Валютный контроль внешнеторговых операций

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 15:17, реферат

Описание работы

Целью курсовой работы является всестороннее изучение вопросов, связанных понятием и сущностью валютного регулирования и валютного контроля, субъектами и объектами последних, их непосредственным осуществлением.
Достижение цели предполагает решение нескольких задач:
изучить основные нормативно-правовые акты в сфере валютного регулирования и валютного контроля;
ознакомиться с авторскими статьями по теме;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..………3 ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ………………………………………………………………………..5
1.1. Валютное регулирование: основные функции, задачи, механизмы………………...5
1.2. Цель и направления валютного контроля………………………………………… ….7
1.3. Валютное регулирование в РФ в настоящее время и перспективы развития ……...8
ГЛАВА 2. СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ…………………………………………………………………..…..14
2.1. Субъекты валютного регулирования и валютного контроля………………………14
2.2. Объекты валютного регулирования и валютного контроля……………………….20
ГЛАВА 3. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ…………………………23
3.1. Валютный контроль при экспортных поставках…………………………………....25
3.2. Валютный контроль при импортных поставках……………………………….……26
Заключение…………………………………………………………………………………28
Список литературы………………………………………………………………………...39

Работа содержит 1 файл

Валютное регулирование и валютный контроль внешнеторговых операцийl.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

      За  последние годы уже отменены валютные ограничения по некоторым операциям, связанным с движением капитала, в том числе ограничения ввоза капитала в форме прямых инвестиций и иностранных кредитов и займов, а также вывоза капитала в форме прямых инвестиций резидентов в страны ближнего зарубежья.

      Для дальнейшей либерализации и совершенствования  валютного регулирования целесообразно  отменить существующие ограничения  по таким капитальным операциям, как продажа резидентами нерезидентам за иностранную валюту акций, эмитированных  другими резидентами и номинированных в иностранной валюте, установив вместо разрешительного свободный порядок совершения данных операций. В настоящее время такая операция проводится свободно только резидентами-эмитентами акций и уполномоченными банками. Это ограничение необоснованно затрудняет привлечение иностранных инвестиций и развитие операций с акциями предприятий на вторичном рынке, ограничивает приток валюты.

      В целях улучшения показателей  платежного баланса и противодействия  утечке капитала, следует сохранить  действующие ограничения на вывоз капитала в форме предоставления резидентами долгосрочных валютных займов нерезидентам, осуществления ими прямых и портфельных зарубежных инвестиций, приобретению недвижимости за рубежом. При этом необходимо усовершенствовать процедуру выдачи разрешений Банка России во избежание неоправданных издержек, а также для повышения качества оценки целесообразности вывоза капитала.

      Важным  условием развития валютного регулирования  является совершенствование нормативной  базы, которая в настоящее время основывается на неоднократно изменявшемся и дополнявшемся законе «О валютном регулировании и валютном контроле», и включает несколько сотен подзаконных актов, изданных, главным образом, Банком России. Целостность, однозначность и простота нормативной базы являются одними из факторов развития рыночных валютных отношений и установления благоприятного инвестиционного климата.

      Валютные  операции, не связанные с расчетами  между резидентами и нерезидентами, большая часть которых не отражается в платежном балансе, предлагается считать самостоятельными категориями валютных операций и продолжать регламентировать путем установления режимов счетов резидентов за рубежом и счетов нерезидентов в России, а также порядка расчетов в валюте между резидентами на территории России, как это делается в настоящее время. При этом, в частности, возможно нормативным документом Банка России установить вместо разрешительного регистрационный порядок открытия в иностранных банках счетов для осуществления хозяйственных расходов на содержание зарубежных представительств юридических лиц — резидентов, что позволит упростить открытие таких счетов, не создав дополнительных предпосылок для утечки капитала.

