Внутренний долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 10:53, курсовая работа

Описание работы

В последнее время интерес финансистов к проблемам дефицита федерального бюджета значительно возрос. Причины этого очевидны. Стремительный рост объемов государственного долга, критическая величина расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита в последние три года заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной динамики. В большинстве аналитических работ в данной связи отмечаются три ключевых фактора: высокая доля государственных расходов; неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящий к его двукратному занижению (к этому приводят: во-первых, различия, существующие между российской методикой расчета дефицита бюджета и методикой, используемой МВФ; во-вторых накопление текущей бюджетной задолженности в процессе исполнения бюджета.);

Содержание

Введение 3
1 Понятие внутреннего государственного долга 4
1.1 Формы внутреннего долга 7
1.2 Виды внутреннего государственного долга 8
2 Основные особенности внутреннего долга России, его современное состояние 10
3 Роль и задачи Банка России в процессе обслуживания государственного внутреннего долга 15
Вывод 17
Задание 2 18
Задание 3 18
Литература 23

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

Российской  Федерации на 2002 год 

  На      
01.01.2002г. 
млрд.    
рублей  
На      
01.10.2002г. 
млрд.    
рублей  
Удельный   
вес на    
01.10.2002г. 
%    
Государственный внутренний   
долг Российской Федерации  
 
583,6  
 
561,3  
 
100      
В том числе:                     
1. Долговые обязательства    
Российской Федерации (всего)
 
529,8  
 
523,0  
 
93,18   
В том числе:                    
- облигации федеральных     
займов с постоянным         
купонным доходом          
 
 
402,2  
 
 
386,2  
 
 
68,80   
- облигации федеральных     
займов с фиксированным      
доходом                   
 
 
112,5  
 
 
121,5  
 
 
21,65   
- государственные         

 
краткосрочные облигации   

 
7,4  
 
9,8  
 
1,75   
- государственный           
сберегательный заем       
 
4,9  
 
2,0  
 
0,36   
- облигации нерыночных      
займов                    
 
2,7  
 
3,4  
 
0,60   
- прочие долговые           
обязательства             
 
0,1  
 
0,1  
 
0,01   
2. Векселя Минфина России    
(всего)                    
 
27,6  
 
27,6  
 
4,92   
3. Прочие виды               
государственного внутреннего 
долга                      
 
 
26,2  
 
 
10,7  
 
 
1,90   
 

    Государственный внутренний долг РФ на 1 ноября 2003 года составил 660,37 млрд руб., уменьшившись за месяц на 9,31 млрд руб.

    В структуре государственного внутреннего долга наибольшую его часть на 1 декабря составляют :

    ОФЗ-АД - 372,26 млрд руб. (на 2,35 млрд больше, чем  на 1 ноября).

    Затем следуют: 
       ОФЗ-ФК - 199,31 млрд руб. (на 9,03 млрд меньше, чем на 1 ноября); 
       ОФЗ-ПД - 50,48 млрд руб. (без изменений); 
       ОФЗ-ПК - 24,10 млрд долл. (без изменений); 
       ОГНЗ - 11,50 млрд руб. (без изменений); 
       ГКО - 2,72 млрд руб. (на 2,47 млрд руб. меньше, чем на 1 ноября). 
       В целом с начала года государственный внутренний долг увеличился на 5,86 млрд руб., или на 0,9 проц. На 1 января 2003 года государственный внутренний долг составлял 654,51 млрд руб.

    Государственный внутренний долг РФ на 1 января 2004 года составил 663,53 млрд руб., увеличившись за месяц на 3,16 млрд руб.

    Государственный внутренний долг РФ на 1 января 2004 года составил 663,53 млрд руб., увеличившись за месяц на 3,16 млрд руб. (08.01.04 11:01:00).  
       Департамент управления государственным внутренним долгом Минфина сообщает, что по состо
янию на 1 января сумма государственного внутреннего долга (в части государственных ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации) составила 663,53 млрд руб. и увеличилась за месяц на 3,16млрд.руб.  
        В структуре государственного внутреннего долга наибольшую его часть на 1 января составляют ОФЗ-АД - 375,42 млрд руб. (на 3,16 млрд больше, чем на 1 декабря).

    Затем следует:

    ОФЗ – ФК – 199,31 млрд.руб. (+0,0002);

    ОФЗ – ПД-50,48 млрд.руб. (без изменений);

    ОФЗ – ПК - 24,10 млрд.долл.(без изменений);

    ОГНЗ  – 11,50 млрд.руб. (без изменеий);

    ОГНЗ  – 11,50 млрд.руб. (без изменеий);

    ГКО – 2,72 млрд.руб. (без изменений).

    В целом за год государственный  внутренний долг увеличился на 9,02 млрд руб., или на 1,4 проц. На 1 января 2003 года государственный внутренний долг составлял 654,51 млрд руб.

    Государственный внутренний долг РФ на 1 марта 2004 года составил 685,506 млрд руб., увеличившись за месяц на 13,897 млрд руб
       В структуре государственного внутреннего долга наибольшую его часть на 1 марта составляют

    ОФЗ-АД - 405,093 млрд руб. (на 13,6 млрд больше, чем  на 1 февраля).

