Виды безналичных расчетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:17, контрольная работа

Описание работы

Безналичные расчеты за товары и услуги осуществляются в различных формах, каждая из которых имеет специфические особенности в движении расчетных документов. Расчет представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, к числу которых относятся способ платежа и соответствующий ему документооборот. Под документооборотом понимается система оформления, использования и движения расчетных документов и денежных средств.

Работа содержит 1 файл

безналичные расчеты.docx

— 89.76 Кб (Скачать)
  1. Формы безналичных расчетов.

Безналичные расчеты за товары и услуги осуществляются в различных  формах, каждая из которых имеет  специфические особенности в  движении расчетных документов. Расчет представляет собой совокупность взаимосвязанных  элементов, к числу которых относятся  способ платежа и соответствующий  ему документооборот. Под документооборотом  понимается система оформления, использования  и движения расчетных документов и денежных средств. В него входят: выписка грузоотправителем счета-фактуры  и передача его другим участникам расчетов; движение расчетного документа  между учреждениями банков; содержание расчетного документа и его реквизиты; сроки составления расчетного документа  и порядок предъявления его в  банк и    т. п.

До недавнего времени  основной формой безналичных расчетов являлась акцептная форма, совершаемая  на основе платежных требований поставщиков. Преобладающая роль акцептной формы  объяснялась тем, что она в  большей степени, чем другие формы  расчетов, соответствовала принципам  организации безналичных расчетов, действовавшим в условиях административно-командной  системы управления.

В соответствии с  действующим законодательством  в современных условиях допускается  использование следующих форм безналичных расчетов:

- платежные поручения; 
- платежные требования-поручения; 
- чеки; 
- аккредитивы; 
- векселя.

Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются ими самими в хозяйственных договорах (соглашениях).

Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем  платежа рассматриваются обеими сторонами без участия банковских учреждений. Спорные вопросы решаются в суде, третейском суде и арбитраже.

Претензии к банку, связанные  с выполнением расчетно-кассовых операций, направляются клиентами в  письменной форме в обслуживающий  их банк. Сами банки ведут переписку  по этим претензиям между собой при  участии РКЦ.

Первый экземпляр расчетного документа должен быть обязательно  подписан должностными лицами, имеющими право распоряжаться счетом в  банке и иметь оттиск печати. Списание средств со счета плательщика  производится только на основании первого  экземпляра расчетного документа.

Расчетные документы (кроме  чеков) выписываются, как правило, с  использованием технических средств  в один прием под копирку. Чеки выписываются от руки чернилами или  шариковыми ручками.

Расчетные документы принимаются  банками к исполнению в течение  операционного дня банка (операционный день устанавливается до 13 часов). Документы, принятые банком от клиентов в операционное время, проводятся им по балансу в  этот же день.

Платежное поручение представляет собой письменное распоряжение владельца счета банку о перечислении определенной денежной суммы его счета (расчетного, текущего, бюджетного, ссудного) на счет другого предприятия-получателя средств в том же или другом одногороднем или иногороднем учреждении банка.

Возможности применения в  расчетах платежных поручений многообразны. С их помощью осуществляются расчеты  в хозяйстве как по товарным, так и по нетоварным операциям. При этом все нетоварные платежи совершаются исключительно платежными поручениями.

При расчетах за товары и услуги платежные поручения  используются в следующих случаях: 
- за полученные товары и оказанные услуги прямого акцепта товара при условии ссылки в поручении на номер и дату товарно-транспортного документа, подтверждающего получение товаров или услуг плательщиком; 
- для платежей в порядке предварительной оплаты и услуг (при условии ссылки в поручении на номер договора, соглашения, контракта, в которых предусмотрена предварительная оплата); 
- для погашения кредиторской задолженности по товарным операциям; 
- при расчетах за товары и услуги по решениям суда и арбитража; 
- при арендной плате за помещения; 
- платежи транспортным, коммунальным, бытовым предприятиям за эксплуатационное обслуживание и др.

