Виды международного банковского кредита, их развитие в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение видов международного банковского кредита, а также выявление неиспользуемого потенциала международного кредитного рынка для финансирования национальной экономики.
Для этого решаются следующие задачи:
- изучение теоретико-методологических аспектов понятия «международный кредит», «международный кредитный рынок» «международные кредитные отношения»;
- рассмотрение видов международного банковского кредитования;
- проведение анализа использования ресурсов международного кредитного рынка в национальной экономике Республики Беларусь;

Содержание

Введение….…………………………………………………………………………..4
1. Экономическая сущность международного банковского кредита и его виды………………………………………….……………………………………….6
1.1 Понятие и экономическая сущность международного кредита……….……6
1.2 Виды и формы международного кредита……………………………….……8
1.3 Структура международного кредитного рынка…………………………….10
1.4 Сущность международных кредитных отношений и их роль в финанси-ровании национальной экономики……………..………………………..………..13
2. Анализ использования финансовых ресурсов международного кредитного рынка в Республике Беларусь……………...………………………………………16
2.1 Анализ кредитования реального сектора экономики Республики Беларусь…………………………………………………………………….……….16
2.2 Анализ использования международных кредитных ресурсов банковской системой Республики Беларусь……………………………………………………22
3. Способы привлечения международных кредитных ресурсов в национальную экономику Республики Беларусь………………………………………………….25
3.1 Проектное финансирование как инструмент привлечения финансовых ресурсов в реальный сектор экономики…………………………………………..25
3.2 Выпуск еврооблигаций как источник финансирования дефицита бюджета……………………………………………………………………………..28
3.3 Расширение ресурсной базы банков за счет международного кредитного рынка………………………………………………………………………………...32
Заключение………………………………………………………………………….35
Список использованных источников……………...……………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая по ДКБ.doc

— 337.50 Кб (Скачать)

     В Республике Беларусь проектное финансирование предоставляет большие возможности, чем традиционное кредитование. Это обусловлено гибкостью и многообразием применяемых им схем и решений. Комбинирование схем в ряде случаев позволяет различными способами снижать риски кредиторов и инвесторов, избегая при этом прямых заимствовании из государственного бюджета, что имеет огромное значение в условиях острой потребности в инвестициях и ограниченности бюджетных средств.

     Проектное финансирование в Беларуси не имеет  таких перспектив развития, как в  России, где банки участвуют в  финансировании проектов по добыче нефти, газа, других полезных ископаемых. Маломощными являются коммерческие банки республики, которые не в состоянии кредитовать крупномасштабные проекты. Поэтому проектное финансирование в Беларуси должно носить отчетливо выраженный интеграционный характер с привлечением зарубежных финансовых ресурсов.

     Самый распространенный вариант проектного финансирования в Республике Беларусь - выдача кредитов на строительство объектов недвижимости. Ими могут быть офисные здания, гостиницы, гипер - и супермаркеты, автозаправочные станции, крупные объекты жилищного строительства. Вместе с тем сферу проектного финансирования следует существенно расширить за счет интегрированного кредитования других крупных и вместе с тем высокодоходных проектов. Такими могут быть проектные решения апробированных новейших технологий [14, с.64]. 

     3.2 Выпуск еврооблигаций,  как источник финансирования  дефицита бюджета 

     Одной из главных задач, стоящих перед  правительством Республики Беларусь и Министерством финансов, – привлечение внешних источников финансирования дефицита республиканского бюджета.

     В декабре 2007 г. от синдиката международных банков I получен дебютный 12-месячный кредит в размере 32 млн. доля, США со спрэдом (премией за риски) к плавающей ставке Libor +4,25 процентных пункта [15, c.12]. На дату подписания соглашения процентная ставка по кредиту составила 8,92% годовых, тем не менее, план 2007 года по внешнему финансированию дефицита республиканского бюджета выполнен всего лишь на 28,1%.

     В декабре 2008 г. также привлечен 12-месячный международный синдицированный кредит, но уже в размере 65 млн. евро и со спрэдом к плавающей ставке Euribor +3,50 п.п. На дату подписания соглашения процентная ставка по кредиту составила 7,24% годовых, однако этого все равно недостаточно.

     Мировой опыт свидетельствует, что альтернативой  международным синдицированным  кредитам может выступить такая  форма заимствования частного иностранного капитала, как международные облигационные  займы. Отличие международных облигационных займов от международных синдицированных кредитов в том, что в качестве основных заемщиков выступают национальные правительства. В 2007 г. на них приходилось 46% объема привлеченных средств за счет международных облигационных займов, которые, главным образом, представлены еврооблигациями. В начале 2004 г. их доля составляла 84,9% рынка международных облигаций [15, c.12].

     Еврооблигации доступны инвесторам практически любой  страны. Их рынок обеспечивает высокую мобильность капитала в международном масштабе, т.к. привлекает огромное количество заемщиков и инвесторов. Эти бумаги обеспечивают инвесторам большую диверсификацию финансовых портфелей, более высокие доходы за вычетом налогов, чем те, которые они получили бы при размещении средств в национальные ценные бумаги. Еврооблигации отличают сравнительная простота операций и быстрота получения средств. Выпуск еврооблигаций - более стабильный источник заимствования во времена кризисов, чем банковские кредиты.

