Вексельное обращение

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Вексель- разновидность кредитных денег, уже несколько столетий применяющийся в мировой торговой практике, и только в последние шесть лет осваивается российскими предприятиями и банками на внутреннем рынке, хотя в России, как показывает история и существовала нормативная база для его использования. Вексельное обращение становиться особенно актуально в наше время взаимных неплатежей.

Содержание

Введение
1. Основы вексельного обращения
1.1. История становления вексельного обращения
1.2. Вексель в международной практике
1.3. Вексельное право в России (понятия, нормы и положения)
2. Вексельное обращение в современных условиях
2.1. Государство и его работа с векселями
2.2. Операции банков и предприятий с векселями
2.3. Ситуация на вексельном рынке Чувашии
3. Возможные перспективы развития вексельного обращения
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курс. ВЕКСЕЛ.ОБРАЩЕНИЕ.doc

— 198.00 Кб (Скачать)

      Акцептованный вексель - вексель, имеющий акцепт плательщика (трассата) на его оплату, оформляемый надписью типа "акцептован", "принят", "обязуюсь оплатить" или просто подписью плательщика. Последний становится акцептантом - главным вексельным должником, отвечающим за оплату в установленный срок. В случае неплатежа держатель векселя имеет право на прямой иск против акцептанта. Акцепт должен быть безусловным, но может быть ограничен частью вексельной суммы (частичный акцепт).

       Аваль - это данная третьим лицом полная или частичная гарантия уплатить указанную сумму в случае неоплаты её плательщиком. Аваль дается на векселе или на добавочном листе. Выражается словами "считать за аваль" или всякой иной равнозначной формулой. Для аваля достаточно одной лишь подписи. В авале должно быть указано, за чей счет он дан. При отсутствии такого указания он считается данным за векселедателя. Оплачивая вексель, авалист приобретает права, вытекающие из  векселя, против того, за кого он дал гарантию.

      На  практике, при работе с векселем очень важным является вопрос о том, что происходит при неоплате векселя и что необходимо делать.

      Вексель должен предъявляться к платежу  либо непосредственно в день, когда  он должен быть оплачен, либо в один из двух следующих рабочих дней. При неоплате векселя в срок отказ  от платежа должен быть своевременно (на следующий день после истечения даты платежа по векселю, но не позже 12 часов следующего дня) удостоверен в нотариальной конторе, т.е. следует заявить протест в неплатеже (Приложение № 3) (однако этого можно не делать, если в векселе есть оговорка "без расходов (протеста)"). После этого в течение четырех рабочих дней, векселедержатель может предъявить претензии индоссантам (если они были) и выставителю векселя. Каждый индоссант должен в течение двух рабочих дней после получения соответствующего извещения сообщить его суть своему индоссанту; одновременно извещаются авалисты (в данном случае действует следующее правило: по векселю солидарно обязаны перед ремитентом все те, кто поставил на нем свою подпись, за исключением индоссантов, поместивших слова "без оборота на меня"). При этом держатель векселя имеет право предъявления иска ко всем этим лицам вместе и к каждому в отдельности, причем без соблюдения последовательности, в которой они обязались; такое же право принадлежит каждому, подписавшему вексель, после того как он его оплатил. Если же векселедержатель не предъявил своевременно вексель к оплате, не опротестовал его при необходимости в соответствующие сроки, то он теряет свои права на предъявление претензий к трассанту, всем индоссантам и авалисту (но не к самому должнику). И в конечном счете при неоплате векселя дело передается в суд. 

2. Вексельное обращение  в современных  условиях

2.1. Государство и  его работа с  векселями

      Рынок векселей России в настоящей время- загадка экономики. Даже соответствие на законодательном уровне мировым "стандартам" не говорит о всё ясности и понятности. В следствие этого и было принято решение об учреждении Федеральной комиссии по  ценным бумагам, которая смогла бы разобраться во всех функциональных вопросах.

      Федеральная комиссия по рынку  ценных бумаг (ФКЦБ России) является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков.