В расчетах по нетоварным операциям платежные поручения  используются для: 
- платежей в бюджет; 
- погашения банковских ссуд и процентов по ссудам; 
- перечисления средств органам государственного и социального страхования; 
- взносов средств в уставные фонды при учреждении АО, товариществ и т.п.; 
- приобретения акций, облигаций, депозитных сертификатов, банковских векселей; 
- уплаты пени, штрафов, неустоек и т. д.

Платежное поручение принимается  банком к исполнению только при наличии  достаточных средств на счете  плательщика. Для совершения платежа  может использоваться также ссуда  банка при наличии у хозоргана  права на ее получение.

Поручение действительно  в течение 10 дней со дня его выписки (день выписки в расчет не принимается). Схема документооборота при расчетах платежными поручениями за фактически полученный товар, оказанные услуги, выполненные работы выглядит следующим образом (рис.1).

 

Рис. 1 Схема документооборота при расчетах платежными поручениями

При постоянных и равномерных  поставках товаров и оказании услуг покупатели могут рассчитываться с поставщиками платежными поручениями  в порядке плановых платежей. В  этом случае расчеты осуществляются не по каждой отдельной отгрузке или услуге, а путем периодического перечисления средств со счета покупателя на счет поставщика в конкретные сроки и в определенной сумме на основе плана отпуска товаров и услуг на предстоящий месяц, квартал.

Расчеты плановыми платежами - прогрессивная форма перечисления платежей, так как в своей основе имеет встречное движение денег  и товаров. Это ведет к ускорению  расчетов, снижению взаимной дебиторско-кредиторской задолженности, упрощает технику расчетов, дает возможность предприятиям и организациям заранее планировать свой платежный оборот.

После проверки банком правильности оформления поручения производится списание средств со счета плательщика. При отсутствии средств на счете  покупателя в день наступления срока  планового платежа платежное  поручение принимается банком в  картотеку неоплаченных расчетных  документов с оприходованием по внебалансовому счету “Расчетные документы, не оплаченные в срок”. Оплата его производится по мере поступления средств на счет плательщика после первоочередных платежей в бюджет, пенсионный фонд, фонд занятости населения и фонд обязательного медицинского страхования.       

Расчеты платежными поручениями  имеют ряд достоинств по сравнению  с другими формами расчетов: относительно простой и быстрый документооборот, ускорение движения денежных средств, возможность предварительно проверить  качество оплачиваемых товаров или  услуг, возможность использовать данную форму расчетов при нетоварных платежах.

Платежное требование-поручение представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании приложенных к нему отгрузочных и товарных документов стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

Платежное требование-поручение  выписывается поставщиком на основании  фактической отгрузки продукции  или оказания услуг на стандартизированном  бланке в трех экземплярах и вместе с отгрузочными документами направляется в банк покупателя для оплаты. Возможен прием требований-поручений и  на инкассо (в банке поставщика).

Инкассо - это банковская операция, посредством которой банк по поручению своего клиента получает причитающиеся ему денежные средства от других организаций и предприятий на основе товарных, расчетных и денежных документов. При инкассовой услуге банк поставщика сам пересылает платежные требования-поручения в банк плательщика через органы связи спецпочтой. При взаимной договоренности между поставщиком и покупателем и их банками в целях ускорения расчетов почтовая пересылка документов из банка поставщика в банк плательщика заменяется передачей их содержания по телетайпу или телефаксу. Инкассовые услуги поставщика предоставляются клиенту за комиссионное вознаграждение.

Отечественная банковская практика знает разные формы акцепта: положительный и отрицательный, предварительный и последующий, полный и частичный.

Положительный акцепт - форма акцепта, при которой плательщик обязан по каждому расчетному документу, содержащему требование поставщика на оплату, заявить в письменной форме либо свое согласие на оплату, либо отказ от акцепта.

Отрицательный акцепт - форма акцепта, при которой плательщик письменно уведомляет банк только об отказе акцепта. Не заявленные в условленный срок отказы расцениваются банком как согласие плательщика на оплату (молчаливый акцепт).

Предварительный акцепт означает, что плательщик свое согласие на оплату требования поставщика дает до списания денег с его счета. При этом расчетный документ считается акцептованным, если плательщик не заявил банку об отказе в течение трех рабочих дней. При этом день поступления расчетного документа в банк во внимание не принимается. Оплата производится на следующий день по истечении срока акцепта.