      Обеспечение эффективного функционирования валютного рынка и поддержание стабильности курса рубля при режиме плавающего валютного курса являются одной из важнейших задач валютного регулирования. Значительная часть мер, осуществляемых Банком России в рамках прямого (административного) валютного регулирования в этой области, носит характер валютных ограничений, в основном оправданных и способствующих сокращению необоснованного спроса на валюту, такие как: запрет нецелевой покупки валюты юридическими лицами; необходимость наличия разрешения в случае, если операция, для которой покупается валюта, требует разрешения; ограничение срока использования купленной валюты; требование о депонировании эквивалентной суммы рублей при покупке валюты для авансовой оплаты импорта товаров, если применяемая форма расчетов не гарантирует ввоза товаров или возврата платежа.

      Обоснованным  представляется и установленное законом ограничение в виде требования об обязательной продаже резидентами 50% экспортной валютной выручки, которое необходимо для увеличения предложения валюты на внутреннем рынке в целях поддержания стабильности курса рубля. Отмена обязательной продажи валюты, рассматриваемая как часть радикальной либерализации валютного регулирования, на данном этапе нецелесообразна, так как создает угрозу резкого сокращения предложения валюты на внутреннем рынке и падения курса рубля. Кроме того, валюта, продаваемая на рынке в обязательном порядке, является основным источником формирования государственных валютных резервов, которые необходимы для решения одной из главных проблем — уплаты государственного внешнего долга.

      Учитывая  нестабильную внешнеэкономическую  конъюнктуру, норму обязательной продажи валюты в ближайшей перспективе необходимо сохранить на прежнем уровне. При этом в целях повышения эффективности механизма обязательной продажи возможно устанавливать ее объемы и сроки не на уровне закона, а путем издания указов  Президента по согласованию с Правительством и Банком России либо другим аналогичным способом, что позволит оперативно управлять данными нормативами в зависимости от экономической ситуации. В то же время ряд ограничений выглядят спорными. Прежде всего, это относится к разрешительному порядку покупки      валюты для оплаты импорта большинства видов услуг, работ и результатов интеллектуальной деятельности. В настоящее время для этого требуется заключение Минфина об обоснованности платежей (кроме покупки валюты по контрактам на сумму до 10 тыс. долл.). Данный порядок был установлен в декабре 1999 г. для ограничения вывоза капитала по фиктивным импортным контрактам (ограничение самих платежей, в большинстве случаев относящихся к текущим операциям, было бы неправомерным).

      Для обхода данного ограничения недобросовестным хозяйствующим субъектам достаточно лишь заключать фиктивные контракты на небольшие суммы или проводить расчеты на основании отдельных счетов на небольшие суммы без подписания контрактов. В этой связи указанное ограничение не столько препятствует «бегству» капитала, сколько затрудняет работу добросовестных участников внешнеэкономической деятельности.

      В данной ситуации целесообразно отменить ограничение, а для контроля за   обоснованностью   соответствующих платежей расширить практику проверок резидентов,  чьи   операции  могут быть связаны с несанкционированным вывозом  капитала. Для этого действующий порядок направления уполномоченными банками в Банк России информации об операциях   по   контрактам,    имеющим признаки фиктивности (Указание Банка России № 500-У), возможно дополнить информированием о конкретных видах оплачиваемых   работ и услуг, которые могут не иметь материального подтверждения    (например, консультационные услуги) и потому наиболее удобны для несанкционированного вывоза капитала. Другое спорное ограничение, которое также целесообразно отменить, заключается   в   запрете   покупки   валюты для целей покупки ценных бумаг. Принимая во внимание, что операции резидентов с ценными бумагами, номинированными  в  иностранной   валюте,  сами  по себе являются объектом жестких ограничений, не требуется дополнительно ограничивать их путем запрета покупки валюты для их осуществления. Необходимо также развивать инструменты косвенного, экономического валютного регулирования, к которым наряду с валютными интервенциями относятся проводимые центральным банком учетные операции, операции на открытом рынке, валютные свопы, ломбардные операции. Роль данных инструментов, используемых в мировой практике в валютном регулировании, будет возрастать по мере отмены валютных ограничений.3

 

ГЛАВА 2. Субъекты и  объекты валютного  регулирования и  валютного контроля

      2.1. Субъекты валютного  регулирования и валютного контроля

      Рассмотрим  субъекты валютного регулирования  и валютного контроля на примере  Российской Федерации.