      ФКЦБ  России создана в соответствии с ФЗ «О рынке ценных бумаг» [5] и Указом Президента Российской Федерации от 01.06.1996г., подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации, является коллегиальным органом и состоит из 6 человек. Члены ФКЦБ России назначаются и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

      ФКЦБ  России разрабатывает основные направления  развития фондового рынка, координирует деятельность государственных органов по вопросам его регулирования, устанавливает требования к проспектам эмиссии и операциям с ценными бумагами, лицензирует различные виды профессиональной деятельности на рынке. В функции Комиссии входит контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг и их саморегулируемыми организациями требований законодательства Российской Федерации, а также стандартов и правил, утвержденных ФКЦБ России.

      Деятельность  Комиссии направлена на развитие российского  рынка ценных бумаг, обеспечение защиты прав субъектов фондового рынка - инвесторов, эмитентов, профессиональных участников. Поэтому особое внимание ФКЦБ России уделяет совершенствованию нормативной правовой базы фондового рынка, повышению информационной прозрачности, открытости рынка.

      Результатом деятельности столь важного органа находим например: "Положение об обращении бездокументарных простых векселей"[6], "Положение о сертификации операторов системы обращения бездокументарных простых векселей", "Стандарт деятельности участников системы обращения бездокументарных простых векселей". Однако если рассмотреть даже только название ... бездокументарных простых векселей, мы обнаруживаем странную безграмотность ФКЦБ России, которая обязалась в точности исполнять законы и положения [1], где говориться (п.1.3) об обязательности бумажного носителя. Потому неудивительно, что через четыре месяца опубликования этих положений выходит телеграмма ЦБ РФ (Приложение № 6), где говориться о несоответствии термина и понятия бездокументарный- Женевской конвенции. Поэтому непонятно, чего дальше ждать от этого государственного органа.

      Рассмотрим  государственные казначейские векселя и обязательства, которые были выпущены под реализации различных проектов и ликвидацию задолженностей.

      К марту 1994 года задолженность государства предприятиям-поставщикам составляла порядка 11 триллионов рублей. При этом каждый рубль государственного долга стимулировал 2-3 рубля долгов предприятий. Пытаясь разрешить эту проблему хотя бы частично безинфляционным способом, Правительство РФ решило переоформить 10% своей задолженности в казначейские векселя 1994г. Министерства финансов РФ [7]. Объем выпуска векселей составил 1100 млрд. рублей. Векселя выпускались сериями с единой датой выпуска и погашения внутри серии, сроком на один  год от даты составления. Вексельная сумма составила 14 миллионов рублей и ею была оформлена государственная задолженность в 10 миллионов рублей, то есть доходность векселей составила 40% годовых.

      Центральный банк РФ выступает генеральным агентом по размещению, обращению и погашению векселей. Он хранит их бланки без выдачи на руки владельцам и регистрирует все сделки по их купле-продаже.

      Выпуск  Казначейских Обязательств, представляющих собой в сущности те же векселя, только еще больше похожие на ГКО, преследовал ту же цель - безэмиссионно сократить дефицит федерального бюджета и погасить задолженность государства перед предприятиями.

      Эмитентом Казначейских Обязательств является Министерство финансов, которое выпускает их сериями, устанавливая объем и даты эмиссий. Внутри серии обязательства имеют единые даты выпуска, погашения, номинальную стоимость и процентную ставку. Эти параметры могут изменяться при новой эмиссии.

      Казначейские  обязательства выпускаются в  бездокументарной форме в виде записей на счетах "депо" в депозитариях. Каждый выпуск оформляется двумя сертификатами, один из которых хранится в Министерстве финансов, а другой в соответствующем депозитарии.

Обращение Казначейских обязательств допускается  в ограниченной и неограниченной формах. К числу ограничений могут относиться: обязательность использования КО только для погашения кредиторской задолженности, передача только юридическим лицам, минимальное число "передаточных надписей", сроки предъявления к погашению и обмену на налоговые освобождения.

      Использование КО для налоговых освобождений является наиболее привлекательной их стороной, так как в этом случае они абсолютно  ликвидны. Суть их в том, что государство  погашает часть своих долгов перед  предприятием путем зачета (не взимания) платежей в федеральный бюджет.