Последующий акцепт предусматривает немедленную оплату расчетных документов по мере их поступления в банк в течение операционного дня банка.

Заявленный плательщиком отказ может быть полным или частичным  и обязательно должен быть мотивирован.

Традиционными мотивами отказов от акцепта являются следующие: 
- товар не заказан; 
- счет бестоварный; 
- отсутствует согласованная цена; 
- отгрузка по ненадлежащему адресу, а также другие мотивы, связанные с нарушением договорных обязательств со стороны поставщика.

Как правило, мотив отказа от акцепта должен быть подтвержден  ссылками на соответствующие пункты договора между поставщиком и  покупателем.

Для акцептования платежного требования-поручения плательщику  дается три рабочих дня (не считая дня поступления его в банк плательщика).

При частичном отказе от оплаты в платежном требовании-поручении  в графе “Сумма к платежу” плательщик проставляет ту сумму, которую согласен оплатить.

В случае отказа полностью  или частично оплатить платежное  требование-поручение плательщик оформляет  сопроводительное письмо (извещение) с  мотивировкой отказа от акцепта. Если отказ частичный, то сопроводительное письмо передается плательщиком в обслуживающий  его банк вместе с оформленным  платежным требованием-поручением для пересылки его вместе с  последним в банк поставщика. В  случае полного отказа от акцепта  платежное требование-поручение  вместе с сопроводительным письмом  возвращается к поставщику, минуя  банк.

Расчеты платежными требованиями-поручениями, которые являются новой для нашей  банковской практики формой безналичных  расчетов  (введена в 1990 г.), можно оценить как перспективные, так как они отвечают финансовым и хозяйственным интересам поставщиков и покупателей и укрепляют договорные отношения в хозяйстве: ускоряется выписка расчетных документов, так как их оформление осуществляет сам получатель платежа, (поставщик) сразу после отгрузки продукции или оказания услуг; поставщик имеет возможность на время отвлечения средств из хозяйственного оборота в отгруженные товары получить в банке факторинговый кредит (рис.2).

 
Рис. 2. Схема документооборота при расчетах за товары и услуги платежными требованиями-поручениями

Чек - письменное распоряжение плательщика своему банку уплатить с его счета держателю чека определенную денежную сумму. Различают денежные чеки и расчетные чеки.

Денежные чеки применяются  для выплаты держателю чека наличных денег в банке (например, на заработную плату, хозяйственные нужды, командировочные  расходы, закупки сельхозпродуктов и т. д.).

Расчетные чеки - это чеки, применяемые для безналичных расчетов. Расчетный чек - это документ установленной формы, содержащий безусловный письменный приказ чекодателя своему банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Расчетный чек, как и платежное поручение, оформляется плательщиком, но в отличие от платежного поручения чек передается плательщиком предприятию-получателю платежа в момент совершения хозяйственной операции, которое и предъявляет чек в свой банк для оплаты. Расчетные чеки могут быть покрытыми и непокрытыми.

Покрытые расчетные  чеки - это чеки, средства по которым предварительно депонированы клиентом-чекодателем на отдельном банковском счете “Расчетные чеки”, что обеспечивает гарантию платежа по данным чекам.

Непокрытые расчетные  чеки - чеки, платежи по которым гарантируются банком. В этом случае банк гарантирует чекодателю при временном отсутствии средств на его счете оплату чеков за счет средств банка.

В настоящее время, согласно указаниям ЦБР, предусматривается  использование в расчетах только покрытых расчетных чеков.

Для получения расчетных  чеков клиент обращается в обслуживающий  его коммерческий банк с заявлением по установленной форме, где указываются  количество чеков и сумма общей  потребности в расчетах чеками. На основании этих данных определяется лимит одного чека, который должен быть проставлен на оборотной стороне  каждого чека. Заявление на выдачу чеков подписывается руководителем  предприятия, главным бухгалтером  и заверяется печатью.

Информация о работе Виды безналичных расчетов