Автор: p*******@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 14:51, курсовая работа
Целью работы является исследование основных механизмов предоставления международных кредитов, а также изучение воздействия на экономику Беларуси кредита МВФ.
Главные задачи курсовой работы:
Изучение теории международного кредитования
Изучение особенностей организации и функционирования международных финансовых и валютно-кредитных организаций
Изучение реализации программы «стэнд-бай» для Беларуси
Введение 4
1Теоретические основы международного кредитования 6
1.1 Международный кредит как экономическая категория 6
1.2 Классификация международного кредита 9
1.3 Условия международного кредита 12
2 Международные финансовые и кредитные организации, их функции 14
3 Развитие междунарожного кредита в Республике Беларусь 24
Заключение…………………………………………..…….………………………………….…31
Список использованных источников............……………………………………………...32
Реализация программы «стэнд-бай» имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, кредит МВФ - это не только возможность пополнить золотовалютные резервы и укрепить валютный курс белорусского рубля. Стабилизационный кредит предоставлен в обмен на проведение реформ, которые публично указаны. Кроме того, это послание для иностранных инвесторов, что в Беларуси грядут серьезные реформы и в эту страну можно вкладывать деньги. С другой стороны, главный минус кредита МВФ - это рост внешнего долга Беларуси.
Всемирный банк, членом которого Республика Беларусь стала в 1992 г., предоставляет займы, техническую помощь, а также координирует получение помощи из других источников. Деятельность Банка направлена на оказание помощи стране в реализации стратегии, способствующей экономическому росту и повышению уровня жизни населения.
При поддержке Всемирного банка реализуется проект «Модернизация инфраструктуры в социальной сфере Республики Беларусь», предусматривающий проведение мероприятий по снижению потребления энергии на объектах социальной сферы (в школах и больницах), а также Чернобыльский проект, целью которого являются смягчение последствий аварии и стимулирование экономического развития пострадавших районов.
Международная финансовая корпорация (МФК), входящая в группу Всемирного банка, реализовала в республике проекты технической помощи, общая сумма которых составила около 10 млн. дол. США. За период сотрудничества осуществлены четыре проекта: «Малая приватизация в Беларуси», «Поддержка частного предпринимательства в Беларуси», «Развитие малого и среднего бизнеса в Беларуси», «Развитие объединений малого и среднего бизнеса». С декабря 2004 г. началась реализация проекта консультативной помощи «Улучшение деловой среды в Беларуси». Кроме того, МФК в 2004 г. предоставила ОАО «Приорбанк» кредит в размере 20 млн.дол. США сроком на 7 лет, а в июне 2005 г. подписала кредитное соглашение с ОАО «Белгазпромбанк» о выделении кредита объемом 5 млн. дол. США сроком на 6 лет. Средства выделяются главным образом на финансирование частных предприятий, в том числе поддержку малого предпринимательства. В 2006 г. МФК выделила кредит в размере 35,5 млн. дол. США на финансирование крупного частного завода по производству соков в Бобруйске и создание сети дисконтных магазинов. [19]
В 2007 году сотрудничество Республики Беларусь с Всемирным банком осуществлялось по следующим направлениям:
Основным результатом работы стало утверждение 4 декабря 2007 г. Советом исполнительных директоров Всемирного банка Стратегии сотрудничества с Республикой Беларусь на 2008-2011 годы, которая в целом соответствует национальным интересам и приоритетам социально-экономического развития Беларуси. Принятие данного документа позволит активизировать сотрудничество Республики Беларусь с Всемирным банком, а также существенно увеличить объемы финансирования проектов для страны. Принятие Стратегии станет началом качественно нового этапа сотрудничества республики с банком и позволит в полной мере реализовывать мероприятия в рамках Директивы.
В январе-марте 2008 года продолжилась реализация следующих проектов Всемирного банка:
Кроме того, совместно с персоналом Всемирного банка продолжается техническая работа по подготовке Странового экономического меморандума и оценке эффективности государственных расходов и финансовой подотчетности.
Республика Беларусь является членом Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) с 1992 года. Сотрудничество с ЕБРР осуществляется на основе Меморандума о взаимопонимании между Правительством Республики Беларусь и ЕБРР от 19 февраля 1993 г. и Страновой стратегии ЕБРР для Беларуси на 2006-2008 годы, утвержденной Советом директоров ЕБРР в декабре 2006 г.
Принятая банком Стратегия для Беларуси на 2006-2008 годы предусматривает сценарное или ступенчатое финансирование в зависимости от выполнения республикой критериев ЕБРР.
Одним из основных компонентов Стратегии ЕБРР для Беларуси на 2006-2008 годы является предоставление финансирования в размере 25 млн. долларов США в рамках Программы поддержки микро-, малых и средних предприятий.
Вторым основным компонентом Стратегии ЕБРР для Беларуси на 2006-2008 годы является создание банка микрофинансирования в Республике Беларусь.
Третьим компонентом Стратегии ЕБРР для Беларуси на 2006-2008 годы является прямое финансирование отдельных частных белорусских компаний, а также частных компаний с иностранным капиталом.