      Казначейское  налоговое освобождение является именным  и не подлежит передаче другому предприятию. К зачету принимаются вся сумма  недоимок в федеральный бюджет на дату представления освобождения.

      Государственные векселя  не были встречены на ура, однако вслед за первой эмиссией последовали новые. Так например имеем проект поддержки коммерческих банков.

"О  выпуске векселей  Министерства финансов  Российской Федерации  для восстановления  коммерческим банкам  собственных кредитных  ресурсов взамен  погашенных ими  централизованных  кредитов и процентов  по ним ЦБ России ...(с  изменениями на 29 апреля 1996 года)", Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 21.08.1995 №92, где в частности говориться:

 1. Для  восстановления собственных кредитных  ресурсов коммерческим банкам, осуществившим  в 1992 - 1994 годах кредитование организаций  агропромышленного комплекса, организаций потребительской кооперации, а также организаций, осуществляющих завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, обеспечить в рамках верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1995 год выпуск с 1 сентября 1995 года свободно обращающихся простых векселей Министерства финансов Российской Федерации в размере задолженности заемщиков по централизованным кредитам и процентам по ним по состоянию на 1 апреля 1995 года, образовавшейся в результате погашения с их корреспондентских счетов централизованных кредитов и процентов по ним Центральному банку Российской Федерации без уплаты средств заемщиками.

 2. Определить  следующие параметры эмиссии:

 - общая  сумма выпуска векселей определяется подтвержденным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также отдельными коммерческими банками, являвшимися непосредственными получателями централизованных кредитных ресурсов, размером превышения задолженности по централизованным кредитам и процентам по ним, числящейся на лицевых счетах организаций агропромышленного комплекса, потребительской кооперации, а также организаций, осуществляющих завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности в обслуживающих их коммерческих банках по состоянию на 1 апреля 1995 года над размером этой задолженности коммерческих банков Центральному банку Российской Федерации, образовавшейся в результате погашения с их корреспондентских счетов централизованных кредитов и процентов по ним Центральному банку Российской Федерации без уплаты средств заемщиками;

 - срок  обращения - 10 лет начиная с  1 сентября 1995 года по 31 августа 2005 года включительно;

 - срок  погашения - равными долями от сумм задолженности ссудозаемщиков по централизованным кредитам и процентам по ним по состоянию на 1 апреля 1995 года в течение восьми лет начиная с 1 сентября 1998 года по 31 августа 2005 года включительно;

 - процентная  ставка - 10 процентов годовых, включаемая в номинальную сумму векселя за целое число лет его обращения от момента выпуска до срока погашения;

      В связи с этим удивляет телеграмма ЦБ РФ (Приложение № 5), об ограничении  приёма ЦБ у комбанков векселей серии  АПК, а затем практика переучёта  практически сводится на нет.

Тем не менее затем получает своё развитие проект поддержки АО "Камаз":

"О  выпуске векселей  Министерства финансов  Российской Федерации  для переоформления  обязательств акционерного  общества "Камаз"  перед коммерческими  банками в задолженность по бюджетной ссуде Министерству финансов Российской Федерации", Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 10.04.1996 №197, где читаем:

 1. Для  переоформления обязательств АО "КамАЗ" перед коммерческими  банками России, осуществившими  в 1994 - 1995 гг. кредитование АО "КамАЗ" на восстановление мощностей по производству двигателей и стабилизацию производства, обеспечить в рамках верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации, определенного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1996 год, выпуск свободно обращающихся простых векселей Министерства финансов Российской Федерации в размере обязательств АО "КамАЗ" перед коммерческими банками, определенном  п.4 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1996 г. N 139.

 2. Определить  следующие параметры эмиссии:

 - общий  объем выпуска векселей составляет 1745524998828 рублей с учетом уплаты  процентов по имеющейся задолженности  в размере 1/3 учетной ставки  Центрального банка Российской  Федерации на момент подписания Соглашения о переоформлении обязательств АО "КамАЗ" по кредитным договорам с коммерческими банками в задолженность по бюджетной ссуде Министерству финансов Российской Федерации...

      То  есть наблюдается активная и благоразумная  деятельность государства. 

2.2. Операции банков  и предприятий  с векселями

Информация о работе Вексельное обращение