Валютный контроль внешнеторговых операций

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 15:17, реферат

Описание работы

Целью курсовой работы является всестороннее изучение вопросов, связанных понятием и сущностью валютного регулирования и валютного контроля, субъектами и объектами последних, их непосредственным осуществлением.
Достижение цели предполагает решение нескольких задач:
изучить основные нормативно-правовые акты в сфере валютного регулирования и валютного контроля;
ознакомиться с авторскими статьями по теме;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..………3 ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ………………………………………………………………………..5
1.1. Валютное регулирование: основные функции, задачи, механизмы………………...5
1.2. Цель и направления валютного контроля………………………………………… ….7
1.3. Валютное регулирование в РФ в настоящее время и перспективы развития ……...8
ГЛАВА 2. СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ…………………………………………………………………..…..14
2.1. Субъекты валютного регулирования и валютного контроля………………………14
2.2. Объекты валютного регулирования и валютного контроля……………………….20
ГЛАВА 3. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ…………………………23
3.1. Валютный контроль при экспортных поставках…………………………………....25
3.2. Валютный контроль при импортных поставках……………………………….……26
Заключение…………………………………………………………………………………28
Список литературы………………………………………………………………………...39

Работа содержит 1 файл

Валютное регулирование и валютный контроль внешнеторговых операцийl.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

      •  документ о государственной  регистрации физического лица  в    качестве индивидуального предпринимателя;

      •    документы, удостоверяющие статус  юридического лица, -  для нерезидентов, документ о государственной регистрации  юридического лица - для резидентов;

      •        свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

      •    документы,   удостоверяющие   права  лиц   на   недвижимое    имущество;

      •    документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных  операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получении нерезидентом такого    документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

      •    уведомление налогового органа  по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;

      •    регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с настоящим Федеральным законом;

      •    документы (проекты  документов), являющиеся основанием для проведения  валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления  юридического лица; документы,  содержащие    сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы,    подтверждающие факт передачи  товаров (выполнения работ,  оказания    услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе  исключительных  прав  на  них,  акты государственных органов;

      •    документы, оформляемые и выдаваемые кредитными  организациями,    включая банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;

      •    таможенные  декларации, документы,  подтверждающие ввоз  в Российскую  Федерацию валюты Российской Федерации, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;

      •    паспорт сделки.

      Агенты  валютного контроля  вправе требовать  представления    только  тех  документов,   которые  непосредственно  относятся   к    проводимой валютной операции.

      Все документы должны быть действительными на день представления агентам валютного контроля. По запросу агента валютного контроля представляются  надлежащим образом заверенные  переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в  какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от    государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц - нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные  официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях,  предусмотренных международным договором Российской Федерации.

      Органы  валютного контроля, налоговые органы, осуществляющие  в соответствии  с настоящим Федеральным  законом предварительную регистрацию, в пределах своей компетенции  обязаны  рассматривать заявления резидентов о предварительной регистрации, требуемой в соответствии с настоящим Федеральным законом,  и принимать решение о предварительной регистрации либо об отказе в предварительной    регистрации.

      Агенты  валютного контроля и их должностные  лица обязаны:

      •     осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов   валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

      •   представлять органам валютного контроля  информацию о валютных  операциях, проводимых с их участием,  в порядке, установленном актами валютного   законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.

      Органы  и агенты  валютного контроля  представляют  органу    валютного  контроля,  уполномоченному  Правительством   Российской    Федерации, необходимые  для осуществления  его функций  документы  и    информацию   в   объеме   и   порядке,   которые   устанавливаются    Правительством Российской Федерации по согласованию с  Центральным    банком Российской Федерации.

      Органы  и агенты валютного контроля и их должностные лица несут    ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за  неисполнение  функций,   установленных настоящим Федеральным законом,  а также за  нарушение  ими  прав  резидентов и нерезидентов.5 

      2.2.Объекты  правового  регулирования  в валютной системе  России 

      Объектом  валютного регулирования являются валютные ценности. Согласно п.5 ст. 1 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» к валютным ценностям относятся иностранная валюта  и внешние  ценные бумаги.

      Теперь  более подробно рассмотрим состав валютных ценностей. Первым элементом является иностранная валюта. Законодательство определяет иностранную валюту как:

      •    денежные  знаки  в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в  обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории  соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также  изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

      •   средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

      Вторым  элементом понятия валютные ценности являются внешние ценные бумаги -  ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с  Законом к внутренним ценным бумагам.

      Законодатель  исключил из состава валютных ценностей драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий, природные драгоценные камни - алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий.

      Также объектом правового регулирования  в данной сфере являются валютные операции.  К валютным операциям согласно п.9 ст.1 вышеупомянутого Федерального закона законодатель отнес:

      1. Приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование  валютных ценностей в качестве средства  платежа. Правовой режим валютных операций между резидентами определяет ст. 9 Закона № 173-ФЗ.

