Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:17, контрольная работа
Безналичные расчеты за товары и услуги осуществляются в различных формах, каждая из которых имеет специфические особенности в движении расчетных документов. Расчет представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, к числу которых относятся способ платежа и соответствующий ему документооборот. Под документооборотом понимается система оформления, использования и движения расчетных документов и денежных средств.
Безналичные расчеты за товары
и услуги осуществляются в различных
формах, каждая из которых имеет
специфические особенности в
движении расчетных документов. Расчет
представляет собой совокупность взаимосвязанных
элементов, к числу которых относятся
способ платежа и соответствующий
ему документооборот. Под документооборотом
понимается система оформления, использования
и движения расчетных документов
и денежных средств. В него входят:
выписка грузоотправителем
До недавнего времени
основной формой безналичных расчетов
являлась акцептная форма, совершаемая
на основе платежных требований поставщиков.
Преобладающая роль акцептной формы
объяснялась тем, что она в
большей степени, чем другие формы
расчетов, соответствовала принципам
организации безналичных
В соответствии с действующим законодательством в современных условиях допускается использование следующих форм безналичных расчетов:
- платежные поручения;
- платежные требования-поручения;
- чеки;
- аккредитивы;
- векселя.
Формы расчетов между плательщиком
и получателем средств
Взаимные претензии по
расчетам между плательщиком и получателем
платежа рассматриваются обеими
сторонами без участия
Претензии к банку, связанные
с выполнением расчетно-
Первый экземпляр расчетного документа должен быть обязательно подписан должностными лицами, имеющими право распоряжаться счетом в банке и иметь оттиск печати. Списание средств со счета плательщика производится только на основании первого экземпляра расчетного документа.
Расчетные документы (кроме чеков) выписываются, как правило, с использованием технических средств в один прием под копирку. Чеки выписываются от руки чернилами или шариковыми ручками.
Расчетные документы принимаются банками к исполнению в течение операционного дня банка (операционный день устанавливается до 13 часов). Документы, принятые банком от клиентов в операционное время, проводятся им по балансу в этот же день.
Платежное поручение представляет собой письменное распоряжение владельца счета банку о перечислении определенной денежной суммы его счета (расчетного, текущего, бюджетного, ссудного) на счет другого предприятия-получателя средств в том же или другом одногороднем или иногороднем учреждении банка.
Возможности применения в
расчетах платежных поручений
При расчетах за
товары и услуги платежные поручения
используются в следующих случаях:
- за полученные товары и оказанные
услуги прямого акцепта товара при условии
ссылки в поручении на номер и дату товарно-транспортного
документа, подтверждающего получение
товаров или услуг плательщиком;
- для платежей в порядке предварительной
оплаты и услуг (при условии ссылки в поручении
на номер договора, соглашения, контракта,
в которых предусмотрена предварительная
оплата);
- для погашения кредиторской задолженности
по товарным операциям;
- при расчетах за товары и услуги по решениям
суда и арбитража;
- при арендной плате за помещения;
- платежи транспортным, коммунальным,
бытовым предприятиям за эксплуатационное
обслуживание и др.
В расчетах по нетоварным
операциям платежные поручения
используются для:
- платежей в бюджет;
- погашения банковских ссуд и процентов
по ссудам;
- перечисления средств органам государственного
и социального страхования;
- взносов средств в уставные фонды при
учреждении АО, товариществ и т.п.;
- приобретения акций, облигаций, депозитных
сертификатов, банковских векселей;
- уплаты пени, штрафов, неустоек и т. д.
Платежное поручение принимается банком к исполнению только при наличии достаточных средств на счете плательщика. Для совершения платежа может использоваться также ссуда банка при наличии у хозоргана права на ее получение.
Поручение действительно в течение 10 дней со дня его выписки (день выписки в расчет не принимается). Схема документооборота при расчетах платежными поручениями за фактически полученный товар, оказанные услуги, выполненные работы выглядит следующим образом (рис.1).
Рис. 1 Схема документооборота при расчетах платежными поручениями
При постоянных и равномерных поставках товаров и оказании услуг покупатели могут рассчитываться с поставщиками платежными поручениями в порядке плановых платежей. В этом случае расчеты осуществляются не по каждой отдельной отгрузке или услуге, а путем периодического перечисления средств со счета покупателя на счет поставщика в конкретные сроки и в определенной сумме на основе плана отпуска товаров и услуг на предстоящий месяц, квартал.
Расчеты плановыми платежами
- прогрессивная форма
После проверки банком правильности оформления поручения производится списание средств со счета плательщика. При отсутствии средств на счете покупателя в день наступления срока планового платежа платежное поручение принимается банком в картотеку неоплаченных расчетных документов с оприходованием по внебалансовому счету “Расчетные документы, не оплаченные в срок”. Оплата его производится по мере поступления средств на счет плательщика после первоочередных платежей в бюджет, пенсионный фонд, фонд занятости населения и фонд обязательного медицинского страхования.