     Еврооблигации являются активным источником привлечения  долгосрочных кредитных ресурсов, поскольку отличаются от синдицированных кредитов большими объемами и сроками заимствования. По данным одного из лидеров среди ведущих менеджеров по размещению еврооблигаций французского банка BNP Paribas, типичные условия заимствования в форме международного синдицированного кредита и еврооблигационного займа отображены в таблице.

     Еврооблигации предлагают национальным правительствам более выгодные условия заимствования  по сравнению с международными синдицированными кредитами. Кроме того, стоимость заимствования посредством еврооблигаций для национального правительства, как правило, меньше, чем для других национальных заемщиков: предприятий, банков.

     Однако  основным недостатком еврооблигаций  является более высокий уровень  информационной асимметрии относительно кредитоспособности заемщика.

     Так как сегодня на рынке международных  облигационных займов кредиторы  представлены большим числом, чем  на рынке синдицированных кредитов, то они в большей степени определяют правила игры, с которыми приходится считаться заемщикам. Поэтому получение кредитного рейтинга при международном облигационном заимствовании носит фактически обязательный характер.

     В настоящее время 124 государства из числа 191 страны-члены ООН имеют хотя бы один кредитный рейтинг, 24 страны имеют по одному рейтингу, 26 - по два, а 74 обладают тремя рейтингами, что является максимально возможным числом.

     Значение  кредитного рейтинга выражается латинскими буквами с уточняющими буквами или символами. Любое значение рейтинга имеет свою интерпретацию. Рейтинги подразделяются на три отдельные категории: инвестиционная (ААА/Ааа, АА/Аа, А/А, ВВВ/Ваа), неинвестиционная, или спекулятивная (ВВ/Ва, В/В), и категoрия дефолта (ССС/Саа, СС, С/Са, SD, D). Путем снижения значении рейтинга до определенных отметок рейтинговые агентства могут объявлять дефолты по долговым обязательствам.

     Выпуски еврооблигаций без рейтингов  размещались национальными правительствами преимущественно в первой половине 90-х гг. XX века. Однако усиление конкуренции среди заемщиков на международном облигационном рынке во второй половине 90-х и в начале XXI века привело к тому, что правительства, размещающие свои дебютные международные облигационные выпуски, старались получить перед размещением два, а то и три рейтинга.

     В ноябре 1996 г. Россия совершила свой первый публичный облигационный заем после 1917 г. (на сумму 1 млрд. долл. США, на 5 лет и под годовую купонную ставку 9,25%). В октябре 1996 г. она получила кредитные рейтинги от агентств «Стэндард энд Пурз», «Мудиз Инвесторе Сервиз» и «Фитч Рэйтингз». До этого РФ были размещены два частных облигационных выпуска на внешних рынках.

     В настоящее время получение суверенного  кредитного рейтинга является крайне важным начальным этапом подготовки публичного выпуска национальным правительством международных облигаций. Его значение оказывает влияние не только на стоимость заимствования, но и на размер комиссии ведущего менеджера за размещение. Регрессионный анализ 129 суверенных облигационных займов в долларах США, размещенных с период с апреля 2003 г. по декабрь 2006 г. на Лондонской фондовой бирже, дает следующие результаты: такие три фактора, как значение суверенного рейтинга (агентства «Стэндардэнд Пурз») на момент выпуска, срок обращения и объем займа на 74,6% объясняют размер доходности к погашению на момент выпуска. При этом в значительно большей степени статистически значимым является кредитный рейтинг [15, c.14].

     21 августа 2007 года международное  рейтинговое агентство Standard&Poor's присвоило Республике Беларусь долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте – «В+»; краткосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте – «В»; долгосрочный кредитный рейтинг в национальной валюте – «ВВ»; краткосрочный кредитный рейтинг в национальной валюте – «В». Прогноз изменения рейтингов – «Стабильный» [17]. Рейтинги Республики Беларусь отражают чрезвычайно высокий уровень суверенных условных обязательств вследствие сильной роли государства в экономике; слабую внешнюю ликвидность с покрытием резервами счета текущих операций значительно меньше одного месяца в 2006 году, а также низкую предсказуемость политического выбора вследствие чрезвычайной централизации политической системы [19]. Если бы Правительство Республики Беларусь разместило дебютный публичный облигационный заем на внешних рынках в начале текущего года, то даже при самом низком из вновь присваиваемых рейтингов (В-/ВЗ), а также с учетом надбавки за дебют (по данным МВФ, это как минимум 0,30%) доходность к погашению на момент размещения составила бы 7-8%.

     Несмотря  на рост базисных процентных ставок, значительный спрос на еврооблигации, особенно эмитентов с неинвестиционными рейтингами, приводит к снижению спрэдов, что в конечном итоге сохраняет на международном облигационном рынке достаточно выгодные условия для заимствования.