      Субъектами  валютной деятельности  в РФ согласно ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» являются резиденты и нерезиденты.

      К резидентам относятся:

  • физические   лица,   являющиеся   гражданами   Российской    Федерации,   за   исключением   граждан   Российской    Федерации,    признаваемых постоянно  проживающими в  иностранном государстве  в    соответствии с законодательством этого государства;
  • постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
  • юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы,  представительства и иные  подразделения   резидентов – юридических лиц,  созданных    в   соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • дипломатические представительства, консульские учреждения Российской  Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации,   находящиеся за  пределами территории Российской Федерации, а также постоянные   представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;
  • Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные  образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным   законом  и принятыми в соответствии с ним иными федеральными  законами и другими    нормативными правовыми актами;4

      К нерезидентам относятся:

  • физические лица, не являющиеся резидентами, а именно – не являющиеся гражданами Российской Федерации,   за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно  проживающими в  иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства и постоянно проживающих в  Российской Федерации на  основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • юридические лица, созданные в соответствии с  законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
  • организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в    соответствии с законодательством иностранных государств и  имеющие    местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
  • аккредитованные в Российской  Федерации  дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства    указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
  • межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;
  • находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов;
  • иные лица, не являющиеся резидентами в соответствии с ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

        Исчерпывающий перечень органов,  осуществляющих валютное регулирование  в РФ и их статус определен законодателем в ст. 5 закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

      Органами  валютного  регулирования в  Российской  Федерации    являются Центральный  банк  Российской Федерации  и  Правительство    Российской Федерации.

      В целях   реализации   функций,   предусмотренных   настоящим    Федеральным законом,  Центральный банк  Российской  Федерации и    Правительство Российской   Федерации   издают   в  пределах  своей    компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для    резидентов и нерезидентов.

      Центральный  банк   Российской  Федерации,   Правительство    Российской Федерации,  а  также специально  уполномоченные  на  то    Правительством    Российской    Федерации    федеральные    органы    исполнительной власти  осуществляют  все виды  валютных операций,    регулируемых настоящим Федеральным законом, без ограничений.

      Согласно  ст.23 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле органы и агенты валютного контроля и их должностные лица  в    пределах своей компетенции  и в  соответствии с  законодательством    Российской Федерации имеют право:

      •    проводить проверки  соблюдения резидентами и  нерезидентами    актов валютного  законодательства  Российской  Федерации  и  актов    органов валютного регулирования;

      •    проводить  проверки  полноты   и  достоверности  учета   и    отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

      •    запрашивать  и  получать документы  и  информацию,  которые    связаны с  проведением  валютных операций,  открытием  и  ведением    счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам    органов и  агентов валютного  контроля не  может составлять  менее    семи рабочих дней со дня подачи запроса.

      Органы  валютного контроля и их должностные  лица в  пределах    своей  компетенции имеют право:

      •    выдавать  предписания  об устранении  выявленных  нарушений    актов  валютного  законодательства  Российской  Федерации  и  актов    органов валютного регулирования;

      •    применять   установленные   законодательством   Российской    Федерации  меры  ответственности  за  нарушение  актов   валютного    законодательства Российской  Федерации  и  актов органов  валютного    регулирования.

      Порядок    представления    резидентами   и   нерезидентами    подтверждающих документов и информации при осуществлении  валютных    операций агентам  валютного контроля устанавливается:

      •    для    представления   агентам   валютного   контроля, за исключением уполномоченных  банков,  -  Правительством  Российской    Федерации;

      •    для  представления  уполномоченным  банкам  -  Центральным    банком Российской Федерации.

      В целях осуществления  валютного контроля агенты  валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и  нерезидентов следующие документы  (копии    документов), связанные с проведением валютных операций,  открытием и ведением счетов:

      •    документы, удостоверяющие личность физического лица;

Информация о работе Валютный контроль внешнеторговых операций