Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 15:17, реферат
Целью курсовой работы является всестороннее изучение вопросов, связанных понятием и сущностью валютного регулирования и валютного контроля, субъектами и объектами последних, их непосредственным осуществлением.
Достижение цели предполагает решение нескольких задач:
изучить основные нормативно-правовые акты в сфере валютного регулирования и валютного контроля;
ознакомиться с авторскими статьями по теме;
Введение……………………………………………………………………………..………3 ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ………………………………………………………………………..5
1.1. Валютное регулирование: основные функции, задачи, механизмы………………...5
1.2. Цель и направления валютного контроля………………………………………… ….7
1.3. Валютное регулирование в РФ в настоящее время и перспективы развития ……...8
ГЛАВА 2. СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ…………………………………………………………………..…..14
2.1. Субъекты валютного регулирования и валютного контроля………………………14
2.2. Объекты валютного регулирования и валютного контроля……………………….20
ГЛАВА 3. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ…………………………23
3.1. Валютный контроль при экспортных поставках…………………………………....25
3.2. Валютный контроль при импортных поставках……………………………….……26
Заключение…………………………………………………………………………………28
Список литературы………………………………………………………………………...39
За последние годы уже отменены валютные ограничения по некоторым операциям, связанным с движением капитала, в том числе ограничения ввоза капитала в форме прямых инвестиций и иностранных кредитов и займов, а также вывоза капитала в форме прямых инвестиций резидентов в страны ближнего зарубежья.
Для
дальнейшей либерализации и
В целях улучшения показателей платежного баланса и противодействия утечке капитала, следует сохранить действующие ограничения на вывоз капитала в форме предоставления резидентами долгосрочных валютных займов нерезидентам, осуществления ими прямых и портфельных зарубежных инвестиций, приобретению недвижимости за рубежом. При этом необходимо усовершенствовать процедуру выдачи разрешений Банка России во избежание неоправданных издержек, а также для повышения качества оценки целесообразности вывоза капитала.
Важным условием развития валютного регулирования является совершенствование нормативной базы, которая в настоящее время основывается на неоднократно изменявшемся и дополнявшемся законе «О валютном регулировании и валютном контроле», и включает несколько сотен подзаконных актов, изданных, главным образом, Банком России. Целостность, однозначность и простота нормативной базы являются одними из факторов развития рыночных валютных отношений и установления благоприятного инвестиционного климата.
Валютные
операции, не связанные с расчетами
между резидентами и
Обеспечение эффективного функционирования валютного рынка и поддержание стабильности курса рубля при режиме плавающего валютного курса являются одной из важнейших задач валютного регулирования. Значительная часть мер, осуществляемых Банком России в рамках прямого (административного) валютного регулирования в этой области, носит характер валютных ограничений, в основном оправданных и способствующих сокращению необоснованного спроса на валюту, такие как: запрет нецелевой покупки валюты юридическими лицами; необходимость наличия разрешения в случае, если операция, для которой покупается валюта, требует разрешения; ограничение срока использования купленной валюты; требование о депонировании эквивалентной суммы рублей при покупке валюты для авансовой оплаты импорта товаров, если применяемая форма расчетов не гарантирует ввоза товаров или возврата платежа.
Обоснованным представляется и установленное законом ограничение в виде требования об обязательной продаже резидентами 50% экспортной валютной выручки, которое необходимо для увеличения предложения валюты на внутреннем рынке в целях поддержания стабильности курса рубля. Отмена обязательной продажи валюты, рассматриваемая как часть радикальной либерализации валютного регулирования, на данном этапе нецелесообразна, так как создает угрозу резкого сокращения предложения валюты на внутреннем рынке и падения курса рубля. Кроме того, валюта, продаваемая на рынке в обязательном порядке, является основным источником формирования государственных валютных резервов, которые необходимы для решения одной из главных проблем — уплаты государственного внешнего долга.
Учитывая нестабильную внешнеэкономическую конъюнктуру, норму обязательной продажи валюты в ближайшей перспективе необходимо сохранить на прежнем уровне. При этом в целях повышения эффективности механизма обязательной продажи возможно устанавливать ее объемы и сроки не на уровне закона, а путем издания указов Президента по согласованию с Правительством и Банком России либо другим аналогичным способом, что позволит оперативно управлять данными нормативами в зависимости от экономической ситуации. В то же время ряд ограничений выглядят спорными. Прежде всего, это относится к разрешительному порядку покупки валюты для оплаты импорта большинства видов услуг, работ и результатов интеллектуальной деятельности. В настоящее время для этого требуется заключение Минфина об обоснованности платежей (кроме покупки валюты по контрактам на сумму до 10 тыс. долл.). Данный порядок был установлен в декабре 1999 г. для ограничения вывоза капитала по фиктивным импортным контрактам (ограничение самих платежей, в большинстве случаев относящихся к текущим операциям, было бы неправомерным).
Для
обхода данного ограничения
В данной ситуации целесообразно отменить ограничение, а для контроля за обоснованностью соответствующих платежей расширить практику проверок резидентов, чьи операции могут быть связаны с несанкционированным вывозом капитала. Для этого действующий порядок направления уполномоченными банками в Банк России информации об операциях по контрактам, имеющим признаки фиктивности (Указание Банка России № 500-У), возможно дополнить информированием о конкретных видах оплачиваемых работ и услуг, которые могут не иметь материального подтверждения (например, консультационные услуги) и потому наиболее удобны для несанкционированного вывоза капитала. Другое спорное ограничение, которое также целесообразно отменить, заключается в запрете покупки валюты для целей покупки ценных бумаг. Принимая во внимание, что операции резидентов с ценными бумагами, номинированными в иностранной валюте, сами по себе являются объектом жестких ограничений, не требуется дополнительно ограничивать их путем запрета покупки валюты для их осуществления. Необходимо также развивать инструменты косвенного, экономического валютного регулирования, к которым наряду с валютными интервенциями относятся проводимые центральным банком учетные операции, операции на открытом рынке, валютные свопы, ломбардные операции. Роль данных инструментов, используемых в мировой практике в валютном регулировании, будет возрастать по мере отмены валютных ограничений.3
Рассмотрим субъекты валютного регулирования и валютного контроля на примере Российской Федерации.
Субъектами валютной деятельности в РФ согласно ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» являются резиденты и нерезиденты.
К резидентам относятся:
К нерезидентам относятся:
Исчерпывающий перечень
Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.
В целях реализации функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.
Центральный банк Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, а также специально уполномоченные на то Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций, регулируемых настоящим Федеральным законом, без ограничений.
Согласно ст.23 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:
• проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
• проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
• запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.
Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:
• выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
• применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается:
• для представления агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков, - Правительством Российской Федерации;
• для представления уполномоченным банкам - Центральным банком Российской Федерации.
В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:
• документы, удостоверяющие личность физического лица;
Информация о работе Валютный контроль внешнеторговых операций