    Затем следуют: 
    ОФЗ-ФК - 187,693 млрд руб. (-3,624 млрд); 
    ОФЗ-ПД - 50,471 млрд руб. (-0,005 млрд); 
    ОФЗ-ПК - 24,100 млрд руб. (-0,001 млрд); 
    ОГНЗ - 11,50 млрд руб. (без изменений); 
    ГКО - 6,649 млрд руб. (+3,927 млрд)

    Финансирование  расходов на обслуживание государственного внутреннего  долга РФ в январе - августе 2005 года составили 33,4 млрд руб.

    ОФЗ-ФК - 10,7 млрд рублей,

    ОФЗ-АД - 21,0 млрд рублей,

      ОФЗ-ПД - 1,7 млрд рублей.

    В соответствии со статьей 113 Бюджетного кодекса расходы на обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации были уменьшены на общую сумму 1,42 млрд. рублей (накопленный купонный доход и сумма дохода, превышающая номинальную стоимость, полученную Минфином России при размещении государственных ценных бумаг на вторичных торгах), в том числе:

    ОФЗ-ФК - на 0,07 млрд рублей,

    ОФЗ-АД - на 0,79 млрд рублей

    ОФЗ-ПД - на 0,56 млрд рублей

    и составили 31,9 млрд рублей.

    Кроме того, за отчетный период были произведены выплаты процентов по векселям АПК в сумме 0,6 млрд. рублей.

    Таким образом. Кассовые расходы на обслуживание государственного внутреннего долга  Российской Федерации составил 32,6 млрд.рублей.

    Государственный внутренний долг РФ на 1 января 2006 г составил порядка 850 млрд руб против 756,82 млрд руб на 1 января 2005 г

    В 2006 г Минфин планирует привлечь посредством  выпуска государственных ценных бумаг 238,197 млрд руб, чистое привлечение  в 2006 г составит 170 млрд руб. Общее  привлечение в 2007 г составит 290 млрд руб, чистое привлечение – 200 млрд руб. Общее привлечение в 2008 г составит 340 млрд руб, чистое привлечение – 230 млрд руб.

    Таким образом, общее привлечение за период 2006-2008 гг составит 870 млрд руб, чистое привлечение  за этот период – порядка 600 млрд руб. 
Говоря о размещении государственных облигаций в 2006 г Минфин будет размещать новые выпуски десятилетних ОФЗ с амортизацией долга в течение 2 лет, 15-летние бумаги – в течение 3 лет. При этом объем в обращении 10-летних облигаций будет доводиться до 80-85 млрд руб, 15-летних – до 90-100 млрд руб. Кроме того, Минфин планирует проводить доразмещения государственных ценных бумаг. За 11 месяцев 2005 г Минфин провел на первичном рынке ОФЗ 18 аукционов, в ходе которых было привлечено средств 103,2 млрд руб, и осуществил доразмещение на сумму 46,3 млрд руб
.

3 Роль и задачи Банка России в процессе обслуживания

  государственного внутреннего рынка

       Государство в процессе функционирования для удовлетворения многообразных потребностей общества, помимо сбора налогов и обязательных платежей; очень часто привлекает к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов и частных лиц. Главным способом их получения является государственный кредит. При получении государственного кредита государство выступает в роли заемщика, а предприятия, организации и население — кредиторов.

       Как один из видов кредита государственный  кредит предоставляется на принципах  возвратности, платности и срочности. Взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов государственной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы, которые не участвуют в кругообороте производительного капитала, в производстве материальных ценностей, а, как правило, направляются на покрытие бюджетного дефицита. Этим фактором государственный кредит и отличается от банковского кредита, участвующего в обеспечении непрерывности процесса расширенного воспроизводства и повышения его эффективности. Источником погашения государственного кредита и выплаты процентов по нему выступают средства бюджета. Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга.

       В узком смысле слова, под государственным  долгом понимают сумму задолженностей по выпущенным и непогашенным долговым обязательствам государства, включая начисленные по ним проценты. В Бюджетном кодексе РФ под государственным или муниципальным долгом понимают «обязательства, возникающие из государственных или муниципальных займов (заимствований), принятых на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием обязательства третьих лиц». При этом государственные или муниципальные займы (заимствования) определяются как «передача в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования денежных средств, которые Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа». Таким образом, можно констатировать, что Бюджетный кодекс дает широкую трактовку понятия «государственный долг».

       Обслуживание  государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством Российской Федерации, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

       Выполнение Банком России, другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента Правительства Российской Федерации  по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации выполнять функции эмитента государственных ценных бумаг.

       Банк России осуществляет функции генерального агента (агента) по обслуживанию государственного внутреннего  долга безвозмездно.

       Оплата услуг агентов  по размещению и обслуживанию государственного долга осуществляется в пределах норм, утверждаемых Правительством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, выделенных на обслуживание государственного долга.  

       ВЫВОД

    Долговые  проблемы России многоплановы: страна одновременно является крупным должником и кредитором. В силу своего уникального положения Россия стремится к комплексному решению проблемы международной задолженности при соблюдении баланса интересов кредиторов и заемщиков. Нынешний долговой кризис стал следствием крайне неблагоприятного переплетения субъективных и объективных факторов, долговременных и краткосрочных тенденций. Глубина их воздействия настолько велика, что ощущается до настоящего времени. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание 2

    Укажите номера правильных ответов: 

    2.1 3
    2.2 1
    2.3 1;3
    2.4 3
    2.5 2
    2.6 2
    2.7 3
    2.8 3
    2.9 2
    2.10 Кредитование Центральным банком коммерческих банков Переучет векселей

Информация о работе Внутренний долг