количество и объем новых  размещений были рекордными. Свои выпуски  разместили РЖД, "ВТБ-Лизинг", ЛУКОЙЛ и "Газпром". При этом спрос на бумаги, как правило, превышал предложение в два раза. Это обеспечило позитивную ценовую динамику выпусков указанных эмитентов на вторичном рынке. Среди эмитентов второго эшелона на первичный рынок вышла торговая сеть Х5 Retail Group. (Приложение 5)

    Ударным по объему новых размещений вышел  и декабрь. Среди общего объема размещений в 185 млрд. руб. в качестве наиболее крупных  выпусков нужно отметить Башнефть (3 выпуска объемом 50 млрд. руб.), Атомэнергопром (20 млрд. руб.), АФК Система (19 млрд. руб.), РЖД и ВТБ-24 (по 15 млрд. руб.). Указанные эмитенты вошли и в десятку крупнейших по объему выпусков облигаций за весь 2009 год.

    Характерным явлением стало появление большого числа предприятий, которые использовали кризис для того, чтобы не возвращать заемные средства. Согласно рэнкингу дефолтных эмитетов, составленному агентством Cbonds совместно с Национальной фондовой ассоциацией по результатам опроса 60 участников рынка - крупных держателей облигаций (банков, страховых компаний, фондов, аналитиков, экономистов) первое место по степени «недружественности» заняла факторинговая компания «Еврокоммерц», набравшая наибольшее количество баллов (57) в оценках экспертов. На втором месте оказалась компания «Инком-лада» (43), на третьем - АПК «Аркада» (35). В десятку также вошли «Инпром», «Амурметалл», «Алпи-инвест», МАИР, «Русский текстиль», Московское областное ипотечное агентство.

    К концу 2009 года объем корпоративных  и банковских облигаций достиг 2526,4 млрд. руб. (прирост за год на 39,4%). На внутреннем рынке обращалось 630 выпусков 405 корпоративных эмитентов. При этом по итогам 2008 года объем указанного рынка составлял 1812,3 млрд. руб., торговались 650 выпусков 463 эмитентов. Таким образом, число эмитентов уменьшилось на 12,5 процентов. (Приложение 6)

    Объем рынка корпоративных и банковских еврооблигаций по состоянию на конец 2009 года составил 99,4 млрд. долл. против 103,8 млрд. долл. на конец 2008 года. Таким  образом, объем этого сектора  облигационного рынка в целом  за 2009 год сократился на 4,2 процента.  

Таблица 3.1 - Основные параметры рынка облигаций в 2009 году

Показатель 31 декабря  2008 г. 31 декабря  2009 г. Прирост  за 2009 г.
кол-во %
Объем рынка корпоративных и банковских облигаций (размещенные выпуски), млрд. рублей 1812,3266 2526,3995 714,0729 39,4
Количество  эмиссий 650 630 -20 -3,1
Количество  эмитентов 463 405 -58 -12,5
Объем рынка корпоративных еврооблигаций (включая банковские), млрд. долл. 103,7738 99,3936 -4,3802 -4,2
 

    В целом на рынке корпоративных  заимствований в 2009 г. можно отметить следующие тенденции:

    - снижение среднемесячных объемов  размещений с докризисного уровня  в 40-50 млрд. руб. до объемов в  20-30 млрд. рублей;

    - резкое сокращение оборота на  вторичном рынке в начале года  и медленное восстановление к  докризисным уровням (достигавшим более 300 млрд. рублей в месяц);

    - смена круга заемщиков: в I полугодии 2009 года 3 эшелон отсутствовал полностью, а из 1-го эшелона размещались только наиболее крупные, преимущественно квази-суверенные компании (РЖД, Газпром, ВЭБ), лишь во II полугодии стали появляться заемщики, относящиеся ко 2-му эшелону (например, торговая сеть Х5 Retail Group);

    - появление большого количества  нерыночных или условно рыночных  выпусков (когда банк-организатор  размещает дочернюю, например, лизинговую  компанию (как пример - эмитенты группы ВТБ или Уралсиба);

    - поиск новых вариантов заимствований  - биржевые облигации (которые, возможно, заменят векселя на рынке), индексируемые облигации (Тройка-инвест);

    - активное обсуждение новой корпоративной  культуры долгового рынка (включение ковенант в выпуски, раскрытие конечных акционеров компании, хранение кредитной истории дефолтных эмитентов, аудиторские заключения по новым выпускам с со-ответственностью аудиторов).

    3.2.Регулирование рынка ценных бумаг в РФ

 
 

    К субъектам российского рынка ценных бумаг относятся:

    Президент РФ, который осуществляет общее руководство  рынком ценных бумаг, подписывает законы и издает указы, регламентирующие его  развитие;

    Совет Федерации, который ратифицирует законодательные  акты по вопросам развития рынка ценных бумаг;

    Государственная Дума, которая разрабатывает законодательные  акты по вопросам развития рынка ценных бумаг;

    Правительство РФ, которое определяет общие направления  развития рынка ценных бумаг.