     Так, по состоянию на 2 марта 2009г. средняя доходность к погашению по обращающимся на Штутгартской фондовой бирже (занимает второе место в Германии после Франкфуртской) облигациям иностранных правительств с рейтингами группы В составила 6,27% (средний спрэд - 2,36%), а с рейтингами группы ВВ - 5,59% (средний спрэд -1,67%) [15, с.14].

     Если  стоимость заимствования по второму  международному синдицированному кредиту  считается приемлемой для республики, то таковой можно считать и  прогнозируемую стоимость заимствования по еврооблигациям (7-8%). Даже если стоимость заимствования по еврооблигационному займу будет несколько выше, чем по синдицированному кредиту, объем еврооблигационного займа составит не 32 или 65 млн., а может быть 250-500 млн. при сроке обращения более трех лет.

     Использование правительством еврооблигационных  займов позволит покрыть потребность  во внешнем финансировании дефицита республиканского бюджета на вполне приемлемых для республики условиях.

     Кроме того, достаточно высокий запас финансовой безопасности страны и низкий уровень дефицита республиканского бюджета позволят прибегать к этому источнику для повышения объема государственных инвестиционных ресурсов. Это весьма актуально, учитывая то, что предприятия с наибольшей долей износа активной части основных производственных фондов находятся в государственной собственности, а также то, что внутренний финансовый рынок не характеризуется достаточной емкостью, а доля прямых иностранных инвестиций и иностранных кредитов в объеме инвестиций в основной капитал сохраняется на низком уровне, и для правительства стоимость заимствования посредством еврооблигаций будет существенно ниже, чем для других национальных заемщиков.

     Если  же в течении года после присвоения рейтинга выпуск не состоится, это будет  свидетельствовать о неэффективном использовании валютных средств республиканского бюджета. Ведь вознаграждение агентству только за присвоение рейтинга составляет 80-90 тыс. долл. США. При выпуске в течение 12 месяцев после присвоения рейтинга за его использование при публичном размещении ничего платить не придется. По истечении льготного периода за выпуск необходимо выплатить порядка 0,03% от объема займа. Получается, что в случае выпуска займа объемом 500 млн. евро в рамках льготного периода экономия составит 150 тыс. евро [15, c.15].

     Кроме того, отсутствие выпуска не позволит рассчитывать на скорое повышение рейтинга. Опыт ряда стран показывает, что  одним из эффективных способов повышения  значения рейтинга является демонстрация своевременного и полного выполнения своих публичных долговых обязательств.

     Таким образом, получение суверенного  кредитного рейтинга Правительством Республики Беларусь должно обязательно рассматриваться как начальный этап публичного выпуска еврооблигационного займа. Это позволит профинансировать дефицит республиканского бюджета и повысить объем государственных инвестиционных ресурсов на приемлемых для страны условиях [15, c.15]. 

     3.3 Расширение ресурсной  базы банков за  счет международного  кредитного рынка 

     Одно  из направлений, которое успешно  разрабатывается банками для расширения ресурсной базы, - это заимствование средств на зарубежном финансовом рынке.

     В последнее время белорусские  банки наряду с кредитами (займами), депозитами, векселями начали привлекать средства от нерезидентов в иностранной валюте с помощью иных форм, например, синдицированных кредитов и кредитных нот двух видов - Credit Linked Notes (CLN) и Loan Participation Notes (LPN). В перспективе - появление еврооблигаций и Initial public offering (IPO) [10, с.38].

     Международные синдицированные кредиты - кредиты, предоставляемые несколькими кредиторами одному заемщику. Они не требуют обязательного получения рейтинга, хотя наличие рейтинга желательно, поскольку способствует снижению процентной ставки и увеличению количества кредиторов [11, с.72].

     По  сравнению с привлечением стандартного двустороннего кредита все условия  синдицированного кредита единообразны для каждого кредитора и позволяют  заемщику снизить трудозатраты на обслуживание долга. Сумма кредита не ограничена нормативами и возможностями одного банка, что позволяет привлекать значительные денежные средства. Синдицированный кредит, являясь публичным продуктом, позволяет укрепить кредитную историю и репутацию как заемщика, так и кредиторов. При необходимости привлечения кредитов от нерезидентов в сжатые сроки, по сравнению с кредитными нотами, еврооблигация и IPO, синдицированные кредиты могут стать приемлемыми способами заимствования.

     Кредитные ноты - форма привлечения средств на открытом рынке. Выпуск осуществляется в форме ценных бумаг, эмитированных юридическими лицами-нерезидентами, выплаты по которым напрямую зависят от исполнения обязательств по подлежащему активу (например, по кредиту, выданному нерезидентом белорусскому банку). В данном случае инвестор, приобретающий CLN или LPN, принимает на себя риск белорусского банка. Его доход зависит от того, исполнит ли белорусское кредитное учреждение свои обязательства по лежащему в основе CLN или LPN кредиту.

Информация о работе Виды международного банковского кредита, их развитие в Республике Беларусь