      2. Приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и  отчуждение резидентом в пользу нерезидента  либо нерезидентом в пользу резидента  валютных ценностей, валюты  Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на   законных основаниях, а также использование валютных  ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

      3. Приобретение  нерезидентом у  нерезидента и отчуждение нерезидентом  в  пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних  ценных бумаг на  законных  основаниях, а также использование валютных ценностей,  валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства    платежа.

      4. Ввоз на таможенную территорию  Российской Федерации и  вывоз    с таможенной территории  Российской  Федерации валютных  ценностей,    валюты Российской Федерации  и внутренних ценных бумаг. Правовой режим ввоза и вывоза валютных ценностей регулируется ст. 15 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

      Ввоз  в  Российскую Федерацию иностранной  валюты и  внешних    ценных бумаг в  документарной форме  осуществляется резидентами  и    нерезидентами   без   ограничений   при   соблюдении    требований    таможенного законодательства Российской Федерации.

      5.  Перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации,  на  счет  (раздел  счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.

      В статье 19 ФЗ четко прописаны обязанности резидентов обеспечить репатриацию соответствующих валютных средств.

      Ст. 20 ФЗ говорит о том, что Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения учета и отчетности   по  валютным  операциям в соответствии с настоящим Федеральным законом может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.

      Паспорт  сделки должен  содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами.  Указанные сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов,  имеющихся  у резидентов.

      Паспорт сделки может использоваться органами и агентами валютного контроля для  целей осуществления валютного  контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом.6 

 

       ГЛАВА 3.. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ  

3.1. Валютный контроль  при экспортных  поставках

 

      Напомним, что экспорт товаров - это вид  таможенного режима, в соответствии с которым товары вывозятся с  таможенной территории Российской Федерации  без обязательства об их обратном ввозе. Участниками валютного контроля, осуществляемого при экспорте товаров, являются три категории субъектов: юридическое лицо, уполномоченный банк или иная кредитная организация, территориальный таможенный орган. При этом целью валютного контроля при экспорте товаров является предотвращение сокрытия выручки – денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации, переведенных или подлежащих переводу в пользу экспортера импортером-нерезидентом в качестве оплаты за экспортируемые по контракту товары.

      Валютный  контроль при экспорте основан на сопоставлении информации об общей  фактической стоимости по экспортному  контракту, дате перемещения товаров  через таможенную границу, сроках оплаты. Указанные сведения передаются экспортером  в таможенный орган или уполномоченный банк или иную кредитную организацию. Обязательным требованием валютного контроля при экспорте товаров субъектом внешнеэкономической деятельности на свой счет, открытый в уполномоченном банке в валюте Российской Федерации (рублевый счет) или иностранной валюте (валютный счет).

      Процесс валютного контроля при экспорте товаров предполагает прохождение  нескольких последовательных стадий, среди которых выделяют следующие.

  1. Предварительный валютный контроль при экспорте товаров. На данном этапе экспортер заполняет паспорт сделки и представляет его для подписания в уполномоченный банк, где проверяется достоверность содержащейся в паспорте сделки информации и соответствие условий внешнеторговой деятельности нормам действующего законодательства. Паспорт экспортной сделки – это основной документ, необходимый для проведения валютного контроля при экспорте товаров. На каждый внешнеторговый контракт оформляется один паспорт сделки. Данный паспорт оформляется в двух экземплярах: один экземпляр остается у экспортера, а второй передается в уполномоченный банк и служит основанием для открытия валютного контроля. В досье валютного контроля банком включаются следующие документы:
    • копия внешнеторгового контракта;
    • оригинал паспорта сделки;
    • грузовая таможенная декларация;
    • копия разрешения на предоставление отсрочки по поступлению валютной выручки и другие необходимые документы.
  2. Информационно-аналитический валютный контроль при экспорте товаров. На данном этапе пакет документов, составляющих досье валютного контроля, передается банком в таможенный орган для формирования карточки таможенно-банковского валютного контроля. Учетная карточка содержит информацию по одной произведенной отгрузке товаров экспортером. Учетная карточка после каждого заполнения передается таможенным органом банку, который вычисляет размер предполагаемой выручки. После этого учетная карточка вновь возвращается таможенному органу для внесения сведений об очередной отгрузке товаров. Кроме того, на данном этапе валютного контроля при экспорте товаров производится сопоставление и анализ сведений о дате фактического пересечения таможенной границы Российской Федерации и дате поступления денежных средств.
  3. Окончательный документальный валютный контроль при экспорте товаров. Данный этап валютного контроля является факультативным и имеет место быть лишь тогда, когда проводятся целевые проверки экспортеров по фактам непоступления валютной выручки, т.е. при наличии нарушений валютного законодательства.

Информация о работе Валютный контроль внешнеторговых операций