    В РФ агентом Правительства РФ по регулированию финансовых рынков является Федеральная службы по финансовым рынкам.

    Деятельность  Федеральной службы по финансовым рынкам основывается на постановлении Правительства Российской Федерации                  от 09 апреля 2004 г. № 206 «Вопросы Федеральной службы по финансовым рынкам», Положении о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации         от 30 июня 2004 г. № 317.

    В соответствии с указанными нормативными правовыми актами Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключение страховой, банковской и аудиторской деятельности), и находится в ведении Правительства Российской Федерации.

    Структура ФСФР России включает в себя десять управлений: Управление развития регулирования на финансовом рынке, Управление регулирования и контроля над коллективными инвестициями; Управление регулирования деятельности участников финансового рынка; Управление эмиссионных ценных бумаг; Управление организации и проведения надзорных мероприятий на рынке ценных бумаг; Правовое управление; Управление делами и архива; Управление экономики, финансов и бухгалтерского учета; Управление административно-технического обеспечения; Управление информации и мониторинга финансового рынка. Также в структуру ФСФР России входят три самостоятельных отдела: отдел государственной службы и кадров; первый отдел; отдел мобилизационной подготовки.

    В организационную структуру Федеральной  службы по финансовым рынкам входит 13 территориальных органов и 29 территориальных  отделов.

    Схема организационной структуры ФСФР России представлена в приложении 7.

    3.3. Совершенствование регулирования  финансовых рынков в РФ

 
 

    Цели  и задачи ФСФР России на 2010-2012 годы соответствуют  основным приоритетам, сформулированным в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации                 от 17 ноября 2008 г. № 1663-р, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации                                             от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, и Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации                                             от  29 декабря 2008 г. № 2043 - р.

    Миссия  ФСФР России заключается в превращении  российского финансового рынка  в конкурентоспособный самостоятельный  финансовый центр, являющийся одним  из главных механизмов финансирования корпоративного сектора и одновременно эффективным механизмом инвестирования частных накоплений, включая пенсионные накопления и резервы.

    Цели и задачи ФСФР России охватывают все основные направления деятельности ФСФР России и направлены на обеспечение ускоренного экономического развития страны посредством качественного повышения конкурентоспособности российского финансового рынка и формирования на его основе самостоятельного финансового центра. Необходимо отметить, что указанные цели и задачи ФСФР России реализуемы лишь в увязке с повышением конкурентоспособности экономики страны в целом.

    Прошедшие полтора года показали не только ряд  тенденций, прямо указывающих на укрепление значения российского финансового  рынка, но и расставил нужные акценты  над проблемами, требующими ускоренного решения, в частности: для развития конкурентоспособного финансового рынка предстоит осуществить нормативное правовое регулирование, направленное на обеспечение развития финансовых институтов и эффективной инфраструктуры финансового рынка, создание новых финансовых инструментов и т. д.

    Из  этого вытекает первая стратегическая цель ФСФР России – совершенствование  правового регулирования с целью  создания благоприятных условий  формирования конкурентоспособного финансового  рынка в Российской Федерации.

    При этом усилия ФСФР России должны быть направлены как на совершенствование правового  регулирования финансового рынка, так и на обеспечение соблюдения законодательства на финансовом рынке  всеми  его участниками.

    Отсюда  следует вторая стратегическая цель ФСФР России – обеспечение эффективного и своевременного контроля и надзора на финансовом рынке, с целью защиты законных прав и интересов участников финансового рынка.

    Ниже  приводятся задачи, решение которых  обеспечивает достижение цели «Совершенствование правового регулирования с целью создания благоприятных условий формирования конкурентоспособного финансового рынка в Российской Федерации»

    Цель 1. Совершенствование правового регулирования  с целью создания благоприятных  условий формирования конкурентоспособного финансового рынка в Российской Федерации.

    Тактические задачи:

    1.1. Разработка и внедрение правоустанавливающих норм, способствующих повышению емкости и прозрачности финансового рынка.

    Развитие  фондового рынка, который являлся  бы одним из главных механизмов трансформации накоплений в инвестиции, немыслимо без создания благоприятных условий на законодательном уровне, для всех участников рынка ценных бумаг. Для реализации данной задачи предстоит разработать и внедрить комплекс мер, направленных на защиту прав и законных интересов инвесторов, снижение административных барьеров выхода на рынок эмитентам (создание компенсационных механизмов, разработка нормативного регулирования порядка предложения финансовых услуг розничным клиентам, внедрение порядка регулирования рекламы финансовых инструментов, установление требований обязательного мониторинга биржами нестандартных срочных сделок, создание широких возможностей для секьюритизации финансовых активов, упрощение процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг, усиление гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности путем введения новых составов  правонарушений и преступлений в сфере финансового рынка), что в совокупном объеме создаст все необходимые условия для решения поставленной задачи.

Информация о работе Вторичный рынок ценных бумаг