Расчеты платежными поручениями
имеют ряд достоинств по сравнению
с другими формами расчетов: относительно
простой и быстрый
Платежное требование-поручение представл
Платежное требование-поручение выписывается поставщиком на основании фактической отгрузки продукции или оказания услуг на стандартизированном бланке в трех экземплярах и вместе с отгрузочными документами направляется в банк покупателя для оплаты. Возможен прием требований-поручений и на инкассо (в банке поставщика).
Инкассо - это банковская операция, посредством которой банк по поручению своего клиента получает причитающиеся ему денежные средства от других организаций и предприятий на основе товарных, расчетных и денежных документов. При инкассовой услуге банк поставщика сам пересылает платежные требования-поручения в банк плательщика через органы связи спецпочтой. При взаимной договоренности между поставщиком и покупателем и их банками в целях ускорения расчетов почтовая пересылка документов из банка поставщика в банк плательщика заменяется передачей их содержания по телетайпу или телефаксу. Инкассовые услуги поставщика предоставляются клиенту за комиссионное вознаграждение.
Отечественная банковская практика знает разные формы акцепта: положительный и отрицательный, предварительный и последующий, полный и частичный.
Положительный акцепт - форма акцепта, при которой плательщик обязан по каждому расчетному документу, содержащему требование поставщика на оплату, заявить в письменной форме либо свое согласие на оплату, либо отказ от акцепта.
Отрицательный акцепт - форма акцепта, при которой плательщик письменно уведомляет банк только об отказе акцепта. Не заявленные в условленный срок отказы расцениваются банком как согласие плательщика на оплату (молчаливый акцепт).
Предварительный акцепт означает, что плательщик свое согласие на оплату требования поставщика дает до списания денег с его счета. При этом расчетный документ считается акцептованным, если плательщик не заявил банку об отказе в течение трех рабочих дней. При этом день поступления расчетного документа в банк во внимание не принимается. Оплата производится на следующий день по истечении срока акцепта.
Последующий акцепт предусматривает немедленную оплату расчетных документов по мере их поступления в банк в течение операционного дня банка.
Заявленный плательщиком отказ может быть полным или частичным и обязательно должен быть мотивирован.
Традиционными мотивами
отказов от акцепта являются следующие:
- товар не заказан;
- счет бестоварный;
- отсутствует согласованная цена;
- отгрузка по ненадлежащему адресу, а
также другие мотивы, связанные с нарушением
договорных обязательств со стороны поставщика.
Как правило, мотив отказа от акцепта должен быть подтвержден ссылками на соответствующие пункты договора между поставщиком и покупателем.
Для акцептования платежного
требования-поручения
При частичном отказе от
оплаты в платежном требовании-
В случае отказа полностью
или частично оплатить платежное
требование-поручение
Расчеты платежными требованиями-поручениями, которые являются новой для нашей банковской практики формой безналичных расчетов (введена в 1990 г.), можно оценить как перспективные, так как они отвечают финансовым и хозяйственным интересам поставщиков и покупателей и укрепляют договорные отношения в хозяйстве: ускоряется выписка расчетных документов, так как их оформление осуществляет сам получатель платежа, (поставщик) сразу после отгрузки продукции или оказания услуг; поставщик имеет возможность на время отвлечения средств из хозяйственного оборота в отгруженные товары получить в банке факторинговый кредит (рис.2).
Рис. 2. Схема документооборота при расчетах
за товары и услуги платежными требованиями-поручениями
Чек - письменное распоряжение плательщика своему банку уплатить с его счета держателю чека определенную денежную сумму. Различают денежные чеки и расчетные чеки.
Денежные чеки применяются для выплаты держателю чека наличных денег в банке (например, на заработную плату, хозяйственные нужды, командировочные расходы, закупки сельхозпродуктов и т. д.).
Расчетные чеки - это чеки, применяемые для безналичных расчетов. Расчетный чек - это документ установленной формы, содержащий безусловный письменный приказ чекодателя своему банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Расчетный чек, как и платежное поручение, оформляется плательщиком, но в отличие от платежного поручения чек передается плательщиком предприятию-получателю платежа в момент совершения хозяйственной операции, которое и предъявляет чек в свой банк для оплаты. Расчетные чеки могут быть покрытыми и непокрытыми.
Покрытые расчетные чеки - это чеки, средства по которым предварительно депонированы клиентом-чекодателем на отдельном банковском счете “Расчетные чеки”, что обеспечивает гарантию платежа по данным чекам.
Непокрытые расчетные чеки - чеки, платежи по которым гарантируются банком. В этом случае банк гарантирует чекодателю при временном отсутствии средств на его счете оплату чеков за счет средств банка.
В настоящее время, согласно указаниям ЦБР, предусматривается использование в расчетах только покрытых расчетных чеков.
Для получения расчетных
чеков клиент обращается в обслуживающий
его коммерческий банк с заявлением
по установленной форме, где указываются
количество чеков и сумма общей
потребности в расчетах чеками. На
основании этих данных определяется
лимит одного чека, который должен
быть проставлен на оборотной стороне
каждого чека. Заявление на выдачу
чеков подписывается