Кредитные средства ЕБРР привлекались под гарантии Правительства Республики Беларусь на реализацию инвестиционных проектов:
Все указанные проекты реализованы. В настоящее время ЕБРР сосредоточил внимание на проектах в негосударственном секторе Республики Беларусь, предоставляя ресурсы без правительственных гарантий. [17]
В настоящее время Управление внешним государственным долгом Республики Беларусь осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-3, Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 года № 252 «Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах)» и законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
По данным Минфина, внешний государственный долг Республики Беларусь за март увеличился на 10,2% и на 1 апреля 2010 года составил около 8,45 млрд долларов при утвержденном лимите 9,5 млрд долларов. При этом задолженность, гарантированная правительством, составляет 1,4 процента всего внешнего долга. Данный показатель за март увеличился на 8,7 процента.
В пересчете на евро внешний долг увеличился за квартал на 745,3 миллиона евро ( 2,8 процента), до 26,9 млрд евро. При этом основное тело долга составляет задолженность по еврооблигационным займам (25 млрд 5 млн долларов, или 18 млрд 8 млн евро), по облигациям внутреннего валютного займа - 1 млрд 7 млн долларов, или 1 млрд 313 млн евро. Долги перед международными финансовыми организациями оцениваются в 3 млрд 5 млн долларов, или 2 млрд 6 млн евро.
Внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 января 2010 года составил 7 891,4 млн. долларов США.
Таблица
1 – Внешний государственный
долг Республики Беларусь (млн.
долл. США )
на 01.01.2010 г | на 01.04.2010 г | |
|
7 778,8 |
8 333,8 |
|
112,6 |
117,4 |
Всего | 7 891,4 | 8 451,2 |
Примечание – Источник: [16]
Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу (согласно нормативам, рекомендуемым МБРР), свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности.
Тем не менее, стратегия
расширения кредитования по различным
государственным программам, хотя и помогла
смягчить последствия кризиса для производства,
осложнила внешнеэкономическую позицию
страны. Официальные органы страны намерены
проводить жесткую кредитную политику,
чтобы снизить дефицит по счету текущих
операций и ослабить давление на международные
резервы. Решение ограничить кредитование
по государственным программам в оставшуюся
часть 2010 года поможет сдержать рост внутреннего
спроса и поддержать меры по стабилизации
экономики.
Проведенное исследование позволило сформулировать выводы:
1. Международный кредит представляет собой кредит, выдаваемый государствами, международными кредитно-финансовыми институтами, частными фирмами в процессе международного экономического сотрудничества. Международный кредит возник в связи с развитием международной торговли, а в современных условиях также охватывает и другие сферы мировой экономики. Причинами его широкого распространения послужили углубление международного разделения труда, потребность в рациональном использовании ресурсов в мировом хозяйстве, различная обеспеченность стран природными ресурсами и др. Также международный кредит выполняет ряд функций, которые отражают специфику движения ссудного капитала в сфере международных экономических отношений.
2.Кредиты международных финансовых организаций предоставляются Международным валютным фондом (МВФ), Группой Всемирного банка, Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), региональными банками развития и т.д. Кредитование обычно осуществляется на более льготных условиях, чем при выдаче частных кредитов, и зачастую является для страны-заемщика своеобразным условием и гарантией привлечения дополнительных международных частных инвестиций. МВФ предоставляет кредиты странам-членам на кратко- и среднесрочной основе для финансирования временных дефицитов платежных балансов. Группа Всемирного банка специализируется на кредитовании развивающихся стран и стран с переходной экономикой. ЕБРР был образован с целью содействия созданию в постсоциалистических странах рыночной экономики и поддержки развития частного предпринимательства. Региональные банки развития Азии, Америки и Африки были организованы для содействия экономическому развитию, сотрудничеству и социальному прогрессу стран региона, поддержки развития частного сектора и т.д.
3. Международные финансовые организации
предоставляют кредиты Беларуси, как одной
из развивающихся стран, на поддержку
экономических реформ, поддержание курса
валют, развитие объектов социальной сферы,
закупку товаров критического импорта.
Несомненно, привлечение международных
кредитов для реализации определенных
программ и проектов является важным компонентом
для достижения стабильной рыночной экономики,
повышения уровня жизни в Беларуси, стимулирования
экспорта белорусской продукции. Но, как
известно, одной из наиболее негативных
сторон международного кредита является
то, что он увеличивает внешнюю задолженность
страны. Привлечение иностранных кредитов,
с одной стороны, способствует развитию
национальной экономики, но с другой стороны
создает внешний долг, от погашения которого
во многом зависит дальнейшее сотрудничество
со странами и организациями – кредиторами.
Сотрудничество с финансовыми организациями
Беларусь расценивает как важный показатель
обеспечения внешнеэкономических интересов
и как важный фактор для получения доверия
со стороны зарубежных инвесторов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Виды международного кредита, их развитие в Республике Беларусь